Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание НЕ с именами прилагательными" 6 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание НЕ с именами прилагательными" 6 класс

Открытый урок в 7 классе

(С использованием новой технологии)


Тема урока: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о,


Цели урока:1. Образовательная: закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е;

- обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;

- выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2. Развивающая:

-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательная:

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал, фонозапись.


Содержание урока

  1. Оргмомент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.

\. 1. Ориентационно-мотивационный этап.

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Как вы это поняли?

2. Стадия вызова : заполните таблицу.

- Расскажите о наречии, используя вопросы таблицы. (1—4 вопр.)

- Итак, мы с вами повторили основные грамматические признаки наречий

Музыкальный диктант. Учащимся предлагается прослушать аудиозапись песни “Облака”, выписать все услышанные слова с НЕ, объяснить написание.

Мимо белого яблока луны

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда –то.

Облака! Белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки,

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне.

К нам неслышно опустится звезда,

И ромашка останется в ладони.

Облака! Белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки,

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.



-Какие части речи употреблены с НЕ? Как ? Какие еще существуют правила написания НЕ с прилагательными и существительными?

Фронтальный опрос:
- Что обозначает наречие как часть речи

- Чем отличается наречие от других частей речи?
- Какова синтаксическая роль наречия? (ученик: наречие в предложении является обстоятельством)
- На какие смысловые группы делятся наречия? Назовите эти группы и вопросы к ним. (ученик: образа действия – как?; времени – когда?; места – где?; причины – почему?; цели – зачем?; меры и степени – насколько?)

Этап мотивации и целеполагания. сформулировать проблемный вопрос или подвести учеников к самостоятельному формулированию проблемы.

Словарная работа: (не)был, (не)правильный, (не)отправленное вовремя письмо, ничуть (не)интересный, (не)занят, (не)лепый, (не)ряха, (не)успевая.

?


Неведомой, небу, неслышно, Не смотрите




Задание: спишите, раскрывая скобки и определяя части речи.

Учащиеся выполняют задание и обнаруживают, что среди слов НЕТ НИ ОДНОГО НАРЕЧИЯ С «НЕ».

Вопрос: зачем мы выполнили словарную работу, не включающую слова ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ?

Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на–о, -е

Сформулируйте, пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.

-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно?


Ответы: чтобы повторить правило; чтобы понять, что общего между орфограммами.


3. Открытие нового знания


- Хорошо. Молодцы. Теперь задание посложнее

Вам предложен материал для исследования. Проанализируйте. На основе анализа лексического материала сформулируйте правило слитного и раздельного написания НЕ в виде таблицы

Он говорил не вежливо, а грубо.

Такое встречается нередко.

Улыбается неискренне.

Мужчина выглядел нелепо.

Учиться далеко не скучно.

Проверка работы в парах.

Какое правило получили? Сравните свои выводы с материалом учебника.. ) Работа с учебником

Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имён существительных и прилагательных, или правила разные?

(на экране высвечивается таблица)

Можем ли мы утверждать, что наше правило верное? Доказали гипотезу?

Слитно

Раздельно

Если слово не употребляется без НЕ: неотлучно

Если в предложении есть противопоставление с союзом а: не хорошо, а плохо

Если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ: недалеко = близко

Если есть слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, ничуть не и другие: вовсе не аккуратно



- Молодцы, работали на совесть.

4.Этап закрепления

1.Опираясь на схему, найдите слова с ошибкой (задание выведено на слайде или раздаётся на парты):

а) поступить не правильно;

б) быть незамужем;

в) очень неосторожно;

г) сказал вовсе не уместно;

д) выглядеть невзрачно.

2. Распределительный диктант.

Учитель диктует словосочетания, ученики записывают их в разные столбики: слитно или раздельно с не (

Поглядывать несмело, неуклюже размахивать руками, вести себя некрасиво, отнюдь не воспитанно, неуверенно осматриваться по сторонам, беседовать не спокойно, а возбуждённо, не очень горячо отстаивать, слишком неуважительно обращаться, далеко не честно торговать, невысоко подпрыгнуть.


