Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку "Глагол" для 5 класса

Конспект урока по русскому языку "Глагол" для 5 класса

Тема. Глагол. Значение глагола.

Цели: развитие связной речи, воображения, ассоциативного мышления учащихся;

ознакомление с глаголом, его значением (практически с опорой на украинский язык), использование глаголов в речи;

воспитание любви к природе, умение видеть и чувствовать ее красоту.

Речевая тема: «Весна пришла».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, текст

мультимедийный проектор.

ЧВ

hello_html_m66c20d50.gif

Мhello_html_m8de550a.gifодель урока: ОМ-МУД-УНЗ [Т] Ф1

hello_html_m8de550a.gifИд-П-Ф2-ЗЗ [Т.Р.]-Ид-Гд-Ф3-ИУ-ДЗ

hello_html_m2fd3af.gif ЗТ


ОМ - организационный момент;

МУД – мотивация учебной деятельности;

УНЗ – усвоение новых знаний;

Ф – фронтальная работа;

Гд – групповая работа (дифференцированная);

Ид – индивидуальная дифференцированная работа;

П – работа в парах;

ЗЗ – закрепление знаний;

Т – текст;

ТР – творческая работа;

ЗТ – заглавие текста;

ЧВ – чтение вслух;

ИУ – итог урока;

ДЗ – домашнее задание.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.


Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам... (глагол)


  • Что же это за часть речи? Чем она отличается от других частей речи? Зачем она нужна в нашей речи?


  1. Сообщение темы урока.

  2. Усвоение новых знаний.

Работа с текстом.

  1. Чтение вслух. Определение темы текста, подбор заглавия.


Текст

Весна в этом году долго не наступала. Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило.

И вот уже разносится многоголосное пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.

Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.

  1. Найдите в тексте глаголы, опираясь на знания, полученные в начальной школе и на уроках украинского языка (Дієслово)

- Поставьте к ним вопросы. На какие вопросы отвечают глаголы? Чем они отличаются от других частей речи?

- Сформулируйте определение глагола как части речи.

- Откройте учебник. Проверьте правильно ли вы сформулировали определение глагола.


  1. Индивидуально-дифференцированное задание. (задание проектируется на экран)

- Найдите в тексте глаголы, с помощью которых создаются зрительные впечатления, дополните ряд этих глаголов своими примерами

- Найдите в тексте глаголы, с помощью которых создаются слуховые впечатления, дополните ряд этих глаголов своими примерами.

- Найдите в тексте глаголы, с помощью которых передается состояние и настроение человека, дополните ряд этих глаголов своими примерами.


(1 – сверкает, поголубело, почернело…

2 – запело, зашумело, заговорило, разносится, журчит, звенит…

3 – хочется, дышится…)


  1. Работа в парах. Пообщайтесь с товарищем, составьте общую группу глаголов по предложенной вам теме.


  1. Проверка задания.


Ответ на вопрос:

- Какова роль глаголов в данном тексте? (передают движение природы, просыпающейся весной, создают зрительные и слуховые образы, передают состояние человека)

  1. Закрепление знаний.

Творческая работа.

Индивидуально-дифференцированная работа.

В тексте говорится: «В такое время не хочется сидеть дома». Давайте и мы с вами мысленно отправимся в весенний лес или парк, где «журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей».

Используя глаголы, расскажите, о чем говорят ручьи. Продолжите предложенный вам текст.


Карточки для индивидуальной работы (для каждого учащегося).


  1. Бегут ручьи и говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своем…

  2. Бегут, торопятся в речку ручьи разные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось…

  3. Составление «свободного текста» (по выбору).

Задание и образец проектируется на экран.

Стихотворение «Я …» написать от имени ручейка.

Словами «Я…» начинается каждая нечетная строка.

Образец.

Я дождик

Я дождик.

Устремляюсь к земле.

Я дождик.

Шуршу по траве.

Я дождик.

Стучу по крышам домов.

Я дождик.

Всегда плясать и прыгать готов.


Возможный вариант «свободного текста», написанного учащимися.

Я ручеек

Я речек.

Торопливо в речку бегу.

Я ручеек.

О многом вам расскажу.

Я ручеек.

Звонко славлю весну.

Я ручеек.

Радость людям дарю.


- Работа в группах. Составление общего текста. Форма предъявления – монологическое высказывание (модель «Спикер», для третьей группы возможна модель «Снежинка»).


- Проверка творческих заданий.

Ответы на вопросы:

- Какие глаголы употреблены при выполнении заданий?

- Какова их роль в тексте?


  1. Итог урока.


  1. Домашнее задание:

- найти и записать стихотворение (отрывок из 2 четверостиший) о весне, подчеркнуть в тексте глаголы;

- сконструировать пять предложений с глаголами, с помощью которых передается состояние и настроение человека;- написать сочинение-миниатюру о приходе весны от лица зайчонка.

Конспект урока по русскому языку "Глагол" для 5 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока: развитие связной речи, воображения, ассоциативного мышленияучащихся;

ознакомление с глаголом, его значением (практически с опорой на украинский язык), использование глаголов в речи;

воспитание любви к природе, умение видеть и чувствовать ее красоту.

В разработке использованы элементы педагогической мастерской, которое основано на сочетании учения, общения и творчества. Именно в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко выражать свои мысли.


Автор Данилова татьяна Владимировна
Дата добавления 28.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 591
Номер материала MA-063457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