МКОУ Острецовская
основная общеобразовательная школа
Конспект
урока окружающего
мира в 4 классе по теме:
«Леса России»
Составлен:
Балашовой Натальей
Евгеньевной
учителем
начальных классов
Цель:
·
Сформировать
у учащихся представление о лесной зоне России.
Задачи:
·
Познакомить
с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным
и широколиственным лесом.
·
Познакомить
с растительным и животным миром зоны лесов.
·
Формировать
у учащихся умение работать с картой.
·
Развивать
познавательную активность детей.
·
Воспитывать
любовь к природе, умение видеть её красоту.
Тип урока:
Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы:
·
Фронтальная
·
Индивидуальная
Методы:
Словесный,
наглядный, практический.
Оснащение:
1.
Техническое оснащение: компьютер учителя, мультимедийный проектор.
2.
Программное обеспечение: MS PowerPoint.
3.
Наглядный материал: презентация к уроку, карточки с тестами для учащихся,
оформленный в виде карты ватман, картинки с изображениями деревьев
Ход урока
1. Орг. момент
Снова
пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Я улыбнулась вам,
и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы
спокойны, добры и приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и точно знаю, что
всё у нас получится!
2. Выход на тему урока, определение задач урока.
Звучит запись «Голоса птиц». Слайд
1
Здравствуй,
лес, дремучий лес,
Полный
сказок и чудес!
Ты
о чем шумишь листвою
Ночью
темной, грозовою?
Что
там шепчешь на заре,
Весь
в росе как в серебре?
Кто
в глуши твоей таится?
Что
за зверь? Какая птица?
Все
открой, не утаи:
Ты
же видишь - мы свои!
(С.
Погореловский)
-
В этом стихотворении спрятаны тема и задачи нашего путешествия. Как вы
думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?
(В
стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
-
Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -
«Леса
России»
-
А что мы будем изучать?
(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут
растения.)
-
Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный,
как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и
весело.)
-
Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему
одни леса темные, а другие - светлые?
Но
об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не
повторив материал прошлого урока.
3. Проверка знаний и умений.
1. Фронтальная
работа.
-
По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?
(Это была зона тундры.) Слайд 2
–
Покажите на карте природных зон зону тундры.
– Расскажите о природе тундры зимой, летом.
– Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
– Расскажите о животных тундры.
2.
Выполнение теста. (Приложение № 1)
3.
Проверка выполнения теста (самопроверка).
–
Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.
Ответы: 1 б); 2 в); 3 б); 4 б); 5 в); 6 б);
7 а)
Слайд 3
Ребята,
вам было сложно выполнять задания теста?
У
вас на партах лежат листочки, в которых вы будете выставлять себе оценки за работу
на уроке. И первую оценку вы сейчас поставите себе сами за выполнение теста.
Подпишите оценочные листы.
- Если было просто
выполнять задания теста и всё получилось, то поставьте себе – 5.
- Если встретили
затруднения – 4.
- Я думаю, что
плохих оценок не будет.
Физкультминутка.
-
Ребята, давайте вернёмся к теме нашего урока.
4. Изучение нового материала.
-
Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне,
глядя на карту?
Карточка-помогайка
(раздается на каждую парту) (Приложение № 2)
Работа
ведется в парах по карте природных зон в учебнике на стр.77.
Лесная зона
находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов
расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года,
холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на
Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском
плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. В этой природной зоне три
части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще
есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть -
широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
-
Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы,
наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток,
закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.) Запись на
доске
-
А какую роль она играет? {Это плавный переход к другой природной зоне)
-
Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и
появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного
полярного круга. Постепенно лесотундра переходит в тайгу.
Слайд
5
Тайга - это хвойный
лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето
теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень
требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это
хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.
В тайге растут:
ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 6
Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели
хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки.
Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В
еловом лесу темно и влажно.
Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого
цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму
(показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки
плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них
опадают чешуйки.
Лиственница - единственное из хвойных деревьев,
которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют
сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые
орешки.
Слайд
7,8
К югу на смену
тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы,
осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные
листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре, она белая.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при
каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные
пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках,
ствол черного или серого цвета.
Слайд
9, 10
Ближе к югу
климат становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в
которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому
они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным
листьям, плодами дуба являются желуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при
цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки,
сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья
в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки
округлой формы.
Клен бывает остролистный с большими
резными листьями, а плоды у клена крылатые.
Физкультминутка.
5.
Продолжение новой темы
–
Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.
Звучит запись
со звуками зверей и птиц.
–
О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)
-
С животными леской зоны вы познакомитесь самостоятельно. Учебник стр. 100 –
102.
Слайд
11
Карточка
– помогайка (Приложение № 3)
Разнообразен
животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных,
насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок,
слайд). Также в зоне лесов живут благородный олень, лось, медведь, волк, лисы,
рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они
живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи),
другие делают на зиму запасы.
6. Первичное закрепление. Слайд
12
-
Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая
сосна.)
-
Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, берёза,
осина, лиственница.)
-
Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа,
ясень, вяз.)
- Запишите их
названия в таблицу в тетради на стр. 31 №2
7. Самостоятельная работа.
Работа
в рабочих тетрадях:
-
стр. 32 №3 – узнай хвойные деревья по веточкам и шишкам;
-
стр. 33 №6 - узнай лиственные деревья по листьям и плодам.
-
стр. 34 №7 – составить цепь питания, характерную для зоны лесов.
Взаимопроверка.
Выставление
оценок в оценочном листе.
8. Коллективная работа по закреплению изученного
материала.
На доске ватман с
изображением частей лесной зоны: тайга, смешанный лес, широколиственный лес.
Учащиеся должны расположить картинки с изображением деревьев в нужную зону.
Молодцы, ребята.
Мы видим, что все справились с работой на «отлично»!
9. Итог урока.
Наше
путешествие подошло к концу. Скажите, с какой природной зоной мы сегодня
познакомились?
-
Что нового вы узнали? Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы её достигли?
-
Домашнее задание:
Учебник стр.
98-105- прочитать текст, ответить на вопросы.
Тетрадь стр. 33
№5, 8.
-
Мы очень хорошо поработали, давайте похлопаем друг другу.
Приложение № 1
Тест по теме:
«Зона тундры»
1.
Зона тундры расположена ...
а)
севернее арктических пустынь;
б)
южнее арктических пустынь.
2.
В тундре...
а)
ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б)
длинная суровая зима и жаркое лето;
в)
длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
3.
Главное занятие коренного населения тундры - ...
а)
рыболовство;
б)
оленеводство;
в)
земледелие.
4.
Растения тундры ...
а)
высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)
низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
5.
К тундровым растениям относятся ...
а)
верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б)
кедр, осина, пальма;
в)
карликовая ива, мох-ягель, морошка.
6.
В тундре обитают ...
а)
тюлени, моржи,
киты;
б)
песцы, лемминги, волки;
в)
верблюды, лошади, коровы.
7.
Укажи верную цепь питания:
а)
растения – лемминги - полярные совы;
б)
комары, мошки - полярные куропатки - моржи;
в)
растения - кречеты - волки.
Приложение № 2
Карточка-помогайка
1.
Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2.
Какая она в сравнении с другими природными зонами.
3.
Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Приложение № 3
Карточка -
помогайка:
1.
Птицы лесной зоны.
2.
Животные лесной зоны.
3.
Почему
животный мир зоны лесов так разнообразен?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.