Главная / Математика / Конспект урока по математике на тему "Геометрические тела в архитектуре" (9 класс)

Конспект урока по математике на тему "Геометрические тела в архитектуре" (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменногорский центр образования»



Ленинградская область Выборгский район




Разработка урока по теме «Геометрические тела в архитектуре»

9 класс.



Разработала Данилова Ольга Александровна, учитель математики.




Цели урока:

Показать обучающимся, что геометрия в пространстве – это наша жизнь, всё, что нас окружает.


Образовательные:

  • показать, как можно применить знание свойств геометрических объёмных тел в одной из областей творческой деятельности человека – архитектуре;

  • проверить знание видов призм и их свойств, видов круглых тел и их свойств;

  • формировать познавательные творческие умения;

  • актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по пройденным темам по геометрии.


Развивающие:

  • развивать коммуникативные, речевые, творческие, общепредметные умения;

  • развивать познавательный интерес к предмету, самообразованию и самосовершенствованию.


Воспитательные:

  • воспитание уважения к культуре разных народов и эпох;

  • воспитание взаимоуважения в ходе сотрудничества на уроке;

  • воспитание чувства прекрасного.


Форма и тип урока: комбинированный урок повторения пройденного материала.


Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, набор слайдов, модели объёмных геометрических фигур.






Ход урока



  1. Оргмомент.

  2. Вступление.



Учитель: геометрия в пространстве – это наша жизнь, это всё, что нас окружает. И мы с вами часть этой геометрии. Но мы сегодня поговорим о применении геометрии в пространстве в одной из самых удивительных областей человеческой деятельности – архитектуре, о том, какие геометрические тела служат элементами архитектурных конструкций.

Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова известного французского архитектора Ле Корбюзье: «Окружающий нас мир – это мир геометрии. Всё вокруг геометрия. И дух геометрического порядка станет властителем архитектурных судеб».

Для того, чтобы убедиться в справедливости этих слов, совершим небольшую экскурсию по памятникам архитектуры (на экране собор Парижской богоматери, Парфенон, собор Василия Блаженного, собор Петра и Павла в Риме и т.д.).


  1. Рассмотрим репродукции (на экране).

Ответьте на вопросы:

  1. Какие объёмные тела вы видите?

  2. Какие объёмные тала являются составными частями, элементами конструкций зданий.

Учитель: если вы обратили внимание, то все эти здания имеют колонны, которые служат вертикальными опорами, поддерживающими несущие конструкции зданий. Вот об этих элементах – колоннах – мы сегодня подробно поговорим.

Предлагаю обучающимся рассказать сведения из истории происхождения названия колонн и их видов (обучающиеся заранее готовят сообщения).


  1. Внимание на экран. На рисунках обучающиеся рассматривают изображения разных колонн.

Предлагается ответить на вопросы по рисункам:

  1. Назовите номера рисунков, где колонны являются моделями различных призм?

  2. Назовите, моделью какой фигуры является колонна под №1?

  3. Какие геометрическое тела не знакомы?


  1. Учитель поочерёдно берёт в руки заранее приготовленные модели геометрических фигур, показывает и задаёт вопросы. Ребята сначала узнают фигуру, представляют, что это модели колонн.

Вопросы:

  1. Какая фигура называется цилиндром?

  2. Назовите вид призмы, дайте определение призмы.

  3. Куб, прямоугольный параллелепипед – это призмы?

  4. Почему призма называется наклонной?

  5. Какие модели не подходят для колонн, почему?


Обучающиеся делают вывод: в качестве колонн можно использовать прямые призмы и прямые круговые цилиндры, но не наклонные, так как колонна должна быть устойчивой. А для чего? Для прочности зданий.

Возвращаемся к репродукции, рассматриваем на экране виды колонн (пилоны, пилястры, кариатиды, атлантов).


  1. Учитель: если в будущем вы захотите стать архитектором, то вы должны знать не только определение и свойство объёмных фигур, но и уметь их изображать.

Открываем тетради и рисуем:

  1. пятиугольную прямую призму;

  2. прямой круговой цилиндр.

