Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

МКОУ Острецовская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

урока окружающего мира в 4 классе по теме:

«Леса России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлен:

Балашовой Натальей Евгеньевной

учителем начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

·        Сформировать у учащихся представление о лесной зоне России.

Задачи:

·        Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

·        Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.

·         Формировать у учащихся умение работать с картой.

·        Развивать познавательную активность детей.

·        Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Формы работы:

·        Фронтальная

·        Индивидуальная

Методы:

Словесный, наглядный, практический.

Оснащение:

1. Техническое оснащение: компьютер учителя, мультимедийный проектор.

2. Программное обеспечение: MS PowerPoint.

3. Наглядный материал: презентация к уроку, карточки с тестами для учащихся, оформленный в виде карты ватман, картинки с изображениями деревьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Орг. момент

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

        

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и точно знаю, что всё у нас получится!

 

2. Выход на тему урока, определение задач  урока.

 

Звучит запись «Голоса птиц».                                                              Слайд 1

 Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(С. Погореловский)

-     В этом стихотворении спрятаны тема и задачи  нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспеди­ция?

 (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

-     Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -

«Леса России»

-     А что мы будем изучать?

(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

-     Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)

-   Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые?

Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не повторив  материал прошлого урока.

3. Проверка знаний и умений.                                                                       

1.  Фронтальная работа.

-   По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем заня­тии?                      (Это была зона тундры.) Слайд 2

– Покажите на карте природных зон зону тундры.
– Расскажите о природе тундры зимой, летом.
– Перечислите растения,  встречающиеся в тундре. Почему они такие?
– Расскажите о животных тундры.

2.  Выполнение теста. (Приложение № 1)

 

3. Проверка выполнения теста (самопроверка).

– Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.                                  

Ответы: 1 б); 2 в); 3 б); 4 б); 5 в); 6 б); 7 а)                                   Слайд 3

        

Ребята, вам было сложно выполнять задания теста?

У вас на партах лежат листочки, в которых вы будете выставлять себе оценки за работу на уроке. И первую оценку вы сейчас поставите себе сами за выполнение теста. Подпишите оценочные листы.

- Если было просто выполнять задания теста и всё получилось, то поставьте себе – 5.

- Если встретили затруднения – 4.

- Я думаю, что плохих оценок не будет.

 

Физкультминутка.

- Ребята, давайте вернёмся к теме  нашего урока.

 

4. Изучение нового материала.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

 

Карточка-помогайка (раздается на каждую парту) (Приложение № 2)

Работа ведется в парах по карте природных зон в учебнике на стр.77.

 

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

 

- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экс­педиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.) Запись на доске

-      А какую роль она играет? {Это плавный переход к другой природной зоне)

 

-      Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Постепенно лесотундра переходит в тайгу.

                                                                                              Слайд 5

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холод­ная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 6

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубо­ватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки со­сны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

                                                                                     Слайд 7,8

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой­ными деревьями растут березы, осины, ольхи.  Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не­крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета.

                                                                                     Слайд 9, 10

Ближе к югу климат  становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые де­ревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распро­страняет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по не­скольку штук под одним крылышком.

Вяз  можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у  клена крылатые.

 

Физкультминутка.

 

5. Продолжение новой темы

– Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Звучит запись со звуками зверей и птиц.

– О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)

- С животными  леской зоны вы познакомитесь самостоятельно. Учебник стр. 100 – 102.

                                                                                     Слайд 11

Карточка – помогайка (Приложение № 3)

 

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурун­дук, летяга, соболь (показ картинок, слайд). Также в зоне лесов живут  благородный олень, лось, медведь, волк, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

 

 

6. Первичное закрепление.                                                 Слайд 12

 

- Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)

- Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, берёза, осина, лиственница.)

- Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа, ясень, вяз.)

- Запишите их названия в таблицу в тетради на стр. 31  №2

 

7. Самостоятельная работа.

Работа в рабочих тетрадях:

- стр. 32 №3 – узнай хвойные деревья по веточкам и шишкам;

- стр. 33 №6 - узнай лиственные деревья по листьям и плодам.

- стр. 34 №7 – составить цепь питания, характерную для зоны лесов.

Взаимопроверка.

Выставление оценок в оценочном листе.

 

8. Коллективная работа по закреплению изученного материала.

 

На доске ватман с изображением частей лесной зоны: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. Учащиеся должны расположить картинки с изображением деревьев в нужную зону.

 

Молодцы, ребята. Мы видим, что все справились с работой на «отлично»!

