Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по обучению грамоте на тему « Буква Щщ, звук [щ']

Конспект урока по обучению грамоте на тему « Буква Щщ, звук [щ']





Самостоятельная работа

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Конспект урока по обучению грамоте на тему « Буква Щщ, звук [щ'] »





















Астрахань,2015





Конспект урока

Урок обучения грамоте

УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник Евдокимова А.О., Журова А.Е., «Букварь»

Класс 1 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Знакомство со звукам [щ'], буквой Щэ.

Цель: Знакомство с буквой Щ, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.


Планируемые результаты:

-предметные: формирование знания учащихся о мягком согласном звуке [ щ' ] и обозначении его буквой [ Щэ], обучить правильному произношению звука [щ'], формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой;

- метапредметные: развивать у учащихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предложение, но основе изучаемого материала;

- личностные: воспитывать у учащихся интерес к чтению, усердие, уважение к родному языку, формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.


Оборудование:


Для учителя: « Букварь» Евдокимова А.О., Журова А.Е., стр.132 – 133.

Для учащихся: « Букварь» Евдокимова А.О., Журова А.Е., стр.132 – 133.







Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1) Организационный этап.


Здравствуйте, ребята! Меня зовут, и сегодня, урок обучения грамоте у вас буду вести я. Можете садиться.


Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Личностные:

- понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний;

- желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2) Актуализация знаний.



- Ребята давайте отгадаем загадку:


Появился в доме друг,

Ласковее всех подруг.

Лает громко, всем играет,

И хвостом смешно виляет.

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках ... .

- Кто это? – ЩЕНОК.

-Молодцы! Правильно!

- А давайте произнесём все вместе: ЩЩЩЕНОК – какой первый звук в этом слове? – [Щ'].

- Правильно. Это щенок , а зовут его ЩЩЩЕЛКУНЧИК! Какой первый звук в его имени? – [Д].

- Сегодня к нам в гости пришёл щенок Щелкунчик, он вместе с нами будет повторять свой любимый звук [щ'] и выучит букву Щэ.

На доске: синица, щенок, ласточка, воробей.

- Кто лишний? – ЩЕНОК

- Почему? – ЩЕНОК – это животное, а все остальные – птицы.


- Итак, ребята, как мы выяснили, к нам в гости пришла новая буква (на доске печатный вариант заглавной и строчной).

- Кто мне скажет ещё раз, что это за буква? – (Щэ)

- А почему под буквой один кружок зелёный ? - ( Потому, что зелёный кружок обозначает, что звук Щэ мягкий).

- Какие звуки обозначает буква Щэ? – Буква Щэ обозначает глухие, звуки.

- А кто может дать полную характеристику этому звуку? – Звук Щ - согласный, шипящий, глухой, мягкий, не парный.

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.






Регулятивные:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
















Познавательные:

- анализ объектов выделения признаков (существенных, несущественных)

- формирование темы.








3) Первичное усвоение новых знаний.





а) Выделение звука. Артикулированние звука.

Характеристика звука.


- Проведём небольшую исследовательскую работу, и выясним, какой он звук [щ'].

- Ребята, наш гость Щелкунчик отправил нам две загадки. Давайте попробуем их разгадать!


- Его найти желает каждый,

Кто слышал про него однажды.

Найти его (как был бы рад) -

Большой сундук, в котором…

- (Клад)

Дети выполняют звуковой анализ слова КЛАД. Делают вывод, что звук Д- твёрдый, обозначается буквой Дэ.

- А теперь давайте отгадаем вторую загадку!

- В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка ...

(Дятел)

Дети выполняют звуковой анализ слова ДЯТЕЛ. Делают вывод, что звук Д- мягкий, обозначается буквой Дэ.

- Итак, давайте произнесём наши слова. - Клад, дятел.

- Какие звуки мы слышим? - [д ], [д']

- А чем они отличаются? (мягкий и твёрдый).

- Звуки [д ], [д'] звонкие или глухие? (звонкие)

- Мы выяснили, что звуки [д ], [д'] – согласные, звонкие, звук бывает твёрдым и мягким.

Работа по учебнику (стр.109)

- Рассмотрите рисунок справа и расскажите, что на нём изображено.- на рисунке изображена цифра два.

- Какой первый звук? - [д ]

- Мягкий он или твёрдый? - [д ], твёрдый.

- Какая схема изображена под картинкой? – Синий квадратик и слог слияния.

- Что изображено на второй картинке? – на картинке изображены гвозди.

- Какой звук? - [д'].

- Мягкий он или твёрдый? - [д'], мягкий.


Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи;


- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;



















- постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;








Личностные:

мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

б) Упражнение на слышание звука.


- А попробуйте сами придумать слова со звуками [д ], [д'] и определить место звука в слове. (ответы детей)

- Послушайте слова, если в них есть звуки [д ], [д'] хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

- Дом, тарелка, стол, дядя, кубики, девочка, тигр, дочка, Дюймовочка, Дима, пенал, дружба, доброта.

- Молодцы ребята! Правильно справились с заданием.

в) Работа с буквой.


- Какой буквой обозначаются на письме звуки [д ], [д'] (Буквой Дэ)

- Посмотрите на неё. (Карточка)

- Сейчас я вам покажу как правильно пишется заглавная и строчная буква Д, д.

- Постройте её из палочек. – Дети строят букву из палочек.

- А теперь запишите эти буквы на стр. 16- 17 Прописей. – Дети записывают буквы Д, д.

-На что похожа буква Дэ? (На домик, на трубу ).

- Давайте прочитаем пословицы в Прописи на стр. 18.

- Обведите в пословицах букву Дэ, обозначающую мягкий согласный звук, зелёным цветом, а букву Дэ, обозначающую твёрдый согласный звук, синим цветом. – Дети обводят буквы в прописи синим и зелёным цветом.

- Когда нам потребуется большая буква? (для написания имён, фамилий…)

- Приведите примеры. – Дети отвечают – Дима, Даша, Данилов, Дмитрев.

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи;

Личностные :

- умение самостоятельно выполнять учебные задания.

Познавательные :

- умение находить ответы на вопросы в тексте;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4) Первичное закрепление.






а) Чтение слоговой таблицы.

- А теперь давайте снова поработаем с нашим учебником на стр. 109.

- Давайте прочитаем слоги, которые у нас даны!

-Как надо прочитать слоги в слоговой таблице? – Дети читают слоги.

- Покажите, как надо читать слоги друг другу? (работа в парах) – Дети читают правильно слоги друг другу.


- Прочитайте слоги сверху вниз и снизу вверх. – Дети читаю сверху вниз (да), (ды), (до), (ди), (ду) и снизу вверх (ду), (ди), (до), (ды), (да).

- Прочитайте слоги с твёрдыми согласными. – Слоги с твёрдыми согласными (да), (ды), (до), (ду).

- Давайте теперь прочитаем слоги и договорим их до полного слова. – У детей до полного получаются такие слова: (да)ча,( да)ры, (ды)м,(ды)ня, (до)рога, (ду)б, (ду)ш.

- Добавьте к первому слогу другой слог или несколько слогов, чтобы получились слова.

- Дети произносят слоги и читают получившиеся слова ( ди-ван, ды-ра, ды-мок, ды-шать, до-мик, дос-ка, дуд-ка).

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

-формулирование совместно с учителем познавательной цели и построение логической цепи рассуждений под руководством учителя.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи.

б) Чтение столбиков слов.


- Вверху написаны столбики слов, давайте их прочитаем.

- А теперь кто хочет по желанию прочитать их в прямом и обратном порядке? – Дети по желанию читают слова в прямом и обратном порядке.

- Найдите и прочитайте слова, в которых ударение ставиться на второй слог. – По желанию ребята читают те слова, в которых ударение ставиться на второй слог.

- Прочтите слова и подберите к ним антонимы или синонимы. – Антонимы: труд - работа, антонимы: водные - безводные.

Личностные:

- мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Физминутка











в) Работа с картинкой


- Мы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём.

Мы ногами топ- топ!

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг- миг,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз- два, раз – два,

Заниматься нам пора.


- Давайте посмотрим на картинку.

Давайте назовём эти картинку. – Дети дружно придумывают название этой картины «Морские сокровища».

- Кто плавает под водой? – Водолазы или аквалангисты.

- Кто из вас знает, как называется вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? – Дайвинг.

- Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой? – Гидрокостюм и болоны с воздухом.

- Что увидели водолазы на дне моря? – На дне моря они увидели сундук с золотом, которое охраняет большой осьминог.

- Каких морских обитателей они встретили? – Они увидели осьминога, медуз, ракушки, рыб.

- Как могли сокровища оказаться на морском дне? – Дети дают ответ, как они себе это представляют.

