Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыКонспект урока по ИЗО на тему " Искусство Гжели" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО на тему " Искусство Гжели" (5 класс)

Скачать материал

Схема конспекта урока

Педагог:       Бойченко Анна Викторовна

Предмет:    изобразительное искусство                            Класс 5

Тема урока:   «Искусство Гжели»
Образовательные цели: создание условий для формирования представлений о традиционном народном промысле России - Гжельской керамике,

формирование  навыка составления декоративной композиции.

Развивающие цели: формирование навыка пространственного мышления, связной речи.
Воспитательные цели:
воспитывать интерес к народному творчеству.
Зрительный ряд: электронная презентация, рисунки

Музыкальный ряд: русские народные наигрыши

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: индивидуальный и коллективный, наглядный,  практический.

 

1. Организационный момент.

•          Цель на данном этапе урока: проверка готовности обучающихся к уроку (чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

          определение задачи: мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке;

•          метод организации работы учащихся на начальном этапе урока: эмоциональный настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему  урока (с учетом реальных  особенностей класса)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся приветствуют учителя.
Проверяют рабочее место.

Приветствие:

-Здравствуйте, я рада вас видеть.

Для работы сегодня на уроке нам необходимы: тетрадь по искусству, гуашь синяя и белая, кисти №3 и №1, палитра, бумага форматом А4, ножницы, клей, силуэт из бумаги чайного блюдца и чашечки, баночка для воды

Эмоциональный настрой на урок

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

      Цель на данном этапе урока: актуализация полученных знаний на предыдущем уроке;

      определение задачи: подготовка обучающихся к восприятию новых знаний;

      метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса:  словесное одобрение;

•критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся анализируют, сравнивают, проводят аналогии.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Показывает обучающимся дымковские, филимоновские, каргопольские и гжельские глиняные изделия и прошу назвать промыслы, к которым относятся эти изделия (игровой момент: помоги лошадке найти своего хозяина по элементам узора присутствующим в одежде хозяина и лошадки).

-Что вы знаете о Гжельской росписи?

Просматривают видеосюжет.
-Что нового вы узнали из видеосюжета?

Актуализация опорных знаний

3. Изучение нового учебного материала.

      Конкретная учебная цель: практическое освоение основных элементов гжельской росписи;

      задача: освоение основных элементов гжельской росписи,  аккуратность и  правильность работы кистью при выполнении гжельской росписи;

      изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь слушать собеседника;

       методы изложения (представления) нового учебного материала: презентация, работа с иллюстрациями, педагогический рисунок;

      описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: увлеченная работа при выполнении росписи;

метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: показ последовательности выполнения росписи на силуэте, музыка;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся формулируют  тему и задачи урока:

·         узнать происхождение слова «гжель»

·         нарисовать и вырезать из бумаги выразительную форму посуды

·         освоить основные элементы и мотивы гжельской росписи

Делают записи в тетради по искусству:

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь»

 

ГОНЧАР - название профессии по производству глиняной посуды

ПРОМЫСЕЛ — Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования

МАЙОЛИКА - гжельское изделие с многоцветной росписью по белому.

КУМГАН - гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой.

КВАСНИК - название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине

 

Выполнение основных элементов гжельской росписи.

- Вслушайся в слово «гжель».

- Что  можно уловить в звучании?

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая ГЖЕЛЬ!

 

-Посмотрите, какие  причудливые  и оригинальные формы у фарфоровых изделий: масленка «Рыба-кит» или  квасник.

- Какой мотив вы видите чаще других?

Роза - один из главных мотивов гжельской росписи

- Какие еще вы видите элементы росписи?

- Сегодня на уроке вы выполните творческий проект: «Искусство Гжели», в паре распишете чайную пару в едином стиле.

 

-Прежде чем вы приступите к росписи, вы должны выполнить упражнения кистью без предварительного рисунка карандашом, потренируйтесь в выполнении гжельского мазка с тенями.

- Посмотрите, как это делаю я: выполнение основных элементов гжельской росписи.

