- Учебник: «Мировая художественная культура (в 2 частях)», Рапацкая Л.А.
- Тема: Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений
- 31.12.2020
- 411
- 4
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока: «Красота и целесообразность»Характеристика видов деятельности учащихсяПонимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи.Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это.Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего.Создавать творческие работы. УУДЛичностные (действие нравственно-этического оценивания, проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач,моделирование новых образов путём трансформации известных)Общеучебные(поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний)Логические (анализ, синтез, причинно-следственные связи,доказательство)Коммуникативные (участиев учебном диалоге, построение монологических высказыванийЗадачи урока:1. ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна;научить различать и характеризовать виды дизайна;научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональностьюназначением, материалом, в процессе анализа объектов дизайна.научить создавать дизайн проекты в форме эскиза.пользоваться элементами ТРИЗ при художественном проектировании изделий. 2. развивать самостоятельность и способности учащихся в решении творческих и изобретательских задач;развивать эстетическое чувство и художественную инициативу; 3. продолжать формирование таких качеств как предприимчивость, коллективизм,ответственность;воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения.Методы обучения: Исследовательский, проблемного изложения.Формы организации деятельности учащихся:Работа в группах и индивидуально.Учебно-материальное обеспечение занятий:Натуральные образцы и иллюстрации видов дизайна схемы ТРИЗ, надписи на доске и плакатах, диаграмма для оценивания качеств изделия, фишки для подсчета баллов, бумага и маркеры для эскизов.Ход урокаI. Организационный этап:1. проверка наличия учащихся;состояния рабочих мест;наличия учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательныхпособий.2.Мы продолжаем говорить об эстетическом отношении к окружающей действительности.Тема сегодняшнего урока:«Дизайн». С элементами дизайна вы уже встречались в этом году на занятиях, посвящённых интерьеру. А с необходимостью творить по законам дизайна сталкиваетесь гораздо чаще, чем думаете: продумываете ли костюм, причёску или макияж для школьной дискотеки или внутреннее убранство своей комнаты; составляете букет в подарок или советуетесь с одноклассниками, где расположить клумбу с цветами, а где посадить кустарник на пришкольном участке. Если вы при этом задумываетесь о красоте и удобстве - это дизайн-подход. А вы знаете, почему человек стремится не только к удобству, но и обязательно к красоте? Чтобы преобразить мир, чтобы улучшить человеческие взаимоотношения, о каждом новом изделии надо думать с этой точки зрения. Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами дизайна, пополните свои знания о взаимосвязи формы объекта и его назначения, научитесь изобретать и создавать эскизы своих изобретений, пользуясь дизайнерскими методами. Чтобы вы смогли хорошо выполнить поставленные мною задачи, потребуются такие качества, как художественная и инициатива и коллективизм.Хочу сразу внести разъяснения в наш стиль работы.Мы работаем в группах следующим составом: Капитан команды. В его функции входит общее руководство командой и принятие окончательного решения.Художник, он же Главный Фантазёр. Отвечает за урок, за выполнение эскиза и выражение идей.Казначей. В его основные функции входит подсчет баллов, заработанных командой.Эксперт, он же Главный Критик. В его функции входит критическое отношение к выдвигаемым идеям.Функции рядовых Фантазёров выполняют все члены команды.Кстати, дети, когда на производстве создаётся проект изделия, хорошо, когда подбираются люди с разными склонностями: и буйные фантазёры, и опасливые критики. Это залог того, что изделие будет спроектировано удачно.На себя я беру функции Главного дизайнера и руководителя вашего бюро.Все одевают бейджики, распределяя роли в командах.