Главная / Начальные классы / конспект урока по окружающему миру на тему " Зимующие и перелётные птицы"

конспект урока по окружающему миру на тему " Зимующие и перелётные птицы"

Урок : окружающий мир 1 класс

Тема: Перелётные и зимующие птицы.

Цели: продолжать формировать представления о птицах зимующих и перелётных.

Планируемые результаты:

Научатся выделять существенные признаки птиц: исследовать строение пера.

Получат возможность понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять: работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

УУД:

регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

познавательные- общеучебные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках; логические: осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.);

коммуникативные- задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения;

личностные- формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.



Учебные материалы:

1. Индивидуальные карточки с изображением птиц;

2.Стакан с водой;

3. Перья птиц;

4. Цветные карандаши;

5. Мультимедийное приложение урока;

6. интерактивная доска;

7. Микроскоп;

8. Документкамера.



Ход урока.

1. Организационный момент.

- У нас сегодня много гостей, обратите внимание.Поздоровайтесь с ними.(Дети кивают головой, чуть повернувшись к гостям)



2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились ? ( Рыбы, насекомые, птицы)

-Посмотрим, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, а если рыбу-красным. (Работа выполняется самостоятельно 3-4 мин).

(работа с интерактивной доской, документкамерой: у меня образец, на доске выполняю проверку)

- Проверим работу друг друга. Ребята, посмотрите, первый кружок под изображением закрашу каким цветом?(зелёным цветом).

(на доске маркером закрашиваю. Проверяем все картинки)

-Ребята, посмотрите, как у меня на доске.Если у вас так же , поднимите руку.

- Молодцы, замечательно. А вы все кружочки закрасили? (нет)

- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (птица-голубь)

- А почему вы птицу не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? ( Нет чешуи, нет 6 ног)



3. Самоопределение к деятельности.



- Ребята, а сейчас отгадаем загадку, которая подскажет нам тему нашего урока.

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины.

Попугаи и синицы:

Одним словом это-......

- Да, тема нашего урока сегодня " Зимующие и перелётные птицы" ( На доске магнитами тему урока прикрепляю)

Сегодня мы будем учиться наблюдать, сравнивать, делать выводы.Вспомним, кто такие птицы. К каким экологическим группам они относятся. Будем называть основные признаки птиц. Но сначала поиграем, игра наша называется "Угадай-ка, что за птица?"

(работа с интерактивной доской- презентация. Загадки про птиц)



Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.( Дятел)



Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.( Ласточка)



Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.( Синичка)



Всю ночь летает- мышей добывает.

А станет светло-спать летит в дупло. (Сова)



Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждёт.( Скворец)



Озорной мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает .(Воробей)



Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей, нежней?

Кто же это?....(Соловей)

(Голоса птиц прослушали, выключаю презентацию)



Физ. минутка



- Вы, наверное , устали?

Ну тогда все дружно встали.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут ,покажем-

Крылья мы сложем назад.



4. Работа по теме урока.



Ребята, мы с вами не только увидели птиц, но и прослушали их голоса.Давайте теперь рассмотрим строение птицы на примере голубя.

1)(Работа с документкамерой. Рисунок в учебнике с.36.)



- Назовите основные части тела. (Голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.)

-Чем покрыто тело птиц? (Перьями)

2) ( Практическая работа с микроскопом, перья рассматриваем.)



-Мы сказали, что тело птицы покрыто перьями. А что такое перья?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? (Наблюдают, исследуют, размышляют, проводят опыты, делают выводы)

- Сейчас мы представим себя в роли учёных и будем исследовать перо птицы.

( Рассматриваем перья-белое, серое и голубое. На голубом останавливаемся и делаем вывод.)



- Ребята, давайте посмотрим, что общего есть увсех перьев?

- Каждое перо имеет стержень.У пера есть бородки (волоски), на них есть маленькие крючки. Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко , как застёжка-молния.

