Инфоурок Информатика КонспектыКонспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Кодирование текстовой информации»

Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Кодирование текстовой информации»

Скачать материал

Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе

 по теме «Кодирование текстовой информации»

 

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 9 класс.

Тема урока: «Кодирование текстовой информации».

Цель урока:

образовательная: закрепить навыки решения задач по данной теме, проверить знание основных понятий;

развивающая: развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, речь учащихся;

воспитательная: воспитывать интерес к предмету, воспитать культуру поведения на уроке, умение слушать

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Оборудование: компьютер, доска, рабочие места учащихся (персональные компьютеры), учебник «Информатика и ИКТ. 9 класс» Н.Д. Угринович.

Материал к уроку: карточки с заданиями.

План урока:

I. Орг. момент (2 мин)

II. Актуализация знаний (3 мин)

III. Закрепление материала. (15 мин)

IV. Самостоятельная работа (20 мин)

V. Подведение итогов (3 мин)

VI. Домашнее задание. (2 мин)

 

ХОД УРОКА:

 

      I.            Орг. Момент(2 мин).

 

Приветствие учеников, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих, настрой на работу.

 

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Кодирование текстовой информации». Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, продемонстрировать навыки решения задач. Сегодня на уроке вам также предстоит оценить свои знания, насколько они полны и достаточны.

Запись на доске и в тетрадях:

Число.

Классная работа.

«Кодирование текстовой информации. Решение задач».

   II.            Актуализация знаний (3 мин)

Учитель: Что такое кодирование информации?

Ученик: Процесс представления информации с помощью знаковой системы. Учитель: А для чего нужно кодировать информацию?

Ученик: Мы ее представляем на языке, понятном компьютеру.

Учитель: При помощи чего происходит кодирование текстовой информации?

Ученик: Таблицы: Windows, Ms-Dos, Unicode, ASCII.

Учитель: Что такое перекодирование информации?

Ученик: Операция преобразования информации из одной знаковой системы в другую знаковую систему?

Учитель: По какой формуле можно вычислить количество информации,

содержащееся в сообщении, уменьшающем неопределенность

знаний?

Ученик: ,где N – количество возможных событий, I –количество информации в битах.

Учитель: Каков вес 1го символа?

Ученик: 1 байт.

Учитель: для решение задач на кодирование текстовой информации нужно знать:

·        все символы кодируются одинаковым числом бит (алфавитный подход)

·        при измерении количества информации принимается, что в одном байте 8 бит, а в одном килобайте (1 Кбайт) – 1024 байта, в мегабайте (1 Мбайт) – 1024 Кбайта

·        после знака препинания внутри (не в конце!) текста ставится пробел

 Учитель: По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?

Ученик: Чтобы найти информационный объем текста  I , нужно умножить количество символов  N  на число бит на символ   I=N*K

 

III.            Закрепление изученного материала( 15 мин)

 

Учитель: Теперь перейдем непосредственно к задачам.

Детям раздаются карточки с заданиями. Один ученик выходит к доске для решения задачи, остальные решают в тетрадях на местах и затем показывают решение для оценивания.

Задание 1

Во сколько раз уменьшится информационный объем текста при его преобразовании из кодировки Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов) в кодировку Windows  CP 1251 (таблица кодировки содержит 256 символов)? 

Решение:

В кодировке Unicode 65536 символов = . Следовательно, информационный объем 1-го символа равен 16 бит или 2 байта. В кодировке Windows (CP1251) – 256 символов =. Следовательно информационный объем 1-го символа равен 8 бит или 1 байт.

Ответ: в 2 раза    

    

Задание 2

Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Рене Декарта:

   Я мыслю, следовательно, существую.

1)  28 бит     2) 272 бита 3) 32 Кбайта                 4) 34 бита

Решение:

 Из условия известно, что 1 символ равен 1 байт, т. е. 8 бит.  Посчитаем, сколько символов в сообщении (учитывая, что все знаки препинания и пробелы считаются символами) . Получилось 34 символов. Считаем 34 символов × 8 бит = 272 бит

Задание 3

В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объем сообщения из 20 символов в этой кодировке

1)20 бит;       2) 80 бит;   3) 160 бит;  4) 320 бит.

Решение:

в 1 байте 8 бит, то 20 умножаем  общее количества символов на 8 и получаем 160 бит.

IV.            Самостоятельная работа (20 мин)

Работа для проверки качества усвоения материала по теме Кодирование текстовой информации.

 

Самостоятельная работа "Кодирование текстовой информации"

Вопрос № 1

Информационное сообщение объёмом 3 Кбайта содержит 3072 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого оно было составлено?

Введите ответ:  256

Вопрос № 2

Рассказ, набранный на компьютере, содержит 4 страницы, на каждой странице 48 строк, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объём рассказа в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.

a)     12 Кбайт

b)    12000 байт

c)     20 Кбайт

d)    24 Кбайт

Вопрос № 3

Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

a)     44 бита

b)    704 бита

c)     44 байта

d)    704 байта

Вопрос № 4

 

 Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?

Введите ответ:  4

Вопрос № 5

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?

a)     30

b)    60

c)     120

d)    480

 Работа оценивается следующим образом:

«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

«3» - 51-70%  правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-50%  правильных ответов на вопросы.

 

 

V .Подведение итогов(3 мин)

Выделение положительных и отрицательных моментов урока, оценка работы ребят, выставление отметок.

 

VI.            Домашнее задание(2 мин)

Задание дано на доске:

Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Жан-Жака Руссо:

   Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.

1)  92 бита    2) 220 бит   3) 456 бит   4) 512 бит

 

 

 

Учитель: На этом урок окончен, спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Кодирование текстовой информации»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Кодирование текстовой информации».Предмет: информатика и ИКТ. Класс: 9 класс.Тема урока: «Кодирование текстовой информации».Цель урока:образовательная: закрепить навыки решения задач по данной теме, проверить знание основных понятий;развивающая: развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, речь учащихся;воспитательная: воспитывать интерес к предмету, воспитать культуру поведения на уроке, умение слушатьТип урока: урок закрепления пройденного материала.Оборудование: компьютер, доска, рабочие места учащихся (персональные компьютеры), учебник «Информатика и ИКТ. 9 класс» Н.Д. Угринович.Материал к уроку: карточки с заданиями.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 238 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.06.2020 156
    • DOCX 35.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мадьяров Наиль Калимуллович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мадьяров Наиль Калимуллович
    Мадьяров Наиль Калимуллович
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99190
    • Всего материалов: 248

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Управление сервисами информационных технологий

Менеджер по управлению сервисами ИТ

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 34 регионов

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 26 регионов