Организует самостоятельную работу обучающихся. Проведение физкультминутки

Восприятие, осмысление, первичное запоминание.

Составление плана действий с учетом конечного результата.

4. Закрепление учебного материала:

      Конкретная учебная цель: развитие навыков составления декоративной композиции;

•   задача:   работа открытым мазком без предварительного рисунка; учатся рисовать кайму из линий, точек, капелек;

•   метод  достижения поставленной  цели  в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: выполнение росписи на силуэтах чайной чашечки  и блюдца и объединение всех выполненных работ на общем фоне

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Практическая работа:

на форме посуды вырезанной из бумаги обучающиеся выполняют импровизацию по мотивам гжельской росписи

Провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и

обосновать её, умение выслушать собеседника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы, каждый учащийся высказывает свое мнение

 

Посмотрите, как выполнять роспись на силуэте (показ выполнения росписи на чайнике) без предварительного рисунка карандашом: сначала подчеркните синим цветом носик, ручку, пройдитесь полосой по горлышку и основанию, а затем приступайте к основной росписи. Обратите внимание, как необходимо держать кисть при росписи силуэта.

 

Начните писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Бумагу можно вращать, чтобы удобно было расписывать.

Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы, дополните его листьями, завитками, точечками.                       

В старом халате художник

Кисточку с краской берет,

По белоснежному фону

Нежно он ею ведет.
Вдруг появляется птица,

Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров -
Синие листья, цветы.
Смотришь на гжельское чудо-

Даже не веришь глазам!

Смело бери в руки кисти-

Станешь художником сам!

     Индивидуальная поддержка тем, кто испытывает затруднения в выполнении мотивов гжельской росписи. Звучит народная музыка

Просмотр и анализ работ учащихся, выставление отметок:

 Силуэты чайных чашечек объединяются в общую композицию.

- Достигли вы на уроке поставленных целей?

- Какую работу, какие задания выполняли для достижения целей?

Изучили еще один промысел, научились  владеть кистевой росписью.

Когда вы испытывали затруднение при работе?

     На примере нескольких работ, учитель совместно с обучающимися выявляет ошибки и устанавливает их причины.

 

Критерии оценки:

·                                 1. построение композиции в росписи бумажной    фигурки;

·                                 2. использование в росписи традиционных элементов гжельского письма;

·                                 3. применение традиционных цветов в росписи;

·                                 4. аккуратность.

Роспись выполнена в соответствии с критериями – отметка «пять».

Роспись выполнена в соответствии с критериями, но неаккуратно – отметка «четыре».

В росписи не используются традиционные элементы гжельского письма и нет аккуратности – отметка «три».

  Славится наша Родина своими мастерами. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся».

- Сегодня на уроке вы научились…чему?

- Самым неожиданным стало…что?

Закрепление материала, самостоятельное выполнение росписи.

 

5. Задание на дом.

•цель самостоятельной работы для учащихся: развивать связную речь, придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании

•определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: придумать сюжет сказки (начало, развитие действия, кульминация и концовка)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись домашнего задания:

Сочинение сказки о гжельской розе

-Спасибо за урок, вы очень хорошо сегодня работали!

Запишите в дневник Д/З

Рассказываю начало сказки, дав образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета.

 

      

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по ИЗО на тему " Искусство Гжели" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Искусство Гжели» Образовательные цели: - создание условий для формирования представлений о традиционном народном промысле России - Гжельской керамике, - формирование навыка составления декоративной композиции.Развивающие цели: - формирование навыка пространственного мышления, связной речи. Воспитательные цели: - воспитание интереса к народному творчеству.Зрительный ряд: электронная презентация, рисункиМузыкальный ряд: русские народные наигрышиТип урока: комбинированныйМетоды обучения: индивидуальный и коллективный, наглядный, практический.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 525
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 855
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.10.2020 678
    • DOCX 402.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мордвинкова Юлия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мордвинкова Юлия Валерьевна
    Мордвинкова Юлия Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76001
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 185 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов