Главная / Начальные классы / конспект урока по предмету "Окружающий мир"

конспект урока по предмету "Окружающий мир"



Окружающий мир 4 класс



Тема «Новое время: встреча Европы и Америки»


Цели: Познакомить учащихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями. Развивать устную речь, учить делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


  • Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. 


  • Предметные: получат представления о великих мореплавателях; изучить происхождение Америки;

научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Понятия: «паровоз», «пароход», «новое время».

Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А.,Е. А. Крючкова 4 класс; раздаточный материал; презентация, кроссворд.




Этап

Методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте ребята. Улыбнемся соседу по парте, улыбнитесь мне и с таким хорошим настроением мы начинаем с вами урок.

Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


2.Проверка домашнего задания


Словесный:

ответы на вопросы


3.Мотивация учебной деятельности

Разгадывание кроссворда.


5 мин.

Иные люди, иные времена…

Всё это, безусловно, интересно.

Все говорят про Средние века,

Мы приоткрыли тайные завесы.

Ребята, мы сегодня продолжаем путешествие по историческим эпохам.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать

И ключевое слово прочитать.



Рисунок

Вопросы к кроссворду:

1. Одна из крупнейших религий, которая широко распространялась в Средние века?

2. Где жили рыцари?

3. Тысячу лет – с конца V века до конца XV века продолжалась эпоха, которую историки называют...

4. Здание для молитв у христиан.

5. Как назывались металлические буквы?

6. Город России, который возник в Средние века?

7. Благородный воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом?

8. Одно из важнейших изобретений Средних веков, которое широко используется и в наше время?

9.Вера, созданная ещё в древности в Индии, Китае, Японии и других странах востока?

10. Одна из стран Востока, в которой в Средние века строили буддистские храмы?

О т в е т ы: 1. ХристиаНство. 2.ЗамОк. 3. Средние Века. 4. ЦеркОвь. 5. ЛитЕры. 6.МоскВа. 7. Рыцарь. 8.КнигопЕчатания 9. БуддизМ 10. Япония

Ключевое слово: Новое время.

Сегодня на уроке мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями, мы узнаем, кто открыл Америку.

Эту эпоху историки называют Новым временем. Понятие нового времени вы можете прочитать на слайде. Посмотрите на ленту времени.

Также мы познакомимся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями.

Цель нашего сегодняшнего урока: На основе нового материала урока познакомиться с основными деятелями культуры и науки «истории Нового времени»





Вешает кроссворд.


hello_html_143bc9fc.png





Слушает ответы учеников, оценивает.
























Рассказывает цель и задачу урока.



Вспоминают тему прошлого урока



Отвечают на вопросы















Отвечают на вопросы













Разгадывают кроссворд, узнают тему урока.








Слушают тему урока, цель.



Предметные: строить речевое высказывание в устной форм






Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера


Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности







Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу


Коммуникативные: выслушивать разные точки зрения



Регулятивные: выполняют учебное действие

4.Изучение нового материала

Словесный:

ответы на вопросы.


Практический:

работа в рабочей тетради.



























hello_html_56a7ac89.jpg
































































5.Физкультминутка


6.Изучение нового материала.

Словесный:

ответы на вопросы; беседа
































7.Закрепления изученного


Словесный опрос.


Работа в рабочей тетради.










































8.Итог урока.








9.Рефлексия







Домашнее задание.




18 мин

































































































2 мин



5 мин


































7 мин













































4 мин








2 мин









1 мин

Посмотрите на ленту времени. Назовите эпохи истории человечества.

Новое время продолжалось с 1500 года до 1900 года

Что было раньше Средневековье или Новое время? Посчитайте, сколько лет длилась эта эпоха?

Подумайте и скажите почему, историки называют это время новым?

Для жизни человечества начало истории Нового времени совсем недавняя точка отсчета! Слово «новая» по отношению к этому времени имеет и другой смысл. Мир стал совсем другим по сравнению с миром Средневековьем. В Новое время начинают цениться стремления найти применения своим знаниям и талантом.

