Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»"

Конспект урока по русскому языку на тему "А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»"

Урок Литературного чтения 3 «Б» класс (УМК «Школа России»)

Учитель: Кулик Е. Н.

Методист: Рыкуш Т. Н.

Студентка: Гаврилова Ксения У4 группа

Дата проведения: 14.10.2015.

Тема урока

А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…». Настроение стихотворения. Прием контраста как средство создания картин.

Педагогическая цель

Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Тип урока

Освоение нового материала

Планируемые результаты
(предметные)

Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Личностные
результаты

Выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, помощь.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; выполняют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществляют поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдают за словом в художественном тексте;

регулятивные: организовывают работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий);

коммуникативные: принимают правила взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (метафора, сравнение), слова-архаизмы.







Технологическая карта

Этапы и цели урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Фронтальная. Словесный.

1.Приветствие уч-ся.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Эмоциональный настрой.

4. Правила посадки.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Дмитриевна, урок литературного чтения у вас проведу я.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Проверим готовность к уроку: на столах у вас должен лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, пенал.


-Садимся мы как ученики, спинка стула касается вашей спинки и между вами и партой должно быть расстояние с кулачок.

Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Коммуникативные:

-Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать точку зрения.

II. Проверка
домашнего
задания

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

1. Рассказ наизусть стихотворения

Прочтите выразительно стихотворение, которое вы выбрали самостоятельно. Объясните значение слов-архаизмов.

(«… За весной, красной природы…» и «Уж небо осенью дышало»)

Проверяет качество выполнения домашнего задания

Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач.

III. Речевая разминка

Цель: настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса; привить определенную культуру пользования речевым аппаратом.


Фронтальная. Словесный.

1. Чтение пословиц



















2. Введение в тему урока.




Сл.1

-Прочитайте пословицы . (хором под руководством учителя):

В зимний холод всякий молод.

-Как понимаете смысл пословицы?

(Зимой раньше праздников было не много, но на любом русском празднике обязательно все присутствовали. И, чтобы не замёрзнуть, устраивали различные состязания и развлечения. Катания, бои, пляски и др. Если вышел на праздник - веди себя как молодой - веселись и двигайся. Иначе - замёрзнешь.)

Зима без трех подзимков не становится.

-Как вы понимаете смысл пословицы? (Если под подзимками понимать позднюю осень, то и правда, прежде чем зима наступает по-настоящему снег то выпадает, то тает и так несколько раз)

Зимой дороги не уровняешь- метель свое возьмет.

-Как вы понимаете смысл пословицы? (Как бы ты не старалась управлять природой природа в верх всегда берёт....как бы ты не старалась загладить свою вину ложью ...правда всё раскроет)

-Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной (еще: с веселой интонацией, грустной)

- О каком времени года говорится в этих поговорках? Какая тема их объединяет? (О зиме)

-Я не случайно предложила вам эту тему, потому что на уроке мы будем знакомиться со стихотворением А.С.Пушкина о зиме.

Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока.



Планируют работу на уроке.

Читают пословицы и поговорки вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Осмысленно читают, соблюдая интонацию
и знаки препинания.

Правильно строят ответы на вопросы

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

-строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.

IV. Работа по теме урока. Цель: повторить учебный материал, развивать навыки логического мышления.

Фронтальная

Словесный

Наглядный


1.Подготовка к восприятию (Рассказ о А.С. Пушкине)



Сл.2

-Ребята, перед вами портрет А.С.Пушкина. Вам известно это имя? Кто он? Какие произведения Пушкина вы читали?

- А сегодня мы будем читать его стихотворения. А.Пушкин создал много лирических стихотворений о красоте русской природы. Он сумел передать красоту весны, лета, осени, зимы. В каждом времени года поэт сумел выделить главные признаки, которые мы наблюдаем при изменении времени года. Природа в его стихах какая?

-В чем проявилось мастерство поэта?

-Чему мы можем научиться, читая его стихи?

Задает вопросы по ранее изученному материалу



Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач;

Познавательные:

-извлекать информацию,

-строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.


