Рассказы по истории Казахстана 5 класс
Урок 1. Раздел первый. МИР ИСТОРИИ
Тема: Понятие истории Формирование и развитие истории. Шежиреши - казахские
летописцы и сказители. Древнегреческий историк Геродот и его «История».
Китайский летописец Сыма-Цянь. Рашид-эд-дин. «Жами-ат-таурих». Европейские
хроники. Русские летописи. Зачем нужно изучать историю. История Казахстана —
богатейшая часть всемирной истории. Периодизация Истории Казахстана.
Цель урока: -
ознакомление учеников с предметом «История Казахстана». Объяснить чему обучает
предмет «История Казахстана», почему так важно изучение истории.
Задачи урока:
- Формировать первичные
представления об «истории», «Истории Казахстана», о том, что «История
Казахстана -часть всемирной истории».
- Наглядно показать что
история Казахстана - один из важнейших школьных предметов, способствующих
воспитанию уважения к прошлому страны, традициям и обычаям казахского народа.
- Воспитывать у учеников
чувство любви к своей Родине.
Тип урока:
Изучение нового материала
Используемые наглядные средства:
политико-административная карта Казахстана, иллюстрация в учебнике, памятка
«Как пользоваться учебником?» Презентация PowerPoint.
План изучения нового материала:
1. О чем повествует
история?
2. Формирование и развитие
истории.
3. Для чего нужно изучать
историю?
4. История Казахстана -
часть всемирной истории.
Ход урока
І. Организационный момент. (1-2
мин).
Приветствие учащихся 5
класса. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала (5
мин)
Фронтальная беседа:
Урок начинается с вопросов
ученикам:
1. Как называется предмет,
к изучению которого мы приступили?
2. Что является предметом
изучения истории?
3. О чем рассказывает
история Казахстана?
4. Как ты понимаешь
выражение «История Казахстана - часть всемирной истории»?
Ответить на эти вопросы
помогут текст параграфа по теме урока, памятка
«Как готовиться к
урокам?»
III. Объяснение нового материала
(20 мин)
Основывается на комментируемом чтении, работе с
картой, текстом учебника, работе по вопросам и заданиям параграфа.
Рассказ учителя по первому пункту плана: После
проведения беседы с учениками по вышеназванным вопросам учитель объясняет
учащимся, что изучает наука история, формирование и развитие истории, для чего
нужно знать историю.
Ученики, открыв учебник «История Казахстана», должны
ознакомиться с текстом учебника, картами, иллюстрациями и списком
дополнительной литературы.
Запись в тетрадях: Ученики
записывают в тетрадях тему урока, определения понятий «история», «история
Казахстана», показанные учителем в презентация PowerPoint.
История (греч.
Ιστορία, «исследование») — общественная наука, изучающая прошлое человечества
как исторический процесс.
Исто́рия (др.
греч. ἱστορία — расспрашивание,
исследование) — область знаний, занимающаяся изучением человека (его деятельности,
состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в
прошлом.
История
Казахстана - это наука, которая занимается изучением прошлого нашей
страны, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события жизни
нашего народа.
Рассказ учителя с
использованием Презентации PowerPoint по
второму пункту плана урока
Даются первоначальные знания о Геродоте, признанном
«отцом истории», об историках Сыма Цяне, Рашид ад-Дине, Мухаммеде Хайдаре
Дулати.
Геродот - древнегреческий ученый, живший в 486-425 гг.
до н.э. Знаменитый труд «История».
Сыма Цянь - китайский летописец, живший в 145-86 гг.
до н.э. Его труд «Исторические записки» или «Ши цзи».
Рашид ад-Дин - описал историю монголов, жил в
1247-1318 гг. Его труд «Сборник исторических повествований» или «Жами
ат-тауарих». Мухаммед Хайдар Дулати -известный историк, живший в 1499-1551 гг.
Знаменитый труд «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании
Казахского ханства.
Объяснение учителем по третьему пункту плана.
Используя презентацию объясняет учащимся «Зачем нужно
изучать историю?»
Комментарии к четвертому вопросу плана
урока. «История Казахстана - часть всемирной истории».
История Казахстана – это история нашего Отечества. Она
является частью всемирной истории, так как вносит вклад во всеобщую историю.
Цивилизация кочевников оставила заметный след во всемирной истории. Историю
Казахстана можно разделить на четыре периода:
1. История
древнего Казахстана.
2. История
Казахстана средних веков (VI-XVII вв.)
3. История
Казахстана нового времени (XVIII – XIX
вв.)
4. Новейшая
история Казахстана (XX – XXI
вв.)
Учащиеся вслух читают
текст учебника на стр.6-7 и комментируют текст.
IV. Закрепление нового материала (10
-12 мин)
Проводится работа с картой, учащиеся получают
представление о территории,
столице Казахстана, соседних государствах.
Внимание учеников обращается на плакат с памяткой «Как
готовиться к урокам?»
Ученики читают вслух текст памятки. Учитель знакомит учеников со
структурой учебника: текстами, вопросами и заданиями, картами, иллюстрациями,
дополнительными текстами.
Учитель дает рекомендации и советы - как готовиться к
урокам.
Памятка «Как подготовиться к уроку?»
1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием домашнего задания.
2. Подготовьте ответы на вопросы и выполните задания.
3. Работая с учебником, обращайте внимание на
выделенные жирным шрифтом термины и
понятия, цифровые данные,
даты, имена людей.
4. Обратите внимание на иллюстрации, рисунки.
5. Внимательно изучайте карты. Найдите географические
названия, границы, места, где
происходили события, места
расположения исторических памятников.
6. Знание хронологии (дат) важно для понимания
истории.
7. Надо хорошо понять содержание и смысл текста
учебника, не нужно его заучивать.
Учитесь передавать своими
словами содержание пройденных тем.
V. Итог урока: (5 мин) ученики
должны сделать следующее заключение.
Республика Казахстан - Родина всех людей, живущих в
Казахстане. Каждый ученик должен почувствовать себя, в первую очередь,
гражданином Республики Казахстан, ответственным за настоящее и будущее страны,
готовым внести свою лепту в совершенствование общества, в котором живет. Важно,
чтобы каждый человек знал историю своей Родины, охватывающую прошлое, настоящее
и будущее народ.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
VI. Домашнее задание (1
мин):
Прочитать §1,
подготовиться по вопросам и выполнить задание в рабочей тетради.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.