Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по окружающему миру на тему "Первые русские князья" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые русские князья" (3 класс)

Скачать материал

            Учитель: Березина Светлана Ивановна

  Предмет:  окружающий мир

Класс: 3А

Тип урока: Открытие новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

 Первые русские князья

 

Цели

 

 

Образовательные: способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;

Развивающая: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения;  развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст;         

Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого.

 

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

-  Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия. Оценивать правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

- Коммуникативные УУД: Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Устанавливать причинно-следственные связи

Планируемый результат

Предметные:

Знать первых русских князей, даты образования Древней Руси;

Уметь выделять главное из текста;

Характеризовать некоторые важнейшие события на Руси;

Личностные:

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Основные понятия

Князь, летопись, легенда, лента времени, Повесть временных лет.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, история, математика

Ресурсы:

ИКТ, интернет, словари, научная литература.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

 

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

 

Приветствуют учителя, и гостей проверяют свою готовность к уроку.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-  Ребята,  улыбнемся друг другу, гостям. Поздоровайтесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Всё у нас получится!

 

Задача наша не проста
Дорогу в прошлое найти.
Нас карта поведёт туда,
А с ленью нам не по пути.

 

 

II. Актуализация опорных  знаний

и фиксирование

затруднения (5-7 мин)

Работают в группах, отвечают на вопросы, используя сканворд. За правильный ответ получают старинную монету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально отвечают, используя интернет-ресурс, словари.

Учитель задает вопросы (проверка домашнего задания).

Вопросы: игра «вопрос- ответ»

1.Ученый, который по сохранившимся останкам жизнедеятельности изучает быт и культуру древней истории. Он проводит раскопки для поиска источников исследования.

2. Древнерусское государство возникло?

3.По берегам какой реки жили племена восточных славян?

4.Государство успешно развивалось и достигло своего расцвета к концу…?

5. Столица Древнерусского государства?

6. Крупные племена, возводящих своё происхождение к общему предку по одной линии. Во главе стояли вожди.

7. К восточным славянам можно отнести: русских, украинцев и ….?

8. Что находят археологи во время раскопок?

 

Прочитайте слова, которые остались. Что они обозначают? Как ты их понимаешь?

Задание: Найди ответ на вопрос, выдели красным цветом.

 

д

н

е

п

р

 

 

К

 

 

Б

Л

 

 

 

л

е

Н

т

а

Е

Е

 

 

 

 

 

Я

 

 

л

Г

 

Р

 

К

 

З

 

М

о

Е

т

О

п

И

с

ь

 

О

р

Н

 

д

 

Е

 

 

 

Н

у

Д

 

 

 

В

 

 

 

Е

с

А

р

х

е

о

л

О

г

Т

ы

 

 

г

р

а

м

о

т

А

 

 

 

 

 

 

 

 

Летопись, Лента времени, Князь, Легенда

III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

 

Просмотр видео-письма. Определение темы и целей урока.

 

Первые русские князья.

Называть первых русских князей;

Уметь выделять главное из текста, рассказывать о князьях;

Знать историю нашей родины;

Научиться работать в группах, высказывать свое мнение.

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы с вами совершим виртуальное путешествие в Древнюю Русь в качестве археологов.

Наша задача открыть новые знания.

 

Видео- письмо

 

IV. Изучение нового

 (7  мин)

 

 

Внимательно слушают, работают с таблицей.

 

 

 

Знакомство с новыми понятиями: варяг, воевода, повесть временных лет.

Рассказ о Рюрике. Работа с таблицей.

Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом монастыря Нестором.

Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.

     Обратились славяне за помощью к варягам (телохранитель). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Первым русским князем стал Рюрик. Он привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.

     С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него — другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности. Таким был и князь Рюрик. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его воевода.

Заполнение таблицы (Эталон)

Князья

Годы правления

Словесный портрет

Опорные высказывания

(что было сделано?)

Рюрик

862-879гг. (IXв.)

Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Первый русский князь, варяг

Олег

 

 

 

Игорь

 

 

 

Ольга

 

 

 

Святослав

 

 

 

 

 

 

Повесть временных лет

V. Самостоятельная работа в группах,

самопроверка по эталону. (10-15 мин)

Работа в группах. Читают тексты (легенды), заполняют таблицу.

 

Рассказывают о князе, остальные заполняют таблицу. Справочник

 

Проверка по эталону.

Дает задания поработать с текстом, заполнить таблицу. Подготовить рассказ о князе.

 

Направляет, помогает, советует, корректирут.

Приложение 1

 

 



 

 

Приложение 2

VI. Закрепление  нового (5 мин)

Контролирующее задание.

Внимательно выполняют задание на знание услышанного  материала.

 

 

 

 

Задание: Прочитай высказывания,  подпиши имена князей, соответствующей фразе.

 

 

 

 

 

Первый русский князь, варяг.

Киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города.

Легенда о смерти: " ... Но примешь ты смерть от коня своего"

Сбор дани со славянского племени древлян.

Месть за убитого мужа.

Совет сыну: "Жадность до добра не доводит"

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

 

Собирая, на протяжении урока монеты (оранжевые, красные), оценивают свою работу в группе.

Дети оцениваю себя, учитель подводит итоги, видя монеты в сундуках.

Итак, знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы.

Какие цели ставили? Что получилось? Что нового вы сегодня узнали для себя?

В чем испытали затруднения?

Кто порадовался ответам соседа?

Оцените свою работу на уроке

Я знаю тему урока, смогу рассказать.

 


Я знаю тему урока, затрудняюсь рассказать

 

Домашнее задание подготовить сообщение о первых русских князьях

 

 

 

Приложение 1

 

1.      ОЛЕГ

Ø  Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы.

Ø  Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности. Таким был и князь Рюрик. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его воевода (начальник войска) – князь Олег. 

Ø  Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников. Он  сделал Киев официальной столицей складывающегося Древнерусского государства.

Ø  Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.

Ø  Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим. Вещий – предвидящий будущее, пророческий.

Ø      Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.

Ø  Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.

Ø  Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.

 

2.      ИГОРЬ

Ø  После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем. (912 – 945гг.)

Ø   Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.

Ø  Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Летопись донесла до нашего времени их слова: «Повадился волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьем его, всех нас разорит».  Как они сказали, так и сделали.

 

 

 

3.     ОЛЬГА

Ø  После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. (945 – 961гг.) Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.

Ø  Рассказывают, будто Ольга предложила древлянам вместо обычной дани — мехов да мёда — прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья.  Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц.

Ø  Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили, — вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа.

Ø  Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».

4. СВЯТОСЛАВ

Ø  Сын княгини Ольги и Игоря  Святослав  был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

Приложение 2

Князья

Годы правления

Словесный портрет

Опорные высказывания

(что было сделано?)

Рюрик

862-879гг. (IXв.)

Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Первый русский князь, варяг

Олег

 

879 -  912гг. (нач. X в.)

 

Олег был умным и хитрым правителем

Завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев.

Всюду строил он города и крепости.

Игорь

 

912 – 945гг. (нач. X в.)

 

 

Жадный

Собирал  дань со славянского племени древлян. Дружинники отбирали мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.

Ольга

945 – 961гг. (X в.)

 

Женщина решительная, умная

Решила отомстить за смерть мужа.

Святослав

961- 972гг. (кон. X в.)

 

Прирожденный воин, выносливый, решительный

Присоединял к своим территориям новые земли.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру на тему "Первые русские князья" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: Образовательные: способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси; Развивающая: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст; Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого.Формировать УУД:- Личностные УУД: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. - Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия. Оценивать правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.- Коммуникативные УУД: Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Устанавливать причинно-следственные связи

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 631 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.06.2020 1567
    • DOCX 109.5 кбайт
    • 95 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мороз Роман Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мороз Роман Анатольевич
    Мороз Роман Анатольевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 117069
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 409 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе