Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" (6 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" (6 класс)

Тема урока: «Сатирические образы человека»

Класс: 6В

Предмет: изобразительное искусство

Учитель: Селиванова Е.Ю.

Цели урока: Создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирование умений планировать свою творческую деятельность, содействие эстетическому воспитанию учащихся.

- познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями;


Образовательные: формирование знаний о сатирическом жанре: карикатуре и шарже; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета;

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развивитие пространственных представлений,совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

-развитие способности выражать в творческой работе свое отношение к образу человека;-развитие способности самостоятельно усваивать новые знания.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, программное обеспечение: Microsoft Power Point


1.Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке .

Партнеры по плечу повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего рабочего настроения, от вас я жду активной работы, умения анализировать полученные знания, связывать тему урока с предыдущими темами. Я уверена, мы отлично поработаем сегодня.

Учитель: Готовы к уроку? 
Ответы учащихся
Учитель: Тогда вперед!


2.Определение темы и целеполагание через актуализацию прежних знаний

Учитель: Ребята, давайте вспомним какие виды ИЗО вы знаете, а жанры? Ответы учащихся

Учитель: Умнички, молодцы!

Тейк оф – Тач Даун (обучающая структура)

Учитель: Я прочту несколько высказываний, и, если они верны для вас, пожалуйста, встаньте.

Высказывание1: В этой четверти мы изучаем жанр ИЗО – портрет.

Если это верно для вас, пожалуйста, встаньте.

Учитель: Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь.

Высказывание 2: Портрет – это изображение неодушевленных предметов.

Учитель: Никто не встал, почему, что же такое портрет? (Изображение конкретного человека).

Учитель: А если это – изображение человека не на картине, а в скульптуре? 
Ученики: Это тоже портрет! 
Учитель: Конечно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи. Поэтому к портретному жанру относятся произведения скульптуры, живописи, графики, в которых запечатлен облик конкретного человека или группы людей. Молодцы.

На прошлых уроках мы с вами пробовали рисовать реалистические портреты, портреты в стиле «Арчимбальдо», а так же портреты в технике аппликации. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается  более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве.

Учитель: Ребята, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

Определите цели урока: что вы хотите узнать о сатирическом жанре, чему вы хотите научиться?

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно сегодня мы продолжаем разговор о портрете, но не совсем обычном.


3.Изучение нового материала

Структура Си-Финк-Уандэ (мыслительный прием), ученики индивидуально отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого

Учитель: Вашему вниманию предлагаются работы художников –портретистов.

1. Что вы видите? Тщательно рассмотрите все детали картинки.-10 секунд. Сейчас у вас будет 1 минута записать свой ответ.

2.Поделитесь своими ответами со своей командой, выполнив Сингл Раунд Робин, начиная с участника №2,- 30 секунд для каждого участника, (опросите и запишите ответы в альбоме).

3.Что вы думаете об этом? Подумайте -10 секунд. Запишите свой ответ.- 1 минута.

4. Поделитесь своими ответами со своей командой, выполнив Сингл Раунд Робин, начиная с участника №3,- 30 секунд для каждого участника, (опросите и запишите ответы в альбоме).

5.О чём это заставляет вас задуматься? Подумайте -10 секунд. Запишите свой ответ.- 1 минута.

6. Поделитесь своими ответами со своей командой, выполнив Сингл Раунд Робин, начиная с участника №4,- 30 секунд для каждого участника, (опросите и запишите ответы в альбоме).


Учитель: Давайте рассмотрим рисунки другого художника. Датчанин Херлуф Бидструп изобразил здесь себя, вот серии рисунков под названием «Домашнее задание», «Рыбий жир».

Художник подметил: иногда так не хочется выполнять домашнее задание, что находишь сто причин, лишь бы не садиться за учебники. — Эти рисунки смешные, но не злые. Они скорее поучительные. Вы сейчас выразили очень правильную мысль. Бидструп писал о начале своего творчества: «Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбку. Помню, как я обиделся на моего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними, наверное, не меньше, чем маститый художник над созданием образа святой Мадонны! Постепенно я стал понимать, что именно производило комическое впечатление, и часто уже вполне сознательно рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовольствием убедился в том, что смех — мой союзник».

Все эти работы называются шаржами.

Шарж — сатирический жанр, разновидность карикатуры, но отличие от карикатуры, целью которой является высмеять и разоблачить людей, показать в неприглядном види и выставить напоказ отрицательные качества, шарж – это добродушный юмор преобладает над сатирической насмешкой.

Шарж (от французского charger – преувеличивать) – cатирическое или добродушно–юмористическое, дружеское изображение (обычно портретное), в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты и выделены наиболее характерные черты человека.

Различают следующие виды шаржа:

Портретный – когда рисуется только чей–либо портрет.

Сюжетный – создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого–то лица.

Групповой – изображается сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей.

Предметный – когда изображается с юмором какой–либо предмет, например, любимый автомобиль или компьютер.

Шаржи на животных – с юмором рисуются домашние любимцы.

4. Художественно – творческая деятельность учащихся

Учитель: Сейчас мы с вами попробуем нарисовать дружеский шарж.

Задание: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста.

     (работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением).

5. Рефлективный этап.

1. Экспресс-выставка работ учащихся.

Учащиеся  свободно перемещаются по кабинету, подходят к партам и рассматривают работы, выполненные одноклассниками.

2. Получение обратной связи. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные портреты. Кто-то хочет прокомментировать свой рисунок?

Комментарии учащихся. Учащиеся делятся впечатлениями, ощущениями от работы.

6. Итоговый этап.

Подведение итогов занятия.

Учитель: Ваши работы пленяют своим творчеством. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Какие чувства вызвало у Вас наше занятие?

Ответы учащихся.

Учитель: Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться.

Что нового для себя узнали?

Ответы учащихся.

7. Домашнее задание: Нарисовать шарж своей семьи.


Конспект урока по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" (6 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

В нашей школе мы начали работу по модернизации процесса обучения в 21 веке с запуском проекта "Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан". Наша школа работает по направлению: Обучение, способствующее мозговой деятельности (BBL). На уроках я стремлюсь формировать в учениках необходимые навыки: сотрудничество, критическое мышление и креативность. В конспекте "Сатирические образы человека" представлены: обучающие структуры "Тейк оф – Тач Даун " , "Сингл Раунд Робин" и мыслительный прием "Си-Финк-Уандэ".


Автор Селиванова Елена Юрьевна
Дата добавления 29.06.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 1018
Номер материала 60169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