Главная / История / Конспект урока по истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Конспект урока по истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Конспект урока.

1. Учебный предмет – история;

2. Учебный класс – 5 «В»;

3. Тема урока Олимпийские игры в древности;

4. Тип урока – комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point;

5. Цели урока:

  1. Образовательная - познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

  2. Развивающая - продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.

  3. Воспитательная - пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

6. Оборудование:

  • Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История древнего мира. М., 2009;

  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. Вып.2. М., 2009;

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • Карта “Древняя Греция”;

  • Индивидуальные карточки с вопросами и краткий план устного ответа у доски.

7. План проведения урока с прогнозированием примерного хронометража:

I. Организационный момент – 1 мин;

II. Актуализация знаний по теме «Основание греческих колоний» - 11 мин;

III. Постановка цели урока 2 мин;

IV. Изучение нового материала - 15 мни;

V. Закрепление материала - 5 мин;

VI. Задание на дом - 2 мин.

VII. Подведение итогов работы на уроке, оценивание с комментариями - 4 мин.





Ход урока:

Деятельность

Записи

Учителя

Ученика

На доске (слайде)

В тетради

I. Подровнялись, встали хорошо. Здравствуйте, садитесь! Закройте учебники и тетради и уберите все на край стола.

II. Вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Скажите, а что такое колония?



А у какого государства кроме Греции были колонии?

А сейчас мы попросим одного человека составить рассказ у доски «Как выглядела греческая колония?» по опорной карточке с вопросами.

  • Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях?

  • Назови любые греческие колонии (воспользуйся картой).

  • Что привозили купцы из Греции в колонию?

  • Что вывозили из нее?

  • Права греков в колониях отличались от прав, которые они имели на родине?

Сделай вывод. Что общего оставалось у греков, живших на разных территориях?

Отвечать пойдет Даниил М. Готовься.

Ребята, прошу освободить первые две парты, пересядьте, пожалуйста, на время без вещей на места тех, кого я буду называть: Никита Щ., Никита Я., Наташа К., Настя Ш. Вам нужно ответить «да» или «нет» на вопросы в карточках.

А Катю Ф. я попрошу ответить по мифу о Дарии I и скифах. Что обозначало такой дар: птица, мышь, лягушка и пять стрел?

Кому и кем было оно отправлено?

Спасибо, Катя, ты правильно поняла значение дара и то, кому и от кого был он направлен. Я ставлю тебе 5.

Послушаем Даниила. На местах заканчиваем писать.



















А что ты можешь сказать о правах греков в колониях? Ребята, помогите Даниилу.

Лера?











Спасибо, Лера, работай активно на уроке, и я поставлю тебе оценку.

Даниил, я ставлю тебе 4ку, т. к. ты не ответил по вопросу о правах. Тебе нужно разобраться в этом вопросе, садись, пожалуйста, на место.

III. Итак, ребята! Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия. И именно в Греции зародились всем известные Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые Игры? Мы все это узнаем сегодня на уроке.

И сегодня перед нами стоит такая задача - Познакомиться с историей Олимпийских игр. Давайте запишем тему урока.

IV.И работать мы будем вот по такому плану:

  1. Первые Олимпийские игры.

  2. Участники и зрители игр.

  3. 5 незабываемых дней.

  4. Победители Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры

Давайте вспомним, где жили Боги древних греков?

Где она находится? (показывает на карте гору Олимп)

И именно в честь богов в Греции устраивались Олимпийские игры. Проходили они в городе – Олимпия, в южной Греции (показывает на карте Олимпию). Прошу не путать эти 2 места!!!

А теперь откроем учебник на стр. 155 и прочитаем «Миф об основании ОИ» (вслух) Какова причина возникновения ОИ по этому мифу?





Посмотрите на рисунок на стр. 152 – изображена Олимпия и что вы видите в центре рисунка?



Давайте запишем причины появления Олимпийских игр:

- поклонение богам.

- стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Первые ОИ состоялись в – 776 г. до н. э. Давайте запишем эту дату в тетрадь. Игры проводились - 1 раз в 4 года. На время их проведения объявлялся священный мир во всей Элладе. Все военные действия должны были прекратиться. И горе тому, кто поднимет меч на путника, идущего в Олимпию. Даже пираты – гроза морей – не осмелятся под страхом гнева Зевса и Посейдона напасть на корабли эллинов! Считалось, что проклятие падет на тот полис, что осмелится пойти войной на соседа во время Олимпийских игр!

Участники и зрители игр.

(Показывает по карте) греки приезжали в Олимпию из всех городов Балканской Греции, со всех островов Эгейского моря, из греческих городов Малой Азии и даже из колоний.

