Конспект
урока химии в 10 классе.
Тема
урока: «Обобщение и систематизация знаний
по
теме Углеводороды».
По дидактической цели — это урок обобщение и систематизация знаний, по содержанию
элементов исследовательской деятельности — урок «Образец исследования»
(начальный уровень).
Цель урока: обобщить
и закрепить знания, полученные при изучении темы: «Углеводороды».
Задачи:
-образовательные:
в ходе исследовательской деятельности учащихся систематизировать знания о
химической номенклатуре, физических и химических свойствах изученных классов
углевородов, значении в жизни человека; формировать практические навыки
распознавания веществ, характеристики вещества ( по плану); продолжить
формирование общеучебных умений и навыков (планирование ответа, сравнение
фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль и самооценка, самоанализ
деятельности).
-развивающие:
вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную и творческую
деятельность, способствовать развитию уверенности в своих знаниях, приемы и
навыки исследовательской деятельности учащихся; развивать умение логически
рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
-воспитательные:
воспитывать чувство само- и взаимоуважения, способствовать формированию
информационной , коммуникативной , ценностно-смысловой компетенции учащихся, их
личностному совершенствованию.
Оборудование
и реактивы: проектор, экран для мультимедийной презентации,
компьютер, справочные материалы, штатив с пробирками, бензин , нефть, р-р KMnO4.
Тип урока:Обобщение
и систематизация знаний.
Методы
обучения: проблемно-поисковой и исследовательский.
Формы
работы:групповая,коллективная,фронтальная,индивидуальная.
Девиз
урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель в обобщении
этого множества». Д.И.Менделеев.
Ход урока.
1.Этап.
Мотивационно - ориентировочный.
1.Организонный
момент. Знакомство. Приветствие. Жалоба.
Прошу расследовать
факты неблаговидного поведения углеводородов –жителей страны органическая
химия, т.к.:
1.Они образовали
непонятные группировки, которые активно сотрудничают друг с другом.
2.У них нет
удостоверения личности, общаться со мной они отказываются.
3.Они подчинили
себе неорганические вещества, заставляя их реагировать против воли.
Идентификации не поддаются.
4.По их вине
происходят взрывы, аварии, экологические катастрофы(Факты прилагаются).
Убедительная
просьба принять к углеводородам меры наказания за нарушение порядка в стране
органической химии.
С уважением ученики 10 класса.
Заявитель потребовал
создания независимых экспертных групп расследования. Нам придется решить,
справедливы выдвинутые обвинения или нет и вынести решение. К концу урока
выясниться также, какая группа проведет расследование лучше. С чего начинается
расследование? (Со сбора фактов)
Нам необходимо
составить план расследования.
План.
1.Анализ ситуации.(Аукцион
знаний).
2. «Непонятные
группировки».
3. Паспортный
контроль нарушителя.
4. Проверка
свойств.
5.Факты
преступлений.
2.Этап. Операционно -
исполнительский.
Для четкой и слаженной
работы разделились на группы.
1.Аукцион знаний.
Каждой группе по 3
вопроса.Цена вопроса 1 балл.
·
Вещества, в состав которых входят только С
и Н.
·
В молекулах этих углеводородов все связи
одинарные.
·
Представитель этого класса- ацетилен.
·
Является главной составной частью
природного газа.
·
Формула нефти.
·
Валентность атома С в органических
соединениях всегда равна…
·
Эти вещества – сырьё для получения резины.
·
Представителями этого класса являются
бензол и толуол.
·
Общая формула этих углеводородов Сn
Н2n.
·
Общая формула этих углеводородов Сn
Н2n-2.
·
Какие углеводороды входят в состав нефти.
·
Россия занимает 1 место в мире по запасам
этого природного источника углеводородов.
2. «Непонятные
группировки».
Выясните принадлежность к
классам углеводородов, запишите их общие формулы.
3.Сколько веществ изображено? Укажите
ошибку в названиях. Назовите вещества.
Составьте паспорт
определённого вами «вещества по плану».
Формула, название…
Класс…
Класс углеводов…
Общая характеристика…
Характер углеродной цепи…
Характер связей…
Агрегатное состояние…
Mr
W(C)%
W(H)%
Вычислите объём
углекислого газа при сгорании 1 литра вещества при нормальных условиях.
4.Химические свойства.
Обсудите в группах типы химических реакций
углеводородов.
Как можно определить наличие углеводородов?
По химическим реакциям.
Превращать углеводороды разных классов друг в друга можно путем отщепления или
присоединения атомов водорода, т.е. с помощью реакций гидрировани и
дегидрирования.Таким образом, все классы УВ связаны между собой взаимными
переходами, т.е. находятся в генетической связи
Вспомните, какие типы реакций характерны для алканов, алкенов, алкинов,
алкадиенов, циклоалканов, аренов.
Задание. Поработайте в парах. В левом
столбике указаны названия классов углеводородов, в правом– формулы веществ.
Установите, с какими из них могут реагировать представители каждого ряда углеводородов.
Ответы занесите в таблицу.
- Алканы
- Алкены
- Алкины
- Алкадиены
- Циклоалканы
- Арены
|
- O2
- Cl2
- HCl
- H2O
- р-р
KMnO4
- бромная
вода
|
·
Лабораторный
опыт.
Определение наличия непредельные УВ в
бензине, в нефти.
Реактивы: бензин, р-р KMnO4,
нефть.
При выполнении опытов помните о правилах
техники безопасности.
5.Экологические проблемы.
Просмотр презентации.
Выявление причины катастроф.
3.Этап.
Рефлексивно-оценочный.
Выводы.Подведение итогов урока.
В ходе работы экспертных групп были
получены результаты.
·
У углеводородов действительно есть
группировки-законные классы: алканы, алкины алкадиены, циклоалканы, арены.
·
Они имеют удостоверения личности- формулы
и названия, утвержденные номенклатурой ИЮПАК.
·
Их состав можно определить и идентифицировать
по химическим формулам, свойствам .
·
При грамотном использовании они приносят
только пользу.
Тестовый контроль знаний.
Ответы:
Вариант
Ответ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Г
|
А
|
В
|
В
|
2
|
А
|
Б
|
Г
|
В
|
3
|
Б
|
Г
|
Г
|
Б
|
4
|
А
|
Б
|
Г
|
А
|
5
|
А
|
А
|
А
|
А
|
Домашнее задание:
1) Запишите химические реакции,
представленные в рабочей карте.
2) Решите кроссворд.
3) Составьте кроссворд по теме «Углеводороды».
·
·
·
·
· Вещества,
в состав которых входят только С и Н.
· В
молекулах этих углеводородов все связи одинарные.
· Представитель
этого класса- ацетилен.
·
· Является
главной составной частью природного газа.
· Формула
нефти.
· Валентность
атома С в органических соединениях всегда равна…
·
· Эти
вещества – сырьё для получения резины.
· Представителями
этого класса являются бензол и толуол.
· Общая
формула этих углеводородов Сn
Н2n.
· Общая
формула этих углеводородов Сn
Н2n-2.
· Какие
углеводороды входят в состав нефти.
· Россия
занимает 1 место в мире по запасам этого природного источника углеводородов.
·
·
·
·
·
·
·
Конспект
урока химии в 10 классе.
Тема
урока: «Обобщение и систематизация знаний
по
теме Углеводороды».
Подготовила учитель химии
высшей категории
МБОУ-СОШ №8
г. Клинцы Брянской области
Майзелия Т.Р.
Клинцы-
2014 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.