Именно поэтому эта эпоха подарила миру великих путешественников, художников, архитекторов, писателей.

Один из таких известных писателей того времени Даниэль Дефо. Родился он 1660 года, в Лондоне. Прославился как автор реалистического романа «Робинзон Крузо», который он написал в 1719 году. Ребята вы слышали про этот роман? А может, есть, кто читал его?


Ещё одни немало известный писатель того времени Жюль Верн. Родился он в 1828 году во Франции. Автор фантастических и приключенческих романов, которые читают до сих пор. «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и многие другие. Так же он много путешествовал.


Леонардо да Винчи – (известный живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Нового времени. Родился он в 1452 году в Италии. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Он написал такую известную картину, как Мона Лиза или Джаконда (в разных источниках названия разное). В этой картине показан идеал женской красоты. Так же картины: Дама с горностаем, Тайная Вечеря и многие другие. Леонардо да Винчи совершил многочисленные открытия, экспериментальные исследования в области математике, механики, естественных наук.)


Еще одни известный живописец и архитектор Нового времени Рафаэль Санти. Он родился в 1483 году, в Италии. Самые известные его работы это Афинская школа, Сикстинская Мадонна.


Так же, Новое время подарило нам известных и в наше время Путешественников. Ребята, вы слышали когда-нибудь про путешественника Христофора Колумба?


В конце XV века Христофор Колумб решил отправится в Индию. Посмотрите на карту. Эту страну европейцы называли «страной сказочных богатств».

Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности. Ценили пряности на вес золота – платили за 1 грамм пряностей 1 грамм золота.

Сухопутное путешествие – долгое, трудное и опасно. Морским путём перевозить товары было намного легче и быстрее, но на пути европейских мореплавателей лежала Африка. Её надо «обходить», а это во много раз удлиняло путь.

Ещё в древности некоторые учёные предполагали, что


Земля имеет форму шар. Значит, если плыть всё время в одном направлении, то в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию «с другой стороны». На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию. Он и назвал её Индией, а население - индийцами.

И только после смерти Колумба итальянский путешественник Америго Веспуччи доказал, что открытие Колумбом земли, - новый материк. Вот его-то именем – Америго – и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своём названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

Ребята, какое открытие сделал Христофор Колумб?


А что же доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

Ответ вы найдете прочитав стр.24, 1 абзац. Итак, что он нам доказал?


Какой след оставили в истории Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев? Ответ прочитайте на стр 24 второй абзац.

Посмотрите на карту. Какой большой путь совершили Фаддей Биллинсгаузен и Михаил Лазарев.

Ребята, только ли великих путешественников подарило Новое время миру?


Каких знаменитых людей Нового времени вы знаете?

Слайд.


Какие картины этих художников вы видели?

Ребята, посмотрите картины известных художников.

Слайд.


Какие произведения Жюля Верна вы знаете?

Слайд.


На экране.

Ребята, продолжаем нашу работу дальше.


Как вы думаете, а какие изобретение изобрели в эпоху Нового времени ? (Технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.)

Ребята, сейчас посмотрите на слайд.


Паровоз – это локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котёл и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 и в 1814 . в России первый паровоз построен Черепановыми Е. А. и М. Е.



Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермонт» построен в 1907г. В США Р, Фултоном. В России один из первых пароходов «Елизавета» сооружён в 1815 году.


Фотография – основоположники фотографий – Л.Ж,Дагер и Ж.Н. Ньепс. Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон.


Автомобиль. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо в 1769 – 1970 г. С двигателем внутреннего сгорания.


Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между абонентами, удалёнными друг от друга практически на любое расстояние. Начало телефонной связи было положено в 1876 г., изобретением телефонного аппарата А.Г. Беллом и созданием первой телефонной станции.


А сейчас, мы проверим, ваши знания за урок. На экране будет появляться вопрос и 3 варианта ответа. Напротив каждого ответа стоит квадратик, определенного цвета. Вам нужно посовещаться в парах, и поднять сигнал такого цвета, который ответ вы считаете правильным. Все готовы?



Работа в парах Отвечаем на вопросы.