 

9. Итог урока.

 

Наше путешествие подошло к концу. Скажите, с какой природной зоной  мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали? Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы её достигли?

- Домашнее задание:

Учебник стр. 98-105- прочитать текст, ответить на вопросы.

Тетрадь стр. 33  №5, 8.

- Мы очень хорошо поработали, давайте похлопаем друг другу.

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Тест по теме: «Зона тундры»

 

1.  Зона тундры расположена ...

а)  севернее арктических пустынь;

б)  южнее арктических пустынь.

 

2.  В тундре...

а)  ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по про­должительности;

б)  длинная суровая зима и жаркое лето;

в)  длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

 

3.  Главное занятие коренного населения тундры - ...

а)  рыболовство;

б)  оленеводство;

в)  земледелие.

 

4.  Растения тундры ...

а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)  низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

 

5.  К тундровым растениям относятся ...

а)  верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б)  кедр, осина, пальма;

в)  карликовая ива, мох-ягель, морошка.

 

6.  В тундре обитают ...

а)  тюлени, моржи, киты;                                            

б)  песцы, лемминги, волки;

в)  верблюды, лошади, коровы.

 

7.  Укажи верную цепь питания:

а)  растения – лемминги - полярные совы;

б)  комары, мошки - полярные куропатки - моржи;

в)  растения - кречеты - волки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Карточка-помогайка

1.       Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2.       Какая она в сравнении с другими природными зонами.

3.  Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

 

 

Приложение № 3

 

Карточка - помогайка:

1. Птицы лесной зоны.

2. Животные лесной зоны.

3. Почему животный мир зоны лесов так разнообразен?

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Леса России.ppt

Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Леса России





Автор: учитель начальных классов Балашова Наталья Евгеньевна

    1 слайд

    Леса России






    Автор: учитель начальных классов Балашова Наталья Евгеньевна

  • Природные зоны России

    2 слайд

    Природные зоны России

  • Проверь себя	1 - б 			5 - в
	2 - в 			6 - б
	3 - б 			7 - а
	4 - б

    3 слайд

    Проверь себя
    1 - б 5 - в
    2 - в 6 - б
    3 - б 7 - а
    4 - б

  • Зона тайги 

    4 слайд

    Зона тайги
     

  • Хвойные деревьяЕль      	Сосна          Лиственница        Пихта     Кедровая...

    5 слайд

    Хвойные деревья
    Ель Сосна Лиственница Пихта Кедровая сосна

  • Зона смешанных лесов   Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки...

    6 слайд

    Зона смешанных лесов  
    Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки выпадают в течение всего года. Поскольку климат здесь мягче, чем в тайге, в смешанном лесу встречаются не только хвойные деревья (сосна, ель), но и лиственные (береза, осина, ольха).

  • Осенью опавшая листва деревьев образует на земле плотный ковер, который посте...

    7 слайд

    Осенью опавшая листва деревьев образует на земле плотный ковер, который постепенно перегнивает. Поэтому в зоне смешанных лесов почва плодороднее, чем в тайге.

  • Лиственные деревья

    8 слайд

    Лиственные деревья

  • Широколиственные лесаШироколиственные леса расположены южнее смешанных. Они с...

    9 слайд

    Широколиственные леса
    Широколиственные леса расположены южнее смешанных. Они состоят в основном из теплолюбивых деревьев с широкими ,крупными листьями.

  •      Дуб         Клён        Липа       Ясень          Вяз

    10 слайд

    Дуб Клён Липа Ясень Вяз

  • 11 слайд

  • Животный мир

    12 слайд

    Животный мир

  • № 3№ 6

Проверь себя
3	1  4   5   2
4   3   5   1   2

    13 слайд

    № 3
    № 6


    Проверь себя

    31 4 5 2

    4 3 5 1 2

  • Домашнее заданиеУчебник стр. 98–105 
– читать текст, отвечать на вопросы.
Тет...

    14 слайд

    Домашнее задание
    Учебник стр. 98–105
    – читать текст, отвечать на вопросы.
    Тетрадь стр. 33 № 5,8

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная тема изучаетсяв разделе «Природные зоны России». На данном уроке используется презентация.Цель:Сформировать у учащихся представление о лесной зоне России.Задачи:Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом. Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов. Формировать у учащихся умение работать с картой.Развивать познавательную активность детей. Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 320 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.05.2020 391
    • RAR 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хасаншина Энже Гафуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хасаншина Энже Гафуровна
    Хасаншина Энже Гафуровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82334
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе