Конспект
урока по информатике 10 класс.
«Аппаратное
и программное обеспечение компьютера»
Задачи:
·
Проконтролировать
и оценить знания по данной теме, на основе тестирования и письменных заданий;
·
Продемонстрировать
использование здоровьесберегающих технологий на уроке информационных
технологий.
Здоровьесберегающие технологии:
·
Чередование
разных видов деятельности;
·
Разнообразие
заданий;
·
Зарядка
«Наши чувства»;
·
Наглядность;
·
Заинтересованность
учащихся;
·
Смена
рабочих мест, для выполнения заданий;
·
Дружеская
атмосфера на уроке.
Оборудование к уроку: компьютер,
проектор, презентация, зачётный лист с заданиями.
Формы работы учащихся: индивидуальные
и в парах.
План урока:
1. Вводная
часть (5 мин.);
2. Выполнение
заданий (30 мин.);
3. Подсчёт
баллов и подведение итогов (5 мин.).
Ход урока
1. Вводная часть
Учитель: - Здравствуйте,
садитесь.
Учащиеся: - Приветствуют
учителя.
Учитель: - Сегодня на
уроке мы сдаём зачёт по теме: «Аппаратное и программное обеспечение компьютера»
(слайд 1). Каждому из вас в течение 30 минут предстоит выполнить 8 заданий: 4
тестовых и 4 письменных. Тесты выполняются за компьютером, а письменные задания
– за рабочим столом. У вас на парте лежит зачётный лист, приступаем к его
заполнению (слайд 2, приложение1).
Зачётный лист
Ф.И.
_____________________________________________________
Класс_________________ Дата проведения
____________________
|
Магистраль
|
Внутренняя память
|
Основные понятия
|
Состав операционной системы
|
Найдите в «волшебном» квадрате слова, …
|
Ответ ищи в приведённом слове
|
Определите правило шифровки и
расшифруйте …
|
Найди соответствия
|
Количество баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое количество баллов
________________
Оценка за зачёт
___________________________
Учитель: - Послушайте
рекомендации по заполнению зачётного листа:
а) указываем свою фамилию, имя, класс,
текущую дату;
б) для заполнения строки «Количество
баллов» в первые 4 ячейки вы заносите баллы, поставленные компьютером за
выполнение тестов. Остальные ячейки заполнит ваш сосед по парте в конце урока.
Учащиеся: - Заполняют
зачётный лист.
2. Выполнение заданий
Учитель: - Работать будем
по вариантам. 1 вариант - выполняет тесты (слайд 4), в течение 12 минут, а
затем делает зарядку. Для открытия тестов использовать ярлыки на рабочем столе.
Тестовые задания представляют собой 2 теста по 7 вопросов каждый, созданные в
программе Microsoft Power Point и 2 теста (один которых 6 вопросов, а другой 7
вопросов), созданные в программе Microsoft Excel.
Тесты, созданные в
программе Microsoft Power Point
Тест «Магистраль»
- Компьютер является универсальным
автоматическим устройством для работы с …
а) информацией; б) знаниями; в) знаками;
г) сведениями.
- Контроллер оперативной памяти называют …
а) южный мост; б)западный мост;
в)восточный мост; г)северный мост.
- Контроллер внешних устройств называют …
а) южный мост; б)западный мост;
в)восточный мост; г)северный мост.
- Шина, разрядность которой определяется
разрядностью процессора
а) обмена; б) управления; в) адреса; г)
данных.
- Частота процессора в несколько раз
…частоты системной шины
а) меньше равно; б) больше; в) меньше; г)
больше равно.
- Физический канал передачи электрических
сигналов
а) блок; б) модуль; в) архитектура; г)
шина.
- Адреса памяти внешних устройств передаёт
шина…
а) данных; б) адреса; в) обмена; г) управления.
Правильный ответ: а)
г) а) г) б) г) б).
Тест «Основные
понятия»
- Объём оперативной памяти 1Кбайт. Укажите
адрес последнего байта
а) 1023; б) 1022; в) 1024; г) 1025.
- Объём сектора равен…
а) 500 байт; б) 1000 байт; в) 1024 байта;
г) 512 байт.
- Объём оперативной памяти 1Кбайт. Длина
машинного слова 4байта.Сколько будет машинных слов?
а) 250; б) 255; в) 256; г) 512.
- Скорость записи и считывания жёсткого
диска
а) 21 Мб/с; б) 50 Кб/с; в) 7,8 Мб/с; г)
133 Мб/с.
- Ёмкость дискеты
а) 1,41 Мбайт; б) 1,42 Кбайт; в) 1,44
Мбайт; г) 1Гбайт.
- Разрядность шины данных
а) 62; б) 38; в) 36; г) 64.
- Ёмкость CD-R диска
а) 600 Мбайт; б) 900 Мбайт; в) 700 Мбайт;
г) 800 Мбайт.
Правильный ответ: а) г) в)
г) в) г) в).
Оценку выставляет сама программа.
Тесты, созданные в
программе Microsoft Excel
Тест «Внутренняя
память»:
- Совокупность устройств для хранения
информации – это …
1) память; 2) процессор; 3) шина; 4)
дискета.
- Разъём, в который устанавливают модуль
памяти, называется…
1) чипсет; 2) генератор; 3) слот; 4)
микросхема.
- Промежуточное запоминающее устройство –
это…
1) оперативная память; 2) кэш-память; 3)
шина; 4) постоянная память.
- Высоким быстродействием, но сравнительно
малой ёмкостью характеризуется…
1) внутренняя память; 2)внешняя память;
3)BIOS;4)оперативная память.
- Сколько существует видов кэш-памяти
1)1; 2)2; 3) 3; 4) 4.
- Информацию о настройках компьютера
(дата, пароль) содержит…
1) BIOS; 2) CD-ROM; 3) кэш-память; 4) CMOS.
- Программы для тестирования начальной
загрузки операционной системы содержит…
1) BIOS; 2) CD-ROM; 3) кэш-память; 4) CMOS.
Правильный ответ: 1) 3) 2)
4) 2) 4) 1).
Тест «Состав
операционной системы».
Цифрами обозначены программы,
входящие в состав операционной системы:
1)программы оболочки,2) драйвер, 3)утилиты,4)
справочная система, 5)командный процессор,6) графический интерфейс.
Ответьте на вопросы и укажите
соответствующий номер программы:
·
позволяют
обслуживать диски, выполнять операции с файлами, работать в компьютерных сетях.
·
программа,
которая обеспечивает управление работой устройств компьютера и согласование
информационного обмена с другими устройствами.
·
программы
для работы с файловой системой.
·
программа,
которая позволяет оперативно получить необходимую информацию.
·
запрашивает
и выполняет команды пользователя.
·
обеспечивает
взаимодействие устройств, программ и человека.
Правильный ответ: 3)
2) 1) 4) 6) 5).
Оценку выставляет сама программа.
Зарядка «Наши
чувства»:
·
от
страха сильно сжимаем глаза и широко открываем их от удивления (повторить 3
раза);
·
любознательно
смотрим влево и вправо, переводя по кругу глаза (повторить 3 раза);
·
мы
плачем, вытираем слёзы руками и массажируем нижнюю часть глазницы (повторить 5
раз);
·
волнуясь,
разминаем пальцы, последовательно ударяя ими о стол (повторить 4 раза);
·
защищаясь,
выпрямляем плечи и сжимаем их от боли (повторить 4 раза).
Учитель: 2 вариант -
выполняет теоретические задания, в течение 15 минут (слайд 5).
1 Задание.Найдите в
«волшебном» квадрате слова, соответствующие элементам компьютера (слайд 6).
в
|
д
|
г
|
э
|
ф
|
д
|
а
|
ы
|
й
|
у
|
с
|
п
|
ф
|
е
|
м
|
ф
|
у
|
п
|
м
|
и
|
к
|
р
|
о
|
с
|
х
|
е
|
м
|
с
|
с
|
о
|
я
|
п
|
л
|
а
|
т
|
а
|
е
|
т
|
р
|
а
|
я
|
ы
|
т
|
к
|
м
|
ц
|
е
|
м
|
н
|
ы
|
й
|
е
|
е
|
п
|
о
|
р
|
ц
|
ф
|
м
|
б
|
ц
|
о
|
а
|
р
|
ф
|
й
|
м
|
о
|
л
|
ц
|
а
|
м
|
п
|
ь
|
н
|
м
|
т
|
о
|
к
|
н
|
м
|
Правильный ответ: процессор,
микросхема, системная плата, системный блок.
Максимальное количество баллов: 4
балла (слайд
11).
2 Задание. Ответ
ищи в приведённом слове (слайд 7).
В приведённых текстах некоторые идущие
подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с памятью. Найдите эти
термины.
Например: Для Остапа роль
эта оказалась довольно лёгкой.
Ответ: ПАРОЛЬ (ОстаПА
РОЛЬ).
Из всех своих пасек Торобов выделял одну -
расположенную в северной части участка.
Только после этого Митя понял, где
находится на диске так называемая «таблица размещения файлов».
Правильный ответ: сектор,
дискета.
Максимальное количество баллов: 2
балла (слайд
12).
3 Задание. Определите
правило шифровки и расшифруйте названия элементов компьютера (слайд 8)
1. Стктаюнтеюрт
2. Мтоюнтиюттоюрт
3. Птртоюцтеюстстоюрт
4. Дтжтоюйтстттиюкт
5. Мтыюштктаю
6. Штиюнтаю
7. Птртиюнтттеюрт
8. Птлтоюттттеюрт
Выписать устройства ввода и вывода.
Правильный ответ: сканер,
монитор, процессор, джойстик, мышка, шина, принтер, плоттер.
Устройства ввода: сканер,
джойстик, мышка.
Устройства вывода: монитор,
принтер, плоттер.
Максимальное количество баллов: 8
баллов + 6 баллов (14 баллов) (слайд 13, приложение1).
4 Задание. Найти
соответствия (слайд 9). Перед вами - таблица с двумя колонками. Найдите
соответствие между терминами и определениями. Укажите пары номеров
соответствующих ячеек. Например: 1-8,…
1. Неопасные вирусы
|
1. Программа, которая может
размножаться, скрытно внедрять свои копии в файлы и загрузочные сектора
диска.
|
2. Опасные вирусы
|
2. Просто размножаются, но не
предпринимают ни каких попыток к уничтожению информации.
|
3. Очень опасные вирусы
|
3. Заражают файлы документов WORD и
электронных таблиц EXCEL.
|
4. Файловые вирусы
|
4. Записывают себя в загрузочные сектора
дисков.
|
5. Загрузочные вирусы
|
5. Проникают с серверов файловых
архивов.
|
6. Макровирусы
|
6. При каких либо условиях они пытаются
удалить отдельно взятую информацию
|
7. Сетевые вирусы
|
7. Внедряются в исполнимые файлы и
активизируются при их запуске.
|
8. Вирус
|
8. Уничтожают информацию целиком или
портят компьютер.
|
Правильный ответ: 1-2, 2-6,
3-8, 4-7, 5-4, 6-3, 7-5, 8-1.
Максимальное количество баллов: 8
баллов. (слайд
14).
Учитель: - По истечении
времени учащиеся меняются местами. Через 30 минут выполнение работ прекращается
и все возвращаются на своё прежнее место.
3. Подсчёт баллов и подведение итогов
Учитель: - Все
задания выполнены. Осталось проверить их правильность.
Для этого вы меняетесь зачётными листами.
Учащиеся: - Сверяют работы
с правильными ответами на слайдах (10,11,12,13,14), оценивают их и выставляют
баллы в зачётный лист.
Учитель: - Сейчас считаем
итоговое количество баллов и ставим оценку. Критерии оценки: (слайд
15).
«5» - 41-48 баллов
«4» - 31-40 баллов
«3» - 24-30 баллов
Учащиеся, заработавшие менее 24 баллов,
получают оценку 2. Предлагаем вам ещё раз повторить пройденный материал и
пересдать зачёт. Остальные учащиеся зачёт сдали.
Особая благодарность тем, кто сдал зачёт
на «4» и «5». Все оценки будут выставлены в журнал. Урок окончен, до свидания!
Литература
1. Златопольский
Д.М. «Сборник заданий для внеклассной работы по информатике»- Москва: Чистые
пруды,2006 г.
2. Семакин
И.Г. «Базовый курс», учебник 7-9 класс – Москва: Лаборатория Базовых Знаний,
1999 год.
3. Семакин
И.Г. «Задачник-практикум», 2 часть– Москва: Бином. Лаборатория Знаний, 2002
год.
4. Угринович
Н.Г. «Информатика и информационные технологии» – Москва: Лаборатория Базовых
Знаний, 2003 г.
5. Шафрин
Ю.А. «Информационные технологии», 2 часть– Москва: Бином. Лаборатория Знаний,
2003 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.