Конспект
урока на тему
«Православные
традиции и семейные ценности.
Семья
– малая Церковь»
Цель
урока: формирование
у учащихся представление о православных традициях и семейных
ценностях.
Задачи урока: создавать
условия для формирования УУД.
Познавательные УУД:
- извлекать
информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема);
- строить речевое
высказывание в устной форме;
- делать выводы на
основе анализа объектов;
- определять
ключевые слова текста.
Регулятивные УУД:
- принимать и
сохранять учебную задачу;
- планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей;
- учиться
высказывать свое предположение (версию);
- проявлять
инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
УУД
- формировать
умения выражать свои мысли в устной речи;
- слушать и
понимать других;
- строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- договариваться о
правилах общения и поведения;
- овладевать
навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Личностные
результаты
- понимать значения
семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.
- определять и
высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
- ориентироваться
в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.
Используемая
технология:
проблемно - диалогическая.
Формы
работы учащихся: фронтальная, в группах.
Тип
урока: урок новых знаний.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная
доска, магнитная доска и магниты, карточки с опорными
словами, презентация, учебник.
Ход урока:
I.Организационный
момент: эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом
- Здравствуйте уважаемые
гости и ребята!
Говорят, если день
начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте
сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.
Улыбнитесь друг
другу, пожелайте мысленно удачи. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. А хорошее
настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших
результатов.
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё
старание.
- А сейчас я
предлагаю подойти ко мне, встать в круг и взяться за руки.
- Я неслучайно
выбрала сегодня такую форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее
совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это
возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке.
Круг – гарантия вашей защиты. Форму круга имеет кольцо. Кольцо венчает любовь.
В одной песне так и поется «Любовь кольцо, а у кольца нет ни начала, ни конца.
– Ребята, скажите, за что вы любите себя? (Отвечают
по кругу, первым отвечает педагог. При ответе каждый свою руку кладет на плечо
соседа.)
– Сейчас я
приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников.
- Присядьте, пожалуйста, за парты.
- А сейчас
подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье?
(Ответы: Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим
братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной
жизни, аккуратный и хорошо учусь…)
- А за что вы
любите своих мам и пап?
2. Определение темы и целей урока
– Спасибо за ваши
ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?
Без чего на белом
свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
– Попробуйте сформулировать тему и вопросы, которые предстоит нам рассмотреть.
(Ответы:
Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет
членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?)
-
Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что
же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья»,
поговорим о взаимоотношениях в ней, о семейных традициях и ценностях.
- И так, тема нашего урока: «Православные
традиции и семейные ценности. Семья – малая Церковь». (слайд 1)
Ключевыми словами нашей темы будут слова:
(вывесить на доску)
МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ,
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ
ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ,
ПОМОЛВКА
СЛУЖЕНИЕ,
ПОСЛУШАНИЕ,
ДОБРОДЕТЕЛЬ,
СМИРЕНИЕ
- Скажите, на
какие слова можно разделить слово семья?
- Правильно, «СЕМЬ»
и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи
друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно
простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во
всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.
- Послушайте
стихотворение, когда появилась «Семья».
Из года в год, из
поколения в поколение,
У мужа и жены своё
предназначение.
И даже в пору
мезозойской эры
У каждого свое
имелось дело
Мужчина был
кормильцем непременно
А женщина очаг
хранила верно,
Отправив на охоту
мужа,
Она в дожди и в
стужу.
Огонь священный
тот сберечь старалась.
На этом и семья
держалась.
3. Работа над
темой урока.
- Родина каждого
из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
(Ответы: семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и
будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.)
Давайте обратимся
к словарю. Прочитайте значение слова «семья» на экране. (слайд2)
Словарь Ожегова
С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей,
внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Итак, семья – (говорят
дети) это люди, которые живут вместе, и никогда не забывают заботиться друг о
друге. А самое главное – они родные друг другу.
«Что такое
семья?» (читает ученик) (слайд 3)
Семья – это
счастье, любовь и удача,
Семья – это летом
поездки на дачу.
Семья – это
праздник, семейные даты,
Подарки, покупки,
приятные траты.
Рождение детей,
первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем,
волнение и трепет.
Семья – это труд,
друг о друге забота,
Семья – это много
домашней работы.
Семья – это
важно!
Семья – это
сложно!
Но счастливо жить
одному невозможно!
Всегда будьте
вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры
подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас
говорили друзья:
Какая хорошая Ваша
семья!
- А
для чего человеку семья? (Ответы детей)
–
Давайте определим какие важные и общие дела должна делать семья. (ответы детей)
На
экране появляются задачи семьи (слайд4)
– Мы
определили для чего человеку семья.
- Скажите, какая семья называется дружной?
(Дети
называют признаки дружной семьи).
- О
дружных семьях слагают легенды, давайте прочтем одну из них. У вас на столах
текст легенды «Как появилась дружная семья». (слайд 5)
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между
ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи
обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал
просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою
семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они,
чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих
качеств: Любовь Верность Доверие Понимание Прощение Терпение Уважение
Доброта Забота Помощь Дружба Послушание
-
Назовите, какие качества необходимы, для того, чтобы семья
была дружной?
- Это
и есть семейные ценности. Запомните, ребята, эту легенду.
Если
каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир,
согласие. А значит, все будут счастливы.
4. Работа
с учебником
В
православии семью принято называть малой церковью.
- Как
вы думаете, почему?
- А
какие еще слова для нас остались не понятными?
