–
Прочитайте про себя и сравните два текста. (карточка №2)
Ночь. Маленькая деревушка. Огни.
Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Спускается ночь. Засыпает маленькая
деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья.
Валит снег, покрывает бесконечное поле.
Чем
они отличаются?
- Из каких частей речи состоит первый
текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?
- Как изменился второй текст и что его
изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью
какой части речи это произошло?
–
Что называют слова, которые добавились во 2-ом тексте?
-
Подчеркните все глаголы.
-
Назовите их.
-
Чем же они похожи? (обозначают действия предметов, отвечают на вопросы: что
делает? Что делают? )
–
Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия,
события.)
Вывод учителя: действительно, глаголы
оживляют картину, обозначают действия предметов.
Физ. Минутка.
Руки подняли и
покачали –
Это деревья в
лесу.
Руки нагнули,
кисти встряхнули,
Ветер сбивает
росу.
В стороны руки,
плавно помашем –
Это к нам птицы
летят.
Как они сядут,
тоже покажем,
Крылья сложили
назад.
- Откуда взялось слово глагол? (Мнения
детей)
- Прочитайте, что об этом говорит Лев
Успенский.
Вам хотелось бы узнать, откуда
взялось такое странное слово ГЛАГОЛ?
Слово глагол в старославянском
языке означало слово, речь. Предки наши
рассматривали его как СЛОВО ИЗ СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь
глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения,
не передашь собеседнику никаких сообщений.
-
Что означает глагол?
Почему слово «глагол» получило такое
название и как оно образовалось?
(Глагол-это
значит слово, речь. Это важнейший вид слов.
Без
глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.)
Вывод учеников: мы думаем, что
правильно ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не
построишь правильно нашу речь.
3
задание. Подбери и запиши к существительному больше слов со значением
действия.
–
Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее
действие.)
1 ряд – слово мальчик
2 ряд – слово птица
3 ряд – слово рыба
1 ученик у доски, слово - снежок.
Сделайте вывод: много ли
глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно
производить разные действия.)
Вывод
учителя:
: по
частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать?
и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать
вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые
эти слова глаголы.
Сравните
со своими выводами.
Глаголы.
Оживляют картину, обозначают действия предметов.
Многообразие глаголов частота употребления в речи.
Старославянские слова «слово», «речь»важны при построении предложений,
для передачи сообщения.
Физ.
Минутка.
(Если встретишь слово , обозначающее
движение, то хлопай, если нет, то молчи)
Вытирал, подметал, повредил, крокодил,
обжёг, флажок, дружок, писал, свисток, молоток, зашумел, счет.
3.
Продолжение
наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.
–
Что общего у слов в каждой группе?
–
Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.
–
Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
–
Запишите только глаголы и вопросы к ним. Покажите, как вы действовали.
Запись: бегал (что
делал?), петь
(что
делать?)...
–
Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным
значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)
-
Какими частями речи могут быть однокоренные слова?
2.
Обобщение
наблюдений
- Давайте
попробуем рассказать всё, что мы знаем о глаголах. А в этом помогут нам
вопросы:
–
Что обозначает глагол?
–
На какие вопросы отвечает?
-
Когда и для чего мы используем глаголы в речи?
-
Сформулируйте определение. Сравните его с определением, которое дано в
учебнике на стр. 105. Мы были правы? Прочитайте определение ещё раз.
Повторите. Повернитесь друг к другу парами и расскажите. Все справились?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.