1)Ребята, как называют эпоху, которая продолжалась с 1500 года по 1900 год? (1. Средние века 2.Новое время

3.Мир древности).

2)В честь какого знаменитого путешественника назвали материк, открытый Колумбом? (1. Христофор Колумб 2. Америго Веспуччи 3. Фернан Магеллан ).

3)Какое открытие сделал Колумб? (1.открыл Америку 2. Доказал, что Земля имеет форму шара 3. Открыл Антарктиду).

4)Что доказал своей экспедицией Фернан Маггеллан? (1. Доказал, что рыцари жили в замках 2. Доказал,что Колумб открыл новый материк 3.Доказал, что Земля имеет форму шара).

5)А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории? (1.изобрели автомобиль 2.открыли Антарктиду 3. Написали роман «Робинзон Крузо»).

6)Какие изобретения были сделаны в XIX веке? (1.книгопечатание 2.пароход, паровоз, фотография, автомобиль, телефон. 3.глиняная посуда, орудия из металла, одежда из ткани)


Работа в печатной тетради. Самостоятельно

Вы слушали внимательно на уроке, затруднений возникнуть не должно. Если возникнут затруднения, то поднимите руку, я к вам подойду. Кто закончит, руку на локоток.


Открываем рабочую тетрадь на с. 9 выполняем задание №2.


Итак, давайте проверим, кто скажет ответ на 1 вопрос? (да)

Хорошо, у кого ответ такой же? Молодцы, верно!

А кто готов сказать ответы на 2 вопрос?

Кто ответил на 3 вопрос? …

Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

Молодцы, ребята!

А теперь выполните упражнение под номером 4. Работаем в парах, сообща. Какое слово получилось?


Ребята давайте посмотрим на вопросы которые мы ставили в начале урока и попробуем на них ответить:

Что показалось необычным, наиболее интересным? Что удивило?

Что нового вы узнали?

Что вы запомнили?

Сегодня заработали оценки.



У вас нас столах лежат красные квадратики и круги. Красный квадратик – это часть паруса; а синие круги это спасательные круги. Если за урок вам все было понятно, вы активно работали – то берете красный квадратик и клеите на наш корабль, это означает, что вы готовы плыть дальше к новым знаниям. Если вы не до конца поняли тему, и не активно работа ли, то берете спасательные круги и клеите их в море. Мы постараемся вам помочь.


Если вас заинтересовала эта эпоха, вы сможете воспользоваться литературой из библиотеки (выставка книг о Новом времени).


Прочитать стр. 22-27 учебника, выучить вывод. Выполнить задания 1, 3, 5 из рабочей тетради с. 9, 10.


Рассказывает историю с показом на карте.


Задает вопросы








hello_html_m430a2486.jpg

Рекомендует для прочтения

hello_html_21e94fe8.jpg

Жюль Верн


hello_html_78704c9d.jpg

Леонардо да Винчи





Рассказывает материал

hello_html_m716f93cb.jpg

Христофор Колумб




Рассказывает

hello_html_m5f724422.jpg

Америго Веспуччи

hello_html_m2da6d7ce.jpg

Фернан Магеллан

hello_html_m76638853.jpg

Фаддей Биллинсгаузен

hello_html_6cec383a.jpg

Михаил Лазарев



Задает вопросы





hello_html_m29f9283c.jpg



hello_html_m13b10fdc.jpg


hello_html_7f40fa4a.jpg


hello_html_7f1d56f7.jpg

Рассказывает по изобретение


hello_html_m2543c0a1.jpg











Проверяет пройденный материал







Дает работу в тетрадях














Проверяет








Оценивает




Подводит итог урока



Выставляет оценки



Проводит рефлексию



Выставка книг о Новом времени



Дает домашнее задание





Новое время продолжалось с 1500 года до 1900 года


Слушают рассказ учителя, рассматривают портреты мореплавателей

Отвечают на поставленные вопросы




Подготовленный ученик:


Это книга о человеке который попал на необитаемый остров и в течении нескольких лет пытался выжить. Я вам всем советую прочитать эту книгу.





Подготовленный ученик:

Леонардо да Винчи известный живописец….









Слушают учителя.









Подготовленный ученик:

Христофор Колумб..









Слушают ученика















Открывают учебник, читают текст

Отвечают на вопросы по тексту.



Отвечают на вопросы






(Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.)


(«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Мона Лиза» Леонарао да Винчи).


(«Дети капитана Гранта», «Таинственный остров»).





Слушают рассказ подготовленного ученика, смотрят на экран.


Рассказ ученика

Паровоз




Пароход






Фотография




Автомобиль




Телефон









Выполняют движения



Слушаю, смотрят на экран.


Отвечают на вопрос, работают в парах






Слушают рассказ учителя, смотрят на экран.











Слушают задание.



Открывают рабочую тетрадь на с. 9 выполняют задание №2.


Самостоятельно работают в рабочей тетради, опираясь на


полученные


знания.



Оценивают

свою работу



Отвечают на вопросы.



Производят рефлексию.




Слушают учителя, смотрят на экран.


Записывают домашнее задание



Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу









Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.






Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу

















Предметные: строить речевое высказывание в устной форме





Регулятивные: умения участвовать в диалоге.


Предметные: получат представления о великих мореплавателях; изучить происхождение Америки;











Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение






Предметные: осмысленно читают



Личностные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем



Предметные: строить речевое

высказывание в устной форме








Предметные: строить речевое высказывание в устной форме







Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям




Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу












Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение




Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям



Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата





Коммуникативные: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



Предметные: научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя



Регулятивные: осуществляется итоговый контроль.




Личностные:


ориентация на


понимание причин


успеха в учебной


деятельности, в том


числе на самоанализ и


самоконтроль


результата










Приложение1

Действительно, Америку открыл Колумб. Но до конца своих дней Колумб не знал, что он открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли “страной сказочных богатств”. Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности.

--Между прочим, пряности (ароматные приправы – корица, гвоздика, перец) в Европе называли “музыкой обеда” – они придавали пище особый, неповторимый вкус и ценили пряности на вес золота.

--Кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше. Сухопутное путешествие – долгое, трудное и опасное. Морским путем перевозить товары было намного легче и быстрее, но на пути европейских мореплавателей лежала Африка. Её надо обходить, а это во много раз удлиняло путь. Ещё в древности некоторые учёные предполагали, что Земля имеет форму шара. Значит если плыть всё время в одном направлении, то в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию с другой стороны. На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию(слайд 2).



Фернан Магеллан был португальцем (слайд 3). В сентябре 1519 года 5 кораблей вышли из порта Сан-Лукар.

Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной земли, позже названный именем Магеллана. В ноябре 1520 года оставшиеся три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, и Магеллан назвал океан Тихим. Почти четыре месяца продолжалось это плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от болезни. В сентябре 1522года корабль вошёл в порт Сан – Лукар. На борту осталось лишь 17 испанцев из265. Так закончилось первое кругосветное плавание. Его главный результат: доказана шарообразность Земли. Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую часть, чем суша.

В это же время появляется много интересных писателей.



Даниэль Дефо (1660–1731) написал знаменитый приключенческий роман “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, восславивший труд и волю к жизни (слайд 4).



Жюль Верн (1828–1905) (слайд 5). Французский писатель один из создателей жанра научной фантастики. Автор около 70 научно-фантастических, приключенческо – географических произведений, в том числе романы “Дети капитана Гранта”, “С земли на луну”, “20000 лье под водой”, “Пятнадцатилетний капитан” (слайд 6). Некоторые научные идеи Ж.Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность.



Рафаэль Санти (1484–1520) (слайд 7). Итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил её жизнеутверждающие идеалы. Одна из самых знаменитых его картин “Сикстинская Мадонна” (слайд8).



Леонардо да Винчи (1452–1519) (слайд 9). Итальянский живописец, художник, скульптор, ученый, инженер. Он создал образ человека, отвечающий идеалам Высокого Возрождения. Идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (“Джоконда”) (слайд 10). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики.

