Главная / География / Конспект урока по географии на тему"Атмосферная циркуляция" (8 класс)

Конспект урока по географии на тему"Атмосферная циркуляция" (8 класс)









hello_html_58a97402.gif hello_html_137ba7fc.gif hello_html_55a7fe44.gif

Лоскутова Елена Васильевна


МБОУ СОШ № 2

Г.Шарыпово Красноярский край


Учитель географии







Номинация:


« Урок в интегрированном классе».

Урок – путешествие.

Тема: Атмосферная циркуляция.

Цель: Расширить и углубить знания учащихся о климате.

Задачи:

1.Образовательные:; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.

2.Воспитательные: показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающие: развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование: физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.




Оценочный лист команды.

Ф. И.

1 высота

2 высота

3 высота

4 высота

5 высота

6 высота

7 высота

8 высота

Итоговая оценка



















































II. Путешествие.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света – это …

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4,5)



1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 6)

Атмосферная циркуляция- перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 7)

- Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть

территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

- Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель:

- Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления

растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) ( далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Учитель:

- Что произошло с воздушной массой?

Ученики:

- Она изменила свои свойства.( слайд 8)

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель:

- Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

- Влияет рельеф.

Учитель:

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 9)

Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски).(слайд10-11)

Учитель:

- На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. ( Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 12-15)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта по теме: «Последствия изменений климата на Земле».

Учитель:

- Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний).

Каждая команда получает задание заполнить таблицу. Команда, которая заполнит таблицу, поднимается на следующую высоту.

Признаки

Холодный фронт

Теплый фронт

Условия образования



Облака



Характер выпадения осадков



Учитель: ( слайд17 )

1. Что такое антициклон?

2. Что такое циклон?

3.Что такое атмосферная циркуляция?

4. Что такое атмосферный фронт?

5. Что такое трансформация?

Слайд18

Вам пришла телеграмма: « Завтра в область придет циклон, который будет действовать два дня. На смену ему придет холодный фронт. Какой будет погода?»

Кто правильно расшифрует ее получит возможность подняться на следующую высоту.

III. Подведение итогов, выставление оценок.

Конспект урока по географии на тему"Атмосферная циркуляция" (8 класс)
  • География
Описание:

Раздел: « АТМОСФЕРА».

Тема: « Атмосферная циркуляция».

Цель: Расширить и углубить знания учащихся о климате.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы урока: Игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: Исследовательский, познавательный, практический.

Структура урока: 1) Организационный момент – класс делится на 5 команд по 5-6 чел; в одной из команд, где есть «сильные» учащиеся, подсаживается учащийся с ОВЗ; в каждой команде есть командир, который заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды; в конце путешествия каждому участнику выставляется оценка за работу на уроке.

2) В разделе «Повторение и усвоение ранее изученного материала» каждому участнику команды предлагается ответить на два вопроса из карточки, которые лежат на столе и подняться на высоту 2000м, т.к сегодня урок восхождения на вершину горы; для учащегося с ОВЗ индивидуальная карточка с облегченными вопросами и если возникает сложность с ответом, он обращается за помощью к любому члену команды.

3) В разделе « Разминка», чтобы подняться на следующие высоты, учащиеся отвечают на вопросы, показанные на слайде 3.

4) Далее, продолжая путешествие, участники делают привал и знакомятся с атмосферными процессами, с которыми могут столкнуться во время своего путешествия. Здесь учитель переходит к объяснению нового материала, а учащиеся по ходу объяснения записывают новые понятия и вспоминают то, что было изучено ранее, отвечая на вопросы, показанные на слайде 4,5. Исходя из ответов учащиеся поднимаются на вершины гор.

5) По ходу объяснения учителем новой темы, учащиеся записывают в тетрадь определения новых понятий; работая с картами атласа, объясняют процессы, оказывающие наибольшее и наименьшее влияние океанов на климат России.

6) Двум ученикам заранее было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте, эти сообщения рассказываются у доски с использованием 10 и 11 слайдов; по ходу объяснения новой темы, учащимися составляется в тетради опорный конспект.

7) На следующем этапе урока каждой команде дается задание выполнить краткосрочный проект по теме: « Последствия изменений климата на Земле», по данному проекту заслушиваются точки зрения каждой команды, затем привал заканчивается и команды продолжают свое путешествие; заполняя таблицу и поднимаясь на следующую высоту.

8) В заключении участникам команды предлагается расшифровать телеграмму, для того, чтобы подняться на вершину горы.

9)В конце урока-путешествия проводится рефлексия, подсчитываются набранные очки, учитывается правильность ответов и каждому участнику путешествия выставляется оценка.

Урок был разработан и проведен с использованием следующих методов: исследовательского, познавательного и практического. На уроке использовались такие формы работы как, индивидуальная, групповая, игровая.

Выбор форм и методов обучения обосновывался исходя из формирования у учащихся кругозора, теоретических знаний, практических и трудовых умений, умений добывать, систематизировать, и применять свои знания, развивать мышление, познавательный интерес, активность на уроке, память, способности выражать свои мысли и эмоции. Эти методы побуждают учащихся применять полученные знания и умения на практике, появляется инициатива, самостоятельность, соревнование и просто интерес к предмету, даже у учащихся с ОВЗ.

Автор Лоскутова Елена Васильевна
Дата добавления 21.05.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 952
Номер материала 59627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