Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса умеренного пояса"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса умеренного пояса"

Тема урока: Леса умеренного пояса. 2 класс (УМК «Школа 2100»)

Проблемная ситуация этого урока связана с тем, что дети могут объяснить ряд знакомых явлений, но затрудняются в неизвестном материале. Изучение новых понятий и закономерностей позволит научиться объяснять новые явления.

Цели урока:

1-я линия развития — знакомство с целостной картиной мира.

  1. Познакомить детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями.

  2. Показать отличия хвойных и лиственных лесов.

  3. Объяснить особенности сезонного климата.

  4. Показать взаимную приспособленность живых организмов — членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

2-я линия развития — уметь определять свое отношение к миру.

  1. Учить бережно относиться к природе.

Минимум: ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: лесная зона, тайга, лиственные леса.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое тайга и лиственные леса.

Максимум: уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Оборудование: карта природных зон с нанесенными на нее растениями и животными, рисунки пейзажей лесов, гербарий лесных растений, плакат «Леса умеренного пояса» и разрезные карточки к нему, плакат «Съедобные и ядовитые грибы».

Учитель: Карпичева Н.Г


деятельность учителя

деятельность учащихся

1.Организационный момент

— Ребята, проверьте готовность к уроку окружающего мира. Пожелайте друг другу удачи в работе. Не забывайте, что каждый вносит свой вклад, чтобы вместе мы узнали что-то новое и интересное. Какой теме был посвящен наш прошлый урок?





2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе. Но для этого нам понадобится багаж. А поскольку мы будем путешествовать не выходя из класса нам понадобится необычный багаж, багаж знаний. Наполним его знаниями, которые могут нам пригодиться на сегодняшнем уроке.

— Послушайте текст и определите, о какой природной полосе (зоне) идет речь.


«В холодных водах моря идет своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают на север вслед за льдами. Изредка покажется гигантская спина кита».


— Что же это за природная зона?


— Что вы знаете об этой природной зоне?



— Покажите на карте зону ледяных пустынь.


— Послушайте еще одно описание.


«До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. Не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями саней».


— Что же это за природная зона?


— Что вы знаете об этой природной зоне?






— Покажите на карте эту зону.


— Итак, мы уже познакомились с природными зонами ледяных пустынь и тундры. В каком тепловом поясе расположены эти природные зоны?


— Назовите и покажите животных, которые там обитают?



— Какие растения можно встретить?


— Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?


— Нарисуйте «волшебную линеечку» и поставьте себе прогностическую оценку, насколько хорошо вы знаете зоны холодного пояса.


Графический диктант «Да-Нет» с самопроверкой

*зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

*в тундре ярко выражены все четыре времени года

*главное занятие жителей тундры — оленеводство

*растения в тундре высокие, с мощными корнями и широкими листьями

*к тундровым растениям относятся карликовые березы, мох-ягель, морошка

*в тундре обитают тюлени, моржи, морские киты

*летом в тундре над поверхностью летает большое количество мошек и комаров


— Проверьте себя и оцените правильность выполнения работы.


— Послушайте рассказ путешественника. Найдите ошибку в описании природной зоны.


Я остановился и начал копать лопатой яму. Ниже десяти сантиметров лопата зазвенела – там начинается вечная мерзлота. Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи от комаров. Кто-нибудь отправляется за еловыми ветками. Если веток нет, то выдергиваем полярную березку. Она даже зеленая горит неплохо. Разжигаем костер...

— Проблемный вопрос: почему такие деревья, как ель, не могут расти в тундре?



— В каком тепловом поясе смогут расти эти деревья?


— Как мы называем место, где растет много деревьев?


— Предположите, какой теме будет посвящен наш урок?



На доске: леса умеренного пояса.


— Что значит умеренный?


— Чего, по-вашему, должно быть в меру?


3.Совместное «открытие» знаний

— А чем отличается зона лесов умеренного пояса, нам и предстоит сегодня выяснить.

— Ребята, что нам предстоит сделать? Давайте составим план работы.









— Прочитайте первый пункт плана. Что нам поможет?



— Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом обозначена зона лесов?


— Найдите и покажите на своей карте зону лесов.

(Учитель показывает по карте)


*работа с контурной картой

— Закрасьте зону лесов на нашей контурной карте. В этом вам поможет карта на с.104-105.


— Что вы можете сказать о размере территории, занятой лесами?



— Обратимся к плану. В чем особенности климата в умеренном поясе, чем он отличается от климата холодного пояса.


