Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему "Рассказ В.Гаршина "Сигнал""(5 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Рассказ В.Гаршина "Сигнал""(5 класс)

Урок по литературе для 5 класса «Рассказ В.Гаршина «Сигнал»»


Продолжительность урока: 45 минут


Преподаватель: Бурашникова Р.М.

  • Цели урока:

  • Образовательные: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; углубить навыки анализа литературного текста;

  • раскрыть содержание проблемы подвига, мести и предательства в рассказе.

  • Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.

  • Воспитывающие: прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность за свои поступки; способствовать воспитанию духовно развитой личности.

Планируемые результаты:


Предметные:

1) формирование умения анализировать текст с точки зрения наличия в нём основной и второстепенной информации; 2) формирование умения анализировать литературное произведение через взаимоотношения и поступки героев; 3) осмысление роли сравнения при раскрытии характеров героев; 4) формирование навыка обобщения материала по биографии писателя через кластер.


Метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать, оценивать и корректировать деятельность; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3)обучение владению монологической и диалогической речью;


Личностные:

1) формирование высокой мотивации к учению; 2)развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками;


Методы обучения: индивидуально-дифференцированный, проблемный, метод контроля, поисковый, метод критического мышления.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах (групповая)

Тип урока: комбинированный

Технические средства обучения: интерактивная доска.

Дополнительное оборудование: портрет В.Гаршина


Этап урока

Содержание этапа урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

1-2 мин

Вводная часть урока

2.Мотивация

2-3 мин


– О творчестве какого писателя пойдет речь сегодня на уроке? (В.Гаршина – портрет на доске)

С какими произведениями писателя вы уже знакомы ? («Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»).

А о самом В.Гаршине вы что-нибудь можете рассказать?(Нет) А хотите узнать? (Да)

– Всмотритесь в портрет Гаршина, написанного художником И.Репиным

hello_html_m122d64ea.jpg


– Что старался передать художник в портрете писателя? (художник старательно пытался передать выражение глаз писателя).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.).



3. Осмысление материала (30-35 мин.)









































































































































4. Домашнее задание.(1-2 мин.)




5.Рефлексия. Работа в оценочных картах.(4-5 мин.)





  1. На ваших столах – раздатки-тексты «Человек обостренной совести». Прочитайте самостоятельно текст, отделяя главную информацию от второстепенной (см.Приложение 1). Пользуйтесь для этого карандашом. По прочтении текста в тетрадях составите кластер по биографии Гаршина. (10-12 минут).


Ребята, почему текст о Гаршине назван так? (Писатель был действительно человеком очень совестливым).

Какое слово-символ будет в вашем кластере главным? (Гаршин).

Какую информацию о Гаршине будет содержать ваш кластер? (1. Старобельск. Грустное детство.2. Петербург. Учеба. 3. Горный институт. 4. 1877г. Участие в русско-турецкой войне).5.Писательский труд.

Что вас удивило в рассказе о Гаршине? Что запомнилось?


  1. Словарная работа:

Дрезина – это небольшая тележка, передвигаемая по рельсам вручную.

Костыль - Это толстый гвоздь, которым рельс прикрепляется к шпале.

Верста(1,06 км), сажень(2,13)


  1. Аналитическая работа по рассказу «Сигнал».



Кто является главными участниками этого рассказа?

Семен Иванов и Василий Спиридов

Давайте выполним следующее задание в парах, чтобы охарактеризовать каждого из персонажей. На каждой парте у вас есть два конверта: на первом написано» Семен Иванов», а на другом –« Василий Спиридов», а также 10 фрагментов, на которых написана характеристика героев (см. Приложение 2). Вы должны разложить по конвертам фрагменты текста, характеризующие конкретного героя.


Класс выполняет задание. (2-3 мин.)

Итак, какие фрагменты рассказа характеризуют Семена Иванова, а какие Василия Спиридонова?

Давайте прочитаем фрагментную характеристику каждого героя.

Ученики зачитывают фрагменты, характеризующие персонажей: сначала о Семене,

а затем о Василии.



Хорошо, а теперь давайте подведем итог. Похожи или различны образы главных героев?