(два человека рисуют на доске)


Учитель: могут ли использованы в качестве колонн эти фигуры? Чтобы колонна была устойчивее, как должны у призмы располагаться боковые грани по отношению к основаниям, а прямого кругового цилиндра ось по отношению к основанию.


  1. Сегодня мы произносим много геометрических терминов. Сейчас мы вспомним, какие символы можно использовать для записи многих геометрических утверждений (проводится геометрический диктант). Обучающиеся меняются тетрадями. Выставляют оценки. Подводят итоги диктанта.


  1. Учитель: мы уже говорили, что одним из основных условий зодчества является прочность. Как вы думаете что является вторым условием?

Красота. Здание красиво. И стоят века. Выдержали время, погоду, наводнения. Почему?

Обучающиеся делаю вывод: зодчие хорошо знали свойства объёмных тел.

  1. Обратимся к выставке моделей объёмных тел, которые изготовлены вами. Модели красивы. Молодцы. Берём листочки.

Задание: дать точное название объёмным фигурам в том порядке, к каком их будет показывать учитель (листочки сдают на проверку).

  1. Рефлексия: обучающиеся отвечают на вопросы, анализируя знания, полученные на уроке.

  1. С какими названиями колонн сегодня познакомились?

  2. В виде каких объёмных могут быть выполнены колонны?

  3. Зависит ли судьба здания от знания архитекторами свойств объёмных геометрических фигур?

Учитель просит обучающихся выставить себе оценки за урок в листы для самооценки.

  1. Заключение: мы сегодня убедились, что всё, что нас окружает – это геометрия в пространстве. А судьбы тех архитектурных сооружений, которые мы рассматривали, зависят от того, насколько хорошо архитектор знает свойства объёмных тел, потому что от этого зависит, насколько прочным будет здание и как долго оно будет радовать нас своей красотой.

  2. Подведение итогов. Учитель выставляет оценки, обучающиеся сравнивают свои оценки с оценкой учителя.



Домашние задание: выполнить модель прямого кругового цилиндра, прямой призмы, пирамиды (по выбору обучающегося).


Конспект урока по математике на тему "Геометрические тела в архитектуре" (9 класс)
  • Математика
Описание:

Домашние задание: выполнить модель Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменногорский центр образования»

Ленинградская область Выборгский район

Разработка урока по теме «Геометрические тела в архитектуре»

9 класс.

Разработала Данилова Ольга Александровна, учитель математики.

Цели урока:

Показать обучающимся, что геометрия в пространстве – это наша жизнь, всё, что нас окружает.

Образовательные:

  • показать, как можно применить знание свойств геометрических объёмных тел в одной из областей творческой деятельности человека – архитектуре;
  • проверить знание видов призм и их свойств, видов круглых тел и их свойств;
  • формировать познавательные творческие умения;
  • актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по пройденным темам по геометрии.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные, речевые, творческие, общепредметные умения;
  • развивать познавательный интерес к предмету, самообразованию и самосовершенствованию.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к культуре разных народов и эпох;
  • воспитание взаимоуважения в ходе сотрудничества на уроке;
  • воспитание чувства прекрасного.

Форма и тип урока: комбинированный урок повторения пройденного материала.

Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, набор слайдов, модели объёмных геометрических фигур.

Ход урока

  • 1.Оргмомент.
  • 2.Вступление.

Учитель: геометрия в пространстве – это наша жизнь, это всё, что нас окружает. И мы с вами часть этой геометрии. Но мы сегодня поговорим о применении геометрии в пространстве в одной из самых удивительных областей человеческой деятельности – архитектуре, о том, какие геометрические тела служат элементами архитектурных конструкций.

Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова известного французского архитектора Ле Корбюзье: «Окружающий нас мир – это мир геометрии. Всё вокруг геометрия. И дух геометрического порядкастанет властителем архитектурных судеб».

Для того, чтобы убедиться в справедливости этих слов, совершим небольшую экскурсию по памятникам архитектуры (на экране собор Парижской богоматери, Парфенон, собор Василия Блаженного, собор Петра и Павла в Риме и т.д.).

  • 3.Рассмотрим репродукции (на экране).

