Главная / Информатика / Конспект урока по информатике на тему "Информация и представление информации"

Конспект урока по информатике на тему "Информация и представление информации"

Конспект урока по информатике

на тему:

«Информация и представление информации»


Конюшенко Нина Васильевна


  1. Тип урока: объяснение нового материала


Цель урока: Знакомство учащихся с понятием информации и с представлением информации


Задачи урока:

  • обучающие:

- составить представление о понятии «информация»

- рассмотреть качественные характеристики информации - свойства информации

  • развивающие:

- воспитание информационной культуры, внимания , аккуратности, усидчивости

  • воспитывающие:

-развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

- развитие познавательных интересов;

- привитие интереса к предмету.


Средства обучения: «Информатика и ИТК: учебник для 8 кл.» Семакин И. Г., проектор, презентация, интерактивная доска.


План урока: 1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала (25 мин)

3. Итоги урока (12 мин)

4. Домашнее задание (3 мин)


  1. Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Кто отсутствует?



Дежурный называет фамилии ребят не присутствующих на уроке


2. Объяснение нового материала (25 мин)


Ребята скажите, что изучает информатика?






Ребята, Информатика – это наука изучающая свойства информации, а так же процессы её сбора, хранения, обработки и передачи в разных сферах человеческой деятельности.

Какое ключевое понятие в этом определении?

Правильно! На сегодняшнем уроке мы будем изучать, что же такое ИНФОРМАЦИЯ.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Информация и представление информации»


К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то вы вспомните газеты, радио, телевиденье, т.е. всё то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» и «оперативная информация». Цель таких сообщений – довести до читателей или слушателей сведенья о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.


Давайте запишем, что же такое информация в информатике – это отражение действительности в виде знаков или сигналов.


Тогда информация для человека – это содержание получаемых им сообщений.

Информация пополняет знания человека.


Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Давайте попробуем сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например:

Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.

Я знаю, как включить компьютер.











Ребята, всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы.

Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что…». Такие знания принято называть декларативными («утверждение»).

К этой группе относятся знания об определённых явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях.

Знания второй группы, начинаются со слов «Я знаю, как…», и называются они процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели.

Запишите в тетрадь классификацию знаний и приведите свои примеры.





Вы знаете, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста и т.д.

Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным. Сообщения, которые не пополняют знания принимающего их человека, называются неинформативными сообщениями.

Давайте попробуем привести примеры.




















Хорошо! Запишите в тетрадь примеры.


Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, кожа орган осязания.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Ребята, но ведь мы не только принимаем какую-либо информацию, но так же можем являться и её источником. Давайте теперь рассмотрим формы представления информации человеком.

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Разговорные языки имеют национальных характер. Есть русский, английский, французский, китайский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту – формальным языком музыки.

Ещё одна форма представления – графическая. Это рисунки, схемы, чертежи и графики.


Ребята, запишите эти три формы представления информации.


А обладает ли информация какими-либо свойствами? Любая информация обладает различными свойствами. Как вы думаете, какие это могут быть свойства?







Давайте узнаем какими свойствами должна обладать информация:

    • объективной (не зависящей от чьего-либо мнения)
      «На улице тепло», «На улице 28°С».

    • понятной (на русском языке или на любом другом который вам понятен)

    • полезной (получатель решает свои задачи)

    • достоверной (правильной, точной)
      дезинформация, помехи, слухи, байкине достоверная

    • актуальной – должна быть важна в данный момент (погода, землетрясение)
      устаревшая, ненужнаяне актуальная

    • полной (достаточной для принятия правильного решения)
      «Концерт будет вечером», «Концерт будет в 19:00»


Информатика – это наука о компьютерах

Информатика изучает информацию

И т.д.


Запись определения в тетрадь.




- Информация





Запись темы урока в тетрадях























Запись определения в тетрадь




Запись определения в тетрадь.

















Примерные ответы детей:

- Я знаю, как перемножить две простые дроби.

- Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

- Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.

И т.д.






















Запись в тетрадях классификации и приведение своих примеров.















Приведение примеров:

- Речь человека на китайском языке – неинформативное, т.к. язык не понятен для нас и сообщение сказанное на китайском языке не пополнит наших знаний.


- Новая тема на уроке в школе – информативное, т.к мы пополняем наши знания.

Запись в тетради



























































Запись в тетради





Да. Нет.




Примерные ответы детей:

- информация должна быть точной, правильной и т.д.


Запись в тетрадях свойств которыми должна обладать информация.






Слайд 1

hello_html_m19f2d382.gif



Слайд 2

hello_html_m7e94f2b2.gif















Слайд 3

hello_html_183cb525.gif





























Слайд 4

hello_html_c961049.gif


















Слайд 5

hello_html_mfe8e4d3.gif





















Запись на доске


hello_html_m463e59da.png



















Слайд 6


hello_html_m6dec5609.gif





























Слайд 7

hello_html_m4e641c8b.gif













3. Итоги урока (12 мин)

Ребята, сегодня мы прошли, что такое информация и представление информации.

Давайте ещё закрепим, что же такое информация для каждого из нас?






Хорошо! Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получили информацию.



Хорошо! А какими свойствами должна обладать информация?








Молодцы!





- это содержание получаемых нами сообщений. Информация пополняет наши знания.




- В школе на уроках, из учебников, и т.д.



- Информация должна быть:

Объективной, полной, полезной, достоверной, актуальной, полной.


4. Домашнее задание (3 мин)

Запишите домашнее задание:

§1-2


Запись на доске:

Д/з: §1-2





Конспект урока по информатике на тему "Информация и представление информации"
  • Информатика
Описание:

Цель урока: Знакомство учащихся с понятием информации и с представлением информации.

Задачи урока:

обучающие:

- составить представление о понятии «информация»

- рассмотреть качественные характеристики информации - свойства информации

развивающие:

- воспитание информационной культуры, внимания , аккуратности, усидчивости

воспитывающие:

-развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

- развитие познавательных интересов;

- привитие интереса к предмету.

Автор Конюшенко Нина Васильевна
Дата добавления 18.09.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 829
Номер материала MA-060773
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