5.Этап контроля за усвоением материала.

. Тест по теме урока.

Работают самостоятельно, через 2 мин. проверяем и оцениваем).

Тестовые задания

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно, а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать

3. Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро,а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит



Распределите слова в два столбика (работа на доске и в тетрадях одновременно)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Не дружелюбно, а враждебно, нелегкий, невежливость, недюжинный, не дорогой, а дешевый, небурно, не вредно, а безвредно, недоверчивость, невозвратно, неразлучный, несерьезно, нерадивость, несостоятельно, немногословный, невежа, невзрачный.

Физкультминутка

Для проведения физкультминутки учащиеся должны встать со своих мест.

Если слово пишется с НЕ слитно, делаем кивок головой вперед, наклоняем туловище вперед, если слово пишется с НЕ раздельно, делаем кивок головой назад, наклоняем туловище назад.

  • (Модно придумать другие команды: встали – сели, кивок влево – вправо, хлопок в ладоши и т. д.) Дружно все ,ребята, встали.

  • Руки кверху все подняли.

  • Сладко-сладко потянулись.

  • Влево, вправо повернулись.

  • Раз нагнулись, два- нагнулись

  • Отдохнули и опять

Будем слушать и писать

Невежливость, взгляд не добрый, а злой, неискренность, не радость, а грусть, неразумный, далеко не просто, неаккуратно, отношения невраждебные, не глубокая, а мелкая.

- Составьте рассказ из 5-7 предложений на тему “Прекрасный день”, употребляя в нем наречия с НЕ.

-Заслушиваем некоторые рассказы.


-Игра «Крестики – нолики»


Класс делится на 2 команды, одна – крестики, другая - нолики.

Крестики заполняют игровое поле словами, в которых НЕ пишется слитно, нолики – словами, в которых НЕ пишется раздельно. Побеждает та команда, которая первой закроет линию по горизонтали, вертикали или диагонали. Игра проводится на доске. По окончании учащиеся записывают слова своей команды в тетрадь.






















Анализ текста

-А теперь обратимся к тексту. Они у вас на карточках. Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

(Двое учащихся выполняют задание на доске, объясняют)

Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело и…чезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.

Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.


-Что значит слово белёсый? От какого слова оно образовано?

(беловатый, тускло-белый)


-Прочитайте тест выразительно.

-Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи)

-Определите главную мысль.

(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)

-Найдите в тексте наречия и определите их значения.


постепенно.несмело исчезает-образ действия

благодарно говорит- образ действия

оттуда поднимается- место действия

ещё сумрачно – время

сумрачно – состояние природы

хорошо – состояние человека (слова-категории состояния)


-Какую роль в тексте они выполняют?

-Делают речь более чёткой и выразительной.

-Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание. (несмело)



- Задание на развитие быстроты реакции и мышления

-Соедините части слов, записанные в два столбика


  1. вовсе не 1) да

  2. не 2) довать

  3. недол 3) ливый

  4. неле 4) строит

  5. неправ 5) а злой

  6. него 6) да

  7. невеж 7) соко, а низко

  8. не ту 8) красиво

  9. не вы 9) по

10) не добрый 10) го



Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).


- Объясните правописание не с разными частями речи.

- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?



Релаксация (под ф/запись «шум моря»)

-Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.


Сядьте удобно, расслабьтесь.

Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…

Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза,. потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

Отработка навыка

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)


-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:


Ответ.

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много


Выборочный диктант

-Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.


Слитно

Раздельно

немножко

не вижу

небольшой

не выдаю

несколько

не знаю

неясно

не могу

неподвижность


невольно


неожиданность


немедленно







6.Подведение итогов и домашнее задание.

-О чём мы говорили на уроке?

-.Повторить параграф 13. выполнить упр. 231.


7. Рефлексия


-Ребята, вам понравился урок?

А теперь свои впечатления об уроке выразите


.














7


Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание НЕ с именами прилагательными" 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока. Правописание НЕ с наречиями

Тип урока. Знакомство с новым материалом

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.

Автор Ашмаева Надежда Николаевна
Дата добавления 29.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 801
Номер материала MA-060940
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