— Проверим, совпадает ли наше мнение с учебником? (стр. 20)

— А в это время попросим составить таблицу «Климат умеренного пояса» и сравнить явления неживой природы зимой и осенью …

(таблица)

— Какое время года на первой картинке?


— Какие признаки зимы вы можете назвать?


— Температура воздуха?


— На второй картинке?


— Расскажите о лете. Какое оно?


— Можем ли мы это наблюдать в холодном поясе?


— Так какая главная особенность умеренного

климата?


— Прочитаем I абзац под рисунками. Поставьте восклицательный знак, на полях справа. Этот важный вывод мы должны усвоить.


— Ответили ли мы на второй вопрос плана?


— Лесная зона очень обширна. Как вы считаете, одинаковы ли климатические условия северной части лесной зоны и южной ее части?

— Следующий важный вопрос: обитатели лесной зоны и их приспособленность к климатическим условиям. Обратили ли вы внимание, что зона лесов обозначена разными оттенками зеленого? Как вы думаете, почему?


(сообщения детей о хвойных, лиственных и смешанных лесах)


Динамическая пауза:

— У некоторых из вас на парте карточки с названиями деревьев. Хвойные деревья — стройся! Лиственные деревья — стройся!

— Как называется этот лес? А этот? А если мы перемешаемся?



— На какой вопрос плана мы ответили? Какой следующий пункт?


— А какие еще растения, помимо деревьев, можно встретить в лесу?


*работа с гербарием

— Рассмотрите гербарные образцы растений леса.


— Нравится ли вам бывать в лесу? Давайте заселим зону лесов. Выберите нужные картинки-отгадки и поместите их на карту.

(учитель загадывает загадки, ученики находят их и прикрепляют их на карту природных зон)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (лиса)


За пнем бугорок,

А в нем городок. (муравейник)


Что за кузнецы в лесу куют? (дятел)


Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

В рыжей шубке — летом. (белка)


Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)


Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (заяц)


Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (волк)


Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)


Зимой и летом одним цветом. (ель)


Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)


— Кого мы не назвали, но должны поместить на карту?


— Кто относится к «кормильцам», кто — к «едокам», а кто — к «мусорщикам»? Проверьте с помощью учебника. Составьте несколько цепей питания (стр. 20-23).


— Несколько слов о грибах. На этом уроке мы не будем подробно о них говорить, но на стенде есть информация о грибах.


— Еще раз прочитайте пункт плана. Что чуть не упустили? О чем обязательно должны поговорить?


— Давайте поделим зону поисков. Объединимся в группы. Каждая группа получает карточки, попробуйте объяснить, как приспособились животные и растения к жизни в лесной зоне.

(карточки ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ РАСТЕНИЙ

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ПТИЦ

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЗВЕРЕЙ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ НАСЕКОМЫХ)








4. Самостоятельное применение знаний.

*Работа в рабочей тетради

1 вариант — задания 2 и 7

2 вариант — задания 5 и 6

— Найдите, пожалуйста, ответ на вопрос. Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев? Кто еще помогает им?








— Выбери задание по силам.

Заполни недостающие звенья в цепи питания:

1.Растения - ? - лиса - бактерии гниения

а) тетерев б) медведь в) волк.

2.Растения - ? - медведь - бактерии гниения

а) заяц-беляк б) бурундук в) яйца птиц

3.Растения - грызуны - ? - еж - бактерии гниения

а) жабы б) гадюки в) дятлы

4.Растения - глухарь - ? - бактерии гниения

а) лось б) заяц-беляк в) росомаха

5. Растения - насекомые - ? - барсуки - бактерии гниения.

а) лягушки б) ежи в) рысь

Какое животное не обитает в тайге?

а) кедровка б) рысь в) лемминг

Какое из деревьев не является хвойным?

а) пихта б) сосна в) дуб

С каким деревом связаны следующие животные:

кукушка, кабан, лесные мыши, жук-олень?

а) береза б) сосна в) дуб

Какая группа деревьев относится к смешанному лесу?

а) ель, сосна, лиственница, кедр

б) ель, сосна, рябина, береза, осина

в) дуб, липа, клен, осина, ясень

Какие животные тайги делают запасы на зиму?

а) лисицы б) белки в) заяц-беляк

Какая птица может выводить птенцов зимой?

а) дятел б) клест в) кедровка

Какое хвойное дерево сбрасывает осенью все иголки?

а) ель б) сосна в) лиственница

Какой зверь не впадает в спячку?

