Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку "Н и НН в суффиксах страдательных причастий (7 класс)

Конспект урока по русскому языку "Н и НН в суффиксах страдательных причастий (7 класс)

План-конспект урока


Тема: Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


  1. ФИО: Писаренко Анастасия Владимировна

  2. Место работы: МБОУ СОШ №9

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 7

  6. Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 7 класс. Учебник. М.- Просвещение, 2011г


ЦЕЛИ:     1.Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

                 2. Формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

-знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;

-знать слова-исключения;

-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Развивающие:

-работать над навыками грамотного письма;

-развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

-воспитывать умение работы в коллективе.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока


1.Организационный момент (настрой на работу).

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к уроку? 
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2. Орфоэпическая разминка

1 учащийся читает слова, остальные исправляют ошибки при их возникновении

 довезЁнный, зАгнутый, зАнятый, зАпертый, заселЁнный, наделЁнный, нажИвший, налитА, начАвший, нАчатый, низведЁнный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, понЯвший, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, снЯтый; сОгнутый 


Учитель: С какой часть речи мы сейчас работали.

Ответы детей: (Причастие)


3. Создание проблемной ситуации (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).

Учитель: Мы уже многое знаем о причастии. А узнать тему урока нам поможет небольшая шифровка. Прочитайте эти «вкусные» предложения

Пирожки бывают [п’ич’оныйэ ] и [жар’иныйэ ]. Множество пирожков, [исп’ич’оных ], [паджар’иных ] ждало гостей. Пирожки, [п’ич’оныйэ] в духовке, [ жар’иныйэ] на сковородке лежали на блюдах красивыми горками.

3 учащихся читают вслух по 1 предложению.

Учитель: Молодцы, вы прекрасно читаете транскрипцию. А теперь запишите эти предложения в обычном виде. Определите закономерность, отраженную с данном тексте.

Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.


Тема урока на слайде.


ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ.


4. Работа с учебником.

-Изучим правило в учебнике ( стр.50, параграф 25).

Обучающиеся  самостоятельно изучают правило.


5. Работа в группах.

Учитель: Ребята, как вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН?

В этом правиле много слов-исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах ,как работать с алгоритмом. Выберите для себя более доступный и понятный способ запоминания (правило, алгоритм).

Где информация представлена более полно? (алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу).

Обратить внимание обучающихся на те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является определяющей написание НН.


Алгоритм работы.


ПРАВОПИСАНИЕ  Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  1. Посмотри, от какого глагола образовано причастие?

                                       СОВ.вид-----НН

                                       НЕСОВ.вид—Н  ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)

СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

                            НН                                                                       Н

даННый          обещаННый   назваНый (брат)

делаННый       чваННый    посажёНый (отец)

желаННый      штукатуреННый    кончеНый

медлеННый     считаННый   придаНое (невесты)

чекаННый       жемаННый

свящеННый     обещаННый


  1.  Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

ДА-------НН    (балОВАННый, асфальтИРОваННый)

Искл.  Кованый, жёваный  ( Н входит в состав корня)


  1.  Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-

ДА-------НН   ( РАЗжёваННый,  !-неПРОжёваННый)

НЕТ-----Н, если это не слова:  невидаННый, неслыхаННый,

неждаННый, негадаННый,

неожидаННый, нечаяННый


  1. Приставки нет, а есть ли зависимое слово?

* ( в чём?) *   (кем?)

ДА-------НН    ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )

ВОСПОЛЬЗУЙСЯ:  жареНые  (несов.в.) грибы- зажареННые  ( сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)




После работы с алгоритмом семиклассникам предлагается ЗАДАНИЕ:

Распределить слова в две колонки в зависимости  от написания Н-НН и обозначить орфограмму.( работают в группах)


Задание.

Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.


Выполненная работа проверяется по эталону на слайде.


  1. Физкультминутка.

Учащимся предлагается встать рядом с партами. Учитель читает слова, дети должны определить часть речи. Если учитель причастие, поднять вверх руки, если прилагательное – вытянуть руки вперед.


Бледнолицый, улыбающийся, дышащий, серебряный, принесший, ведомый, грустный, гусиный, ставший, высоченный, небережливый, невесёлый, увиденный, замеченный, засеянный, болезненный, неприметный.


7. Выполнение разноуровневых заданий.

Учитель: Ребята, на рабочих листах вам даны задания разного уровня сложности.   Выберите приемлемый для себя вариант, рассмотрев все предложенные


ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.

Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.

       Стира(н-нн)ое много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились, к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была выразительно ле.ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром, какой присущ здоровой бел.зне.


   ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Составьте с данными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалось -Н, а во втором-НН. Обозначьте орфограмму.

Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный  ( значение этого слова может вызвать вопрос, поэтому на уроке должен быть словарь или ученик использует интернет,даже если это сотовый телефон)


УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Составьте с предложенными словосочетаниями СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Обозначьте орфограмму.

Резан.ая дольками, сорван.ая с куста, подан.ая  на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая  за столом.


8.    Проверка работ

Ребята зачитывают творческие работы (2-3), другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения.


9. Рефлексия.

-Скажите, где  в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (экзамены, дать объявление, оформить вывеску и другое).

-Что делать, если вы забыли правило, а грамотно написать нужно? ( посмотреть в словаре, заменить слово синонимом и другое).

На экзаменах в 9 классе есть задания, в которых нам пригодится это правило.

Вот пример.


Задание с сайта сдам гиа.


Из предложения 13 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

(13)В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.


10. Домашнее задание

Выучить правило п.25, упр.102 по заданию


Учитель: Большое спасибо Вам за урок. До свидания.

Конспект урока по русскому языку "Н и НН в суффиксах страдательных причастий (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

ЦЕЛИ: 1.Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

2. Формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

-знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;

-знать слова-исключения;

-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Автор Писаренко Анастасия Владимировна
Дата добавления 19.06.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1135
Номер материала MA-067338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