--: В это время появляется новая музыка, сочиненная композиторами – классиками. “Чудо 18 века” – шестилетний Моцарт (слайд 11) (слушание отрывка из его произведения), Иоганн Себастьян Бах (слайд 12)(слушание отрывка из его произведения).

--Технические изобретения Нового времени: усовершенствование кораблей и техники мореплавания (слайд 14), усовершенствование книгопечатания (слайд 15). Изобрели: паровоз, пароход, электричество, метрополитен, телеграф, телефон, фотоаппарат, автомобиль.





Приложение2


Отвечаем на вопросы. Ф. И. __________________________________


1)Ребята, как называют эпоху, которая продолжалась с 1500 года по 1900 год?

1. Средние века 2.Новое время 3.Мир древности


2)В честь какого знаменитого путешественника назвали материк, открытый Колумбом?

1. Христофор Колумб 2. Америго Веспуччи 3. Фернан Магеллан

3)Какое открытие сделал Колумб?

1.открыл Америку

2. Доказал, что Земля имеет форму шара

3. Открыл Антарктиду.


4)Что доказал своей экспедицией Фернан Маггеллан?

1. Доказал, что рыцари жили в замках

2. Доказал,что Колумб открыл новый материк

3.Доказал, что Земля имеет форму шара.


5)А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории?

1.изобрели автомобиль

2.открыли Антарктиду

3. Написали роман «Робинзон Крузо»).


6)Какие изобретения были сделаны в XIX веке?

1.книгопечатание

2.пароход, паровоз, фотография, автомобиль, телефон.

3.глиняная посуда, орудия из металла, одежда из ткани)



Отвечаем на вопросы. Ф. И. __________________________________


1)Ребята, как называют эпоху, которая продолжалась с 1500 года по 1900 год?

1. Средние века 2.Новое время 3.Мир древности


2)В честь какого знаменитого путешественника назвали материк, открытый Колумбом?

1. Христофор Колумб 2. Америго Веспуччи 3. Фернан Магеллан

3)Какое открытие сделал Колумб?

1.открыл Америку

2. Доказал, что Земля имеет форму шара

3. Открыл Антарктиду.


4)Что доказал своей экспедицией Фернан Маггеллан?

1. Доказал, что рыцари жили в замках

2. Доказал,что Колумб открыл новый материк

3.Доказал, что Земля имеет форму шара.


5)А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории?

1.изобрели автомобиль

2.открыли Антарктиду

3. Написали роман «Робинзон Крузо»).


6)Какие изобретения были сделаны в XIX веке?

1.книгопечатание

2.пароход, паровоз, фотография, автомобиль, телефон.

3.глиняная посуда, орудия из металла, одежда из ткани)








Приложение 3

К следующему уроку



Ф. И. ________________________

Соедините слова из каждого столбика. Они должны быть связаны между собой.

Мореплаватель

Леонардо да Винчи

Робинзон Крузо

Художник

Магеллан

Форма шара

Путешественник

Д.Дефо

Сикстинская Мадонна

Писатель

Рафаэль Санти

Америка

Художник

Ж.Верн

20000 лье под водой

Писатель

Колумб

Джоконда





Ф. И. ________________________

Соедините слова из каждого столбика. Они должны быть связаны между собой.

Мореплаватель

Леонардо да Винчи

Робинзон Крузо

Художник

Магеллан

Форма шара

Путешественник

Д.Дефо

Сикстинская Мадонна

Писатель

Рафаэль Санти

Америка

Художник

Ж.Верн

20000 лье под водой

Писатель

Колумб

Джоконда















конспект урока по предмету "Окружающий мир"
  • Начальные классы
Описание:

Продолжаем работать над представлением о периодизации истории.

Мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями. Открытиями в области науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Также мы познакомимся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, плодами творчества.

Цель нашего сегодняшнего урока: На основе нового материала урока познакомиться с основными деятелями культуры и науки «истории Нового времени»

Автор Тихолаз Аксенья Ильинична
Дата добавления 01.03.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 364
Номер материала MA-065279
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы