Главная / Другое / Конспект урока по педагогике

Конспект урока по педагогике

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»







План - конспект учебного занятия

Тема: Практическое занятие « Анализ конспекта урока с позиции применения методов обучения»

Аннотация: курс педагогики состоит из теоретических и практических занятий. После изучения темы «Методы обучения» проводим практическое занятие « Анализ конспекта урока с позиции применения методов обучения», с целью обучения новым способам деятельности по переносу теоретических знаний в решение практических задач (учимся определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач)

Специальность: Преподавание в начальных классах

Дисциплина: педагогика

Преподаватель: Никандрова Л.В.














2014

План - конспект учебного занятия по дисциплине педагогика

Тип занятия: урок по формированию умений и навыков.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Оборудование: компьютер, презентация, дидактический материал.

Тема занятия: Практическое занятие №2 Анализ конспекта урока с позиции применения методов обучения.

Дидактическая цель: обучение новым способам деятельности по переносу теоретических знаний в решение практических задач (определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач)

Цели: систематизировать знания о методах и средствах обучения; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; переносить знания в новые ситуации.

Ход учебного занятия.

  1. Организация начала занятия.

Мы с вами изучили тему «Методы обучения». Мы уже знаем методы и средства обучения с помощью которых учитель может осуществлять процесс обучения. Сегодня мы будем учиться определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач.

  1. Проверка знаний, необходимых в практической деятельности (актуализация опорных знаний и умений).

Ученые – педагоги, наблюдая за учебным процессом в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения.

Фронтальная беседа.

- Дайте определение методам обучения.

- Назовите требования, предъявляемые к методам обучения.

- Как классифицируются методы по источнику получения знаний?

-Дайте определение словесным, наглядным, практическим методам обучения.

- Назовите группу словесных методов.

- Дайте определение методу рассказа.

- Дайте определение методу объяснения.

- Дайте определение методу беседы.

- Назовите виды бесед.

- О какой беседе идет речь: вопросы адресованы одному ученику; учащимся всего класса.

- На чем основан метод дискуссии?

- О каких методах мы можем сказать, что это монологические методы?

- Назовите приемы самостоятельной работы с учебником и книгой?

- В чем состоит сущность метода иллюстрации и демонстрации?

-Назовите виды упражнений?

- Охарактеризуйте репродуктивные методы. С какой целью используются эти методы на уроке?

- С какой целью используется на уроке объяснительно-иллюстративный метод?

- В чем особенность применения проблемных методов?

- Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный?

-Мы знаем, что успех беседы зависит от правильной постановки вопросов. Какие виды вопросов вы знаете?

-Определите, какие виды вопросов присутствовали в нашей с вами беседе?

Проблемная задача.

Немецкий педагог Г. Гаудинг (1860-1923г) спрашивал: « Правильно ли, что вопросы задает тот, кто знает на них ответы, - учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, а отвечал учитель? Не тормозится ли в этих условиях развитие самостоятельности учеников?

- А что вы думаете по этому поводу?

  1. Инструктаж к выполнению практического задания.

Предлагаю вам поразмышлять над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет.

Представьте, что вы учитель начальных классов и вам нужно проанализировать урок своего коллеги.

Вы сейчас будете работать в парах. Каждая пара получит инструкционную карту с заданием. В таблице представлен конспект урока для начальной школы. Учитель всегда стоит перед проблемой выбора методов обучения.

Ваша задача состоит в том, чтобы сконструировать блок-схему применения учителем методов обучения на уроке, заполнив графу 2.

  1. Выполнение практической работы.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – 4 класс

ТЕМА: Ранимая Тундра.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; гербарий; презентация «Ранимая тундра», фрагмент видеофильма «Удивительное путешествие в тундру».

Доска: карта «Природные зоны»; рисунки учащихся.

Деятельность учителя и учащихся на уроке

Методы обучения

Средства обучения

1.Организационный момент.

1) Приветствие.

Здравствуйте, ребята! (садитесь)

2) Проверка рабочего места.

Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку (учебник, тетрадь, дневник и пенал)


организующее-координирующая деятельность учителя

методы учебной деятельности на уроке.

3) Сообщение темы и цели урока.

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России? (Ответы детей)

Проверка домашнего задания:

1)Фронтальный опрос:

- С какой природной зоной вы познакомились на прошлом уроке?

- Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

- Что такое полярный день? Полярная ночь?

- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

- Какая растительность в Арктике? Почему она такая скудная?

- Какие животные обитают в Арктике? Как они приспособились к суровым условиям?

рассказ









беседа





репродуктивный метод



беседа





язык (устная речь)














язык (устная речь

2). Графический диктант.

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».

Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

Территория Арктики не имеет коренного населения.

В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.

В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.

Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Ответы: -; -; +; -; +; +; -.

репродуктивный метод


самостоятельная работа

язык (устная речь)



письмо (письменная речь)

Сообщение темы урока (презентация): давайте поиграем. Новая природная зона приглашает нас в экспедицию.

- Посмотрите на экран. Нам надо решить кроссворд, прочитать ключевое слово, и тогда мы узнаем тему сегодняшнего урока.

Вопросы:

Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика)

Птица с необычным клювом (тупик)

Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля)

Арктика – царство снега и … (льда)

Растение, живущее в толще воды (водоросли)

Вид рыбы, обитающей в северных морях (сайка)

- Итак, что это за зона?

- Тундра.

метод дидактической игры


метод демонстрации


презентация

ТСО



язык (устная речь)

Изучение нового материала:

Слово «Тундра» в переводе с финского языка означает «безлесная равнина».

Природные условия зоны тундры.

1). Откройте учебники на с.107 .

- Найдите и покажите границы сначала на карте природных зон друг другу тупым кончиком карандаша или ручки в учебнике. Затем – на настенной карте.

объяснение





работа с учебником






учебник


карта

С. 117 (читают по абзацам)

- Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и

сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры.

-Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.

работа с учебником

учебник

- Давайте дадим характеристику этой зоны. (Ответы детей: Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега и т.д.)

К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения и животные.

-Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей).

беседа






проблемный метод

язык (устная речь)

2). Что растет в тундре (с. 118 чтение по абзацам)

- Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

- Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.

К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей. (Показ гербария)

- Давайте дадим характеристику растениям тундры. (Ответы детей:

Карликовые формы растений; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет; растения стелятся по земле, образуя подушки;

корни расположены близко к поверхности; многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние.)

работа с учебником














метод иллюстрации



беседа


учебник





язык (устная речь









средства наглядности - гербарий












3). Какие животные обитают в тундре (с.121)

-Какие же животные и птицы обитают?

-Рассмотрите рисунки в учебнике, каких животных тундры вы видите?

-Как эти животные приспособились к жизни в тундре?

- Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу.

работа с учебником


метод иллюстрации

средства наглядности - рисунок

  1. Работа с учебником: (с. 121-123)

Найдите в тексте:

-Чем же питаются травоядные животные?

-Чем питаются хищные животные?

работа с учебником


язык (устная речь)

- Давайте дадим характеристику животным тундры.

(Ответы детей: Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой,накопление слоя подкожного жира; густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц;

беседа

язык (устная речь)

Чем занимаются люди в тундре? (с.124 + экологические проблемы)

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

проблемный метод

язык (устная речь)

Домашнее задание.

Учебник с. 126 прочитать текст, ответить на вопросы.

Итог урока.

С какой природной зоной мы сегодня познакомились?

- Продолжите фразу: Тундра это - …

Организация на перемену:




Задание 1.Сконструировать блок-схему применения учителем методов обучения на уроке, заполнив графу 2.


Деятельность учителя и учащихся на уроке

Методы обучения

Средства обучения





Задание 2. Определить дидактические средства, используемые учителем на уроке.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения.

- Как вы думаете, средства обучения и дидактические средства - это тождественные понятия?

- Что понимают под средствами обучения?

- В чем состоит главное назначение дидактических средств?

- Как классифицируются средства обучения?

- Как взаимосвязаны материальные и идеальные средства обучения?

Заполнить графу 3 таблицы.

Деятельность учителя и учащихся на уроке

Методы обучения

Средства обучения





  1. Подведение итога занятия.

Рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов. Подводя итог урока, мы с вами попытаемся оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, целесообразность выбранных форм работы для формирования профессиональных качеств будущего учителя.

1. Как вы думаете, на уроке были реализованы поставленные цели?

Мы привели в систему наши знания о методах и средствах обучения?

У вас появился интерес к самостоятельному решению задач?

Мы работали над формированием умения переносить знания в новые ситуации (определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач)?

2. Как вы можете оценить степень познавательной активности вашей группы на уроке?

- Какие виды активности задействованы сегодня на уроке?

3. Как вы думаете, целесообразно ли выбрал учитель, то есть я, форму работы для формирования профессиональных качеств будущего учителя, то есть вас?

4. Для подведения итога урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.


П «плюс»

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей

М «минус»

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

И «интересно»

Учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.






















Конспект урока по педагогике
  • Другое
Описание:

Курс педагогики состоит из теоретических и практических занятий. После изучения темы «Методы обучения» проводим практическое занятие « Анализ конспекта урока с позиции применения методов обучения», с целью обучения новым способам деятельности по переносу теоретических знаний в решение практических задач (учимся определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач)

Автор Никандрова Людмила Викторовна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 2274
Номер материала 58492
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