Урок
русского языка в 4 классе
Учитель
начальных классов Чевычалова В.С.
Средняя
школа №19, город Актобе
Тема
урока: Местоимение как часть речи.
Цель урока: формирование представлений о
местоимении как о части речи, знакомство с ролью местоимений в речи, их
особенностями;
Задачи урока: развитие умения распознавать
местоимения в тексте, правильно употреблять их, развитие умения сравнивать,
обобщать;
развитие навыков сотрудничества со
сверстниками при работе в группах, развитие самостоятельности, развитие
интереса к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационное начало урока
Запись числа, вида работы.
Психологический настрой на урок:
- Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Желаю вам продуктивной, слаженной работы!
Проверка домашнего задания
Минутка чистописания:
Письмо букв с нижним соединением Мм Лл Яя
Я, ты, он, она –
Вместе целая семья!
Вместе целая страна:
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Новый материал.
А) Актуализация опорных знаний:
- Назовите части речи в этом
стихотворении.
- На какие две большие группы можно
разделить части речи?
- Назовите самостоятельные части речи.
-
Какие служебные части речи вы можете назвать?
- Чем самостоятельные части речи
отличаются от служебных?
-Какая часть речи в стихотворении
встречается чаще остальных?
- Что вы знаете о местоимении?
Б) Проблемная ситуация.
- Подумайте, о ком или о чем идет речь в данном тексте:
Его растили старательно и любовно. Ему
отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел
толк, и он рос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А
крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему
радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на
испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
- Кто же это «он» ? Куст, мальчик, конь?
- Почему вы по- разному отвечаете?
/ Слово «он» не обозначает предмета./
Продолжение текста: Но вот приехали на
льнозавод, и льноводы сказали: «Какой замечательный лен!»
- Что помешало нам сразу догадаться, о чем
говориться в тексте?
- Почему мы не поняли, что это был лен?
- Вместо какой части речи можно употреблять местоимения?
- Какие признаки приобретает местоимение, если оно заменяет имя
существительное? имя прилагательное? имя числительное?
Страница 92 упражнение №250 / устно/
- С какой целью мы употребляем
местоимения, ведь у нас есть существительные, прилагательные, числительные?
- Выясним это на примере упражнения №257
на странице 95:
После уроков Галя зашла в класс. В классе
(нем) не было учеников. Галя (она) подошла к доске, написала на доске (ней)
несколько слов и вышла. Галя шла по пустому коридору. В глубине коридора (его)
Галя (она) услышала разговор двух своих подруг. Подруги (они) ждали Галю
(ее). Галя обрадовалась.
-
Почему мы заменили существительные местоимениями?
После замены наша речь звучит красиво,
правильно, без повторов.
Вывод: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы,
признаки и количества, но не называет их. Местоимения нужны для того, чтобы
наша речь звучала правильно и красиво.
Домашнее задание:
Страница
95, упражнение № 257, страница 92 – правило учить.
Закрепление.
А) Выборочный диктант. Выпишите местоимения. Определите лицо и число.
Как,мы,он,через,про,за,вы,около,я,под,вокруг,ты,из,она,оно,
на,до,перед,обо,они. /Самопроверка/
Б) Продолжите пословицу. Определите лицо и
число местоимений.
Медведь еще в лесу,а … . Ты только
свистни, а … . Ври, а … . Сказал куме по секрету, а … .
Слова для справок: она – всему свету; я
уже смыслю; он шкуру делит; мы послушаем.
В) Игра «Кто быстрее?» - работа в группах.
Упражнение № 251. Знакомство с заданием, с содержанием текста.
Беседа по содержанию:
- О каком интересном случае идет речь в рассказе?
- Как вела себя ласточка? Понимал ли мальчик, что нужно птице?
- Как дед объяснил ее поведение? Как он догадался?
Письменное задание. Проверка.
Итог урока.
- Кому урок помог утвердиться в своих
знания по теме
« Местоимение» ?
- Что понравилось или особенно запомнилось
?
Рефлексия «Лесенка знаний»:
Уверен на все 100 %
Думаю, что знаю
Есть
сомнения, что…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.