Главная / Информатика / Конспект урока по информатике на тему "Определение и свойства алгоритма"

Конспект урока по информатике на тему "Определение и свойства алгоритма"

Технологическая карта урока

Тема урока

Определение и свойства алгоритма

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Ввести понятие алгоритма, дать представление о свойствах и исполнителях алгоритма.

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить с применением и назначением алгоритмов;

  • показать различные способы записи алгоритма, научить находить алгоритмы в повседневной жизни и в изучаемых предметах.


Метапредметные:


регулятивные:

  • уметь оценивать результат своей работы на уроке;

  • оценить работу товарища, планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;


познавательные:

  • осваивать способы решения проблемы творческого и поискового характера;


коммуникативные:

  • уметь осуществлять взаимопроверку;

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.




Личностные:

  • осознание важности выполнения задания, необходимости познания нового;

  • овладение навыка сотрудничества со сверстниками;

  • умение выходить из спорных ситуаций.


Формы и методы обучения

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Алгоритм, исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, система команд исполнителя, дискретность, понятность, точность, конечность, программа


Образовательные ресурсы


«Информатика. Базовый курс», 9 класс

Семакин И.Г., Залогова Л.А.; интерактивный комплекс, презентация



Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организацион-

ный этап.





  • Добрый день, ребята!Садитесь! Сегодняшний урок информатики буду вести у вас я,………..

  • Все готовы к уроку?

Приветствуют учителя,

готовятся к уроку.




  1. Актуализация знаний.

  • Перед вами три документа:

инструкция по эксплуатации; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши.

  • Что общего у этих документов? 

  • Для всех этих последовательностей есть общее название – алгоритм.

  • Персональные компьютеры предна-

значены для решения задач, необходимых человеку. Для этого надо знать, как сообщить компьютеру, что мы от него хотим, т.е. составить алгоритм.

  • Сегодня мы будем изучать свойства

алгоритма, познакомимся со способами записи и научимся находить алгоритмы в повседневной жизни. 





  • Это всё последовательности действий, порядок действий и т.д.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

  • Но прежде чем приступить к изуче-

нию темы, я хотел бы вас спросить, что вы понимаете вообще под понятием алгоритм?

  • Откуда же произошло понятие «алгоритм»?

  • Само слово «алгоритм» происходит

от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми (787-850). Им были предложены приемы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже эти приемы в Европе назвали алгоритмами, от Algorithmi – латинского написания имени аль-Хорезми.В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничивается только арифметическими вычислениями. (Слайд 2)

  • Где, ребята, вы можете встретиться с алгоритмами?

  • Все правильно, вы можете встретиться с алгоритмами повсюду, это и на математике, на русском языке, литературе, физике, истории, английском языке и т.д. (показываю примеры Слайд 3, 4, 5).

  • Алгоритмы используются на всех предметах.

  • А в жизни ведь нас тоже

кругом окружают алгоритмы.

  • Сама жизнь – это тоже какой-то ал-

горитм. И независимо, знаем мы алгоритмы или нет, жизнь идет по алгоритму.

  • Для кого или для чего составляются алгоритмы?

  • Верно, алгоритмы составляются для

определенного объекта, который выполняет данную последовательность команд.Такой объект называется исполнителем алгоритма. Им может быть как техническое устройство, так и живое существо. Иными словами, исполнитель – это человек, животное или машина, которые понимают и умеют точно исполнять отдаваемые им команды. Команда – это указание исполнителю совершить некоторое действие. (Слайд 6)

  • Для каждого исполнителя определе-

на своя система команд. Например, исполнитель – служебная собака умеет выполнять команды человека. А другой исполнитель – дворовый пес эти команды не поймет. (Слайд 7)

  • У разных исполнителей

разные системы команд. Система команд исполнителя – это набор команд, которые он может выполнять. (Слайд 8)

  • Чем исполнитель-машина

отличается от исполнителя-человека?

  • Правильно, человек сам принимает

решения. Машина может выполнить только те команды, которые для нее предусмотрел человек.

  • Взять компьютер, то он

не анализирует содержание и смысл задачи. Он последовательно выполняет алгоритм решения задачи шаг за шагом. Компьютер – формальный исполнитель алгоритма. (Слайд 9)

  • Мы с вами узнали, что алгоритмы

составляются для определенного исполнителя, который выполняет определённые указания, т.е. команды. Но для того, чтобы исполнитель смог выполнить эти команды, они должны обладать определенными свойствами.