Принимать участие в играх могли все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Но для всех существовало одно обязательное условие: нужно было тренироваться дома 10 месяцев, а за 1 месяц прибыть в Элладу и продолжать тренироваться этот месяц уже там.

Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам запрещено было присутствовать на олимпийских играх даже в качестве зрителей. Поскольку посвящены они были Зевсу, то это был чисто мужской праздник.

Согласно легенде, однажды представительница рода олимпийских победителей нарушила этот запрет. Переодевшись в мужскую одежду, ч/б посмотреть на выступление сына, который должен был участвовать в кулачном бою. Сын одержал победу и счастливая мать бросилась к сыну. Тем самым она выдала себя и ее д/б казнить, но помиловали, т.к. её сын всё-таки был победителем. После этого случая все атлеты (слайд6) (участник состязаний, человек крепкого телосложения), судьи и тренеры присутствовали на состязаниях обнаженными.                  



5 незабываемых дней.

Проходили ОИ в самый разгар лета.

1 день – торжественное открытие. (слайд 7)Все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение. Места зрителями занимались ещё с ночи. А утром, только появлялись первые лучи солнца, раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты участники соревнований.

2, 3, 4 дниспортивные состязания, которые проходили на стадионе по различным видам спорта. Каким? Откройте учебник на стр. 152, абз. 2 со слов «Одно из главных состязаний…»

Главное из состязаний являлось – пятиборье. Давайте запишем понятие. (пять видов спортивных состязаний):

Бег - о скорости бегунов слагали легенды. Рассказывали, что был бегун, которого видели только на старте и финише, как он бежал всю дистанцию никто не видел, настолько быстро он быстро бежал. Другой бегун мог обогнать зайца, а третий бежал так, что на дорожке не оставлял следов.

Прыжки в длину - при прыжке в длину  для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями вперед.

Метанию диска и копья - диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг. (слайд 9)

Борьба - Борцы широко использовали, подножку захваты рук и шеи. Чтобы легче было справиться с противником, его первоначально старались вывалять в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.

Т.ж. были такие состязания как: кулачный бой и бег с оружием.

Самое захватывающее зрелище – это конные состязания, (слайд 10) они проходили на ипподроме (место для проведения конных состязаний) По сигналу трубы, возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около 13 км.). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Чтобы сократить путь, старались проехать как можно ближе к столбу и часто в него врезались, получая травмы.

- Как правило, участниками конных состязаний были зажиточные греки. Как вы думаете, почему?

  5 деньзаключительный. (слайд 11) Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители по очереди подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. В это время глашатай называл имя атлета и его родной город. Затем победители проходили почетный круг, а зрители кричали: ”Слава победителям!”

Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему на встречу. Атлет в пурпурной одежде подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам. Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.

Назовите мне основные состязания ОИ.





Победители Олимпийских игр

Откройте учебник на стр. 157 и прочитайте чем прославились данные атлеты?































































Видите, слава об ОИ и греческих атлетах пережила века.

Вернемся к задаче урока: Познакомиться с историей ОИ.

Назовите, пожалуйста, причины, дату, основные состязания и известных атлетов ОИ. Ответит Кирилл.











Спасибо, Кирилл, ты все правильно назвал, садись, пять.

VI. Подведение итогов:

В дальнейшем, изучая историю Греции, вы узнаете, что после ее захвата Македонией олимпийские игры будут забыты – и последние ОИ пройдут в 392 г. А в 394 г. они были отменены, как поклонение язычеству.

 Но в конце 19 века – в 1896 году в Афинах ОИ были возобновлены.

V. Домашнее задание: § 33, раб. тетр. 31-33 (2008 г.); 29, 30, 31 (2009 г.) + рассказ от имени зрителя попавшего на ОИ в Грецию (1 день)

Оценки за урок: Лера – 5, Даниил – 4, Кирилл – 5. Работы я проверю и скажу оценки на следующем уроке. Всем спасибо за работу.












Познакомились с греческими колониями.

Поселение в других странах.

Финикия.

























































Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болото как лягушки! Иначе погибнете!”

Скифами царю персов Дарию.













Даниил отвечает: В Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, люди стремились разбогатеть на заморской торговле, велась борьба между демосом и знатью: все это заставляло греков осваивать новые земли — колонии. На побережье Черного моря — Олъвия, Херсонес, на побережье Средиземного моря - Сиракузы, Карфаген (Показывает на карте).В колонии греки вывозили вино, оливковое масло, различные ремесленные изделия. Привозили -хлеб, рабов, мед и шкуры животных.

Лера дополняет: Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом, где бы ни жили греки — они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, а Грецию — Элладой.































Записывают в тетрадь тему урока и число.























