Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание парных согласных в корне слова» (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание парных согласных в корне слова» (2 класс)

17


hello_html_m7a5fc2a9.gifhello_html_720d8e75.gifhello_html_m73965081.gifhello_html_m6f181d3a.gifhello_html_m3fa7d38b.gifhello_html_399416e3.gifhello_html_787cc967.gifhello_html_399416e3.gifhello_html_m2ddec8df.gifhello_html_m7ea078f4.gifКонспект открытого урока русского языка во 2Г классе «Правописание парных согласных в корне слова»

Форма урока

Урок - суд (урок нестандартной формы)

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма проведения

Групповая

Цель урока

Развитие умения сопоставлять произношение и написание слов с парной согласной в корне, подбирать проверочные слова.

Умения

Предметные: уметь объяснять правописание парных согласных в корне слова; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать своё мнение.

Личностные: умение оценить свою работу и работу товарища; умение находить причину успеха работы.

Примечание

Учитель заранее раздаёт слова ученикам для совместного ведения урока.

Технологическая карта урока





Этапы урока



Ход урока





Оборудование урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



  1. Организационный момент



Сегодня у нас необычный урок – урок-суд. Чтобы работа суда была плодотворной, надо всем участникам судебного процесса быть внимательными, активными, не мешать при показаниях.

Итак, суд идёт! Объявляю состав суда:
Судья – учитель;
Прокурор – 1 группа, 4ученика;
Адвокат – 2 группа,

4 ученика;
Подсудимые – 3 группа, 4ученика;
Свидетели – 4 группа, все остальные ученики;
Присяжные заседатели - гости нашего урока.



Приветствуют стоя.



Таблички на партах
























  1. Актуализация знаний



Судья: Чтобы найти обвиняемых, вытащите из конвертов карточки и разделите их попарно!

б в г д ж з п к ф ш с д т

л м н р й х ц ч щ



Уважаемые свидетели, что вы можете рассказать суду об этих буквах?



















Итак, подсудимые сегодня - парные согласные по глухости-звонкости.




б

в

ж

г

д

з

п

ф

ш

к

т

с





л м н р й х ц ч щ





Свидетели рассказывают о согласных звуках:

л м н р й - буквы непарных звонких согласных звуков (сонорные)
х ц ч щ- буквы непарных глухих согласных звуков

б в ж г д з - буквы парных звонких согласных звуков.

п ф ш к т с – буквы парных глухих согласных звуков.






Карточки с буквами.

Слайд 2

hello_html_7159a45d.png



Слайд 3

hello_html_46c8ff29.png



  1. Постановка учебной проблемы



Судья: Прокурор, Вам слово.



































Судья: запишем дату, классная работа.

Списываем слова в столбик.





Разберёмся в чем же дело?

Свидетели, Вам слово.





Прокурор:

Сколько можно говорить о парных звонких и глухих согласных? Пусть все пишут так, как слышат. Замучили они детей: слышится глухой звук, но пишется либо буква звонкого согласного, либо буква глухого согласного -просто беда… Прошу посмотреть на концы слов и убедиться, после записать слова в тетрадь.

(Раздаёт карточку, записать в тетрадь слова)













Свидетели: в первом столбике в конце слышится и пишется парный глухой согласный, а во втором столбике в конце слышится глухой согласный, а пишется звонкий.











Надо проверить?

Надо проверить?

Карточка



Плот - [Т] - плод

Лук - [К] - луг

Карп - [П] - гриб

Шарф - [Ф]- лев

































Давайте подытожим наш разговор: один и тот же звук обозначается в корне слова разными буквами. Что мы должны разобрать на суде?

Что надо проверить?

Где надо проверить?

Как надо проверить?

Каким образом надо проверить?



Уважаемый прокурор, в чём вы обвиняете парные согласные?







Адвокаты, вам слово!

























Прокурор: я обвиняю парные согласные в том, что при одинаковом звучании в корне слова они пишутся по-разному.



Адвокат: ничего странного тут нет, надо знать, о чём говоришь, и уметь проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова.







На доске:

Что?

Где?

Как?

Каким

образом?









Надо проверить?





































  1. Применение знаний и умений в новой ситуации



Судья: у свидетелей есть показания, давайте послушаем.















































































Судья: чтобы понять, о чём говорило ПРАВИЛО, проведём несколько следственных экспериментов. Прошу получить следственные материалы, ознакомиться с их содержанием и выполнить в группах.

