Этапы
и цели урока
|
Формы, методы,
методические приёмы
|
Содержание
взаимодействия с учащимися
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I.
Организация начала урока.
Цель: содействовать установлению нормального
рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству
|
Фронтальная. Словесный.
1.Приветствие
уч-ся.
2.Проверка
готовности к уроку.
3.Эмоциональный настрой.
4. Правила посадки.
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Дмитриевна, урок литературного
чтения у вас проведу я.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
– Проверим готовность к
уроку: на столах у вас должен лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь,
пенал.
-Садимся
мы как ученики, спинка стула касается вашей спинки и между вами и партой
должно быть расстояние с кулачок.
|
Приветствует детей, создает эмоциональный настрой,
проверяет готовность детей к уроку
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,
проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
Коммуникативные:
-Слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать точку зрения.
|
II. Проверка
домашнего
задания
Цель:
обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
Фронтальная. Словесный.
Беседа
1. Рассказ наизусть стихотворения
|
–
Прочтите выразительно стихотворение, которое вы выбрали самостоятельно.
Объясните значение слов-архаизмов.
(«…
За весной, красной природы…» и «Уж небо осенью дышало»)
|
Проверяет качество выполнения домашнего задания
|
Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют
самоконтроль.
|
Коммуникативные:
-адекватно использовать речевые средства для
разрешения различных задач.
|
III.
Речевая разминка
Цель: настроить детей на работу, чтобы
дети осознали диапазон своего голоса; привить определенную культуру
пользования речевым аппаратом.
|
Фронтальная. Словесный.
1. Чтение пословиц
2. Введение в тему урока.
|
Сл.1
-Прочитайте
пословицы . (хором под руководством учителя):
В зимний холод
всякий молод.
-Как понимаете
смысл пословицы?
(Зимой раньше праздников было не много, но на любом
русском празднике обязательно все присутствовали. И, чтобы не замёрзнуть,
устраивали различные состязания и развлечения. Катания, бои, пляски и др.
Если вышел на праздник - веди себя как молодой - веселись и двигайся. Иначе -
замёрзнешь.)
Зима без трех
подзимков не становится.
-Как вы понимаете смысл пословицы? (Если под подзимками понимать позднюю осень,
то и правда, прежде чем зима наступает по-настоящему снег то выпадает, то
тает и так несколько раз)
Зимой дороги не
уровняешь- метель свое возьмет.
-Как вы понимаете
смысл пословицы? (Как бы ты
не старалась управлять природой природа в верх всегда берёт....как бы ты не
старалась загладить свою вину ложью ...правда всё раскроет)
-Прочитайте с
вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной (еще: с веселой
интонацией, грустной)
- О каком времени
года говорится в этих поговорках? Какая тема их объединяет? (О зиме)
-Я не случайно
предложила вам эту тему, потому что на уроке мы будем знакомиться со
стихотворением А.С.Пушкина о зиме.
|
Подводит учащихся к определению цели,
формулирует учебную задачу урока.
|
Планируют работу на уроке.
Читают пословицы и поговорки вслух и про себя,
увеличивая темп чтения.
Осмысленно читают, соблюдая интонацию
и знаки препинания.
Правильно строят ответы на вопросы
|
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других;
Познавательные:
-строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.
|
IV.
Работа по теме урока. Цель:
повторить
учебный материал, развивать навыки логического мышления.
|
Фронтальная
Словесный
Наглядный
1.Подготовка к восприятию (Рассказ о А.С. Пушкине)
|
Сл.2
-Ребята, перед вами
портрет А.С.Пушкина. Вам известно это имя? Кто он? Какие произведения Пушкина
вы читали?
-
А сегодня мы будем читать его стихотворения. А.Пушкин создал много лирических
стихотворений о красоте русской природы. Он сумел передать красоту весны,
лета, осени, зимы. В каждом времени года поэт сумел выделить главные
признаки, которые мы наблюдаем при изменении времени года. Природа в его
стихах какая?
-В
чем проявилось мастерство поэта?
-Чему
мы можем научиться, читая его стихи?
|
Задает вопросы по ранее изученному материалу
|
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.
|
Коммуникативные:
-адекватно использовать речевые средства для
разрешения различных задач;
Познавательные:
-извлекать информацию,
-строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.
|
|
Фронтальная
Словесный
Беседа
2. Первичное восприятие стихотворения
|
-Откройте учебник на странице
86й.
-Ребята сейчас я вам прочитаю
лирическое стихотворение «В тот год осенняя погода…». Слушайте внимательно,
после прочтения вы должны сказать как его можно озаглавить.
– Понравилось ли вам
стихотворение?
– Какое настроение вызвало оно у
вас? Почему?
-Как бы вы озаглавили этот отрывок?
