Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по ОРКСэ "10 заповедей Моисея"

Конспект урока по ОРКСэ "10 заповедей Моисея"

Скачать материал

Учитель: Кузьмичева Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория

Школа: МОУ СОШ №22 с УИОП

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Десять заповедей и их роль в жизни человека»

 

Конспект урока  по ОРКСЭ Основы православной культуры.

Тема: «Десять заповедей и их роль в жизни человека»

 

Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

образовательные:

·                    знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

·                    формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие:

·                    расширение кругозора учащихся;

·                    способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

·                    содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Планируемые результаты

Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • учить отличать верно выполненное задание от неверного,
  • овладеть навыками смыслового чтения

Познавательные УУД:

  • овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;
  • находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт
  • делать выводы в результате работы.

Коммуникативные

  • уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи
  • слушать и понимать речь других

Предметные результаты.

  • Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни
  • Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества
  • Осознавать ценности человеческой жизни.

 

Оборудование:

§     ноутбук, проектор,

§     слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),

§     текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Вы узнаете:

-Что общего у убийства и воровства.

-Как зависть гасит радость.

-Разберемся в понятии, которое является темой урока.

-Убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

 

2. Повторение изученного материала.

 Беседа

-Что способствует росту души человека?

-А что удаляет от добрых целей?

-Зачем человеку нужна совесть?

-Какие два важных дела Творец поручил совести?

-Что для православных означает раскаяние?

-Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

-Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

-Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

-Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».

Вывод:

-Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

б) Игра «Продолжи фразу»

«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)

«Бог - это ….» ( любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)

«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)

«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)

«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)»

«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)

3. Изучение новой темы.

  Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

Для учащихся школ тоже существуют правила.

-Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)

Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

 

1.             Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

 Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».

 

Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

 

2.      Учебник, страница 40: Ребята !Послушайте историю Моисея из Библии:

      (из личного архива)

 

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и

его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было

обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел  на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены  в ящик, обитый  золотом, который  назывался Ковчегом. Моисей поставил  ковчег  в особой палатке (скиния), где для него было отведено  специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей  вынес  скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал.

(Демонстрация  слайда,  изображающих гору Синай и  Моисея  со скрижалями)

 

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

 

 

3.             Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

 

4.             Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

 слайд

 

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. (текст на слайде)

1.      Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. (слайд)

moses

Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и   быть центром всех людских отношений. Од­нако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начина­ют предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приоб­ретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существо­вания, заменяя собой другие ценности жизни.

 

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Эта заповедь подчеркивает достоинство че­ловека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то поте­ряет свое положение царя мироздания, пре­вратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творе­нию. Это и обожествление природы, когда бо­жественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время при­обрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатст­ву и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, ко­торые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдин­гом. Нередко случается, что объектами покло­нения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры ис­тины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию. Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолю­тизируют нечто относительное, например ре­лигиозную книгу, традицию или доктрину.

 

3.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. (слайд)

torahj

Способность людей к общению — это дра­гоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык — главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчеза­ют. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затруд­няет общение. Поскольку религия — едва ли не самая глубокая и богатая часть человечес­кого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесцени­вает самое священное. Другое назначение заповеди — предотвра­тить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, не­редко методом убеждения священнослужите­лей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.

 

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

Для евреев суббота — седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хо­рошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворе­ния мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погру­зиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.

 

Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

 

 

5.      Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Mojsije

Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколе­ний осуществляется прежде всего через отно­шения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основ­ных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кор­мить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны вос­питывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Алек­сандр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих роди­телей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не про­дукты труда определяют ценность человечес­кой жизни. Хотя работа важна, это еще не все.  Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.

Просмотр клипа «Притча о маме».

Учебник, страница 40: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

 

 

 

 

 

6.      Не убивай.

SINAJ (слайд)

В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди — "ра­сах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хо­тя убивать всегда нехорошо, иногда это про­исходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что че­ловеческая жизнь священна. Поскольку жизнь — Божий дар, каждый человек обла­дает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божест­венным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общест­ва. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.

Прослушивание песни «Раненая птица»

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

 

7.      Не прелюбодействуй. (слайд)

l5-1

Супружеская любовь свята, но в то же вре­мя естественна. Свята потому, что Бог есть лю­бовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драго­ценные человеческие отношения — любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защи­щает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда суп­руги неверны друг другу, рушится и родитель­ский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку ро­дительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья — основа общества, любые проблемы в семье в конце концов ока­зывают влияние и на все общество в целом.

 

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

 

8.      Не кради.

