Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)


Урок литературы в 10 классе по теме

«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и

поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.

  2. Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.

  3. Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».


Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;

  • развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

  • совершенствовать умения  доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

  • развивать интеллектуальные способности;

  • воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Форма проведения урока: презентация.

Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: объяснение нового материала



Ход урока.

  1. Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.

  2. Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

- Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).

  1. Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)

  2. Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.

Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок - Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 -  участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

1847- опубликована повесть " Противоречия ".

1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848-55 - жизнь в Вятке.

1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.

1858-1862 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 -  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".

1864 - вернулся на государственную службу.

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868 -  получил отставку и стал одним из редакторов, а после

смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.

1880 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное сообщение первого ученика. Слайды.

Записи в тетрадях.

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.

  • Сказки русского народа

Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.

Проблематика сказок.

  • Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

  • Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

  • Положение народа («Коняга», «Кисель»)

  • Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

  • Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

  • Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)



Поэтика. Художественные особенности сказок (с примерами из текста).

  • Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

  • Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

  • Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

  • Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

  • Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

  • Гиперболизация

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.

Сатирические приёмы.

  • ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,

где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

  • сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

  • гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

  • иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

  • гипербола — чрезмерное преувеличение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).



6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).

Вопросы.

  1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

ОТВЕТЫ.

1. Царскосельский лицей.
      2. Кружка М. В. Петрашевского.
      3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.
      4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848—1855).
5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.

6. «Современник» и «Отечественные записки».

7. Пенкосниматели.

8. Смех сквозь негодование.

9.  «...литературу», «...литератора».

10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

7. Подведение итогов. Выводы.

Рефлексия. Заключительное слово учителя.

8. Домашнее задание.

  • Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе «Сатирические приёмы».

  • Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»).

  • Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.


Использованная литература

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. – 4-к изд., М. Дрофа, 2002.

  2. Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М., Просвещение, 2007.

  3. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной, М., Дрофа, 2006.

  4. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина, 2011.

  5. Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/62172/#




hello_html_m4d466bb7.png

6


Конспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок даст возможность расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика, развить навыки конспектирования лекции, углубить представления о сатире и гротеске. Обучающиеся смогут увидеть на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».

Автор Новичкова Ольга Викторовна
Дата добавления 06.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1690
Номер материала MA-063023
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы