Конспект урока по информатике и ИКТ в 9
классе
по теме «Кодирование текстовой
информации»
Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 9 класс.
Тема урока: «Кодирование
текстовой информации».
Цель
урока:
образовательная: закрепить
навыки решения задач по данной теме, проверить знание основных понятий;
развивающая: развивать
вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, речь учащихся;
воспитательная: воспитывать
интерес к предмету, воспитать культуру поведения на уроке, умение слушать
Тип урока: урок
закрепления пройденного материала.
Оборудование:
компьютер,
доска, рабочие места учащихся (персональные компьютеры), учебник «Информатика и
ИКТ. 9 класс» Н.Д. Угринович.
Материал к
уроку:
карточки
с заданиями.
План
урока:
I. Орг.
момент (2 мин)
II.
Актуализация знаний (3 мин)
III.
Закрепление материала. (15 мин)
IV.
Самостоятельная работа (20 мин)
V.
Подведение итогов (3 мин)
VI. Домашнее
задание. (2 мин)
ХОД
УРОКА:
I.
Орг.
Момент(2 мин).
Приветствие учеников,
проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих, настрой на
работу.
Учитель: Сегодня на
уроке мы
повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Кодирование текстовой
информации». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий,
продемонстрировать навыки решения задач. Сегодня на уроке вам также предстоит
оценить свои знания, насколько они полны и достаточны.
Запись на доске и
в тетрадях:
Число.
Классная
работа.
«Кодирование
текстовой информации. Решение задач».
II.
Актуализация
знаний (3 мин)
Учитель: Что такое
кодирование информации?
Ученик: Процесс
представления информации с помощью знаковой системы. Учитель: А для чего
нужно кодировать информацию?
Ученик: Мы ее представляем
на языке, понятном компьютеру.
Учитель: При
помощи чего происходит кодирование текстовой информации?
Ученик: Таблицы: Windows, Ms-Dos, Unicode, ASCII.
Учитель: Что такое
перекодирование информации?
Ученик:
Операция
преобразования информации из одной знаковой системы в другую знаковую систему?
Учитель: По какой
формуле можно вычислить количество информации,
содержащееся
в сообщении, уменьшающем неопределенность
знаний?
Ученик: ,где N – количество возможных
событий, I –количество информации в битах.
Учитель: Каков вес
1го символа?
Ученик: 1
байт.
Учитель: для
решение задач на кодирование текстовой информации нужно знать:
·
все
символы кодируются одинаковым числом бит (алфавитный подход)
·
при
измерении количества информации принимается, что в одном байте 8 бит, а в одном
килобайте (1 Кбайт) – 1024 байта, в мегабайте (1 Мбайт) – 1024 Кбайта
·
после
знака препинания внутри (не в конце!) текста ставится пробел
Учитель:
По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?
Ученик: Чтобы
найти информационный объем текста I , нужно умножить количество символов N
на число бит на символ I=N*K
III.
Закрепление
изученного материала( 15 мин)
Учитель: Теперь
перейдем непосредственно к задачам.
Детям раздаются
карточки с заданиями. Один ученик выходит к доске для решения задачи, остальные
решают в тетрадях на местах и затем показывают решение для оценивания.
Задание 1
Во
сколько раз уменьшится информационный объем текста при его преобразовании из
кодировки Unicode (таблица
кодировки содержит 65536 символов) в кодировку Windows CP 1251
(таблица кодировки содержит 256 символов)?
Решение:
В кодировке
Unicode 65536 символов = . Следовательно, информационный объем 1-го
символа равен 16 бит или 2 байта. В кодировке Windows (CP1251) – 256 символов =. Следовательно информационный объем 1-го
символа равен 8 бит или 1 байт.
Ответ: в 2
раза
Задание 2
Считая, что каждый
символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем
следующего высказывания Рене Декарта:
Я мыслю,
следовательно, существую.
1) 28 бит 2) 272 бита 3) 32 Кбайта 4)
34 бита
Решение:
Из условия
известно, что 1 символ равен 1 байт, т. е. 8 бит. Посчитаем, сколько символов
в сообщении (учитывая, что все знаки препинания и пробелы считаются символами)
. Получилось 34 символов. Считаем 34 символов × 8 бит = 272 бит
Задание 3
В кодировке КОИ-8
каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объем
сообщения из 20 символов в этой кодировке
1)20
бит; 2) 80 бит; 3) 160 бит; 4) 320 бит.
Решение:
в 1 байте 8 бит,
то 20 умножаем общее количества символов на 8 и получаем 160 бит.
IV.
Самостоятельная
работа (20 мин)
Работа для проверки
качества усвоения материала по теме Кодирование текстовой информации.
Самостоятельная
работа "Кодирование текстовой информации"
Вопрос
№ 1
Информационное
сообщение объёмом 3 Кбайта содержит 3072 символов. Какова мощность алфавита, с
помощью которого оно было составлено?
Введите ответ: 256
Вопрос
№ 2
Рассказ, набранный
на компьютере, содержит 4 страницы, на каждой странице 48 строк, в каждой строке
64 символа. Определите информационный объём рассказа в кодировке КОИ-8, в
которой каждый символ кодируется 8 битами.
a)
12 Кбайт
b) 12000 байт
c) 20 Кбайт
d) 24 Кбайт
Вопрос
№ 3
Считая, что каждый
символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей
пушкинской фразы в кодировке Unicode:
Привычка свыше нам
дана: Замена счастию она.
a) 44 бита
b) 704 бита
c) 44 байта
d) 704
байта
Вопрос
№ 4
Сообщение
занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов.
Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125
байтов?
Введите ответ: 4
Вопрос
№ 5
Автоматическое
устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском
языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку
КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина
сообщения в символах?
a) 30
b) 60
c) 120
d) 480
Работа оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на
вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на
вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на
вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на
вопросы.
V .Подведение итогов(3 мин)
Выделение
положительных и отрицательных моментов урока, оценка работы ребят, выставление
отметок.
VI.
Домашнее задание(2 мин)
Задание
дано на доске:
Считая, что каждый
символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем
следующего высказывания Жан-Жака Руссо:
Тысячи путей ведут к заблуждению, к
истине – только один.
1) 92 бита 2) 220 бит 3) 456 бит 4)
512 бит
Учитель: На
этом урок окончен, спасибо за внимание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.