а) барсук б) еж в) лиса


5. Итог

— Удалось ли нам узнать все, что хотели?

— Что нового узнали?

— Как узнали? Что помогло?

— Где пригодятся знания?

— Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

— Как работал ты?

— Еще раз обратимся к карте природных зон. Только ли зона лесов входит в умеренный тепловой пояс?


Релаксация (под музыку «пение птиц»)

Лесная извилистая тропинка уводит в чащу, что ни поворот, то и встреча.

Чего тут только не увидишь! Высокие деревья и путаница кустов. Вот на пне пестрый рябчик сидит. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга. Лягушата прыгают под ногами. На елке белка шишку грызет, на муравейнике роется дятел.

Видишь невероятно много, хочется видеть еще больше, идти дальше. ( Н. Сладков)


6. Домашнее задание.

— На все ли вопросы мы нашли ответы?


— Первый вариант находит ответ на вопрос «Значение леса в жизни человека». Второй вариант — «Правила поведения в лесу».






— Мы говорили о зонах холодного пояса. Об экологических системах. О приспособлении живых организмов к условиям окружающей среды.


















— Ледяные пустыни.


— Суша и море круглый год покрыты льдом с трехэтажный дом. Деревьев нет. Суровые климатические условия.









— Тундры


— Лето - всего один месяц. Мох, лишайники. Из-за недостатка тепла вода плохо испаряется, а следовательно много озер, рек, болот. Кустики высотой меньше одуванчика.)






— В холодном поясе.


— Моржи, тюлени, северные олени, песцы, лемминги, кайры, белые медведи, карликовые куропатки.

— Мхи, лишайники, карликовые березки, морошка.





































— Корни ели и других растений очень глубоко уходят в землю, а в тундре слой почвы очень небольшой.

— В умеренном тепловом поясе.


— Лес.


— Наш урок будет посвящен зонам умеренного пояса и их экологическим системам.




— Всего в меру.


— Тепла, влаги, осадков.






— Нам нужно узнать:

1) месторасположение зоны на карте;

2) климатические особенности зоны лесов;

3) какие бывают леса;

4) обитатели леса и их приспособленность

5) значение леса в жизни людей;

6) правила поведения в лесу.


— В этом нам помогут учебник и карта.


— Зеленым.










— Зона лесов занимает больше половины территории нашей Родины.

— Времена года четко выражены. Лето продолжительнее. Температура воздуха выше. Зимы не такие суровые.






— Зима.


— День короткий. Снег. Лучи солнца — косые.

— Холодно, но не очень.


— Лето.


— День долгий. Дождь. Лучи отвесные. Тепло.

— Нет.


— Смена времен года.






— Да.


— На севере лесной зоны холоднее. Значит, и климатические условия, и обитатели экосистем разные.



— Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.








— Хвойный лес или тайга. Лиственный лес. Смешанный лес.


— Обитатели леса.


— Кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники.




























































— О приспособленности животных и растений.




— У хвойных деревьев листочки хвоинки, лиственные деревья на зиму сбрасывают листья, стволы защищены толстой корой.

(сообщение о пихте)

— Приспособления зверей: зимняя спячка, перемещение в теплые края, запасы на зиму, усиленное питание осенью.

(сообщение о медведе и лосе)

— Птицы улетают в более теплые края и делают запасы на зиму.

(сообщение о дятле)

— Те насекомые, которые не погибают, впадают в спячку.

(сообщение о муравейнике)






— Для жизни деревьев благоприятно то, что в умеренном климате значительно теплее и продолжительнее лето. За это время на растениях успевают созревать плоды. Еще важно, что и влаги для деревьев достаточно, и почва плодородная. Животные не только питаются листьями и плодами, не только устраивают свой дом с помощью этих растений, но и сами приносят огромную пользу деревьям, уничтожая вредителей и перемещая семена по лесу.





































— В умеренном поясе встречается несколько зон — лесные и засушливые.















— Нет, мы не ответили на 5 и 6 пункты плана.







Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса умеренного пояса"
  • Начальные классы
Описание:

Вашему вниманию предоставлен конспект урока по окружающему миру во втором классе на тему " Леса умеренного пояса" в форме путешествия, которое начинается с решения проблемного вопроса. На уроке ребята знакомятся с растительным и животным миром данной зоны,решают экологические проблемы лесов. Предоставлена практическая работа с картой природных зон.

Автор Карпичева Наталия Геннадьевна
Дата добавления 26.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1391
Номер материала MA-060895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