Различны.

Каким же представляется вам Семен?

В рассказе Семен предстает человеком, одной из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам, «талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда Семен «служил в денщиках», позволяет понять, что

постепенно в характере Семена чувство ответственности выходит на первый план. Им он руководствуется и по отношению к работе на железной дороге. Семен с покорностью довольствуется малым и все время пытается убедить и Василия действовать также. В

решающий момент он старается сделать все, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.


Хорошо! А каким вы увидели Василия?

Василий – человек импульсивный, легко возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Он не намерен довольствоваться тем, что имеет. Он не хочет смириться со своей судьбой. Его захлестнули злоба, обида, желание нанести ответный удар. Чтобы отомстить, Василий портит пути, за которыми обязан был смотреть.

Итак, образы главных героев различны. Чьи действия вам кажутся более предсказуемыми? Почему?


Давайте выполним следующее задание.


Подберите к поступку Семена определения, которые, на ваш взгляд являются наиболее точными. Например, поступок Семена: самоотверженный,… (храбрый, бескорыстный, гуманный, достойный)

Ребята, как можно назвать поступок, обладающий этими качествами?


.. Подвиг


Учитель: Ребята, а в первый ли раз Семен жертвует собой ради других? И снова нам ответить на вопрос поможет конверт.

Дети находят и зачитывают фрагмент с описанием военной жизни героя и делают вывод о том, что Семен незаметные, ежедневные подвиги совершал, еще будучи на войне.


Итак, простой человек, скромный и неяркий, оказывается способным к подвигу, так как героизм вошел в его плоть и кровь.


А теперь давайте подумаем над действиями Василия. Однозначны ли они?

Можно сказать, что Василий совершает 2 поступка:

1) Ставит под угрозу жизни людей, испортив пути;

2) Спасает людей;

Давайте охарактеризуем первый поступок Василия так, как и поступок Семена. Итак, первый поступок Василия: импульсивный,…

(гневный, античеловеческий, подлый, мстительный, необдуманный)

Дети, хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры?

Василий не задумывался о судьбе пассажиров. Им движет только желание отомстить своим обидчикам. Он произносит очень значимую для понимания его настроения в тот момент фразу: «…да ну их совсем и с дорогой ихней!»

Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия?

Сожалеет ли Василий о содеянном? Подтвердите текстом.

«Выскочили из вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти; другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке. Обвел Василий всех глазами, опустил голову:

- Вяжите меня, - говорит, - я рельс отворотил».

Опишите второй поступок Василия

Второй поступок Василия: достойный,… (справедливый, честный).

Скажите. ребята, а как называется чувство сожаления по-другому (раскаяние)


Ребята, может ли чувство раскаяния как-то компенсировать необдуманный поступок Василия?



Таким образом, несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали бы пассажиры.


На центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в произведении. Показываются участники этого конфликта с их различными характерами и мироощущением (в виде параллельных прямых – символ того, что ничего общего в их жизни нет!). Но мы уже говорили о том, что в решающий момент герои поступают одинаково! (Параллельные линии жизни героев пересекаются!) Это мы и видим с вами в нашем графике.

Ваш прогноз, ребята?

После пересечения как сложится жизнь героев? Аргументируйте свой ответ, попытайтесь достроить график…


Подготовить пересказ эпизода от имени одного из пассажиров поезда.




Чему учит рассказ?

Что такое настоящий подвиг?

Можно ли говорить о подвиге писателя Гаршина?




Приложение.

  1. Текст для работы в парах.

Человек обостренной совести.

Родился Всеволод Михайлович Гаршин в Екатеринославской губернии в Приятной Долине – имении его бабушки.

Один его дед был помещиком, другой – морским офицером. Отец – офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.

Когда ему было 5 лет, родители разошлись. Мать уехала с двумя сыновьями в Петербург, а Всеволод остался с отцом в тихом степном городке Старобельске. Семейная драма тяжело отразилась на впечатлительном мальчике. »Пятый год моей жизни был очень бурный… Некоторые сцены оставили во мне неизгладимое впечатление и, быть может, следы на характере. Преобладающее на моей физиономии печальное выражение, вероятно, получило свое начало в эту эпоху».