010 (слайд)

Украсть — значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступ­ки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдель­ными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы долж­ны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздель­но, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способ­ности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы созда­ем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюда­ют этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собст­венность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные — от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собст­венностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.

 

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?

Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)

9.      Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

миниатюра Моисей обретает скрижали завета.jpg (слайд)

Ложь отравляет человеческое общение и уничтожает доверие. Когда мы лжем, мы обманываем других и предаем самих себя. Слова обладают большой силой. Как говорит русская пословица, "слово — не воробей, вы­летит — не поймаешь". Во времена Ветхого Завета, если кто-то ложно обвинял другого в преступлении, он должен был понести нака­зание, ожидавшее того, кого он оклеветал. Эта заповедь призвана защитить человече­ские отношения; она имеет в виду также ложь, клевету, распространение лживых до­носов или суждений о людях с намерением принести им вред. Это дурно и по своим по­буждениям, ибо происходит от зависти, нена­висти, злобы и отсутствия благородства, и по тем последствиям, которые эта ложь несет обиженным и обманутым людям. К сожале­нию, религиозные группы также легко впадают в этот грех, нападая на другие религии, чтобы помешать их распространению.

 

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого  «Лгун» (читает хорошо подготовленный ученик)

 

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

(Не завидуй.)

Из всех Десяти заповедей эта — единствен­ная, относящаяся скорее к мыслям, чем к реальным действиям. Поскольку дурные по­ступки всегда начинаются с дурных желаний, лучше всего пресечь такие желания в корне. Когда кому-то улыбнулась судьба, наделила человека богатством, мы должны радоваться за этого человека, а не испытывать к нему зависти. Если мы сокрушаемся о чужом бла­гополучии или радуемся чужой неудаче, то это прежде всего разъедает нашу собственную душу, делает нас несчастными.

 

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

 

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи  в сказке?

  Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

 

 

 

 

4. Закрепление нового материала.

Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

 

 

ЗАДАНИЕ.

1)-Что нового вы узнали из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

 

  Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

  Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души

 

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей,

 на уроке эти клеточки пустые)

 

Заповедь

  От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

№5    «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6    «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

№7    «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8     «Не кради»

От причинения страданий  ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

№9  «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

№10  «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

 

 

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд

 

На слайде  предложены ответы на выбор учащихся:

Ø    Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

Ø      Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

Ø      Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

 

2)                 Работа в группах.  Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД:

1Д

 

 

2М

 

 

 

 

Е

 

 

О

 

3З

 

4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

 

 

С

 

П

 

Н

Т

 

 

Е

 

О

 

А

Ь

 

 

Й

 

В

 

Й

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

6Б

И

Б

Л

И

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

1.   Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

2.   Имя пророка, получившего заповеди

3.   Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

4.   Гора, на которой Моисею были даны заповеди

 

По горизонтали:

5.   Каменные доски, на которых были записаны заповеди

6.   Книга, в которой записаны заповеди.

 

проверка на слайде.

 

3)      Работа с пословицами.

О какой заповеди сказано? (Перед детьми каждой группы – пословицы.)

На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя как родителя.

Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.

Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Худой мир лучше доброй драки.

 

     5. Закрепление.

-  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

- Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

- Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

-  Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

 - Как выдумаете,   нужны ли современному человеку заповеди?

(  - Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

   - Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.

   - Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.)

      В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

 

   Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

 

 

  6.Домашнее задание: с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника.

 

  7. Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

 - Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

 

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

 

Вывод: - Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

  1. Заповеди даны Богом
  2. Они учат отличать добро от зла
  3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
    приближает его к Богу.

 

     -Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:

1.     Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс).М.:Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев

2.     Детская библия .Библейские рассказы в картинках. Институт перевода библии. 1983,1990

3.     Толковый  словарь С.И. Ожегова.

4.     Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

5.     Песня «Раненая птица»

6.     Клип «Притча о маме»

7.     Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».

8.     Слайдовая авторская презентация.

 

7. Интернет-ресурсы:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html?page=5 -Заповеди

gimnazy16.ru/ORKSE/Yrok_pravoslavie.docурок

abanruo.ucoz.ru/ims/ORKCE/Zapovedi.doc-урок

http://www.abc-people.com/shop/moses_prophet.htmфото Моисей,гораСинай-

 

http://kaschepuzia.kaschenko.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Matsa_skrijali.jpg-

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по ОРКСэ "10 заповедей Моисея""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок поможет способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.12.2020 2748
    • DOCX 1013.3 кбайт
    • 130 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Герасимова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Герасимова Ирина Анатольевна
    Герасимова Ирина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69474
    • Всего материалов: 202

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе