План-конспект
урока
Тема:
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени.
1. ФИО:
Писаренко Анастасия Владимировна
2. Место
работы: МБОУ СОШ №9
3. Должность:
учитель русского языка и литературы
4. Предмет:
русский язык
5. Класс:
7
6. Базовый
учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 7 класс. Учебник. М.- Просвещение, 2011г
ЦЕЛИ: 1.Ознакомление
обучающихся с правильным написанием Н-НН в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.
2. Формирование практических умений и навыков
семиклассников по осознанному применению полученных знаний в
повседневной практике.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
-знать причины возникновения трудностей
при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;
-знать слова-исключения;
-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН
в суффиксах причастий и прилагательных.
Развивающие:
-работать над навыками грамотного письма;
-развивать умения и навыки критического
мышления в условиях дифференцированной работы;
Воспитательные:
-воспитывать ответственность за результаты
своего труда и труда своего товарища;
-воспитывать умение работы в коллективе.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный
момент (настрой на работу).
Учитель: Добрый день,
друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к
уроку?
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу
в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего
настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать
дружно, открыть что-то новое.
2. Орфоэпическая разминка
1 учащийся читает слова, остальные исправляют ошибки при их
возникновении
довезЁнный, зАгнутый, зАнятый,
зАпертый, заселЁнный, наделЁнный, нажИвший, налитА, начАвший, нАчатый,
низведЁнный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный,
понЯвший, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, снЯтый; сОгнутый
Учитель: С какой часть речи мы сейчас работали.
Ответы детей: (Причастие)
3.
Создание проблемной ситуации (подготовка к
восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на
основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).
Учитель:
Мы уже многое знаем о причастии. А узнать тему урока нам поможет
небольшая шифровка. Прочитайте эти «вкусные» предложения
Пирожки
бывают [п’ич’оныйэ ] и [жар’иныйэ ]. Множество пирожков, [исп’ич’оных ], [паджар’иных
] ждало гостей. Пирожки, [п’ич’оныйэ] в духовке, [ жар’иныйэ] на сковородке
лежали на блюдах красивыми горками.
3
учащихся читают вслух по 1 предложению.
Учитель:
Молодцы, вы прекрасно читаете транскрипцию. А теперь запишите эти предложения в
обычном виде. Определите закономерность, отраженную с данном тексте.
Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь
сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не
прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Тема урока на слайде.
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ
СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ
ГЛАГОЛОВ.
4. Работа с учебником.
-Изучим правило в учебнике ( стр.50,
параграф 25).
Обучающиеся самостоятельно
изучают правило.
5. Работа в группах.
Учитель: Ребята, как вы
поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН?
В этом правиле много слов-исключений,
написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах с алгоритмом. Эти
листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах ,как работать с
алгоритмом. Выберите для себя более доступный и понятный способ запоминания
(правило, алгоритм).
Где информация представлена более полно?
(алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу).
Обратить внимание обучающихся на
те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является
определяющей написание НН.
Алгоритм работы.
ПРАВОПИСАНИЕ
Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. Посмотри,
от какого глагола образовано причастие?
СОВ.вид-----НН
НЕСОВ.вид—Н ( решёННый,
!- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
НН
Н
даННый
обещаННый
назваНый (брат)
делаННый
чваННый посажёНый
(отец)
желаННый
штукатуреННый
кончеНый
медлеННый
считаННый придаНое (невесты)
чекаННый
жемаННый
свящеННый
обещаННый
2. Посмотри,
есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-
ДА-------НН
(балОВАННый, асфальтИРОваННый)
Искл.
Кованый, жёваный ( Н входит в состав корня)
3. Посмотри,
есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-
ДА-------НН
( РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)
НЕТ-----Н,
если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,
неждаННый,
негадаННый,
неожидаННый,
нечаяННый
4. Приставки
нет, а есть ли зависимое слово?
*
( в чём?) * (кем?)
ДА-------НН
( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )
ВОСПОЛЬЗУЙСЯ:
жареНые (несов.в.) грибы- зажареННые ( сов.в., есть
приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в
сметане)
После работы с алгоритмом
семиклассникам предлагается ЗАДАНИЕ:
Распределить слова в две колонки в
зависимости от написания Н-НН и обозначить орфограмму.( работают в
группах)
Задание.
Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста,
поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча,
гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая
рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.
Выполненная работа проверяется по эталону
на слайде.
6.
Физкультминутка.
Учащимся предлагается встать рядом с
партами. Учитель читает слова, дети должны определить часть речи. Если учитель
причастие, поднять вверх руки, если прилагательное – вытянуть руки вперед.
Бледнолицый, улыбающийся, дышащий,
серебряный, принесший, ведомый, грустный, гусиный, ставший, высоченный,
небережливый, невесёлый, увиденный, замеченный, засеянный, болезненный,
неприметный.
7. Выполнение разноуровневых заданий.
Учитель: Ребята, на рабочих
листах вам даны задания разного уровня сложности. Выберите приемлемый
для себя вариант, рассмотрев все предложенные
ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ
Спишите, вставьте пропущенные
буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.
Подчеркните причастные обороты,
обособленные и необособленные.
Стира(н-нн)ое
много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги
девочки. Её тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились,
к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была выразительно ле.ка и чиста, как полёт
ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько старше
лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром,
какой присущ здоровой бел.зне.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
Составьте с данными словами
словосочетания, чтобы в первом случае писалось -Н, а во втором-НН. Обозначьте
орфограмму.
Крашеный, копчёный, варёное, тушёное,
нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный ( значение этого слова
может вызвать вопрос, поэтому на уроке должен быть словарь или ученик
использует интернет,даже если это сотовый телефон)
УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
Составьте с предложенными
словосочетаниями СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Обозначьте орфограмму.
Резан.ая дольками, сорван.ая с куста,
подан.ая на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая за столом.
8. Проверка работ
Ребята зачитывают творческие работы (2-3),
другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения.
9. Рефлексия.
-Скажите, где в жизни могут
пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (экзамены, дать объявление,
оформить вывеску и другое).
-Что делать, если вы забыли правило, а
грамотно написать нужно? ( посмотреть в словаре, заменить слово синонимом и
другое).
На экзаменах в 9 классе есть задания, в которых нам
пригодится это правило.
Вот пример.
Задание с сайта сдам гиа.
Из предложения 13 выпишите
слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В
суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется
НН».
(13)В его взгляде, в выражении измученного,
с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то
внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.
10. Домашнее
задание
Выучить
правило п.25, упр.102 по заданию
Учитель: Большое спасибо Вам за урок. До
свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.