План-конспект составила
Григорьева Евгения Зиновьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Виноградное
Моздокского района РСО-Алания
Стаж – 39 лет
2015год.
Урок литературного
чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс
Тип урока: открытие
новых знаний.
Цели:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся
умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной
базы за счет включения в нее новых элементов.
Метапредметные:
формирование умения
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка
чтения;
формирование умения
контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения
самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
формирование умения
формулирования собственного мнения и позиции
развитие процессов
мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности,
организованности.
Предметные:
формирование
представлений об особенности жанра сказки;
формирование
представлений учащихся о народной сказке;
формирование умений
характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения
соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Ход урока.
I. Организационный момент.
О чём-то скрипит
половица,
И спицам опять не
спится,
Присев на кровати,
подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются
лица,
Меняются звуки и
краски…
Тихонько скрипит
половица,
По комнате ходит
сказка.
-Любишь ли ты читать
сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.
Когда ты был маленьким,
мама или бабушка, укладывая тебя спать, рассказывали сказки. И в далёком
прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали
сказки взрослые.
Сказки появились очень
давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая
сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавлял
что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из
уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
II. Изучение нового материала
-Вот и сегодня мы
отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Название этой сказки вы
прочтете по первым буквам изображенных предметов.
1. Отгадывание РЕБУСА:
Ответ: рукавичка.
– Итак, сегодня мы
будем слушать и читать украинскую народную сказку «Рукавичка».
2. Слушание сказки:
Прослушайте внимательно
эту сказку. (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ)
- Понравилась ли вам
сказка?
- Каких героев сказки
вы запомнили?
А сейчас мы будем
читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.
III. Речевая разминка.
1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.
- Подуть на больное
место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Мимические упражнения:
1)
“Застёгивание и расстёгивание молнии”.
- Улыбнуться, крепко сомкнуть
губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию).
Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
2)
“Большие пуговицы и маленькие пуговки”.
- Максимально
округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая
пуговка).
3. Гимнастика для глаз “Пуговица”.
- Дети берут в правую
руку “пуговицу” и следят за ней глазами:
- влево – вправо;
- вверх – вниз;
- далеко – близко.
IV. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
1.
Чтение слов.
– Назовите действующих
лиц сказки.
– Прочтите слова,
записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
- В сказке встретились
слова, значения которых я совсем не поняла.
2. Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
V. Актуализация знаний:
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ
1. Читают вслух более подготовленные ученики.
2. Беседа по прочитанному:
– Кто обронил
рукавичку?
– Кто первым стал жить
в рукавичке?
– Почему звери были
вынуждены покинуть свой домик?
– Назовите героев
сказки «Рукавичка» .
3. Приём “Игровая
цель”
А сейчас мы с вами
поиграем «Покажи героя сказки».
– Я
буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений.
«Доскажи второе
имя».
– На какие
особенности указывают вторые части имен?
Мышка поскребушка
Лисичка сестричка
Кабан клыкан
Волчок серый бочок
Лягушка попрыгушка
Медведюшка батюшка
Зайчик побегайчик
4. Физкультминутка
Мы немного покружились
И в лесу все очутились.
Мышка-норушка мимо
пробежала,
Мы все присели,
Она нас не узнала.
Зайка-попрыгайка под
кустиком сидит
И по сторонам трусишка всё глядит.
Мы тихонько поскакали
И его не напугали.
Лисичка-сестричка по
тропинке к нам идет,
Мы все глазоньки закроем,
И она нас не найдет.
А вот и волк-зубами щёлк!
С ним встречаться не хотим,
От него мы убежим!
Вдруг медведь давай громко реветь,
Да на нас смотреть!
А мы снова покружились
И все в классе очутились!
5. Самостоятельное
чтение сказки.
- Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.
• «Рукавичка» - русская
народная сказка? (Украинская.)
•Шёл дед с собачкой полем? (Лесом.)
• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка?
(Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)
• После волка там спрятался медведь? (Кабан)
• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть
не разорвалась.)
• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку?
(Она стала гавкать на
зверей.)
• Звери ей обрадовались?
(Они испугались и разбежались.)
• Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)
6.
Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и
прочитайте:
• Кто пришёл первым и
поселился в рукавичке?
• Как просился в
рукавичку кабан?
• Кто пришёл за мышкой?
• Почему дед вернулся в
лес?
• Кто сломал «домик»
зверей.
7. Работа с
пословицами.
– Прочтите
пословицы и выберите ту, которая подходит к этой сказке.
> Не учись
разрушать, а учись строить.
> Дружно не
грузно, а врозь – хоть брось.
> В тесноте, да не
в обиде.
– Объясните смысл
этих пословиц.
VI. Рефлексия
- А как бы Вы
придумали название сказки?
- Для кого хорошо в
этой сказке? А для кого плохо?
- Плохо ли деду без
рукавичек?
– Чему она нас учит?
- «Сегодняшнее занятие научило меня …». (Дружбе, доброте …)
– Я сейчас зажгу
свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце
горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы
всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У
каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги).
Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу
и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
(Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа
действия.
Для реализации этой цели:
- организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся
соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их
соответствия;
- намечаются
цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки
(домашнее задание с элементами выбора, творчества).
(домашнее задание – ПРИДУМАТЬ НОВОЕ
НАЗВАНИЕ СКАЗКИ )
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.