Отец был человек мягкий, добрый. Мальчику была предоставлена полная свобода действий, и он окунулся в мир книг. «Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в 3 года жизни с отцом. От 5 до 8 лет я читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского,»-вспоминал Гаршин.

В доме отца с ними жил старый солдат Жуков, участник военных походов. Мальчик с жадностью слушал его рассказы, под их влиянием в 4 года не раз собирался на войну.

Когда Всеволоду исполнилось 9 лет, мать взяла его в Петербург и определила в гимназию. Здесь Всеволод принимал участие в гимназической литературе, писал фельетоны.

После окончания гимназии Гаршин поступает в Горный институт.

В апрельский день 1877 года Гаршин готовился к экзаменам. Турция объявила войну, началась русско-турецкая война. Немедленно были отложены книги. И студент пошел записываться добровольцем. В тот же день Гаршин написал матери: «Мамочка, я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». Он был зачислен рядовым в пехотный полк.

На фронте раскрылись замечательные качества души писателя. Его горячо любили солдаты за простоту, чуткость и храбрость. В письмах к матери с фронта, из Болгарии, на территории которой велась война, Гаршин несколько раз говорит о том чувстве, которое испытал, переходя границу родины. «3 месяца назад я прыгал через канавку у пограничного кордона. Как много значит эта канавка! Сколько осталось за ней дорогого! И здесь, в этой роскошной стране я ни за что бы не остался. Иногда ужасно тянет в Россию…»

В бою возле болгарской деревни Аяслар он был ранен и, вернувшись из армии в чине офицера, целиком отдался литературному творчеству.

Участие в войне дало ему темы для многих рассказов, но самое главное – оно обогатило Гаршина глубоким знанием человеческой души.


(По статье М.С.Горячкиной «Всеволод Михайлович Гаршин»)



  1. Цитаты из рассказа для характеристики Семена и Василия (для работы в парах).


«…человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце жарился,и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела» .


«…ночи не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а все-таки вытвердил».


«- Куда же ты уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько. Жена у тебя работница...».


. «Зелье, не человек».


«- Не горяч я, а по правде говорю и размышляю. Да еще дождется он у меня, красная рожа! Самому начальнику дистанции жаловаться буду. Посмотрим!».

«Подошел … совсем близко: лица на нем нету, белый, как мел, глаза дикие; говорить начал - голос обрывается. - В город, - говорит, - в Москву... в правление».

«…наверху, на полотне, человек сидит на корточках, что-то делает; человек поднялся, в руках у него лом; поддел он рельс ломом, как двинет его в сторону».


«Господи! Спаси невинные души! Так и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым колесом об рельсовый обруб, дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги бить, а тут кривая, закругление, да насыпь, да валиться-то вниз одиннадцать сажен, а там, в третьем классе, народу битком набито, дети малые... Сидят они теперь все, ни о чем не думают. Господи, вразуми ты меня!..»

«Ударил себя ножом в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей; намочил он в ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и выставил свой красный флаг».



«Выскочили из вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти; другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке. Обвел … всех глазами, опустил голову: - Вяжите меня, - говорит, - я рельс отворотил».



Конспект урока по литературе на тему "Рассказ В.Гаршина "Сигнал""(5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы для 5 класса «Рассказ В.Гаршина «Сигнал»"

Преподаватель: Бурашникова Роза Махмутовна

  • Цели урока:
  • Образовательные: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; углубить навыки анализа литературного текста;
  • раскрыть содержание проблемы подвига, мести и предательства в рассказе.
  • Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.
  • Воспитывающие: прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность за свои поступки; способствовать воспитанию духовно развитой личности.

Методы обучения: индивидуально-дифференцированный, проблемный, метод контроля, поисковый, метод критического мышления.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах (групповая)

Тип урока: комбинированный

Технические средства обучения: интерактивная доска.

Дополнительное оборудование: портрет В.Гаршина

Автор Бурашникова Роза Махмутовна
Дата добавления 23.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2176
Номер материала 58213
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