Обобщение
и систематизация изученного по теме
«Имя
существительное». 6 класс.
Цели урока:
образовательные
систематизировать и обобщить знания,
полученные по теме «Имя существительное»;
установить внутрипредметные связи с
другими темами курса и вывести их на рефлексивный уровень;
развивающие
обогатить словарный запас учащихся;
развивать логическое мышление, устную и
письменную речь учащихся;
воспитательные
пробудить интерес к родному языку.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: фронтальная,
индивидуальная.
Необходимое оборудование:
мультимедийный проектор, экран, персональный учительский компьютер,
разноуровневые и сигнальные карточки.
Ход
урока.
1. Оргмомент.
Сообщение темы. Целеполагание и постановка задач (совместная работа с детьми).
«Язык –
инструмент. Необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть», - утверждал М.
Горький (записать в тетради). Как вы понимаете это высказывание писателя? Согласны
ли вы с ним?
Но также очень
важно чувствовать язык, разбираться в его тонкостях. Посмотрим, как вам удастся
выполнить работу переводчика.
2. Этимологическая
разминка «Полиглоты».
На экране даны 4
слова: книга, время, вермишель, шампиньон. Нужно определить их значения
и установить соответствия, используя слова для справок (записать в тетради).
Книга (общеслав.)
– заимствовано из др. тюркского «свиток».
Время (ст. слав.)
– нечто вращающееся – от основы «вертеть».
Шампиньон (фр.),
от лат. «полевой».
Вермишель (итал.)
– «червячок».
Устно составляем с
этими словами предложения.
Что общего в этих
словах? (Имена существительные, заимствованные.) Какой словарь поможет нам
узнать происхождения слов? Назовите авторов некоторых из них. А что ещё общего
между этими словами в рамках морфологических признаков? (Нарицательные). Какие
слова составляют им пару. (Собственные.) Что они обозначают? Чем в написании
отличаются? Вы хорошо можете их различать? Посмотрим!
3. Игра «Светофор».
Нужно пропустить детишек к Собственной маме через дорогу. Пропускаем только
имена собственные! Слайд. Используем сигнальные карточки. Зелёный цвет –
собственные им. сущ., красный цвет - нарицательные им. сущ.
Зеркало, Евгений,
съёмка, долина, Мальвина, академия, «Здоровье», Вологда, жакет, «Китай-город»,
орёл, заря, Енисей, шёпот, Земля, эскалатор, калейдоскоп, Антарктида,
количество, росток.
Какие слова можно
написать дважды: с большой и маленькой буквы? Почему? Устно составьте с этими
словами предложения.
4.Найди
«четвёртое лишнее». На экране выведены задания, а в это время несколько
учеников выполняют разноуровневые карточки.
1 слайд.
·
кофе
·
тире
·
путь
·
авеню
Путь –
разносклоняемое существительное. Почему оно так называется? Какие ещё сущ.
относятся к разносклоняемым? Определим род остальных существительных, составим
с ними словосочетания и запишем.
2 слайд
Найдите
грамматическую ошибку.
·
много помидоров
·
нет полотенец
·
пять вёдер
·
нет туфлей
Поставьте слово в
форму им. пад. и правильно его произнесите.
3 слайд
·
МГИМО
·
чистюля
·
трусишка
·
непоседа
МГИМО – сл.сокр.
слово. Остальные – слова общего рода. Как определить род этих существительных в
речи?
А какого рода сущ.
МГИМО? Докажите.
Молодцы! Отлично
справились с заданиями! Пришло время отдохнуть и провести физкульминутку.
5. Физкультминутка.
Вспомнить правило правописания сложных имён существительных. Если сложное имя
существительное пишется слитно – поднять руки вверх, если через дефис – присесть.
Слова выводятся на экран с интервалом 3 сек.