-Теперь давайте рассмотрим, по каким признакам они различаются. ( по цвету, по форме, по размеру)

(Если затрудняются ответить , то задаю наводящие вопросы.Все ли перья одинакового размера? Цвет, форма)



-Что случится , если подует ветер?( перья полетят) .Давайте в этом убедимся. (Вызываю Р., проводим с ним опыт).

-Почему они полетели? (Потому что они лёгкие)

-Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим.

(Разрезанное заранее перо смотрим в микроскоп, делаем вывод, что внутри перо полое, пустое.)

- У птиц очень много перьев, если бы они были тяжёлые, то птица не смогла бы летать. Перья есть разные.Одни служат для того, чтобы летать. Например, хвостовое оперение позволяет держать равновесие, делать повороты,остановки.

- Прведём ещё один опыт.Подойди ко мне ............, Подержи перо около щеки. Что ты ощущаешь? (тепло)

-Давайте сделаем вывод, для чего ещё нужны перья птицам? (Для тепла)



- Давайте проверим, что произойдёт с пером , если на него попадёт влага?Подойди сюда ............ Обмакни перо в стакан с водой.

-Намокло ли перо? (нет, оно осталось сухим)

-Вода капельками скатилась .О чём это говорит? (Что перья защищают птицу от воды и сырости)

-Да, птицы смазывают свои перья жидкостью из железы , которая находится на спине над хвостом и они не намокают.



3) Беседа.

(На доске карточки птиц-воробей, сорока, синица, скворец, соловей, аист)

-Какие из нарисованных птиц улетают на юг? (Скворец, соловей, аист)

-Как называются такие птицы? (перелётные)

-Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелёты из края Земли в другой)

- По какой причине птицы улетают в тёплые края? (нет питания)

(Убираю картинки с изображением перелётных птиц)

- Назовите оставшихся птиц.( воробей, сорока, синица)

-Что их объединяет? (они не улетают)

- Как называют таких птиц? (зимующие или оседлые)



4) Работа в группах.( Работа с интерактивной доской)



-У вас на столах лежат конверты.Возьмите их.Соберите птицу.Назовите её.К какой группе она относится? Что вы о ней знаете?

(Д. рассказывают несколько предложений о той птице, которая у них была в конверте. На доске изображение птиц)



1 группа-снегирь (Матвей)

2 группа- свиристели (Маргарита)

3группа- ворона (Максим)

4 группа-дикие утки (Варвара)

5 группа-лебедь (София)

Физ.минутка (Если успеваю по времени)

Физ. минутка (если успею)



Вы, наверное , устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились , повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем .(про себя)

Открываем, поморгаем

И работать прдолжаем.





5. Итог урока.



-Наш урок подходит к концу.

Ребята, для чего же нужны птицам перья? ( Большие перья для того, чтобы летать. Маленькие пуховые перья-для сохранения тепла. Перья защищают птиц от воды и сырости.)

-Птицы великие труженники. Они не только полезны, они очень красивы, интересны, их надо беречь.

( У Д. на столах рисунок птички)

-Ребята, возьмите рисунок птицы. Если вам было на уроке интересно, вы всё поняли, то раскрасьте грудку красным цветом.

Если вам было интересно, но не всё поняли- жёлтым цветом.

Если вам было на уроке скучно, то грудку птицы раскрасьте коричневым карандашом.

(Раскрашивают 2-3 мин.)

- Ребята, каких птиц у нас больше? ( Д. показывают своих птиц)

- Я рада, что вам понравилось. Вы молодцы, мне было приятно с вами работать.

Урок окончен.



Рефлексия.



-А кто знает самую крупную птицу в мире? (страус )

- А что вы можете о ней рассказать? (Они слишком тяжёлые для полётов, а перья на крыльях короткие.У него сильные , длинные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.)

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин)



- Послушайте о какой птице идёт речь.

Распустила хвост жар-птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс............ (павлин)

- Скажите, ребята, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? ( Для маскировки , привлечение самки ).



конспект урока по окружающему миру на тему " Зимующие и перелётные птицы"
  • Начальные классы
Описание:

Урок : окружающий мир 1 класс

Тема: Перелётные и зимующие птицы.

Цели: продолжать формировать представления о птицах зимующих и перелётных.

Планируемые результаты:

Научатся выделять существенные признаки птиц: исследовать строение пера.

Получат возможность понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять: работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

УУД:

регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

познавательные- общеучебные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках; логические: осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.);

коммуникативные- задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения;

личностные- формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Учебные материалы:

1. Индивидуальные карточки с изображением птиц;

2.Стакан с водой;

3. Перья птиц;

4. Цветные карандаши;

5. Мультимедийное приложение урока;

6. интерактивная доска;

7. Микроскоп;

8. Документкамера.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- У нас сегодня много гостей, обратите внимание.Поздоровайтесь с ними.(Дети кивают головой, чуть повернувшись к гостям)

2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились ? ( Рыбы, насекомые, птицы)

-Посмотрим, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, а если рыбу-красным. (Работа выполняется самостоятельно 3-4 мин).

(работа с интерактивной доской, документкамерой: у меня образец, на доске выполняю проверку)

- Проверим работу друг друга. Ребята, посмотрите, первый кружок под изображением закрашу каким цветом?(зелёным цветом).

(на доске маркером закрашиваю. Проверяем все картинки)

-Ребята, посмотрите, как у меня на доске.Если у вас так же , поднимите руку.

- Молодцы, замечательно. А вы все кружочки закрасили? (нет)

- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (птица-голубь)

- А почему вы птицу не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? ( Нет чешуи, нет 6 ног)

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а сейчас отгадаем загадку, которая подскажет нам тему нашего урока.

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины.

Попугаи и синицы:

Одним словом это-......

- Да, тема нашего урока сегодня " Зимующие и перелётные птицы" ( На доске магнитами тему урока прикрепляю)

Сегодня мы будем учиться наблюдать, сравнивать, делать выводы.Вспомним, кто такие птицы. К каким экологическим группам они относятся. Будем называть основные признаки птиц. Но сначала поиграем, игра наша называется "Угадай-ка, что за птица?"

(работа с интерактивной доской- презентация. Загадки про птиц)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.( Дятел)

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.( Ласточка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.( Синичка)

Всю ночь летает- мышей добывает.

А станет светло-спать летит в дупло. (Сова)

Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждёт.( Скворец)

Озорной мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает .(Воробей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей, нежней?

Кто же это?....(Соловей)

(Голоса птиц прослушали, выключаю презентацию)

Физ. минутка

- Вы, наверное , устали?

Ну тогда все дружно встали.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут ,покажем-

Крылья мы сложем назад.

4. Работа по теме урока.

Ребята, мы с вами не только увидели птиц, но и прослушали их голоса.Давайте теперь рассмотрим строение птицы на примере голубя.

1)(Работа с документкамерой. Рисунок в учебнике с.36.)

- Назовите основные части тела. (Голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.)

-Чем покрыто тело птиц? (Перьями)

2) ( Практическая работа с микроскопом, перья рассматриваем.)

-Мы сказали, что тело птицы покрыто перьями. А что такое перья?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? (Наблюдают, исследуют, размышляют, проводят опыты, делают выводы)

- Сейчас мы представим себя в роли учёных и будем исследовать перо птицы.

( Рассматриваем перья-белое, серое и голубое. На голубом останавливаемся и делаем вывод.)

- Ребята, давайте посмотрим, что общего есть увсех перьев?

- Каждое перо имеет стержень.У пера есть бородки (волоски), на них есть маленькие крючки. Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко , как застёжка-молния.

