Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "правописание гласных на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание гласных на конце наречий"

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать. 

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

- Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске:
ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

- Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

- Объясните смысл высказывания.

- Вы с этим высказыванием согласны?

- Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

- И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

- Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

-Верно.

Повторение о наречии.

- Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

                   обозначает    …

                   отвечает        …

                   в предложении может быть  …

                   может быть связано с  …

                   образовано  …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

- Как понять неизменяемая? ( не склоняется и не спрягается)

- Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

( - Нет, мы только начали с ними знакомиться.

- Готовы узнать что – то ещё о наречии?

( - Да.)

III. Открытие новых знаний.

Рубрика «Давайте подумаем» и проведём исследование.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

- Слова какой части речи записаны на доске?

- Докажите.

- Как они образованы?

- Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

- Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

- На какой вопрос вам предстоит ответить?

- Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

- Какова же тема нашего урока?

- Правописание гласных на конце наречий.

( Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий. )

Попробуем сформулировать цель урока:

  1. Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

  2. Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о , а в каких случаях суффикс – а)

  3. Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … ( приставками)

- Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

- Какие у вас есть предположения?

( В наречиях с приставками : в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

- Как проверить верно ли ваше предположение?

Рубрика « Тайна языка», уч. стр. 68

IV. Первичное закрепление нового знания.

  1. Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.


  1. Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

( Выделите приставки)

- Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

  1. Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

( Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

  1. Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

- Самооценка. Оцените свою работу:

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

- Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

- Прочитать отрывок из стихотворения "Точный адрес".

Мы живем недалеко. 
Нас найти совсем легко. 
Сперва направо вы пойдете, 
Потом налево повернете, 
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом. 
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

- Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

- Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

- Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

- С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

- Какой вывод вы сделали?

- Где можно использовать эти знания?

- Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.





Конспект урока по русскому языку на тему "правописание гласных на конце наречий"
  • Начальные классы
Описание:

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

- Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

- Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

- Объясните смысл высказывания.

- Вы с этим высказыванием согласны?

- Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

- И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

- Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

-Верно.

Повторение о наречии.

- Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

- Как понять неизменяемая? ( не склоняется и не спрягается)

- Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

( - Нет, мы только начали с ними знакомиться.

- Готовы узнать что – то ещё о наречии?

( - Да.)

III. Открытие новых знаний.

Рубрика «Давайте подумаем» и проведём исследование.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

- Слова какой части речи записаны на доске?

- Докажите.

- Как они образованы?

- Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

- Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

- На какой вопрос вам предстоит ответить?

- Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

- Какова же тема нашего урока?

- Правописание гласных на конце наречий.

( Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий. )

Попробуем сформулировать цель урока:

  • 1.Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)
  • 2.Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о , а в каких случаях суффикс – а)
  • 3.Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … ( приставками)
  • - Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей
  • Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.
  • - Какие у вас есть предположения?
  • ( В наречиях с приставками : в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.
  • - Как проверить верно ли ваше предположение?
  • Рубрика « Тайна языка», уч. стр. 68

IV. Первичное закрепление нового знания.

  • 1.Выполнение упражнения под руководством учителя.
  • (Проговаривается правило)
  • Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.
  • 2.Уч. стр. 68 Упр. 1.
  • Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.
  • ( Выделите приставки)
  • - Проверка по эталону на доске
  • изредка запросто
  • засветло начерно
  • досыта вправо
  • заново снова
  • 3.Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)
  • ( Записываем, продолжая столбики)
  • Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто
  • 4.Уч. стр. 68 Упр. 3
  • Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо
  • - Самооценка. Оцените свою работу:
  • Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)
  • Кто немного сомневался, « - / +»
  • Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

- Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

- Прочитать отрывок из стихотворения "Точный адрес".

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

- Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

- Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

- Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

- С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

- Какой вывод вы сделали?

- Где можно использовать эти знания?

- Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

… далеко … глубоко

… весело … высоко

Спасибо за урок.

Автор Хацкова Наталья Алексеевна
Дата добавления 15.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 772
Номер материала 59414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