Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по изобразительному искусству «Сказчная Гжель»

Конспект урока по изобразительному искусству «Сказчная Гжель»

Схема конспекта урока

Педагог: Бойченко Анна Викторовна

Предмет: изобразительное искусство Класс 5

Тема урока: «Сказочная Гжель»

Задачи урока:

  1. Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская роспись», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

  2. Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике гжельского орнамента.

  3. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

  4. Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.


Оборудование: ноутбук, проектор.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: индивидуальный и коллективный, наглядный, практический.


1. Организационный момент.

Цель на данном этапе урока: проверка готовности обучающихся к уроку (чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

определение задачи: мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке;

метод организации работы учащихся на начальном этапе урока: эмоциональный настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся приветствуют учителя.
Проверяют рабочее место.

Приветствие:

-Здравствуйте, я рада вас видеть.

Для работы сегодня на уроке нам необходимы: тетрадь по искусству, гуашь синяя и белая, кисти №3 и №1, палитра, бумага форматом А4, ножницы, клей, силуэт из бумаги чайного блюдца и чашечки, баночка для воды

Эмоциональный настрой на урок

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

  • Цель на данном этапе урока: актуализация полученных знаний на предыдущем уроке;

  • определение задачи: подготовка обучающихся к восприятию новых знаний;

  • метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: словесное одобрение;

критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся анализируют, сравнивают, проводят аналогии.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Показывает обучающимся дымковские, филимоновские, каргопольские и гжельские глиняные изделия и прошу назвать промыслы, к которым относятся эти изделия (игровой момент: помоги лошадке найти своего хозяина по элементам узора присутствующим в одежде хозяина и лошадки).

-Что вы знаете о Гжельской росписи?

Просматривают видеосюжет.
-Что нового вы узнали из видеосюжета?

Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового учебного материала.

  • Конкретная учебная цель: практическое освоение основных элементов гжельской росписи;

  • задача: освоение основных элементов гжельской росписи, аккуратность и правильность работы кистью при выполнении гжельской росписи;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь слушать собеседника;

  • методы изложения (представления) нового учебного материала: презентация, работа с иллюстрациями, педагогический рисунок;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: увлеченная работа при выполнении росписи;

метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: показ последовательности выполнения росписи на силуэте, музыка;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся формулируют тему и задачи урока:

  • узнать происхождение слова «гжель»

  • нарисовать и вырезать из бумаги выразительную форму посуды

  • освоить основные элементы и мотивы гжельской росписи

Делают записи в тетради по искусству:

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь»


ГОНЧАР - название профессии по производству глиняной посуды

ПРОМЫСЕЛ — Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования

МАЙОЛИКА - гжельское изделие с многоцветной росписью по белому.

КУМГАН - гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой.

КВАСНИК - название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине


Выполнение основных элементов гжельской росписи.

- Вслушайся в слово «гжель».

- Что можно уловить в звучании?

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая ГЖЕЛЬ!


-Посмотрите, какие причудливые и оригинальные формы у фарфоровых изделий: масленка «Рыба-кит» или квасник.

- Какой мотив вы видите чаще других?

Роза - один из главных мотивов гжельской росписи

- Какие еще вы видите элементы росписи?

- Сегодня на уроке вы выполните творческий проект: «Искусство Гжели», в паре распишете чайную пару в едином стиле.


-Прежде чем вы приступите к росписи, вы должны выполнить упражнения кистью без предварительного рисунка карандашом, потренируйтесь в выполнении гжельского мазка с тенями.

- Посмотрите, как это делаю я: выполнение основных элементов гжельской росписи.

Организует самостоятельную работу обучающихся. Проведение физкультминутки

Восприятие, осмысление, первичное запоминание.

Составление плана действий с учетом конечного результата.

4. Закрепление учебного материала:

  • Конкретная учебная цель: развитие навыков составления декоративной композиции;

задача: работа открытым мазком без предварительного рисунка; учатся рисовать кайму из линий, точек, капелек;

метод достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: выполнение росписи на силуэтах чайной чашечки и блюдца и объединение всех выполненных работ на общем фоне

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Практическая работа:

на форме посуды вырезанной из бумаги обучающиеся выполняют импровизацию по мотивам гжельской росписи

Провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и

обосновать её, умение выслушать собеседника

































Оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы, каждый учащийся высказывает свое мнение


Посмотрите, как выполнять роспись на силуэте (показ выполнения росписи на чайнике) без предварительного рисунка карандашом: сначала подчеркните синим цветом носик, ручку, пройдитесь полосой по горлышку и основанию, а затем приступайте к основной росписи. Обратите внимание, как необходимо держать кисть при росписи силуэта.


Начните писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Бумагу можно вращать, чтобы удобно было расписывать.

Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы, дополните его листьями, завитками, точечками.


В старом халате художник

Кисточку с краской берет,

По белоснежному фону

Нежно он ею ведет.
Вдруг появляется птица,

Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров -
Синие листья, цветы.
Смотришь на гжельское чудо-

Даже не веришь глазам!

Смело бери в руки кисти-

Станешь художником сам!

Индивидуальная поддержка тем, кто испытывает затруднения в выполнении мотивов гжельской росписи. Звучит народная музыка

Просмотр и анализ работ учащихся, выставление отметок:

Силуэты чайных чашечек объединяются в общую композицию.

- Достигли вы на уроке поставленных целей?

- Какую работу, какие задания выполняли для достижения целей?

Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью.

Когда вы испытывали затруднение при работе?

На примере нескольких работ, учитель совместно с обучающимися выявляет ошибки и устанавливает их причины.

Роспись выполнена в соответствии с критериями – отметка «пять».

Роспись выполнена в соответствии с критериями, но неаккуратно – отметка «четыре».

В росписи не используются традиционные элементы гжельского письма и нет аккуратности – отметка «три».

- Сегодня на уроке вы научились…чему?

- Самым неожиданным стало…что?

Закрепление материала, самостоятельное выполнение росписи.


5. Задание на дом.

цель самостоятельной работы для учащихся: развивать связную речь, придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: придумать сюжет сказки (начало, развитие действия, кульминация и концовка)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись домашнего задания:

Сочинение сказки о гжельской розе

-Спасибо за урок, вы очень хорошо сегодня работали!

Запишите в дневник Д/З

Рассказываю начало сказки, дав образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета.



Конспект урока по изобразительному искусству «Сказчная Гжель»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Тема урока:«Сказочная Гжель»

Задачи урока:

1.Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская роспись», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

2.Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике гжельского орнамента.

3.Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

4.Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: индивидуальный и коллективный, наглядный,практический.


Автор Сергеева Елена Викторовна
Дата добавления 16.12.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 360
Номер материала MA-063235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