Ответьте на вопросы:

  • 1)Какие объёмные тела вы видите?
  • 2)Какие объёмные тала являются составными частями, элементами конструкций зданий.

Учитель: если вы обратили внимание, то все эти здания имеют колонны, которые служат вертикальными опорами, поддерживающими несущие конструкции зданий. Вот об этих элементах – колоннах – мы сегодня подробно поговорим.

Предлагаю обучающимся рассказать сведения из истории происхождения названия колонн и их видов (обучающиеся заранее готовят сообщения).

  • 4.Внимание на экран. На рисунках обучающиеся рассматривают изображения разных колонн.

Предлагается ответить на вопросы по рисункам:

  • 1)Назовите номера рисунков, где колонны являются моделями различных призм?
  • 2)Назовите, моделью какой фигуры является колонна под №1?
  • 3)Какие геометрическое тела не знакомы?
  • 5.Учитель поочерёдно берёт в руки заранее приготовленные модели геометрических фигур, показывает и задаёт вопросы. Ребята сначала узнают фигуру, представляют, что это модели колонн.
  • Вопросы:
  • 1)Какая фигура называется цилиндром?
  • 2)Назовите вид призмы, дайте определение призмы.
  • 3)Куб, прямоугольный параллелепипед – это призмы?
  • 4)Почему призма называется наклонной?
  • 5)Какие модели не подходят для колонн, почему?

Обучающиеся делают вывод: в качестве колонн можно использовать прямые призмы и прямые круговые цилиндры, но не наклонные, так как колонна должна быть устойчивой. А для чего? Для прочности зданий.

Возвращаемся к репродукции, рассматриваем на экране виды колонн (пилоны, пилястры, кариатиды, атлантов).

  • 6.Учитель: если в будущем вы захотите стать архитектором, то вы должны знать не только определение и свойство объёмных фигур, но и уметь их изображать.
  • Открываем тетради и рисуем:
  • 1)пятиугольную прямую призму;
  • 2)прямой круговой цилиндр.

(два человека рисуют на доске)

Учитель: могут ли использованы в качестве колонн эти фигуры?Чтобы колонна была устойчивее, как должны у призмы располагаться боковые грани по отношению к основаниям, а прямого кругового цилиндра ось по отношению к основанию.

  • 7.Сегодня мы произносим много геометрических терминов. Сейчас мы вспомним, какие символы можно использовать для записи многих геометрических утверждений (проводится геометрический диктант). Обучающиеся меняются тетрадями. Выставляют оценки. Подводят итоги диктанта.
  • 8.Учитель: мы уже говорили, что одним из основных условий зодчества является прочность. Как вы думаете что является вторым условием?

Красота. Здание красиво. И стоят века. Выдержали время, погоду, наводнения. Почему?

Обучающиеся делаю вывод: зодчие хорошо знали свойства объёмных тел.

  • 9.Обратимся к выставке моделей объёмных тел, которые изготовлены вами. Модели красивы. Молодцы. Берём листочки.
  • Задание: дать точное название объёмным фигурам в том порядке, к каком их будет показывать учитель (листочки сдают на проверку).
  • 10.Рефлексия: обучающиеся отвечают на вопросы, анализируя знания, полученные на уроке.
  • 1)С какими названиями колонн сегодня познакомились?
  • 2)В виде каких объёмных могут быть выполнены колонны?
  • 3)Зависит ли судьба здания от знания архитекторами свойств объёмных геометрических фигур?

Учитель просит обучающихся выставить себе оценки за урок в листы для самооценки.

  • 11.Заключение: мы сегодня убедились,что всё, что нас окружает – это геометрия в пространстве.А судьбы тех архитектурных сооружений, которые мы рассматривали, зависят от того, насколько хорошо архитектор знает свойства объёмных тел, потому что от этого зависит, насколько прочным будет здание и как долго оно будет радовать нас своей красотой.
  • 12.Подведение итогов. Учитель выставляет оценки, обучающиеся сравнивают свои оценки с оценкой учителя.
  • прямого кругового цилиндра, прямой призмы, пирамиды (по выбору обучающегося).
Автор Данилова Ольга Александровна
Дата добавления 18.10.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 670
Номер материала MA-061441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