Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по русскому языку "Н и НН в суффиксах страдательных причастий (7 класс)

Конспект урока по русскому языку "Н и НН в суффиксах страдательных причастий (7 класс)

Скачать материал

План-конспект урока

 

Тема: Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

 

1.   ФИО: Писаренко Анастасия Владимировна

2.   Место работы: МБОУ СОШ №9

3.   Должность: учитель русского языка и литературы

4.   Предмет: русский язык

5.   Класс: 7

6.   Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык  7 класс. Учебник. М.- Просвещение, 2011г

 

ЦЕЛИ:     1.Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

                 2. Формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

-знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;

-знать слова-исключения;

-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Развивающие:

-работать над навыками грамотного письма;

-развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

-воспитывать умение работы в коллективе.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

 

1.Организационный момент (настрой на работу).

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к уроку? 
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2. Орфоэпическая разминка

1 учащийся читает слова, остальные исправляют ошибки при их возникновении

 довезЁнный, зАгнутый,  зАнятый,  зАпертый, заселЁнный, наделЁнный, нажИвший, налитА,  начАвший,  нАчатый, низведЁнный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный,  повторЁнный, поделЁнный, понЯвший, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, снЯтый;  сОгнутый 

 

Учитель: С какой часть речи мы сейчас работали.

Ответы детей: (Причастие)

 

3. Создание проблемной ситуации (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).

Учитель: Мы уже многое знаем о причастии. А узнать тему урока нам поможет небольшая шифровка.  Прочитайте эти «вкусные» предложения

Пирожки бывают [п’ич’оныйэ ] и [жар’иныйэ ]. Множество пирожков, [исп’ич’оных ], [паджар’иных ] ждало гостей. Пирожки, [п’ич’оныйэ] в духовке, [ жар’иныйэ] на сковородке лежали на блюдах красивыми горками.

3 учащихся читают вслух по 1 предложению.

Учитель: Молодцы, вы прекрасно читаете транскрипцию. А теперь запишите эти предложения в обычном виде. Определите закономерность, отраженную с данном тексте.

Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

 

Тема урока на слайде.

 

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ.

 

4.  Работа с учебником.

-Изучим правило в учебнике ( стр.50, параграф 25).

Обучающиеся  самостоятельно изучают правило.

 

5. Работа в группах.

Учитель: Ребята, как вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН?

В этом правиле много слов-исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах ,как работать с алгоритмом. Выберите для себя более доступный и понятный способ запоминания (правило, алгоритм).

Где информация представлена более полно? (алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу).

Обратить внимание обучающихся на те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является определяющей написание НН.

 

Алгоритм работы.

 

ПРАВОПИСАНИЕ  Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1.     Посмотри, от какого глагола образовано причастие?

                                       СОВ.вид-----НН

                                       НЕСОВ.вид—Н  ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)

СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

                            НН                                                                       Н

даННый          обещаННый                                          назваНый (брат)

делаННый       чваННый                                                посажёНый (отец)

желаННый      штукатуреННый                                    кончеНый

медлеННый     считаННый                                 придаНое (невесты)

чекаННый       жемаННый

свящеННый     обещаННый

 

2.      Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

ДА-------НН    (балОВАННый, асфальтИРОваННый)

Искл.  Кованый, жёваный  ( Н входит в состав корня)

 

3.      Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-

ДА-------НН   ( РАЗжёваННый,  !-неПРОжёваННый)

 НЕТ-----Н, если это не слова:  невидаННый, неслыхаННый,

неждаННый, негадаННый,

неожидаННый, нечаяННый

 

4.     Приставки нет, а есть ли зависимое слово?

* ( в чём?) *   (кем?)

ДА-------НН    ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )

ВОСПОЛЬЗУЙСЯ:  жареНые  (несов.в.) грибы- зажареННые  ( сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)

 

 

 

После работы с алгоритмом семиклассникам предлагается ЗАДАНИЕ:

Распределить слова в две колонки в зависимости  от написания Н-НН и обозначить орфограмму.( работают в группах)

 

Задание.

Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.

 

Выполненная работа проверяется по эталону на слайде.

 

6.     Физкультминутка.

Учащимся предлагается встать рядом с партами. Учитель читает слова, дети должны определить часть речи. Если учитель причастие, поднять вверх руки, если прилагательное – вытянуть руки вперед.

 

Бледнолицый, улыбающийся, дышащий,  серебряный, принесший, ведомый, грустный, гусиный, ставший, высоченный,  небережливый, невесёлый, увиденный, замеченный, засеянный, болезненный, неприметный.

 

7. Выполнение разноуровневых заданий.

Учитель: Ребята, на рабочих листах вам даны задания разного уровня сложности.   Выберите приемлемый для себя вариант, рассмотрев все предложенные

 

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.

Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.

       Стира(н-нн)ое много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились, к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была выразительно ле.ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром, какой присущ здоровой бел.зне.

 

   ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Составьте с данными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалось -Н, а во втором-НН. Обозначьте орфограмму.

Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный  ( значение этого слова может вызвать вопрос, поэтому на уроке должен быть словарь или ученик использует интернет,даже если это сотовый телефон)

 

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Составьте с предложенными словосочетаниями СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Обозначьте орфограмму.

Резан.ая дольками, сорван.ая с куста, подан.ая  на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая  за столом.

 

8.    Проверка работ

Ребята зачитывают творческие работы (2-3), другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения.

 

9. Рефлексия.

-Скажите, где  в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (экзамены, дать объявление, оформить вывеску и другое).

-Что делать, если вы забыли правило, а грамотно написать нужно? ( посмотреть в словаре, заменить слово синонимом и другое).

 На экзаменах в 9 классе есть задания, в которых нам пригодится это правило.

Вот пример.

 

Задание с сайта сдам гиа.

 

Из пред­ло­же­ния 13 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В суф­фик­сах пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».

(13)В его взгля­де, в вы­ра­же­нии из­му­чен­но­го, с плот­но сжа­ты­ми, по­си­нев­ши­ми гу­ба­ми лица чув­ство­ва­лось какое-то внут­рен­нее на­пря­же­ние и, ка­за­лось, не­до­ве­рие и не­при­язнь.

 

10. Домашнее задание

Выучить правило п.25, упр.102 по заданию

 

Учитель: Большое спасибо Вам за урок. До свидания.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку "Н и НН в суффиксах страдательных причастий (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ЦЕЛИ: 1.Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 2. Формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.ЗАДАЧИ.Образовательные:-знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;-знать слова-исключения;-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.09.2020 1730
    • DOCX 26.5 кбайт
    • 180 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Саввинова Мария Валерьяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Саввинова Мария Валерьяновна
    Саввинова Мария Валерьяновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104405
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 53 регионов