Инфоурок Информатика КонспектыКонспект урока по информатике и ИКТ "Информационные модели" (7 класс)

Конспект урока по информатике и ИКТ "Информационные модели" (7 класс)

Скачать материал

 

Открытый урок информатики и ИКТ в 7-м классе по теме

"Информационные модели"

 

Раздел программы:

Информационное моделирование.

Основные понятия:

модель

информационная модель

знаковая информационная модель

смешанная информационная модель

математическая модель

Цели урока:

Обучающая: расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях, проверить знания по изученному материалу раздела “Информационное моделирование”;

Развивающая: развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Воспитывающая: воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование:

интерактивная доска, проектор;

компьютеры;

презентация к уроку (Приложение1);

карточки-задания (Приложение2);

интерактивный тест (Приложение3);

карточки-баллы;

рабочая тетрадь для учашихся.

 

 

Последовательность этапов урока. Организационный момент (1 мин).

Актуализация и проверка усвоения изученного материала. (5 мин).

Сообщение темы и целей урока (2 мин).

Объяснение нового материала (10 мин).

Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях. (4 мин).

Компьютерный практикум. Тестирование. (10 минут).

Физкультминутка. (2 мин).

Итог урока. (2 мин).

Домашнее задание. (2 мин). Рефлексия. (2 мин).

Ход урока

1.  Организационный момент.

Слайд 1 — тема, цели, раздел программы, основные понятия (Приложение1).

Класс делится на 5 групп по 4 человека (1 — руководитель группы), родители в отдельной группе экспертов. Все задания выполняются в группах, отдельно — родители. За каждое правильно выполненное задание или вопрос — карточка-балл. На столах у каждой группы  компьютер и карточки задания. У родителей — таблица оценивания.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

2.  Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Мы с вами изучаем важную тему в информатике “Информационное моделирование”.  Повторим основные понятия этой темы, разгадав следующий кроссворд.

Конкурс по группам (кто быстрее поднимет руку и правильно ответит — карточка).

Слайд 2.

1.                  Модели, включающие набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют… (информационные)

2.                  Объект, который используется в качестве“заместителя” другого объекта с определенной целью... (модель)

3.                  Описание предмета, рассказ о явлении, событии– это … модели (словесные)

4.                  Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это….модели (натурные)

5.                  Формула площади прямоугольника, текст – это… модели (знаковые)

 

6.  Рисунки, фотографии – это модели... (образные)

7.  Карта, график, таблица, схема – это модели... (смешанные)

8.  Процесс создания и использования моделей называется … (моделирование)

Родители-эксперты подводят итоги этого задания.

 

Часто для решения логических задач, определения логических связей и анализа запутанных ситуаций при создания моделей решения используют ГРАФЫ.

 Слайд 3.

ГРАФЫ — средство для наглядного представления состава и структуры системы или  модели.

Анализ запутанных ситуаций

Графы можно использовать для анализа сложных ситуаций, которые бывает трудно понять из словесного описания. Например,

Боксеры с твердою походкой

Не моют пол зубною щеткой.

Кто моет пол зубною щеткой,

Тот наделен душою кроткой Суровый нрав у тех бывает

Кто книжек вовсе не читает.

Фосс враг и книжек и газет,

Ответь, боксер он или нет?

Для описания ситуации используется ряд утверждений. Представим эти утверждения в виде графа, например, такого:

 

Широкоплеч ли мистер Фосс?

Учащиеся выполняют и сдают экспертам на проверку. Эксперты выставляют оценки.

 

3. Сообщение нового материала.

Слайд 5.

При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. Мы знаем, что естественный язык обладает различными особенностями: многозначность, использование слов в прямом и переносном значениях, слова-профессионализмы и т.п.).

Такие особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. Вместе с тем, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах “человек — компьютер”). Возникает проблемная ситуация.

Прошу детей подумать и сформулировать проблему-задачу. Помогаю.

Какой язык используется для создания информационных моделей?  Решить эту проблему мы сможем на сегодняшнем уроке, тема которого“Математические модели”.

Слайд 5.

Цель нашего урока: познакомиться с новым видом знаковых информационных моделей и рассмотреть процесс трансформации словесной модели в математическую.

4. Объяснение нового материала.

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Рассмотрим следующий пример.

Слайд 6.

Рассмотрим текст небольшой заметки из школьной стенгазеты.

Этот текст можно рассматривать как словесную модель бассейна. Попробуем решить содержащуюся в заметке задачу: узнаем, за сколько часов бассейн наполнится через обе трубы. Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения поставленной задачи, то условие задачи можно сформулировать так.

Слайд 7.

 

Попробуем решить задачу в общем виде, обозначив время заполнения бассейна через первую и вторую трубы А и В соответственно. Примем за 1 весь объем бассейна, искомое время обозначим через t.

Мы получили математическую модель, описывающую процесс наполнения бассейна из двух труб.Преобразуем выражение в скобках и формула примет вид. Теперь искомое время может быть вычислено по формуле.

Несложно подсчитать, что при исходных данных А =30 и В = 20 искомое время равно 12 часам. Рассмотрим второй пример.

Слайд 8.

На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50 км/ч. Составим математическую модель,описывающую положение мотоциклиста относительно пункта А через t часов.

За t часов мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t км + 20 км. Если обозначить буквой s расстояние (в километрах)мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени движения можно выразить формулой: s = 50t + 20, где t >0.

5.  Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях.

Слайд 9.

Учащиеся под руководством учителя выполняют №23 (стр. 49).

6.  Компьютерный практикум. Тестирование.

Слайд 10.

А теперь проверим ваши знания по теме“Информационное моделирование”. Выполним тест2.

По окончании теста полученную оценку поставьте в дневник.

Для тех, кто справится с работой быстрее других,дополнительное задание на доске.

Слайд 11.

Итак, работа выполнена. Подведем итоги.

Поднимите руки у кого “5” - ___, “4” - ___, “3” - ___, кто не справился с заданиями теста?

Кто из вас выполнил дополнительное задание на доске?

Исправьте найденные ошибки.

7. Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись. Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем. Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

8.      Итог урока.

Какой язык используется для создания информационных моделей?

С какими моделями мы сегодня познакомились?

Что, по-вашему, является наиболее важным?

Что осталось непонятным?

9.      Домашнее задание.

Слайд 12.

Параграф 2.4 (стр. 54-56), РТ: № 26 – 27.

10.  Рефлексия.

Слайд 13.

У каждого из вас на столе карточки (зеленая,желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Зеленая- Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке. Желтая- Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная- Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по информатике и ИКТ "Информационные модели" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный ресурс предназначен для проведения урока информатики и ИКТ в 7-м классе по теме "Информационные модели". В основе материала лежит системно-деятельностный подход. Он заключается в вовлечении обучающихся в учебную практическую и творческую деятельность и способствует развитию компетентности учащегося в рамках темы урока. Системно-деятельностный подход реализуется за счет подбора содержания, определения оптимальных видов деятельности учащихся, использования новых образовательных технологий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по информатике по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
  • Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.
  • Тема: Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Рейтинг: 3 из 5
  • 10.01.2021
  • 2083
  • 60
«Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.05.2020 383
    • PDF 350.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Журавлева Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Журавлева Любовь Николаевна
    Журавлева Любовь Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86408
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 298 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 240 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек