Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

Скачать материал

 

Урок литературы в 10 классе по теме

«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и

 поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина».

                                                                                                   

Цели:

1.    Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.

2.    Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.

  1. Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».

 

 Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;
  • развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
  • совершенствовать умения  доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Форма проведения урока: презентация.

Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: объяснение нового материала

 

                                                          Ход урока.

1.      Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.

2.      Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним:  «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

- Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).

3.      Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»?  («Орёл-меценат»). Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)

4.      Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.

Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок - Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 -  участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического  идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».  

1847- опубликована повесть " Противоречия ".

1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.  

1848-55 - жизнь в Вятке.

1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.  

1858-1862 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 -  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".

1864 - вернулся на государственную службу.        

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868 -  получил отставку и стал одним из редакторов, а после

смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.

1880 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

  В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу  и звание литератора  предпочитай всякому другому».

5.   Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное сообщение первого ученика. Слайды.

Записи в тетрадях.

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

      Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.

      Сказки русского народа

Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.

      Проблематика сказок.

      Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

      Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

      Положение народа («Коняга», «Кисель»)

      Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

      Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

      Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

 

Поэтика. Художественные особенности сказок  (с примерами из текста).

      Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

      Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

      Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

      Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

      Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

      Гиперболизация

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды.  Записи в тетрадях.

         Сатирические приёмы.

      ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,

    где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

      сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

      гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

      иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

      гипербола — чрезмерное преувеличение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).

 

6.   Письменная самостоятельная работа (на листочках).

                                          Вопросы.

  1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
 4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?                                                                                                                                           5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8.  Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9.  В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

                                                             ОТВЕТЫ.

      1. Царскосельский лицей.
      2. Кружка М. В. Петрашевского.
      3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.
      4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848—1855).
      5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.

      6.  «Современник» и «Отечественные записки».

      7. Пенкосниматели.

      8. Смех сквозь негодование.

      9.  «...литературу», «...литератора».

     10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

                      7. Подведение итогов. Выводы.

            Рефлексия. Заключительное слово учителя.

                      8. Домашнее задание.

*      Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе «Сатирические приёмы».

*      Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»).

*      Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.


Использованная литература

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. – 4-к изд., М. Дрофа, 2002.
  2. Литературные викторины.  Л.Л. Бельская. М., Просвещение, 2007.
  3. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред.           Г.А. Обернихиной, М., Дрофа, 2006.
  4. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина, 2011.
  5. Интернет-ресурс:  http://www.myshared.ru/slide/62172/#

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок даст возможность расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика, развить навыки конспектирования лекции, углубить представления о сатире и гротеске. Обучающиеся смогут увидеть на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2020 2117
    • DOCX 70 кбайт
    • 113 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомина Жанна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомина Жанна Викторовна
    Фомина Жанна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95453
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе