Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»

Документы в архиве:

26.83 КБ Конспект урока.docx
2.65 МБ Леса России.ppt
779.05 КБ звуки леса.mp3

Название документа Конспект урока.docx

МКОУ Острецовская основная общеобразовательная школа















Конспект

урока окружающего мира в 4 классе по теме:

«Леса России»











Составлен:

Балашовой Натальей Евгеньевной

учителем начальных классов




















Цель:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне России.

Задачи:

  • Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

  • Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.

  • Формировать у учащихся умение работать с картой.

  • Развивать познавательную активность детей.

  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Формы работы:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

Методы:

Словесный, наглядный, практический.

Оснащение:

1. Техническое оснащение: компьютер учителя, мультимедийный проектор.

2. Программное обеспечение: MS PowerPoint.

3. Наглядный материал: презентация к уроку, карточки с тестами для учащихся, оформленный в виде карты ватман, картинки с изображениями деревьев


























Ход урока

1. Орг. момент

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и точно знаю, что всё у нас получится!


2. Выход на тему урока, определение задач урока.


Звучит запись «Голоса птиц». Слайд 1

 Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(С. Погореловский)

-     В этом стихотворении спрятаны тема и задачи нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

 (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

-     Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -

«Леса России»

-     А что мы будем изучать?

(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

-     Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)

-   Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые?

Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не повторив материал прошлого урока.

3. Проверка знаний и умений.

1. Фронтальная работа.

-   По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) Слайд 2

Покажите на карте природных зон зону тундры.
– Расскажите о природе тундры зимой, летом.
– Перечислите растения,  встречающиеся в тундре. Почему они такие?
– Расскажите о животных тундры.

2.  Выполнение теста. (Приложение № 1)


3. Проверка выполнения теста (самопроверка).

Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.

Ответы: 1 б); 2 в); 3 б); 4 б); 5 в); 6 б); 7 а) Слайд 3

Ребята, вам было сложно выполнять задания теста?

У вас на партах лежат листочки, в которых вы будете выставлять себе оценки за работу на уроке. И первую оценку вы сейчас поставите себе сами за выполнение теста. Подпишите оценочные листы.

- Если было просто выполнять задания теста и всё получилось, то поставьте себе – 5.

- Если встретили затруднения – 4.

- Я думаю, что плохих оценок не будет.


Физкультминутка.

- Ребята, давайте вернёмся к теме нашего урока.


4. Изучение нового материала.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?


Карточка-помогайка (раздается на каждую парту) (Приложение № 2)

Работа ведется в парах по карте природных зон в учебнике на стр.77.


Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.


- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.) Запись на доске

-      А какую роль она играет? {Это плавный переход к другой природной зоне)


-      Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Постепенно лесотундра переходит в тайгу.

Слайд 5

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 6

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

Слайд 7,8

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета.

Слайд 9, 10

Ближе к югу климат становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у  клена крылатые.


Физкультминутка.


5. Продолжение новой темы

Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Звучит запись со звуками зверей и птиц.

О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)

- С животными леской зоны вы познакомитесь самостоятельно. Учебник стр. 100 – 102.

Слайд 11

Карточка – помогайка (Приложение № 3)


Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок, слайд). Также в зоне лесов живут благородный олень, лось, медведь, волк, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.



6. Первичное закрепление. Слайд 12


- Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)

- Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, берёза, осина, лиственница.)

- Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа, ясень, вяз.)

- Запишите их названия в таблицу в тетради на стр. 31 №2


7. Самостоятельная работа.

Работа в рабочих тетрадях:

- стр. 32 №3 – узнай хвойные деревья по веточкам и шишкам;

- стр. 33 №6 - узнай лиственные деревья по листьям и плодам.

- стр. 34 №7 – составить цепь питания, характерную для зоны лесов.

Взаимопроверка.

Выставление оценок в оценочном листе.


8. Коллективная работа по закреплению изученного материала.


На доске ватман с изображением частей лесной зоны: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. Учащиеся должны расположить картинки с изображением деревьев в нужную зону.


Молодцы, ребята. Мы видим, что все справились с работой на «отлично»!


9. Итог урока.


Наше путешествие подошло к концу. Скажите, с какой природной зоной мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали? Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы её достигли?

- Домашнее задание:

Учебник стр. 98-105- прочитать текст, ответить на вопросы.

Тетрадь стр. 33 №5, 8.

- Мы очень хорошо поработали, давайте похлопаем друг другу.





Приложение № 1


Тест по теме: «Зона тундры»


1.  Зона тундры расположена ...

а)  севернее арктических пустынь;

б)  южнее арктических пустынь.


2.  В тундре...

а)  ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б)  длинная суровая зима и жаркое лето;

в)  длинная суровая зима и короткое прохладное лето.


