Гончарова
Ирина Ивановна
Учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ
№ 16
г.Пятигорска
КОНСПЕКТ
УРОКА
ПО
ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
ПО
ТЕМЕ « НИКОЛАЙ РУБЦОВ: ЛИЧНОСТЬ, СУДЬБА, ТВОРЧЕСТВО».
Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Рубцова, вызвать интерес к
лирике поэта;
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за порученное дело; воспитывать интерес к
лирике автора;
Развивающие:
развивать эстетический вкус, продолжать работу по развитию монологической речи
учащихся.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся; беседа по вопросам, выразительное
чтение.
Оборудование урока:
портрет Николая Рубцова, издания его стихов, презентация, выполненная в Microsoft
Power Point, записи песен на стихи
Н. Рубцова.
Оформление доски:
портрет Н. Рубцова, эпиграф к уроку: « До конца, до тихого креста пусть душа
останется чиста!»
Опережающее задание: прочитать стихотворения
поэта в учебнике-хрестоматии, понравившиеся выучить наизусть.
ХОД УРОКА:
Звучит запись песни на стихи Н. Рубцова
«Привет, Россия…»
1-ученик: Он точно знал,
Что счастье – это дым
И что не породишь его со
Словом,
Вот почему он умер молодым
И крепко спит
В своём краю суровом…
2-й ученик: А мы ещё ликуем и живём
В предчувствии потерь
Уже недальних.
А мы живём,
И каждого из нас
Терзает всё,
Что и его терзало…
Учитель: В наше страшное бездуховностью,
ожесточением время способна пробудить в нас и очистить , вернуть данное нам от
природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова.
( слайд№1,2)
35 лет было отпущено ему прожить на земле. Он
не успел не только опубликовать, но даже записать все стихи. Но и то, что он
оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему
принадлежит поэзия Николая Рубцова.
(Запуск презентации, слайд № 3 )
5 января 1936 года Н. Рубцов появился на свет.
Он рано остался сиротой… Мать умерла, отец ушёл на фронт. Сохранились мемуарные
записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни.
1-й ученик: «Шёл первый год войны. Моя мать
лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями
стояла в очередях за хлебом, а я после бомбёжек с большим увлечением искал во
дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в
безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно
красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как
только умел. Об этом моём занятии знал только старший брат. Однажды он пришёл
ко мне в сад и сказал: «Пойдём в кино». «Какое кино?» - спросил я. «Золотой
ключик», -ответил он.
2-й ученик: «Мы смотрели кино «Золотой
ключик», в котором так много было интересного, и, счастливые, возвращались
домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама
умерла». У неё на глазах появились слёзы. Брат мой тоже заплакал. Я ничего
тогда не понял, но сердце моё содрогнулось, и теперь часто вспоминаю я кино и
тот аленький цветочек :
…этот цветочек
маленький
Как я любил и
прятал!
Нежил его,- вот
маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не
кстати ли,
Вырастить всё же
смог…
Нёс я за гробом
матери
Аленький цветок.
Учитель: Детский дом находился в селе
Никольском. Вот как описывал это место уже взрослый поэт: «Здесь великолепные
холмы по обе стороны реки Тошмы, деревни на холмах…леса, небеса, разрушенная
церковь. Здесь мне нравится…» Из детских неласковых лет вынес Коля Рубцов не
ожесточение и ненависть, а совсем другие чувства – мудрое и какое-то глубокое
спокойное осознание красоты жизни. Этому, конечно, помогла природа, озарившая
сиротскую жизнь детдомовцев.
1-й ученик: Вот говорят,
Что скуден был паёк,
Что были ночи
С холодом, с тоскою,-
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый в поле
огонёк.
2-й ученик: По воспоминаниям товарищей, Коля
Рубцов был хрупким мальчиком «с чёрными глазами и располагающей к себе
улыбкой», он хорошо играл на гармошке, успешно учился, выделялся какой-то
особой непосредственностью и доверчивостью.
1-й ученик: Коля, не видевший моря, бредил им.
В 14 лет, закончив 7 классов, он один, самостоятельно едет в далёкую Ригу
поступать в мореходное училище. Его не приняли: оказался слишком мал для флота.
(Слайд № 6) Мечта о море всё же осуществилась. В 1952 году Рубцов приезжает в
Архангельск и поступает работать на тральщик – ловить рыбу. Когда Николаю
исполнится 18, его призовут служить на Северный флот.
Учитель: После службы Рубцов экстерном
заканчивает вечернюю школу и поступает учиться в Литературный институт.
Преподаватель Николая Н.А. Сидоренко говорил: «Если вы спросите меня: на кого
большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он художник и поэт по призванию».
(слайд №4,5)
Жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году
Рубцов перевёлся на заочное отделение и уехал жить в Вологду. Рубцов боготворил
Россию, свою малую родину, её природу, обычаи, верования, родную деревню.
(слайд №9; ученик читает стихотворение «Тихая моя Родина»)
Учитель: Николай Рубцов знал себе цену, почти
всегда был уверен в значительности своего творчества. Он смело шёл к тому,
чтобы стать вровень с самыми признанными авторитетами
1-й ученик читает «Но я у Тютчева…», (слайд
№10, 11)
Учитель: (слайд №7) Из воспоминаний
Г.Горбовского: «Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были
последними, кто очаровал читающий мир поэзией – не придуманной, органической…
Это долгожданный поэт, но , к большому сожалению, о нём как о большом поэте
узнали уже после его смерти…»
2-й ученик: Короткую жизнь прожил Рубцов.
«Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть
странная горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие
певцы уходили из жизни рано и , как правило, не по своей воле…»
1-й ученик читает стихотворение «Замерзают мои
георгины…»
Учитель: В.П. Астафьев весной 1971 года
вспоминал : « В день сороковин поэта его друзья и земляки собрались на
кладбище.
( слайд №12) Под дощатой пирамидкой глубоко и
тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о
ней, а вот своей жизнью совсем не дорожил. Кладбище, где он лежит,- новое, ещё
недавно тут был пустырь, нет здесь зелени и деревья ещё не выросли. Вокруг
могилы стоят стандартные венки, а кругом горят – переливаются голубые снега,
светит солнце, и не верится, не хочется верить, что его нет с нами и никогда
уже не будет, и не услышим мы его прекрасную, только до половины спетую песню. И
хочется спросить: «Коля, где ты есть-то?» Разговоры о том, что поэты уходят, а
стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта никто не сможет заменить на
земле. (слайд №13)
До конца, до тихого
креста
Пусть душа
останется чиста.
1-й ученик: В 1973 году на могиле Рубцова
поставили надгробье – мраморную плитку с барельефом поэта. Внизу по мрамору
бежит строчка из его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - которая
звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой
стране:
Отложу свою скудную пищу
И отправлюсь на вечный
покой.
Пусть меня ещё любят и
ищут
Над моей одинокой рекой.
(Возврат к слайду №1)
2-й ученик: Всмотритесь в лицо этого
человека. Нельзя сказать, что оно красиво, ласково. И всё же, посмотрите, в
этом открытом лице, в этих прищуренных глазах таится внутренняя сила, словно
Рубцов знает ответы на самые мучительные вопросы, поставленные человеку
вечностью.
( начинает звучать «Звезда полей» в исполнении
А. Градского)
В оставшееся время можно прослушать «В горнице
моей светло», «Под звуки музыки», «Букет».
Домашнее задание: мини-сочинение «Когда я
читаю Николая Рубцова…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.