-Теперь давайте рассмотрим, по каким признакам они различаются. ( по цвету, по форме, по размеру)

(Если затрудняются ответить , то задаю наводящие вопросы.Все ли перья одинакового размера? Цвет, форма)

-Что случится , если подует ветер?( перья полетят) .Давайте в этом убедимся. (Вызываю Р., проводим с ним опыт).

-Почему они полетели? (Потому что они лёгкие)

-Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим.

(Разрезанное заранее перо смотрим в микроскоп, делаем вывод, что внутри перо полое, пустое.)

- У птиц очень много перьев, если бы они были тяжёлые, то птица не смогла бы летать. Перья есть разные.Одни служат для того, чтобы летать. Например, хвостовое оперение позволяет держать равновесие, делать повороты,остановки.

- Прведём ещё один опыт.Подойди ко мне ............, Подержи перо около щеки. Что ты ощущаешь? (тепло)

-Давайте сделаем вывод, для чего ещё нужны перья птицам? (Для тепла)

- Давайте проверим, что произойдёт с пером , если на него попадёт влага?Подойди сюда ............ Обмакни перо в стакан с водой.

-Намокло ли перо? (нет, оно осталось сухим)

-Вода капельками скатилась .О чём это говорит? (Что перья защищают птицу от воды и сырости)

-Да, птицы смазывают свои перья жидкостью из железы , которая находится на спине над хвостом и они не намокают.

3) Беседа.

(На доске карточки птиц-воробей, сорока, синица, скворец, соловей, аист)

-Какие из нарисованных птиц улетают на юг? (Скворец, соловей, аист)

-Как называются такие птицы? (перелётные)

-Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелёты из края Земли в другой)

- По какой причине птицы улетают в тёплые края? (нет питания)

(Убираю картинки с изображением перелётных птиц)

- Назовите оставшихся птиц.( воробей, сорока, синица)

-Что их объединяет? (они не улетают)

- Как называют таких птиц? (зимующие или оседлые)

4) Работа в группах.( Работа с интерактивной доской)

-У вас на столах лежат конверты.Возьмите их.Соберите птицу.Назовите её.К какой группе она относится? Что вы о ней знаете?

(Д. рассказывают несколько предложений о той птице, которая у них была в конверте. На доске изображение птиц)

1 группа-снегирь (Матвей)

2 группа- свиристели (Маргарита)

3группа- ворона (Максим)

4 группа-дикие утки (Варвара)

5 группа-лебедь (София)

Физ.минутка (Если успеваю по времени)

Физ. минутка (если успею)

Вы, наверное , устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились , повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем .(про себя)

Открываем, поморгаем

И работать прдолжаем.

5. Итог урока.

-Наш урок подходит к концу.

Ребята, для чего же нужны птицам перья? ( Большие перья для того, чтобы летать. Маленькие пуховые перья-для сохранения тепла. Перья защищают птиц от воды и сырости.)

-Птицы великие труженники. Они не только полезны, они очень красивы, интересны, их надо беречь.

( У Д. на столах рисунок птички)

-Ребята, возьмите рисунок птицы. Если вам было на уроке интересно, вы всё поняли, то раскрасьте грудку красным цветом.

Если вам было интересно, но не всё поняли- жёлтым цветом.

Если вам было на уроке скучно, то грудку птицы раскрасьте коричневым карандашом.

(Раскрашивают 2-3 мин.)

- Ребята, каких птиц у нас больше? ( Д. показывают своих птиц)

- Я рада, что вам понравилось. Вы молодцы, мне было приятно с вами работать.

Урок окончен.

Рефлексия.

-А кто знает самую крупную птицу в мире? (страус )

- А что вы можете о ней рассказать? (Они слишком тяжёлые для полётов, а перья на крыльях короткие.У него сильные , длинные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.)

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин)

- Послушайте о какой птице идёт речь.

Распустила хвост жар-птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс............ (павлин)

- Скажите, ребята, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? ( Для маскировки , привлечение самки ).

Автор Филютанова Жанна Сергеевна
Дата добавления 15.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 999
Номер материала 59410
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