Главная / Музыка / Конспект урока по музыке "Творчество кубанских композиторов"

Конспект урока по музыке "Творчество кубанских композиторов"

Кубанские композиторы

Цели:

- Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

- Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися  людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.


Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский.


Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя —

Их колыбель Кубань качала.


Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои — главный корень,

Основа жизни на земле.


Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное признание и любовь.

С некоторыми из них давайте познакомимся. (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих людей по группам.


Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

Назовите кубанских композиторов: ЕФ. Пономаренко, В.Г. Захарченко.

Назовите кубанских художников:

Их произведения: стихи, песни, картины используются на нашем уроке.


Содержание урока.

Посмотрите вокруг — зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена...

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские.

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у чего богатырские.

В. Подкопаев

Учитель. Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь в эти строки.

- Какой человек мог это сказать?

Жители Кубани любят петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.


Кубань, Кубань — души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.


- А какие песни поют ваши родители?

- Какие песни вы любите?


Вот некоторые пословицы и поговорки, в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

- Беседа коротает дорогу – песня работу.

- Из песни слова не выкинешь.

- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.

- Песня казаку - подруга в походе.

- Коль казаки спивають, ворогы — плачуть.

- На Кубани и камень казакам подпевает.


Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

- А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

- А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

- Кто пишет музыку песен? (композитор)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ портрета) Перед вами портрет Григория Федоровича Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи, дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром — писать музыку, от которой «сердце просит широты» - так писали о нем современники.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921— 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами, напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о нашем крае:

«Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

- О чем, как вы думаете?

(Прослушивание песни)

- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?

- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)


Учитель: Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком. Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

- Может быть, кому-то знаком этот человек?

- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.



Конспект урока по музыке "Творчество кубанских композиторов"
  • Музыка
Описание:

Цели:

- Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

- Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Автор Фоменко Елена Васильевна
Дата добавления 05.08.2016
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 229
Номер материала MA-067531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