Тема
урока: «Сатирические образы человека»
Класс: 6В
Предмет: изобразительное искусство
Учитель: Селиванова Е.Ю.
Цели урока: Создание условий для
духовно-нравственного развития личности, формирование умений планировать свою
творческую деятельность, содействие эстетическому воспитанию учащихся.
- познакомить учащихся с переплетением
понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного
преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного
искусства – карикатурой и ее разновидностями;
Образовательные:
формирование знаний о сатирическом жанре: карикатуре и шарже; формирование
навыков и умений в создании сатирических образов человека; повторение и
закрепление знаний по жанру портрета;
Развивающие: развитие
искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие
познавательных потребностей, интересов и склонностей; развивитие
пространственных представлений,совершенствование умений последовательного
ведения работы;
Воспитательные:
воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к
собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;
воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость,
аккуратность.
-развитие способности выражать в
творческой работе свое отношение к образу человека;-развитие способности
самостоятельно усваивать новые знания.
|
Тип урока: урок изучения
новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
программное обеспечение: Microsoft Power Point
1.Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным
настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с
нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и
на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада.
А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на
нашем уроке .
Партнеры по плечу повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в
глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего
настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего рабочего настроения, от вас я жду активной работы, умения
анализировать полученные знания, связывать тему урока с предыдущими темами. Я
уверена, мы отлично поработаем сегодня.
Учитель: Готовы к уроку?
Ответы учащихся
Учитель: Тогда вперед!
2.Определение
темы и целеполагание через актуализацию прежних знаний
Учитель: Ребята,
давайте вспомним какие виды ИЗО вы знаете, а жанры? Ответы учащихся
Учитель: Умнички,
молодцы!
Тейк оф – Тач Даун (обучающая
структура)
Учитель: Я прочту
несколько высказываний, и, если они верны для вас, пожалуйста, встаньте.
Высказывание1: В этой
четверти мы изучаем жанр ИЗО – портрет.
Если это верно для
вас, пожалуйста, встаньте.
Учитель: Спасибо.
Пожалуйста, присаживайтесь.
Высказывание
2:
Портрет – это изображение неодушевленных предметов.
Учитель: Никто не
встал, почему, что же такое портрет? (Изображение конкретного человека).
Учитель: А если это – изображение человека не на картине, а в
скульптуре?
Ученики: Это тоже портрет!
Учитель: Конечно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи.
Поэтому к портретному жанру относятся произведения скульптуры, живописи,
графики, в которых запечатлен облик конкретного человека или группы людей. Молодцы.
На прошлых уроках мы с вами пробовали рисовать реалистические
портреты, портреты в стиле «Арчимбальдо», а так же портреты в технике
аппликации. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как
внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают
новые образы – сатирические.
Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве.
Учитель:
Ребята, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.
Определите цели
урока: что вы хотите узнать о сатирическом жанре, чему вы хотите научиться?
Ответы
учащихся.
Учитель:
Действительно сегодня мы
продолжаем разговор о портрете, но не совсем обычном.
3.Изучение
нового материала
Структура
Си-Финк-Уандэ (мыслительный прием), ученики индивидуально отвечают на следующие
вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого
Учитель:
Вашему вниманию предлагаются работы художников
–портретистов.
1. Что
вы видите? Тщательно рассмотрите все детали картинки.-10 секунд. Сейчас у
вас будет 1 минута записать свой ответ.
2.Поделитесь
своими ответами со своей командой, выполнив Сингл Раунд Робин, начиная с
участника №2,- 30 секунд для каждого участника, (опросите и запишите ответы в альбоме).
3.Что
вы думаете об этом? Подумайте -10 секунд. Запишите свой ответ.- 1 минута.
4.
Поделитесь своими ответами со своей командой, выполнив Сингл Раунд Робин,
начиная с участника №3,- 30 секунд для каждого участника, (опросите и запишите
ответы в альбоме).
5.О чём
это заставляет вас задуматься? Подумайте -10 секунд. Запишите свой ответ.-
1 минута.
6.
Поделитесь своими ответами со своей командой, выполнив Сингл Раунд Робин,
начиная с участника №4,- 30 секунд для каждого участника, (опросите и запишите
ответы в альбоме).
Учитель: Давайте рассмотрим рисунки
другого художника. Датчанин Херлуф Бидструп изобразил здесь себя, вот серии
рисунков под названием «Домашнее задание», «Рыбий жир».
Художник подметил: иногда так не хочется
выполнять домашнее задание, что находишь сто причин, лишь бы не садиться за
учебники. — Эти рисунки смешные, но не злые. Они скорее поучительные. Вы сейчас
выразили очень правильную мысль. Бидструп писал о начале своего творчества:
«Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали
улыбку. Помню, как я обиделся на моего дядю, который расхохотался, просматривая
мои творения, а ведь я трудился над ними, наверное, не меньше, чем маститый
художник над созданием образа святой Мадонны! Постепенно я стал понимать, что
именно производило комическое впечатление, и часто уже вполне сознательно
рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовольствием убедился в
том, что смех — мой союзник».
Все эти работы называются шаржами.
Шарж — сатирический жанр,
разновидность карикатуры, но отличие от карикатуры, целью которой является высмеять и
разоблачить людей, показать в неприглядном види и выставить напоказ
отрицательные качества, шарж – это добродушный юмор преобладает над
сатирической насмешкой.
Шарж (от французского
charger – преувеличивать) – cатирическое или добродушно–юмористическое,
дружеское изображение (обычно портретное), в котором при соблюдении внешнего
сходства подчеркнуты и выделены наиболее характерные черты человека.
Различают следующие виды
шаржа:
•Портретный – когда
рисуется только чей–либо портрет.
•Сюжетный – создается
определенный сюжет с поступками, увлечениями какого–то лица.
•Групповой – изображается
сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей.
•Предметный – когда
изображается с юмором какой–либо предмет, например, любимый автомобиль или
компьютер.
•Шаржи на животных – с
юмором рисуются домашние любимцы.
4. Художественно – творческая деятельность
учащихся
Учитель: Сейчас мы с вами попробуем нарисовать
дружеский шарж.
Задание: выполнить дружеский шарж на
товарища, литературного героя или артиста.
(работа учащихся сопровождается
музыкальным оформлением).
5.
Рефлективный этап.
1. Экспресс-выставка
работ учащихся.
Учащиеся свободно
перемещаются по кабинету, подходят к партам и рассматривают работы, выполненные
одноклассниками.
2. Получение
обратной связи. Рефлексия.
Учитель:
Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные портреты. Кто-то
хочет прокомментировать свой рисунок?
Комментарии
учащихся. Учащиеся делятся впечатлениями, ощущениями от работы.
6.
Итоговый этап.
Подведение
итогов занятия.
Учитель:
Ваши работы пленяют своим творчеством. Но главное, что ни одна из ваших работ
не оставляет зрителя равнодушным.
Какие
чувства вызвало у Вас наше занятие?
Ответы
учащихся.
Учитель:
Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное
эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться.
Что
нового для себя узнали?
Ответы
учащихся.
7.
Домашнее задание: Нарисовать шарж своей семьи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.