-Какое настроение вызвало у вас это
стихотворение? (ответы учащихся)
|
Читает стихотворение;
Дает целевую установку;
Проверка восприятия , задает вопросы по содержанию.
|
Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение.
|
Коммуникативные:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других;
|
|
Фронтальная
Словесный
Беседа
3.Вторичное чтение и анализ стихотворения «В тот год
осенняя пора…»
|
-Возьмите в руки карандаш. Прочитайте первый
отрывок самостоятельно, подчеркивая не понятные вам слова. (потом один из
учеников читает вслух)
-Какие слова или выражения вам не понятны? (на
третье в ночь- ночь на 3 января; куртины- цветочные грядки, клумбы)
-Докажите, что зима долго не наступала.(первые
три строки; слово ждала повторяется)
-Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в
окно.
-О чем говорит поэт «Деревья в синем
серебре»? (об инее)
-А «Зимы блистательный ковер»? (о снеге)
-Как называется такой поэтический прием? (Метафорой.
Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в
переносном смысле на основе аналогии, сходства)
|
Задает наводящие
вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы
|
Читают произведение про себя.
Находить средства художественной выразительности в
текстах.
Высказывают свое отношение и понимание прочитанного.
|
Коммуникативные:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других;
Познавательные:
-строить рассуждения;
-осуществлять анализ.
|
|
Фронтальная
Словесный
Беседа
4.Выразительное чтение стихотворения
|
-Приготовьтесь читать выразительно, передавая настроение. (Выразительное чтение учащимися)
-Чье чтение было особенно удачным? (Дети
анализируют чтение друг друга)
-Все молодцы!
|
Контролирует работу детей;
Исправляет ошибки.
|
Читают произведение вслух и про себя, увеличивая
темп чтения.
|
Коммуникативные:
-слушать
и слышать других
|
Физминутка.
Цель:
устранить
утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на
уроке.
|
Фронтальная
Словесный
|
Выше ноги! Стой, раз, два! (Шаги на
месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и
опускать плечи).
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью-
рывки руками)
От души мы потянулись. (Потянутся – руки
вверх, в стороны)
И на место вновь вернулись. (Сесть за
парту).
|
Способствую предотвращению утомляемости,
рассеянности, невнимательности детей на уроке
|
Обучающиеся
повторяют движения за учителем.
Осуществляют профилактику утомления.
|
Коммуникативные:
-слушать
и понимать речь других;
-выполнять
различные роли.
|
|
Фронтальная
Словесный
Беседа
1.Первичное восприятие «Опрятней модного паркета…»
и его проверка
|
-Ребята сейчас я вам прочитаю лирическое
стихотворение «Опрятней модного паркета…». Слушайте внимательно, после
прочтения вы должны сказать как его можно озаглавить.
- Понравилось ли
вам стихотворение?
– Какое
настроение вызвало оно у вас? Почему?
-Как бы вы озаглавили этот отрывок?
|
Читает стихотворение;
Задает вопросы по содержанию
|
Понимают содержание
прочитанного, высказывают свое отношение.
|
Коммуникативные:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других;
|
|
Фронтальная
Словесный
Беседа
2. Вторичное чтение и анализ стихотворения
|
-Прочитайте отрывок «Опрятней модного
паркета…» самостоятельно. (потом один из учеников читает вслух)
-С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (с
паркетом)
-С каким настроением мальчики скользят по
льду? (изображены очень радостными)
-Какое слово помогает передать звук
скользящих коньков? (слово «звучно»)
-Поэту удается несколькими словами описать
картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (последние
две строки)
|
Задает наводящие
вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы
|
Читают произведение про себя.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.
|
Коммуникативные:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других;
Познавательные:
-строить рассуждения;
-осуществлять анализ.
|
|
Фронтальная
Словесный
Беседа
3.Выразительное чтение стихотворения
|
-Прочитайте стихотворение выразительно.
Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения
учащимися)
-Какое стихотворение вам понравилось больше
всего? Почему?
|
Контролирует работу
детей;
Исправляет ошибку
|
Читают произведение вслух и про себя, увеличивая
темп чтения.
|
Коммуникативные:
-слушать и слышать других
|
V.
Подведение итогов урока Цель: обеспечить усвоение
учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
Фронтальная. Словесный. Беседа
|
-
Ребята, урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали.
-
Ребята, вернёмся к пословицам, которые мы читали в начале урока. Какие из них
можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям? Почему?
-Отрывки
из какого произведения мы сегодня изучали?
-Какие отрывки из стихотворений
соответствуют вашему сегодняшнему настроению?
-Домашнее задание: выучите любое
понравившееся стихотворение, изучаемое на сегодняшнем уроке.
|
Задает вопросы с целью выявления у детей понимания
изученного материала
|
Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план
и совершенные операции. Оценивают свою работу на уроке.
|
Коммуникативные:
-слушать
и понимать речь других.
Регулятивные:
-учиться
высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.