  • Рассмотрим первое свойство.

Пусть необходимо решить следующий пример:

(80+10)-5*(3+5)=

Запишем алгоритм решения примера, разбив его на шаги:

  1. Вычислить 80+10

  2. Вычислить 3+5

  3. Умножить 5 на результат предыдущего действия

  4. Вычесть из результата 1-го действия результат 3-го действия

  • Сколько получим в результате выполнения алгоритма?

  • Если в данном алгоритме начать,

например, выполнять четвертое действие, не дожидаясь окончания

выполнения третьего, то результат получится каким?

  • Значит, здесь важен что?

  • Верно, и это свойство

алгоритма называется дискретностью, которое означает, что алгоритм должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов. (Слайд 11)

  • Рассмотрим другой пример – алгоритм «Переправа».

  1. Подойди к реке Волга.

  2. Войди в воду.

  3. Иди по дну, пока не выйдешь на другой берег. (Слайд 5.)

  • Что здесь не так? 

  • Как исправить, чтобы получить выполнимый алгоритм?
    Какой вывод можно сделать?
    Свойство ПОНЯТНОСТИ.

Понятность – указания, которые понятны исполнителю.

(Слайд 12)

  • Рассмотрим следующую последовательность действий, которая описывает, как добраться до стадиона.

  1. Идти прямо.

  2. Повернуть.

  3. Идти прямо.

  4. Сесть на автобус.

  5. Доехать до остановки «Стадион»

  • Является ли данная последовательность алгоритмом? 

  • Что неверно в данной последовательности? 

  • Следовательно, алгоритм

может быть выполнен?

  • Какой вывод можно сделать?

  • Это свойство алгоритма

называется точностью юбая команда должна определять однозначное действие исполнителя). (Слайд 13)

  • Последний алгоритм.

  1. Взять книгу.

  2. Открыть первую страницу.

  3. Пока не конец книги выполнять следующие действия:

    1. Прочитать текст

    2. Перелистнуть книгу на следующую страницу

    3. Прочитать текст

    4. Открыть первую страницу

  • Возможно ли выполнить данный алгоритм? 

  • Верно, данная последовательность команд будет выполняться бесконечно. Из этого какой вывод мы можем сделать?

  • Это свойство алгоритма называется конечностью сполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов).

  • Что надо изменить в алгоритме, чтобы он стал конечным? (Слайд 14)

  • Но для успешного выполнения любой работы всегда требуются еще какие-то исходные данные.Например, для поиска номера телефона нужного вам человека исходными данными являются: фамилия, инициалы человека и телефонная книга. Однако этого может оказаться недостаточно. Вы ищете номер телефона Иванова А.И. и обнаруживаете, что в книге пять строк с такой фамилией. Ваши исходные данные оказались неполными. Нужно было знать еще и домашний адрес. Набор: «фамилия–инициалы–телефонный справочник–адрес» является полным набором данных в этой ситуации. Только так можно точно решить задачу.





Высказывают свое мнение.










































Записывают в тетрадях














Записывают в тетрадях



Человек может мыслить.
































  • 50




  • Неверным


  • Последовательность, порядок выполнения.












  • Человек не сможет идти по дну без специального обмундирования.

  • Алгоритм должен со

стоять из команд, которые исполнитель умеет выполнять, и они ему понятны.









  • Да.

  • Алгоритм не уточняет, какое расстояние нужно пройти прямо, в какую сторону повернуть, на какой автобус сесть.

  • Нет.

  • Что любая команда должна определять однозначное действие исполнителя.









  • Да, только долго.


  • Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов.




  • Надо исключить из алгоритма пункты 3.3 и 3.4.

  1. Первичная

проверка

понимания

  • Теперь обобщая все сказанное, сформулируем определение алгоритма:

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. (Слайд 15)

  • Мы узнали, что такое алгоритм. А что такое программа? Отличается ли чем-то программа от алгоритма?

  • Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Алгоритм и программа не отличаются по содержанию, но могут отличаться по форме. (Слайд 16)

  • Рассмотрим, как можно записать алгоритмы.

  • Например, требуется составить алгоритм решения задачи:

Дано:катеты прямоугольного треугольника а=3 см; b=4 см;

Найти:гипотенузу с.

  • Алгоритм решения этой задачи можно представить в виде учебного Алгоритмического языка:

алг Гипотенуза

нач

  1. Возвести aв квадрат.

  2. Возвести b в квадрат.

  3. Сложить результаты действий 1 и 2.

  4. Вычислить квадратный корень результата действия 3 и принять его за значение с.

кон

Сначала пишется заголовок со служебного слова алг, указывается название алгоритма. Следующая часть называется телом алгоритма, которая начинается со служебного слова нач и заканчивается словом кон. (Слайд 17)

  • И в виде блок схемы.

Основные элементы для оформления программы.http://festival.1september.ru/articles/639009/img13.jpg









Формулируют определение алгоритма, записывают в тетради.







Записывают в тетради.

  1. Первичное закрепление.

Задача:

Как крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту, если в лодку вместе с ним вмещается только или волк, или коза, или капуста? (Нельзя оставить без присмотра ни волка с козой, ни козу с капустой.) Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма. (Слайд 20.)
Исполнитель – крестьянин.
Исходные данные: волк, коза, капуста на береге А.
Результат: волк, коза и капуста на береге В.
Система команд исполнителя:

  • перевезти волка, козу или капусту на берег А;

  • перевезти волка, козу или капусту на берег В;

  • переправиться на берег А или В.

Алгоритм на УАЯ

алг переправа
    нач
        перевезти козу на берег В
        перевезти волка на берег В
        перевезти козу на берег А
        перевезти капусту на берег В
        переправиться на берег А
        перевести капусту на берег В
     
кон

(Слайд 21.)

Блок-схема алгоритма:

http://festival.1september.ru/articles/639009/img15.jpg
















(Слайд 22.)


Выполняют работу в тетрадях

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма.

  • Двое мальчиков катались на лодке. К берегу подошли два солдата. Лодка так мала, что на ней могут переправиться двое мальчиков или только один солдат. Как солдатам переправиться через реку?

  • Имеются два ведра: одно ёмкостью 4 л, другое – 9 л. Как набрать из реки ровно 6 л воды?

(Слайд 23)


Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • Сегодня на уроке класс был активным, особенно хорошо участвовали на уроке…

  • Спасибо за урок, ребята!! До свидания!!


























Порядок сборки кухонного гарнитура

Сборка начинается со шкафчиков. Детали скрепляются между собой с помощью конфирматов (мебельных стяжек), вкручивающихся в заранее просверленные отверстия. Для отверстий используется сверло, имеющее диаметр 5 мм, длина которого чуть больше длины мебельной стяжки. Для ускорения работы лучше пользоваться одновременно дрелью и шуроповертом, куда вставляется шестигранная бита необходимого размера.

После готовности корпуса шкафчика маленькими саморезами к нему крепится задняя стенка, изготовленная из ламинированного ДВП. Когда все шкафчики собраны, на них крепятся регулируемые ножки. После того как с помощью ножек высота всех шкафчиков будет одинаковой, можно приступать к установке столешницы.

Столешница укладывается на шкафчики нижнего ряда и закрепляется саморезами, вкрученными через верхние крышки шкафчиков с их нижней стороны. Так шкафчики получают дополнительную связь между собой. Для установки мойки в столешнице необходимо прорезать отверстие.

Делается это следующим образом: в необходимом месте мойка устанавливается на столешницу вверх дном. Следует убедиться, что она находится в пространстве, свободном от стен шкафчика. Отметив карандашом внешний контур мойки, ее следует снять. С внутренней стороны отмеченной линии провести на расстоянии 1 – 1,5 см еще одну линию, параллельную внешнему контуру.

Это и будет контур, по которому электролобзиком вырезается отверстие для установки мойки. Выпиливание начинается со сверления отверстия дрелью. Оно должно быть размера, достаточного для того, чтобы вошла пилка лобзика. Контур аккуратно выпиливается, вынимается его внутренняя часть, а срез тщательно обрабатывается силиконовымгерметиком.

Перед установкой и креплением мойки к столешнице ее нижний край тоже промазывается силиконовым герметиком. Такая обработка не позволит воде с рабочей поверхности столешницы затекать под мойку.

Следующим этапом сборки будет установка направляющих для ящиков и крепежа для полок. Если полки предназначены для хранения тяжелых предметов, то для их крепления лучше использовать металлические уголки, крепящиеся на трех саморезах. При подборе саморезов следует иметь в виду, что их длина не должна быть больше, чем толщина ЛДСП.



Рецепт приготовления манной каши:

1. Берем кастрюльку и наливаем в нее воду.

2. Ставим кастрюльку на огонь, доливаем молоко, добавляем сахар и доводим до состояния «почти закипело».

3. Отмеряем нужное количество манки. 

4. Всыпаем манку в молоко, непрерывно помешивая содержимое кастрюльки.

5. Следующие пять минут продолжаем непрерывное помешивание.

6. Закрываем крышкой, выключаем огонь и даем манной каше «допреть» еще 5 минут.

7. За это время готовим нужную добавку: отрезаем масло, промываем изюм, открываем банку с вареньем и т.д.

8. Добавляем в кашу нужную добавку и подаем на стол 


Эксплуатация прибора.

Заполнение резервуара для воды.

Выключите прибор и отключите его от электросети. Установите парорегулятор в положение О (глажение без пара). Откройте крышку наливного отверстия. Наклоните утюг и заполните резервуар для воды до максимального уровня.

Установка температуры глажения.

Поставьте утюг вертикально. Задайте нужную температуру глажения, повернув дисковый регулятор нагрева в необходимое положение. Определите рекомендуемую температуру глажения, указанную на ярлыке текстильного изделия:

● – для синтетических тканей (акрил, нейлон, полиамид, полиэстер)

● – для шѐлка

●● – для шерсти

●●● – для хлопка и льна

Вставьте вилку шнура питания в заземленную розетку электросети. Загорится индикатор нагрева. Начинать глажение следует через некоторое время после того, как погаснет индикатор нагрева. Во время глажения индикатор нагрева будет периодически загораться.

Использование.

Внимание! При первом включении утюга в сеть возможно незначительное выделение дыма, которое вскоре прекратится.

Конспект урока по информатике на тему "Определение и свойства алгоритма"
  • Информатика
Описание:

Технологическая карта урока

Тема урока

Определение и свойства алгоритма

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Ввести понятие алгоритма, дать представление о свойствах и исполнителях алгоритма.

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить с применением и назначением алгоритмов;

-показать различные способы записи алгоритма, научить находить алгоритмы в повседневной жизни и в изучаемых предметах.

Метапредметные:

регулятивные:

  • уметь оценивать результат своей работы на уроке;
  • оценить работу товарища, планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

познавательные:

  • осваивать способы решения проблемы творческого и поискового характера;

коммуникативные:

  • уметь осуществлять взаимопроверку;
  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:

  • -осознание важности выполнения задания, необходимости познания нового;
  • -овладение навыка сотрудничества со сверстниками;
  • - умение выходить из спорных ситуаций.

Формы и методы обучения

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Алгоритм, исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, система команд исполнителя, дискретность, понятность, точность, конечность, программа

Образовательные ресурсы

«Информатика. Базовый курс», 9 класс

Семакин И.Г., Залогова Л.А.; интерактивный комплекс, презентация


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • 1.Организацион-
  • ный этап.
  • -Добрый день, ребята!Садитесь! Сегодняшний урок информатики буду вести у вас я,………..
  • -Все готовы к уроку?

Приветствуют учителя,

готовятся к уроку.

  • 2.Актуализация знаний.
-Перед вами три документа:

инструкция по эксплуатации; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши.

  • -Что общего у этих документов?
  • -Для всех этих последовательностей есть общее название – алгоритм.
  • -Персональные компьютеры предна-

значены для решения задач, необходимых человеку. Для этого надо знать, как сообщить компьютеру, что мы от него хотим, т.е. составить алгоритм.

  • -Сегодня мы будем изучать свойства

алгоритма, познакомимся со способами записи и научимся находить алгоритмы в повседневной жизни.

  • -Это всё последовательности действий, порядок действий и т.д.
  • 3.Первичное усвоение новых знаний.
-Но прежде чем приступить к изуче-

нию темы, я хотел бы вас спросить, что вы понимаете вообще под понятием алгоритм?

  • -Откуда же произошло понятие «алгоритм»?
  • -Само слово «алгоритм» происходит

от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми (787-850). Им были предложены приемы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже эти приемы в Европе назвали алгоритмами, от Algorithmi – латинского написания имени аль-Хорезми.В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничивается только арифметическими вычислениями. (Слайд 2)

  • -Где, ребята, вы можете встретиться с алгоритмами?
  • -Все правильно, вы можете встретиться с алгоритмами повсюду, это и на математике, на русском языке, литературе, физике, истории, английском языке и т.д. (показываю примеры Слайд 3, 4, 5).
  • -Алгоритмы используются на всех предметах.
  • -А в жизни ведь нас тоже

кругом окружают алгоритмы.

  • -Сама жизнь – это тоже какой-то ал-

горитм. И независимо, знаем мы алгоритмы или нет, жизнь идет по алгоритму.

  • -Для кого или для чего составляются алгоритмы?
  • -Верно, алгоритмы составляются для

определенного объекта, который выполняет данную последовательность команд.Такой объект называется исполнителем алгоритма. Им может быть как техническое устройство, так и живое существо. Иными словами, исполнитель – это человек, животное или машина, которые понимают и умеют точно исполнять отдаваемые им команды. Команда – это указание исполнителю совершить некоторое действие. (Слайд 6)

  • -Для каждого исполнителя определе-

на своя система команд. Например, исполнитель – служебная собака умеет выполнять команды человека. А другой исполнитель – дворовый пес эти команды не поймет. (Слайд 7)

  • -У разных исполнителей

разные системы команд. Система команд исполнителя – это набор команд, которые он может выполнять. (Слайд 8)

  • -Чем исполнитель-машина

отличается от исполнителя-человека?

  • -Правильно, человек сам принимает

решения. Машина может выполнить только те команды, которые для нее предусмотрел человек.

  • -Взять компьютер, то он

не анализирует содержание и смысл задачи. Он последовательно выполняет алгоритм решения задачи шаг за шагом. Компьютер – формальный исполнитель алгоритма. (Слайд 9)

  • -Мы с вами узнали, что алгоритмы

составляются для определенного исполнителя, который выполняет определённые указания, т.е. команды. Но для того, чтобы исполнитель смог выполнить эти команды, они должны обладать определенными свойствами.

  • -Рассмотрим первое свойство.

Пусть необходимо решить следующий пример:

  • (80+10)-5*(3+5)=

Запишем алгоритм решения примера, разбив его на шаги:

  • 1.Вычислить 80+10
  • 2.Вычислить 3+5
  • 3.Умножить 5 на результат предыдущего действия
  • 4.Вычесть из результата 1-го действия результат 3-го действия
  • -Сколько получим в результате выполнения алгоритма?
  • -Если в данном алгоритме начать,

например, выполнять четвертое действие, не дожидаясь окончания

выполнения третьего, то результат получится каким?

  • -Значит, здесь важен что?
  • -Верно, и это свойство
  • алгоритма называется дискретностью, которое означает, что алгоритм должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов. (Слайд 11)
  • -Рассмотрим другой пример – алгоритм «Переправа».

1.Подойди к реке Волга.

2.Войди в воду.

3.Иди по дну, пока не выйдешь на другой берег. (Слайд 5.)

  • -Что здесь не так?
  • -Как исправить, чтобы получить выполнимый алгоритм?
    Какой вывод можно сделать?
    Свойство ПОНЯТНОСТИ.
  • Понятность – указания, которые понятны исполнителю.
  • (Слайд 12)
  • -Рассмотрим следующую последовательность действий, которая описывает, как добраться до стадиона.

1.Идти прямо.

2. Повернуть.

3.Идти прямо.

4.Сесть на автобус.

5.Доехать до остановки «Стадион»

  • -Является ли данная последовательность алгоритмом?
  • -Что неверно в данной последовательности?
  • -Следовательно, алгоритм

может быть выполнен?