- Профессия аквалангиста очень интересна, но и опасна. Аквалангисты очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди. Они умеют жить по правилам. Если нарушить правила пользования аквалангом под водой, можно погибнуть. Это ещё и терпеливые люди.

- А как вы понимаете смысл пословицы « Терпение и труд всё перетрут»?- Ребята по желанию отвечают, обосновывают свою точку зрения.

- Затонувшие корабли приходится искать очень долго. Именно аквалангисты спасают в наше время моряков, если затонет подводная лодка.










Личностные:

- уметь самостоятельно выполнять учебные задания.


Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Регулятивные:

-уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

в) Чтение текста.


- Прочитайте текст к иллюстрации на стр. 109. – Дети читают текст жужжа.

- А теперь послушайте меня.- Дети внимательно слушаю, и следят за чтением.

- Где работают водолазы? – На морском дне или на дне реки подводные работы ведут водолазы.

- Почему их работа трудна? – Потому, что под водой очень трудно работать, там очень темно и не когда не знаешь какая там таиться опасность.

- Кем работают папы Нади и Димы?- У Нади Димы, папы работают водолазами.

- Что они делали на дне реки? – Они работают, укрепляют опоры моста.

- Для чего нужно следить за состоянием опор мостов через реку? - Чтобы переправа через реку была, безлопастной и мосты находились в хорошем состоянии.

- Для чего через водные пространства строят мосты?- Что бы люди могли быстро добраться с одного города в другой.

- Что или кто может по ним передвигаться?- По мосту могу ходить люди и ездить транспорт.

Познавательные:

уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.


Регулятивные:

-уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата


5) Развивающие упражнения.

- Прочитайте скороговорки на стр.110 учебника.

- Поговори о многозначности слов. Какое значение имеет слов «звезда»?- Звезда на погонах, морская звезда, звезда на небе, пятиконечная звезда на кремлёвской башне.

- Прочитайте и отгадайте загадки на стр. 110учебника.- Пила, замок.

- О чём первая загадка?- О том, как пила пилила дуб и поломала зуб.

- Объясните смысл слова «зуб» в этой загадке.- Это острые окончания пилы, позволяющие ей пилить.

- У каких предметов есть ещё зубы? – Зубья расчёска, зубья граблей.

- Прочитайте текст « Умелые руки». – Дети читаю текст жужжаще.

- Поставьте вопросы к предложениям этого текста.- Какие руки у Тимы? Когда о человеке говорят, что у него умелые руки? Что смог сделать для себя Тима?

- Какие словарные слова встретились в этом тексте? – Обед, посуда, тарелки, стаканы.

- Что выражает предложение? – Каждое предложение выражает законченную мысль.

- Запишите в рабочую тетрадь предложения, проговаривая их шёпотом. У Тимы умелые руки. Он сам сделал самокат.- Дети шепотом проговаривают предложения и записывают в тетрадь.

- Вылепите заглавную печатную букву Д из пластилина.- Дели лепят из пластилина заглавную букву.

- А теперь сделаем весёлый коллаж из полученных у вас букв.

Личностные:

- мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.


Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

- Итак, ребята, что же нового мы узнали на уроке?

- С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются на письме эти звуки?

- Что было интересным для вас на уроке?

- Давайте подведём итог:

Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите.hello_html_m342652fd.jpg

- Если у вас не всё получалось, но вы старались – покажите.hello_html_27dda076.jpg

- Если было очень трудно и вам нужна помощьhello_html_7d236f10.jpg.

- Объясните свой выбор.- Дети показывают картинки и объясняют свой выбор.

- Умнички! Мне очень понравилось с вами работать! Нашему гостю Дружку очень понравилось с вами изучать букву Дэ и звуки [д ], [д']. Спасибо, до свидания!

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.



Конспект урока по обучению грамоте на тему « Буква Щщ, звук [щ']
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: «Буква щ,звук [щ`]»

Оборудование: презентация, компьютер, азбука

Цель и задачи урока: Познакомить с согласной буквой Щ,щ и звуком, который она обозначает.

Предметные:

-Учить читать слова с буквой Щ, щ.

- Расширить знания о букве Ш, щ.

-Различать букву и звуки.

Формировать фонематический слух.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: проявлять интерес к материалу урока.

Коммуникативные: вступать в диалог и объяснять свои действия.

Личностные: формировать положительное отношение к учению, воспитание доброты.

Автор Ситалова Анастасия Петровна
Дата добавления 11.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1052
Номер материала MA-063681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