II.
Актуализация знаний
|
Судья: Чтобы найти
обвиняемых, вытащите из конвертов карточки и разделите их попарно!
б в г д ж з п к ф ш с д т
л м н р й х ц ч щ
Уважаемые свидетели, что вы можете рассказать суду
об этих буквах?
Итак,
подсудимые сегодня - парные согласные по глухости-звонкости.
|
л м н р
й х ц ч щ
Свидетели рассказывают о
согласных звуках:
л м н р й - буквы непарных звонких согласных звуков
(сонорные)
х ц ч щ- буквы непарных глухих согласных звуков
б в ж г д з - буквы парных звонких согласных звуков.
п ф ш к т с – буквы парных глухих согласных звуков.
|
Карточки
с буквами.
Слайд 2
Слайд 3
|
III.
Постановка учебной проблемы
|
Судья: Прокурор, Вам
слово.
Судья: запишем дату,
классная работа.
Списываем слова в столбик.
Разберёмся в чем же дело?
Свидетели, Вам слово.
|
Прокурор:
Сколько можно говорить о парных звонких
и глухих согласных? Пусть все пишут так, как слышат. Замучили они детей:
слышится глухой звук, но пишется либо буква звонкого согласного, либо буква
глухого согласного -просто беда… Прошу посмотреть на концы слов и убедиться,
после записать слова в тетрадь.
(Раздаёт карточку, записать в тетрадь
слова)
Свидетели: в
первом столбике в конце слышится и пишется парный глухой согласный, а во
втором столбике в конце слышится глухой согласный, а пишется звонкий.
|
Карточка
Плот - [Т] - плод
Лук - [К] - луг
Карп - [П] - гриб
Шарф - [Ф]- лев
|
|
Давайте подытожим наш разговор: один и тот же звук обозначается в
корне слова разными буквами. Что мы должны разобрать на суде?
Что надо проверить?
Где надо проверить?
Как надо проверить?
Каким образом надо проверить?
Уважаемый прокурор, в чём вы обвиняете парные согласные?
Адвокаты, вам слово!
|
Прокурор: я обвиняю
парные согласные в том, что при одинаковом звучании в корне слова они пишутся
по-разному.
Адвокат:
ничего странного тут нет,
надо знать, о чём говоришь, и уметь проверять парные звонкие и глухие
согласные в корне слова.
|
На доске:
Что?
|
Где?
|
Как?
|
Каким
образом?
|
Надо проверить?
|
IV.
Применение знаний и умений в новой
ситуации
|
Судья: у свидетелей
есть показания, давайте послушаем.
Судья: чтобы понять, о чём говорило ПРАВИЛО, проведём несколько
следственных экспериментов. Прошу получить следственные материалы,
ознакомиться с их содержанием и выполнить в группах.
(Задания раздаются группам)
Эксперимент
№1
Игра
«Парные согласные по глухости - звонкости».
Слова с проверяемыми парными звонкими и глухими
согласными проверочные слова.
Эксперимент
№2.
«Узнай предмет». Запишите название предметов. Подчеркните в словах звонкие и
глухие согласные, которые надо проверить. Подберите проверочные слова.
Карандаш - проверочное
слово: карандаши
горо_ - проверочное
слово:
тетра_ - проверочное слово:
медве_ - проверочное
слово:
заво_ -
проверочное слово:
Эксперимент
№3.
Игра «Что это за дом?»
Слов с какой орфограммой больше всего
среди названий изображённых предметов? Запишите и подберите проверочные слова.
Эксперимент
№4.
Игра «Буква заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья, её найдите
И в свой домик приведите.
Судья: суду пришло
время отдохнуть. Прошу встать!
Физкультминутка
Поднимите руки (хлопните в ладоши), если
услышите слово с парным звонким или глухим звуком в корне слова.
Слова: берег, арбуз, слон, лев, стриж,
грач, голубь, сом, год.
Судья: свидетели, какое мнение у вас сложилось о парных звонких и глухих
согласных в корне слов?
Судья: Подсудимые,
так о чём вам рассказало ПРАВИЛО?
|
Свидетели разыгрывают диалог:
«В одном городе жили согласные звуки. Однажды между
звонкими и глухими согласными произошёл спор.
Звонкие согласные (с колокольчиком в руках):
В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД,
нужно писать в конце корня букву звонкого согласного звука.
Глухие согласные (в наушниках)
Нет, неправда. Нужно писать букву глухого
согласного.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как
говориться взять власть в свои руки.
Глухие согласные
Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ,
ОБЕД, в корне слова нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухого.
Звонкие замолчали. Ведь они не знали самого главного
– правила. И на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. Только вот
ПРАВИЛО это было глухонемое, поэтому никто ничего так и не понял. Так и
разошлись»
Групповая
работа
Группа №1
Группа
№2
Группа
№3
Группа
№4
Правильность выполнения экспериментов проверяют присяжные
заседатели.
Высказывают мнения
Свидетели:
Чтобы не путать звонких и глухих,
Прислушайтесь к звучанию согласных!
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить (читают наизусть)
Подсудимые рассказывают правило проверки парных согласных в корне слова.
ПРАВИЛО:
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова,
надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после
согласного стоял гласный звук или сонорный согласный. Например:
ДУБ - ДУБЫ
МОРОЗ - МОРОЗНЫЙ
|
Колокольчик и наушники.
Игра «Орфографический фоторобот»
Картинный словарь.
А.
В. Полякова «Превращения слов»
Домики
- в них слова с пропущенными буквами.
|
V.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция
|
Судья: прошу открыть Книгу Правил (учебник) на стр.17 и сверить ответ.
Судья: хорошо, найдите упражнение 320.
Запишите упр. 320 и приступайте к
выполнению.
|
Прокурор: А может, в книге правил написано по-другому?
Ученики находят, читают самостоятельно.
Прокурор: это ещё не доказательство того, что дети научились проверять
слова с парными согласными в корне слов. Прошу усложнить задание и провести
последний следственный эксперимент.
Выполняют упражнение. Работают в
тетрадях.
Взаимопроверка по образцу.
|
Слайд 5
|
VI.
Обобщение и систематизация знаний
|
Судья: для вынесения окончательного приговора прошу всех встать!
Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: звонкие и глухие согласные
оправдать и постоянно их проверять. Подсудимые, Вам последнее слово.
|
Адвокат: следственные эксперименты показали, что ребята теперь знают, как
проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слов.
Подсудимые:
Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
гласный рядом подставляй
следом за согласным,
и всё станет ясно
Зуб – на зубы, лёд – на льды
Будешь грамотным и ты.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.