Фронтальная

Словесный

Беседа

2. Первичное восприятие стихотворения

-Откройте учебник на странице 86й.

-Ребята сейчас я вам прочитаю лирическое стихотворение «В тот год осенняя погода…». Слушайте внимательно, после прочтения вы должны сказать как его можно озаглавить.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-Как бы вы озаглавили этот отрывок?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (ответы учащихся)

Читает стихотворение;

Дает целевую установку;

Проверка восприятия , задает вопросы по содержанию.

Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;



Фронтальная

Словесный

Беседа

3.Вторичное чтение и анализ стихотворения «В тот год осенняя пора…»

-Возьмите в руки карандаш. Прочитайте первый отрывок самостоятельно, подчеркивая не понятные вам слова. (потом один из учеников читает вслух)

-Какие слова или выражения вам не понятны? (на третье в ночь- ночь на 3 января; куртины- цветочные грядки, клумбы)

-Докажите, что зима долго не наступала.(первые три строки; слово ждала повторяется)

-Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

-О чем говорит поэт «Деревья в синем серебре»? (об инее)

-А «Зимы блистательный ковер»? (о снеге)

-Как называется такой поэтический прием? (Метафорой. Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства)

Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы


Читают произведение про себя.

Находить средства художественной выразительности в текстах.



Высказывают свое отношение и понимание прочитанного.


Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

-строить рассуждения;

-осуществлять анализ.


Фронтальная

Словесный

Беседа

4.Выразительное чтение стихотворения

-Приготовьтесь читать выразительно, передавая настроение. (Выразительное чтение учащимися)

-Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга)

-Все молодцы!

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибки.

Читают произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.


Коммуникативные:

-слушать и слышать других

Физминутка.

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Фронтальная

Словесный


Выше ноги! Стой, раз, два! (Шаги на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи).

Руки перед грудью ставим,

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью- рывки руками)

От души мы потянулись. (Потянутся – руки вверх, в стороны)

И на место вновь вернулись. (Сесть за парту).

Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-выполнять различные роли.


Фронтальная

Словесный

Беседа

1.Первичное восприятие «Опрятней модного паркета…»

и его проверка

-Ребята сейчас я вам прочитаю лирическое стихотворение «Опрятней модного паркета…». Слушайте внимательно, после прочтения вы должны сказать как его можно озаглавить.

- Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-Как бы вы озаглавили этот отрывок?

Читает стихотворение;

Задает вопросы по содержанию

Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;



Фронтальная

Словесный

Беседа

2. Вторичное чтение и анализ стихотворения



-Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета…» самостоятельно. (потом один из учеников читает вслух)

-С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (с паркетом)

-С каким настроением мальчики скользят по льду? (изображены очень радостными)

-Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (слово «звучно»)

-Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (последние две строки)

Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы


Читают произведение про себя.


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.


Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

-строить рассуждения;

-осуществлять анализ.


Фронтальная

Словесный

Беседа

3.Выразительное чтение стихотворения

-Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися)

-Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибку

Читают произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.


Коммуникативные:

-слушать и слышать других

V. Подведение итогов урока Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Ребята, урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали.

- Ребята, вернёмся к пословицам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям? Почему?

-Отрывки из какого произведения мы сегодня изучали?

-Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?

-Домашнее задание: выучите любое понравившееся стихотворение, изучаемое на сегодняшнем уроке.

Задает вопросы с целью выявления у детей понимания изученного материала

Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершенные операции. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом.



Методист (Рыкуш Т.Н.) :________________ Учитель (Кулик Е.Н.) :_________________

Конспект урока по русскому языку на тему "А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»"
  • Русский язык и литература
Описание:

Педагогическая цель:

Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Тип урока Освоение нового материала

Планируемые результаты

(предметные) Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Личностные

результаты Выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, помощь.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные) познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; выполняют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществляют поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдают за словом в художественном тексте;

регулятивные: организовывают работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий);

коммуникативные: принимают правила взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий)

Автор Гаврилова Ксения Дмитриевна
Дата добавления 17.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 978
Номер материала MA-063264
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