Северо-запад,
полгорода, кресло-качалка, пол-Европы, военкомат, замминистра, пол-ложки,
велотрек, Гусь-Хрустальный, радиомаяк, пол-луковицы, полуразвалина, авиалайнер,
генерал-майор, микроскоп, пол-апельсина, Римский-Корсаков, фотоателье.
5. Работа с
текстом. Прослушайте предложения. Установите, являются ли они текстом.
Аргументируйте свой ответ.
Кончилось
осеннее ненастье, и выпал первый снежок. А пока лес как бы дремлет в ожидании
зимы. Пройдёт немного времени, и снег будет лежать в лесу, на аллее городского
парка. Он засыплет каждый овражек, прикроет каждый кусточек, сучок дерева. Кусты,
что тянутся вдоль речки, будут в инее.
Определите тип и
стиль текста, вид связи предложений. Какие тропы в нём используются? Приведите
примеры.
Выпишем некоторые
словосочетания в тетрадь, найдём изученные орфограммы и обозначим их. Учащиеся
по одному выходят к доске и выполняют работу.
Осеннее
ненастье, первый снежок, в ожидании зимы, немного времени, засыплет овражек,
прикроет кусточек, будут в инее.
Один ученик у
доски выполняет морфологический разбор сущ. кусточек.
Укажите способ
образования этого слова. Образуйте словообразовательное гнездо.
Какие ещё способы
словообразования имён существительных вам известны? Приведите примеры.
(Резерв.
Синтаксический разбор первого предпоследнего предложения.)
6. Схематическая
пятиминутка.
Составить схемы
продиктованных учителем предложений.
·
По завеянному снежком двору бродят куры и
голуби, выбирают просыпанный лошадьми овёс.
·
ГИБДД регулярно напоминает, что каждый
должен соблюдать правила поведения на проезжей части.
·
Двухлетняя Саша спросила у бабушки,
пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
Узнаёте автора
последнего предложения? (К. Чуковский «От двух до пяти».) Молодцы!
7. Рефлексия.
Выставление оценок. Итак, урок подходит к концу. Подведём итоги. Как вы
думаете, нам удалось достичь поставленной цели, решив при этом необходимые
задачи? Какой цели мы достигли? Что для этого сделали? Перечислите
морфологические признаки имени существительного.
Что вам
понравилось на уроке? Над чем пришлось задуматься? Достаточно ли хорошо вы
владеете языковыми навыками? Какой вывод для себя сделали?
8. Домашнее
задание. Повт. п. 21-26, выписать из учебника литературы 3-5 предложений,
найти имена существительные, сделать их морфологический разбор.
Спасибо за
внимание! До новых встреч!
Приложение.
Карточка I.
Графически укажите способ образования
данных слов: полотёр, румянец, подоконник, пароход, спецкор, платьице, вуз,
вахтёр, прадедушка, выход, канатоходец, ГИА. Составьте с 3 словами
словосочетания и запишите их в тетрадь.
Карточка II.
Заполните таблицу данными ниже примерами.
Часть
слова
|
О
|
Е
|
суффикс
|
|
|
окончание
|
|
|
Воротнич..к, пятач..к, девч..нка, ш..рох,
плащ..м, ж..рдочка, реч..нка, башмач..к, крыж..вник, туч..й, моряч..к, ключ..м,
медвеж..нок, багрянц..м, ч..ткий, петуш..к, полотенц..м, боч..нок, пастуш..к,
лягуш..нок, рощ..й, щ..лкать, прич..ска, ш..рты.
Карточка III.
Поставьте существительные в форму род.
пад.: яблоки, чулки, тапки, мандарины, листы(бумаги), такси, богатыри, носки,
слова, граммы, гектары..
Какое слово не изменяется?
Карточка IV.
Данные существительные поставьте в
соответствующем падеже.
Упражняться в (умножение), ошибаться при
(склонение), идти по (пустыня), запутаться при (решение задачи), рассказать о(
Марья), отвечать по (география), вызывать по (фамилия), находиться в (квартира),
посвятить (бабушка), жить в (Африка).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.