Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе "НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Конспект урока по литературе "НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя, раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти; воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.


ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем с вами знакомство с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья» А какое еще название существует у этого произведения? Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?

-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих  произведениях  сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».

  1. Словарная работа

-А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– ( толковый словарь) - СЛАЙД

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.

Урок наш будет не просто занятием, а  уроком милосердия и добра.

2. Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».

-  Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?

- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню? (Валек, Маруся)

- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13)Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко? 
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан? 
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)

  • Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)

  • Что такое сострадание?

  • Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона.

  • Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.

  • А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.

  • Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

На доске появляются толкования слов.

Добродетель всякая есть свет душевный.


Любовь -

чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.


Без любви добра не бывает.


возлюби ближнего своего, как самого себя.


Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

Д.С.Лихачёв



Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.


Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.



Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.





Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.



Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.


Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

  • А Вася наделён этими добродетелями?

  • Найдите в тексте подтверждения этому.

Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.

  • Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем с быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.

  • Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком? Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома) А каким он стал в конце произведения? (после встречи с ними он проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)

  • Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

  • А что хорошего эта дорога дала Валеку и Маруси?

Вывод учителя:

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

  • Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

  • Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

  • Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. В приведенном фрагменте они выделены. (12)

  • Почему же, лучше иметь в груди (13) кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

  • А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.

  • Да, добрый человек отдает добро, любовь и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.

  • Какой урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься вас?


Творческая работа- составление синквейнов.

  • -Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.

Одинокий, добрый Грустная, маленькая

Помогает, поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает

Приносит куклу для Маруси Серый камень высасывает жизнь

Милосердие Бедность


Домашнее задание.

  1. Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.

  2. Что значит уметь сострадать?


Конспект урока по литературе "НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
  • Русский язык и литература
Описание:

Этот урок соответствует ФГОС. Разработан по программе Меркина Г.С. 6 класс. Цель урока: показать «внутреннее движение» героя, раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти; воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.На уроке просматриваются межпредметные связи.

Автор Ишмухаметова Ляйсан Магдеевна
Дата добавления 23.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 446
Номер материала MA-065797
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