Метапредметные УУД:
v Умение видеть и
воспринимать проявление художественной культуры;
v Желание общаться
с искусством.
Регулятивные УУД:
v Осуществлять
самоконтроль;
v Овладевать
умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
v Слушать и
понимать речь других;
v Уметь с
достаточной полнотой выражать свои мысли.
Предметные УУД:
v Восприятие и
характеристика художественных образов;
v Понимание
значения искусства в жизни человека и общества.
|
Тема
нашего урока «Поэзия повседневности». И сегодня мы
познакомимся с современными художниками, которые живут и работают в наше с
вами время, и помогают нам чувствовать красоту повседневности, отражая
действительность современной эпохи.
О работах этих художников, даже самые серьезные искусствоведы
пишут на редкость эмоционально. Восторженно! Это означает, что живопись их
обращена к душе через органы чувств, а не только через холодный интеллект. В
то время как современное искусство все больше переходит в игры разума, а в
картинных галереях становится холодно, как в чертогах снежной королевы,
отдельные художники находят в себе силы оставаться «живыми» и искренними в
своих творениях.
Поиски
новых способов поэтического освоения мира раньше и очевиднее всего сказались
в области пейзажа и натюрморта. В образе предметно-пространственной среды, в
творческой интерпретации природы и вещей художники пытались воплотить свои
представления об универсальных жизненных ценностях, которые находили
выражение в самых различных стилистических направлениях. Именно в этот период
особое значение приобрели традиционные формы изобразительного языка, как бы
возрожденные необходимостью широкого и разностороннего подхода к предмету
изображения.
Просмотр слайда №1
Да. Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом до странности
покажутся тебе широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Иосиф Бродский
Начнем
знакомство с московской художницей Верой Ельницкой.
Искусство
Веры Ельницкой принадлежит московской школе. Созданные в системе
импрессионизма, композиции Веры буквально заманивают в московские улицы, в
поэзию двориков и бульваров, вызывая ностальгию по идеальному золотому веку,
заслоненному новым обликом города. Поэтика художницы барочна, в ее
артистичности естественные слои жизни города возвышаются до идеального, а
идеальное возвращается в непосредственное человеческое измерение. Городские
мотивы погружаются в утреннее сияние, в сумеречность, в весеннюю неизбывнсть
жизни, в летний праздник творчества…
Действительно,
смелый и энергичный пейзаж Веры Ельницкой оказывается неожиданно хрупок: он
застигнут художником в момент возникновения из небытия, на грани воплощения,
или, напротив, – в начале исчезновения. В нём есть нечто от миража, от его
таинственной оптики, от его нематериальных вибраций.
В
каком-то смысле перед нами не краска и холст, но живая ткань, чистая
эмоциональность. Реальное пространство, переданное абсолютно достоверно и
убедительно, превращается в подвижную податливую среду, в пространство
чувства.
Художник
приглашает войти в этот мир, слиться с ним в порыве восторга, взлететь над
землёй, дышать полной грудью, чувствовать и мыслить без усилий, узнать и
никогда больше не терять радость. Жить постоянным предчувствием нового,
небывалого, стремиться за горизонт и достигать своей цели с лёгкостью. Не
знать отказа, но и не желать ничего тёмного, что связывает и томит.
Освобождаться от всяких пут одним стремлением сердца. Знать печаль и утраты,
но и в них находить силы. Всё знать, всё понимать, всё чувствовать, а потому
не сосредотачиваться на деталях, видеть главное, предпочитать целое.
Просмотр слайда №2
Вижу
старую Москву
В
молодом уборе.
Я
смеюсь и я живу,
Солнце
в каждом взоре.
От
старинного Кремля
Звон
плывет волною.
А
во рвах живет земля
Молодой
травою.
В
чуть пробившейся траве
Сон
весны и лета.
Благовещенье
в Москве,
Это
праздник света!
(К.
Бальмонт)
|
Просмотр слайда №3
Плеск
разбивающихся волн.
Маяк,
чья башня привлекает взор
скорей
фотографа, чем морехода.
На
древнем камне я стою один,
печаль
моя не оскверняет древность —
усугубляет.
Видимо, земля
воистину
кругла, раз ты приходишь
туда,
где нету ничего, помимо воспоминаний.
(И.
Бродский)
|
Просмотр слайда №4
Вечер.
Развалины геометрии.
Точка,
оставшаяся от угла.
Вообще:
чем дальше, тем беспредметнее…
(И. Бродский)
|
Просмотр слайда №5
Зеленой
тенью поздний свет
Текучим золотом играет;
А Град горит и не сгорает,
Червонный зыбля пересвет…
(В.
Иванов)
|
Просмотр слайда №6
Городской пейзаж (франц. paysage, от pays -местность) - это
жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения -
виды городов, строений: архитектурный пейзаж, ведута.
Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр
европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет
собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного
городского пейзажа.
Мастера
ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где
в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев.
Просмотр слайда №7
Нателла
Тоидзе
– художник глубоко индивидуального творческого стиля и высокой живописной
культуры. Она родилась в Москве в семье известных художников. В 1972 г.
окончила Московское академическое художественное, вскоре стала постоянным
участником московских и всесоюзных выставок. В пейзажах Грузии, средней
полосы России проявилось удивительное умение художника передать в цвете
«душу» природы.
Через яркие, ассоциативные образы, загадочно возникающие в вибрирующей
красочной стихии Нателла Тоидзе передает таинственность процессов,
происходящих в природе. Нателла Тоидзе – живописец по призванию, и поэтому ее
скорее волнует не тема сама по себе, а способ ее интерпретации в красках. Мир
разнообразен, и в этом разнообразии она видит эстетическое начало. Ей
одинаково интересна природа Кавказа и русского Севера, виды московских
двориков и ландшафты деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено
индивидуальным чувством, которое вмещает в себя и память поколений, и реалии
современного мира. В ее искусстве чувствуется тонкое лирическое начало,
смелость и непосредственность колорита.
Колорит изображения (итал. colorito,
от лат. color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых
качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их
взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.
Просмотр слайда №8
Так
были зеркала пусты,
как
будто выпал снег и стаял.
Припомнить
не могли цветы,
кто их
в стакан граненый ставил...
О дом
чужой! О милый дом!
Прощай!
Прошу тебя о малом:
не
будь так добр. Не будь так добр.
Не
утешай меня обманом.
(Белла
Ахмадулина)
|
Просмотр слайда №9
Когда
сквозная паутина
Разносит
нити ясных дней
И под
окном у селянина
Далекий
благовест слышней,
Мы не
грустим, пугаясь снова
Дыханья
близкого зимы,
А
голос лета прожитого
Яснее
понимаем мы.
(Афанасий
Фет)
|
Просмотр слайда №10
Ах, Арлекин!
Ты
стал, увы, таким сентиментальным,
ранимым
и
чувствительным таким…
А
зритель – отражением зеркальным
мгновенно
выдаёт, как результат,
итог
твоих провалов и падений…
Но
более не прячет грустный взгляд
под
маской ощетинившийся гений…
И вновь
прожекторов колючий свет,
предательски
нацеливаясь в спину,
не в
силах расстрелять победный Смех
великого
смешного Арлекина…
Просмотр слайда №12
|
Просмотр слайда №11
О
милый тихий городок,
Мой
старый, верный друг.
Я
изменить тебе не мог
И,
убежав от всех тревог,
В
тебя въезжаю вдруг!
Ах,
не в тебе ль цвела сирень,
Сирень
весны моей!
(Игорь
Северянин)
|
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») —
изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие
от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Натюрморт - наиболее жизнеутверждающий жанр
живописи, поскольку позволяет передать восхищение теми бытовыми мелочами,
которыми люди любовно окружают себя всю жизнь. Не случайно многие художники
отдали дань этому жанру в разные периоды своего творчества.
Просмотр слайда №13
Художник
Алексей Равский родился в 1961 году в Приморском крае. Окончил
Беларусскую Академию живописи, Член Союза художников Беларуссии. Живет в
Минске.
Мир
его картин — это мир потерянный, но не забытый, являющийся в снах. Иногда
немного гротескный, но всегда зовущий вернуться. Вернуться в райские уголки
тенистого сада, где людям свойственно парить в пространстве золотого света.
Где остановилось в невесомости время, где нет законов физики, где существа и
предметы вольны в своих проявлениях. И если яблоки тяжелее человеческих тел,
то это неудивительно. Ведь людьми движет внутренняя музыка любви — тот
божественный воздух, который наполняет души и отрывает их от земли. И
происходит это без напряжения, без многозначительной необходимости и даже не
в силу безгрешности — нет, все гораздо проще и недостижимее. В мире,
свободном от страданий, летать так же естественно, как дышать.
Просмотр слайда №14
…Смычок
все понял, он затих,
А
в скрипке эхо все держалось…
И
было мукою для них,
Что
людям музыкой казалось.
Но
человек не погасил
До
утра свеч... И струны пели...
Лишь
солнце их нашло без сил
На
черном бархате постели.
(И.
Анненский)
|
Просмотр слайда №15
А
под маской было звездно.
Улыбалась
чья-то повесть,
Короталась
тихо ночь.
И
задумчивая совесть,
Тихо
плавая над бездной,
Уводила
время прочь.
И
в руках, когда-то строгих,
Был
бокал стеклянных влаг.
Ночь
сходила на чертоги,
Замедляя
шаг. (А. Блок)
|
Просмотр слайда №16
Словно
листья кружатся слова,
яркие
сплетая кружева,
их
узор на ткань листа ложится,
светится
раскрытая страница.
Это
сердце каждую ошибку
чувствует
и плачет от того,
что
едва лишь слышим мы его
чуткую
внимательную скрипку.
Просмотр слайда №17
|
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить
что-либо черта в черту», от лат. persona — «личность; особа»)
— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей,
существующих или существовавших в реальной действительности.
В
изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого
является отображение визуальных характеристик модели. На портрете
изображается внешний облик, а через него и внутренний мир человека.
Просмотр слайда №18
Если желаешь подняться в воздух -
Стань птицей,
Если желаешь подняться выше-
Стань орлом,
Становись ветром,
Если угодно познать мир.
|
Ученики
смотрят, изучают иллюстрации.
Обсуждение
значения новых слов.
Рассуждения
учащихся.
Ученики
читают стихотворения
Ученик
читает стихотворение
Обсуждение
значения новых слов.
Ученики
записывают новые термины.
Рассуждения
учащихся.
Ученики
читают стихотворения
Рассуждения
учащихся.
Обсуждение
значения новых слов.
Запись
терминов в тетради.
Ученики
читают стихотворения
Запись
терминов в тетради.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.