Повторяются правила работы в группах:(доброжелательность, коллективизм. Все баллы, заработанные индивидуально принадлежат группе.) II. Актуализация прежних знанийКак вы понимаете смысл слова дизайн? (Ответы детей) III. Изучение нового материала1. Я попросила ученицу подготовиться к этому вопросу и сообщить, какую она нашла информацию на эту тему. (Выступление учащегося) При необходимости корректировка сведений со стороны учителя.Дизайн (англ. Design) - "замысел", "проект", "чертеж", "рисунок".По "Толковому словарю русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, дизайн-конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на причинах сочетания удобства, экономичности и красоты.Сейчас слово "дизайн" по отношению к изделию имеет два общепринятых значения. Первое значение связано с тем, как выглядит вещь. Выражение: "Мне нравится дизайн" применительно к предмету включает в себя понятие о красоте и предполагает именно такое понимание.Если потребителям нравится дизайн чайника, это означает, что он хорошо выглядит и что им удобно пользоваться. Поэтому дизайн подразумевает учет эргономических характеристик. Он также должен учитывать инженерные решения - быть безопасным, функциональным, экономичным.Слово "дизайн" приобретает другой смысл, когда мы заказываем архитектору дизайн дома или квартиры. В этом случае он показывает нам эскизы, планы, чертежи.Второе, более точное использование слова "дизайн", относится к подготовке инструкции для производства промышленных товаров.Может показаться, что полезно разделить эти два значения. Однако, слово "дизайн" сочетает в себе оба значения, и их соединение в одном слове свидетельствует о том, что они неразделимы.То, как выглядит вещь, в равной степени является и результатом техусловий, в которых она создавалась. В обоих случаях он направлен на то, чтобы адаптировать технологию к потребностям человека и соединить красоту и функциональностьСуществуют следующие основные виды дизайна: промышленный дизайн; графический дизайн визаж дизайн одежды; П.Карден фитодизайн; дизайн среды; арт-дизайн (Учитель показывает иллюстрации и натуральные образцы, кратко характеризуя виды дизайна. На доске выписаны виды дизайна.)Все изделия спроектированы для потенциальных потребителей. Потребители это мы с вами. А что же такое потребность?(Потребность - это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.Потребности бывают физиологические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные. (Дети могут вспомнить "пирамиду потребностей")Обычно перед дизайнером ставят задачу, указывая, что необходимо спроектировать и для кого. Рассмотрим иллюстрации. С помощью, каких изделий вы удовлетворили бы потребности этих людей?2. Изучение нового материала + учебно-тренировочный этап. (Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы) - Изобретать что-либо очень увлекательно.Кто-то от природы одарен даром творчества, а тот, чьи таланты находятся в другой области, может воспользоваться "Теорией решения изобретательских задач"- ТРИЗ.Чтобы разблокировать свой творческий потенциал, даже самые опытные и маститые изобретатели прибегают к таким способам:№1. Изделия, изготовленные применительно к одной ситуации, используются для создания новых изделий. (Дети рассматривают иллюстрации).№2. Прибегают к методу фокальных объектов. Помните, как много эмоций он вызвал у вас при изучении темы "Интерьер"?Напомните мне сущность метода.Объект изобретения стулФормула изобретения: 1А ЗА 3В.стул прозрачный, с подсветкой, на гибкой ножке-подставке, (дети поясняют метод). №3. Метод использования природных форм для выработки идей называется – бионикой (рассматривают иллюстрации, приводят примеры) №4. Метод ассоциаций.Наугад выберите слово из книги или из предложенного списка. На его основе выработайте идею:1. Стиль для оформления ресторана, 2.ювелирное изделие.Список: паук, волны, молния, матрешка, теплый, гибкий, мягкий, музыка, ограда, лампочка, макароны, палатка, янтарь, лестница, телефон.(Дети придумывают, приводят примеры) IV. Практический этап.- Я уверена, что вы настолько талантливы, что сможете изобрести все что угодно. Положимся на волю случая.