3.  Главное занятие коренного населения тундры - ...

а)  рыболовство;

б)  оленеводство;

в)  земледелие.


4.  Растения тундры ...

а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)  низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.


5.  К тундровым растениям относятся ...

а)  верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б)  кедр, осина, пальма;

в)  карликовая ива, мох-ягель, морошка.


6.  В тундре обитают ...

а)  тюлени, моржи, киты;                                            

б)  песцы, лемминги, волки;

в)  верблюды, лошади, коровы.


7.  Укажи верную цепь питания:

а)  растения – лемминги - полярные совы;

б)  комары, мошки - полярные куропатки - моржи;

в)  растения - кречеты - волки.













Приложение № 2


Карточка-помогайка

1.       Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2.       Какая она в сравнении с другими природными зонами.

3. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.



Приложение № 3


Карточка - помогайка:

1. Птицы лесной зоны.

2. Животные лесной зоны.

3. Почему животный мир зоны лесов так разнообразен?








Название документа Леса России.ppt

Леса России Автор: учитель начальных классов Балашова Наталья Евгеньевна
Природные зоны России
Проверь себя 	1 - б 			5 - в 	2 - в 			6 - б 	3 - б 			7 - а 	4 - б
Зона тайги  
Хвойные деревья Ель 	Сосна Лиственница Пихта Кедровая сосна
Зона смешанных лесов   Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки ...
Осенью опавшая листва деревьев образует на земле плотный ковер, который посте...
Лиственные деревья
Широколиственные леса Широколиственные леса расположены южнее смешанных. Они ...
 Дуб Клён Липа Ясень Вяз
Животный мир
№ 3 № 6 Проверь себя 3	1 4 5 2 4 3 5 1 2
Домашнее задание Учебник стр. 98–105 – читать текст, отвечать на вопросы. Тет...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Леса России Автор: учитель начальных классов Балашова Наталья Евгеньевна
Описание слайда:

Леса России Автор: учитель начальных классов Балашова Наталья Евгеньевна

№ слайда 2 Природные зоны России
Описание слайда:

Природные зоны России

№ слайда 3 Проверь себя 	1 - б 			5 - в 	2 - в 			6 - б 	3 - б 			7 - а 	4 - б
Описание слайда:

Проверь себя 1 - б 5 - в 2 - в 6 - б 3 - б 7 - а 4 - б

№ слайда 4 Зона тайги  
Описание слайда:

Зона тайги  

№ слайда 5 Хвойные деревья Ель 	Сосна Лиственница Пихта Кедровая сосна
Описание слайда:

Хвойные деревья Ель Сосна Лиственница Пихта Кедровая сосна

№ слайда 6 Зона смешанных лесов   Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки вып
Описание слайда:

Зона смешанных лесов   Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки выпадают в течение всего года. Поскольку климат здесь мягче, чем в тайге, в смешанном лесу встречаются не только хвойные деревья (сосна, ель), но и лиственные (береза, осина, ольха).

№ слайда 7 Осенью опавшая листва деревьев образует на земле плотный ковер, который постепен
Описание слайда:

Осенью опавшая листва деревьев образует на земле плотный ковер, который постепенно перегнивает. Поэтому в зоне смешанных лесов почва плодороднее, чем в тайге.

№ слайда 8 Лиственные деревья
Описание слайда:

Лиственные деревья

№ слайда 9 Широколиственные леса Широколиственные леса расположены южнее смешанных. Они сос
Описание слайда:

Широколиственные леса Широколиственные леса расположены южнее смешанных. Они состоят в основном из теплолюбивых деревьев с широкими ,крупными листьями.

№ слайда 10  Дуб Клён Липа Ясень Вяз
Описание слайда:

Дуб Клён Липа Ясень Вяз

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Животный мир
Описание слайда:

Животный мир

№ слайда 13 № 3 № 6 Проверь себя 3	1 4 5 2 4 3 5 1 2
Описание слайда:

№ 3 № 6 Проверь себя 3 1 4 5 2 4 3 5 1 2

№ слайда 14 Домашнее задание Учебник стр. 98–105 – читать текст, отвечать на вопросы. Тетрад
Описание слайда:

Домашнее задание Учебник стр. 98–105 – читать текст, отвечать на вопросы. Тетрадь стр. 33 № 5,8

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Леса России»
  • Начальные классы
Описание:

Данная тема изучаетсяв разделе «Природные зоны России». На данном уроке используется презентация.

Цель:

Сформировать у учащихся представление о лесной зоне России.

Задачи:

Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.

Формировать у учащихся умение работать с картой.

Развивать познавательную активность детей.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Автор Балашова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 07.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1148
Номер материала MA-064564
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