(Задания раздаются группам)









Эксперимент №1

Игра «Парные согласные по глухости - звонкости».

Слова с проверяемыми парными звонкими и глухими согласными проверочные слова.



Эксперимент №2.

«Узнай предмет». Запишите название предметов. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные, которые надо проверить. Подберите проверочные слова.

Карандаш - проверочное слово: карандаши

горо_ - проверочное слово:

тетра_ - проверочное слово:

медве_ - проверочное слово:

заво_ - проверочное слово:



Эксперимент №3.

Игра «Что это за дом?»

Слов с какой орфограммой больше всего среди названий изображённых предметов? Запишите и подберите проверочные слова.



Эксперимент №4.

Игра «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы, друзья, её найдите

И в свой домик приведите.









Судья: суду пришло время отдохнуть. Прошу встать!

Физкультминутка

Поднимите руки (хлопните в ладоши), если услышите слово с парным звонким или глухим звуком в корне слова.

Слова: берег, арбуз, слон, лев, стриж, грач, голубь, сом, год.



Судья: свидетели, какое мнение у вас сложилось о парных звонких и глухих согласных в корне слов?























Судья: Подсудимые, так о чём вам рассказало ПРАВИЛО?











Свидетели разыгрывают диалог:

«В одном городе жили согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл спор.

Звонкие согласные (с колокольчиком в руках):

В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать в конце корня букву звонкого согласного звука.

Глухие согласные (в наушниках)

Нет, неправда. Нужно писать букву глухого согласного.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться взять власть в свои руки.

Глухие согласные

Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД, в корне слова нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухого.

Звонкие замолчали. Ведь они не знали самого главного – правила. И на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. Только вот ПРАВИЛО это было глухонемое, поэтому никто ничего так и не понял. Так и разошлись»





















Групповая работа











Группа №1















Группа №2































Группа №3





















Группа №4













Правильность выполнения экспериментов проверяют присяжные заседатели.























Высказывают мнения

Свидетели:

Чтобы не путать звонких и глухих,

Прислушайтесь к звучанию согласных!

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить (читают наизусть)



Подсудимые рассказывают правило проверки парных согласных в корне слова.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или сонорный согласный. Например:

ДУБ - ДУБЫ

МОРОЗ - МОРОЗНЫЙ





Колокольчик и наушники.











































































Игра «Орфографический фоторобот»









Картинный словарь.



















А. В. Полякова «Превращения слов»













Домики - в них слова с пропущенными буквами.







  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция









Судья: прошу открыть Книгу Правил (учебник) на стр.17 и сверить ответ.

















Судья: хорошо, найдите упражнение 320.

Запишите упр. 320 и приступайте к выполнению.











Прокурор: А может, в книге правил написано по-другому?



Ученики находят, читают самостоятельно.



Прокурор: это ещё не доказательство того, что дети научились проверять слова с парными согласными в корне слов. Прошу усложнить задание и провести последний следственный эксперимент.



Выполняют упражнение. Работают в тетрадях.





Взаимопроверка по образцу.







































Слайд 5

hello_html_35ad11f.png





  1. Обобщение и систематизация знаний















Судья: для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: звонкие и глухие согласные оправдать и постоянно их проверять. Подсудимые, Вам последнее слово.





Адвокат: следственные эксперименты показали, что ребята теперь знают, как проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слов.

















Подсудимые:

Если слышишь парный звук,

будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:
гласный рядом подставляй
следом за согласным,
и всё станет ясно

Зуб – на зубы, лёд – на льды

Будешь грамотным и ты.







  1. Рефлексия



Судья: ребята, выполняя сегодня задания, суд убедился в том:

Где?

Как?

Каким образом?





Сегодня все группы - участники нашего заседания получают медальон «Заслуженный деятель судебного заседания»



Оценивание своей работы с помощью светофорчиков.











Ответы по опорной схеме.





hello_html_m1ac6f34b.jpg

Заслуженный деятель

Судебного заседания







Слайд 6



hello_html_m17998286.png




Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание парных согласных в корне слова» (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе «Правописание парных согласных в корне слова»

Предметные: уметь объяснять правописание парных согласных в корне слова; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать своё мнение.

Личностные: умение оценить свою работу и работу товарища; умение находить причину успеха работы.

Автор Духанина Ольга Юрьевна
Дата добавления 08.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1237
Номер материала MA-064604
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