Дети выбирают один из конвертов. Читают задание: “Изобрести стул.”. Хочу обратить ваше внимание: Четко определитесь, для кого вы изобретаете, кто будет вашим потребителем. Художники подготавливают схематический эскиз. Все члены команды обдумывают описание перечня дизайн-критериев для изделия.Работаем быстро, дружно и продуктивно.Самостоятельная работа.(Учитель контролирует выполнение работы, темп) V. Заключительный этап.1. Контроль, усвоение, обсуждение, допущенных ошибок.Капитаны защищают эскизы изобретений перед Критиками других команд. Выборочно зачитывается перечень дизайн-критериев на изготовление изделия. Название или тип изделия - стул.Функциональное назначение-...Рынок (Кто может использовать-...Рынок (Кто может купить-...Единичное изделие, мелкая партия или массовое производство.Требования к размерам.Методы изготовления.Требования к внешнему виду, стилю, отделке.Требования с точки зрения здоровья человека и безопасности использования.Требования со стороны окружающей среды,Другие требования.Какие по вашему мнению наиболее важные критерии в данном случае?(Требования к материалам, внешнему виду, требования с точки зрения здоровья...) Расположите в правильном порядке фразы, чтобы получилось верное высказывание о дизайне, и прочитайте вслух.На доске:В повседневной жизни слово “дизайн” по отношению к изделию имеет два общепринятых значения.Первое значение слова дизайн. 2 Включая в себя понятия о красоте 1 Связано с тем, как выглядит вещь 5 Для производства промышленных товаров 4 Отностится к подготовке инструкций 3 Второе , более точное использование слова «дизайн» - Я не слишком ограничивала вас в творческих поисках и вам, наверное, кажется, что ваше изделие самое лучшее. Но если бы изделие завтра выпускалось в производство, то, возможно, что другие люди оценили бы его иначе.Оцените свое изделие на диаграмме, в баллах. Внешний видУдобствоЦветМатериалПрочностьЦенаПоменяйтесь диаграммами с соседями и оцените их изделие. Главный эксперт защищает изделие своей команды.2. анализ и оценка итогов работы.Подсчитайте средний балл на диаграмме, начерченной вашими соседями. Это оценка вашего изделия потенциальными потребителями. Смиримся с нею, пока изделие еще не запущено в производство есть шанс исправить ошибки.Суммируйте баллы, заработанные командой, со средним баллом за ваше изделие.Вы все успешно справились с поставленной задачей. Между прочим, она стоит перед человечеством не одну тысячу лет! Посмотрите на иллюстрацию: вот на таком стуле сидели фараоны Египта, а такой мог стоять за круглым столом самого короля Артура...Если Вы заработалиОт.....до....балловПревосходно! Ваш вкус и стиль безупречны! Вы прекрасно чувствуете сочетание красоты и функциональности вещей. Хорошо умеете работать в коллективе. Возможно, стоит направить свои способности в профессиональное русло.И зарабатываете оценку 5.От....до....баллов.По всей видимости, Вы находитесь в поиске своего стиля. Непросто справиться с обрушившимся на Вас потоком информации, рекомендаций, полезных советов. Пробуйте, экспериментируйте! Победите свою лень и нелепую мысль, что Вам не дано быть дизайнером. С хорошим вкусом не рождаются, чувствовать и понимать прекрасное тоже надо научиться. Сделайте свою жизнь красивой! Главное - желание и фантазия.Оценка - 4. От....до....баллов.Вероятно, бессмертная фраза “О вкусах не спорят” относится именно к Вам. Работайте над собой! Последите за новинками моды и дизайна, полистайте журналы. В любом случае, Вы находитесь в самом начале восхитительного пути!Оценка - 3.После того, как вы выслушали мои рекомендации, мне хотелось бы, чтобы вы задумались над высказыванием Э.Абу «Историю цивилизации можно выразить в шести словах: “Чем больше знаешь, тем больше умеешь»Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами гимназии.VI. Домашнее задание.Если вы остались недовольны своей работой, можете, по желанию, выполнить задание сегодняшнего урока дома индивидуально, сделав графический (или в цвете) эскиз с описанием дизайн-критериев.
6 626 245 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Расева Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.