  • -Какой вывод можно сделать?
  • -Это свойство алгоритма

называется точностью (любая команда должна определять однозначное действие исполнителя). (Слайд 13)

  • -Последний алгоритм.
  • 1.Взять книгу.
  • 2.Открыть первую страницу.
  • 3.Пока не конец книги выполнять следующие действия:
  • 3.1.Прочитать текст
  • 3.2.Перелистнуть книгу на следующую страницу
  • 3.3.Прочитать текст
  • 3.4.Открыть первую страницу
  • -Возможно ли выполнить данный алгоритм?
  • -Верно, данная последовательность команд будет выполняться бесконечно. Из этого какой вывод мы можем сделать?
  • -Это свойство алгоритма называется конечностью (исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов).
  • -Что надо изменить в алгоритме, чтобы он стал конечным? (Слайд 14)
  • -Но для успешного выполнения любой работы всегда требуются еще какие-то исходные данные.Например, для поиска номера телефона нужного вам человека исходными данными являются: фамилия, инициалы человека и телефонная книга. Однако этого может оказаться недостаточно. Вы ищете номер телефона Иванова А.И. и обнаруживаете, что в книге пять строк с такой фамилией. Ваши исходные данные оказались неполными. Нужно было знать еще и домашний адрес. Набор: «фамилия–инициалы–телефонный справочник–адрес» является полным набором данных в этой ситуации. Только так можно точно решить задачу.

Высказывают свое мнение.

Записывают в тетрадях

Записывают в тетрадях

Человек может мыслить.

  • -50
  • -Неверным
  • -Последовательность, порядок выполнения.
  • -Человек не сможет идти по дну без специального обмундирования.
  • -Алгоритм должен со

стоять из команд, которые исполнитель умеет выполнять, и они ему понятны.

  • -Да.
  • -Алгоритм не уточняет, какое расстояние нужно пройти прямо, в какую сторону повернуть, на какой автобус сесть.
  • -Нет.
  • -Что любая команда должна определять однозначное действие исполнителя.
  • -Да, только долго.
  • -Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов.
  • -Надо исключить из алгоритма пункты 3.3 и 3.4.
  • 4.Первичная
  • проверка
  • понимания
-Теперь обобщая все сказанное, сформулируем определение алгоритма:

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. (Слайд 15)

  • -Мы узнали, что такое алгоритм. А что такое программа? Отличается ли чем-то программа от алгоритма?
  • -Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Алгоритм и программа не отличаются по содержанию, но могут отличаться по форме. (Слайд 16)
  • -Рассмотрим, как можно записать алгоритмы.
  • -Например, требуется составить алгоритм решения задачи:

Дано:катеты прямоугольного треугольника а=3 см; b=4 см;

Найти:гипотенузу с.

  • -Алгоритм решения этой задачи можно представить в виде учебного Алгоритмического языка:
  • алг Гипотенуза
  • нач
  • 1.Возвести aв квадрат.
  • 2.Возвести b в квадрат.
  • 3.Сложить результаты действий 1 и 2.
  • 4.Вычислить квадратный корень результата действия 3 и принять его за значение с.

кон

Сначала пишется заголовок со служебного слова алг, указывается название алгоритма. Следующая часть называется телом алгоритма, которая начинается со служебного слова нач и заканчивается словом кон. (Слайд 17)

  • -И в виде блок схемы.

Основные элементы для оформления программы.

Формулируют определение алгоритма, записывают в тетради.

Записывают в тетради.

  • 5.Первичное закрепление.

Задача:

Как крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту, если в лодку вместе с ним вмещается только или волк, или коза, или капуста? (Нельзя оставить без присмотра ни волка с козой, ни козу с капустой.) Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма. (Слайд 20.)
Исполнитель – крестьянин.
Исходные данные: волк, коза, капуста на береге А.
Результат: волк, коза и капуста на береге В.
Система команд исполнителя:

перевезти волка, козу или капусту на берег А;

перевезти волка, козу или капусту на берег В;

переправиться на берег А или В.

Алгоритм на УАЯ

алг переправа
нач
перевезти козу на берег В
перевезти волка на берег В
перевезти козу на берег А
перевезти капусту на берег В
переправиться на берег А
перевести капусту на берег В
кон

(Слайд 21.)

Блок-схема алгоритма:

(Слайд 22.)

Выполняют работу в тетрадях

  • 6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма.

Двое мальчиков катались на лодке. К берегу подошли два солдата. Лодка так мала, что на ней могут переправиться двое мальчиков или только один солдат. Как солдатам переправиться через реку?

Имеются два ведра: одно ёмкостью 4 л, другое – 9 л. Как набрать из реки ровно 6 л воды?

(Слайд 23)

Записывают домашнее задание

  • 7.Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Сегодня на уроке класс был активным, особенно хорошо участвовали на уроке… -Спасибо за урок, ребята!! До свидания!!
Автор Зарипов Ильшат Назипович
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 910
Номер материала 58384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