-
Давайте вспомним ключевые слова нашей темы. Причитайте еще раз.
- Вы можете дать
точное объяснение данным словам?
- Какую ставим
перед собой задачу? (объяснить данные слова, термины)
- А
где мы можем найти ответ?
Самостоятельная
работа учащихся.
- Вы разделились
на 3 группы.
Напоминаю правила
работы в группе
Работаем дружно
Говорим в
полголоса и по делу
- Перед каждой
группой стоит задача: найти и объяснить значение тех слов, которые у вас на
столе, работая с учебником. (слайд 6)
Первая группа
работает со словами: МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ, ПЁТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ (СТР. 92-93)
Вторая группа
работает со словами: ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ, ПОМОЛВКА (СТР, 93-94)
Третья группа:
СЛУЖЕНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, СМИРЕНИЕ (СТР. 94-95), ДОБРОДЕТЕЛЬ (словарик стр. 175)
Ответы вы
записываете под словами. Когда закончите работу, не забудьте назначить
выступающего от группы. Ответственный распределяет обязанности, сначала все
читают, потом выбирают определения и записывает на листочке. Затем
представитель каждой группы отвечает.
Для слаженной
работы в группе, давайте проговорим план работы.
1.
Прочитайте текст.
2.
Найди ответ на свой вопрос
3.
Подчеркни одной чертой термин и двумя его
– определение. Термин кратко отвечает на вопрос КТО? ЧТО
4.
Оформи его на отдельном листе
Время работы 5
минут.
Проверка
самостоятельной работы
МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ –
семья в православии (слайд7)
ПЁТР И ФЕВРОНИЯ
МУРОМСКИЕ – покровители семьи и брака в православной традиции
ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ
И ВЕРНОСТИ – гражданский праздник, приходится на 8 июля, когда православные
отмечают память святых Петра и Февронии Муромских. Символом дня стала ромашка.
Символизирует чистоту, любовь, тепло и уют.
ПОМОЛВКА – один из
обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали
окончательное согласие на брак своих детей.
СЛУЖЕНИЕ ДРУГ
ДРУГУ – помощь друг другу, теплые отношения, общий труд и преодоление всех
невзгод, которые встречаются на общем пути супругов.
ПОСЛУШАНИЕ – одна
из основных христианских добродетелей, служение для детей в семье
ДОБРОДЕТЕЛЬ –
положительное качество человека, свойство характера
СМИРЕНИЕ – мир
внутри себя и в отношениях с другими людьми.
Представитель от
группы выходит и зачитывает термин и его определение.
- А сейчас
сравните с образцом. Удалось ли вашей группе справиться с заданием?
5.
Физкультминутка.
Все, у кого есть
семья – маршируют на месте.
Те, у кого есть бабушка - похлопайте в ладоши.
Те, у кого есть дедушка - потопайте.
У кого есть сестра помашите правой рукой,
А у кого есть брат помашите левой рукой.
Кто встречает праздники в кругу близких – присядьте на
корточки.
Кто помогает дома близким – поднимите руки вверх и
покружитесь.
Кто слушается своих родителей – уши закройте руками и
покачайте головой.
Кто любит своих близких – разведет руки в стороны и обнимет
себя.
5. Закрепление
пройденного материала.
1. Задание
«Моя семья»
- Сейчас давайте представим, что каждый из вас – это
отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова,
характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать
вам поможет список определений на доске.
(Слайд 8)
Задание №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.
Задание №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.
Задание №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем,
терпим, любим.
Задание №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность,
доброжелательность.
- Послушаем, что у вас получилось? (ответы детей)
2.
Задание «Собери пословицы»
-
О семье, есть много пословиц. Давайте попробуем составить их из предложенных
частей пословицу. (На столах конверты с заданиями)
В семье
любовь да совет
|
Так и
душа на месте.
|
Вся
семья вместе,
|
Так и
нужды нет.
|
Где
любовь,
|
Прибавит
разума-ума.
|
Добрая
семья
|
Там горя
нет.
|
В родной
семье
|
когда в
семье лад
|
На что
клад,
|
И каша
гуще.
|
|
|
|
|
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Где любовь, там горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В родной семье и каша гуще.
Согласную семью и горе не берет.
На что клад, когда в семье лад.
(Каждая группа зачитывает) (слайд9)
6. Рефлексия
·
Какие же ценности
значимы в православной семье?
Любовь Верность Доверие
Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание
(клип
"Гимн семье")
- Как вы думаете, почему у вас на столах ромашки?
- Правильно, потому, что они являются символом семьи.
- Положите ромашки перед собой, что не хватает у них?
Правильно желтой серединки. Давайте оценим свою работу на уроке и доделаем наши
ромашки, если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то
новое и интересное, что вам пригодится в жизни, то наклейте в центре ромашки
улыбку. Если не понравился – грустную. Если в уроке что-то осталось непонятным,
вызывающим сомнение – задумчивую.
– Ребята, давайте возьмем наши цветы и домики в руки. Чувствуете, как
каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар
Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность –
нашу семью. Прикрепим же ромашки и домики к нашей планете Земля, и пусть она
крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это счастливая планета.
-
Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня очень дружно и хорошо работали.
– Вы сумели
построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и
понимание.
Мне
хочется закончить урок словами
Берегите друг
друга,
Добротой
согревайте.
Берегите друг
друга
Обижать не давайте
Берегите друг
друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе
побудьте.
7.
Домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из
членов семьи, придумать герб семьи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.