На горе Олимп.







На северо-востоке Греции.



















Читают учебник, отвечает Лера: стали проводится в честь борьбы за власть м/д Зевсом, его братьями и отцом, Кроном в результате которой победил Зевс.





Храм Зевса, в честь которого по данному мифу и стали проводиться ОИ.





Записывают причины.















Записывают дату.



Слушают рассказ учителя.











































Следят по карте в учебнике и слушают рассказ учителя.





















































































Записывают понятие в тетрадь и смотрят изображение.

















Слушают рассказ учителя.



















































Читают учебник, отвечают на вопрос: Пятиборье.

Записывают понятие.









Рассматривают изображение, слушают учителя.





















Рассматривают изображение, слушают учителя.













Рассматривают изображение, слушают учителя.













































Смотрят изображение, записывают понятие ипподром.





























Т.к. живущие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли так много времени уделять тренировкам; крестьяне должны обрабатывать землю, а ремесленники изготавливать изделии. А колесницы очень дорого стоили и чаще всего ими управляли слуги владельца. А если они побеждали в гонках победа присуждалась хозяину лошадей

















































Называют: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу.







Читают учебник, отвечают на вопрос: Милон пользовался наибольшей славой. С детских лет он ежедневно поднимал телёнка и носил его на плечах. Со временем телёнок превратился в  быка, а Милон - в 1-го силача Греции. 6 раз подряд он становился победителем ОИ.

Полидам – этот атлет 1ой рукой удерживал за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.

Феаген – знаменитый бегун и кулачный боец. Возвращаясь из школы он унёс с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую.














Кирилл отвечает: -поклонение богам.

-стремление показать силу и ловкость жителей Греции.776 г. до н. э. Осн. состязания: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, гонки на колесницах. Феаген, Полидам, Милон.























Записывают 3 даты: 392 г.-последние ОИ

394 г.- отмена ОИ

1896 г.- ОИ возобновлены.

Записывают домашнее задание.



































































































































































































Число, тема урока и задача. (слайд 1)



План (слайд 2)













Карта Древней Греции

(слайд 3)























































Причины появления ОИ.(слайд 4)

-поклонение богам.

-стремление показать силу и ловкость жителей Греции.





776 г. до н. э.









































Участники и зрители игр. Карта Др. Гр. (слайд 6)

























































































Понятие и изображение атлета (слайд 6)

















1 день- торжественное открытие. (слайд 7)





































2, 3, 4 дни – спортивные состязания (слайд 8)













Понятие Пятиборье.









Слайд 8 – изображение на глиняной вазе бегуна.



















Слайд 8 – изображение прыгуна.













Слайд 9 – метатели копья и диска.













































Слайд 10 – понятие ипподром и изображение колесниц и состязаний.







































5 деньзаключительный.

Слайд 11

































































Победители Олимпийских игр. (слайд 12)





Слайд 12 – изображение Милона.



























Слайд 12 – изображение Полидама.









Слайд 12 – изображение Феагена.

























Слайд 13 – задача. Назовите причины, дату, основные состязания и известных героев ОИ.





















































Слайд 14 – домашнее задание.



































































































































































































Число, тема урока.

















































































Причины появления ОИ:

-поклонение богам.

-стремление показать силу и ловкость жителей Греции.





776 г. до н. э.

























































































































Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения



































































Пятиборье- пять видов спортивных состязаний

































































































Ипподром - место для проведения конных состязаний



























































































































Милон – силач, 6 раз победил на ОИ.

























Полидам – силач, удерживал рукой колесницу.





Феаген – бегун, кулачный боец.









































































392 г.-последние ОИ

394 г.- отмена ОИ

1896 г.- ОИ возобновлены.





§ 33, раб. тетр. 31-33 (2008 г.); 29, 30, 31 (2009 г.) + рассказ от имени зрителя попавшего на ОИ в Грецию (1 день)




Конспект урока по истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс
  • История
Описание:

конспект урока по учебнику

Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История древнего мира. М., 2009;

в конспекте прописаны цел урока, оборудование, ход урока. прописаны деятельность учителя и ученика, какие записи должен делать ученик.

План проведения урока с прогнозированием примерного хронометража:

I. Организационный момент – 1 мин;

II. Актуализация знаний по теме «Основание греческих колоний» - 11 мин;

III. Постановка цели урока— 2 мин;

IV. Изучение нового материала - 15 мни;

V. Закрепление материала - 5 мин;

VI. Задание на дом - 2 мин.

VII. Подведение итогов работы на уроке, оценивание с комментариями - 4 мин.

Автор Шлёнкина Виктория Константиновна
Дата добавления 14.02.2016
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1189
Номер материала MA-064812
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