Главная / Физика / Конспект урока по физике на тему "Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра" (9 класс)

Конспект урока по физике на тему "Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра" (9 класс)

Данные об авторе

Автор(ы): 

Альфанова Валентина Дмитриевна

Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №68 имени Родионова Е.Н. города Челябинска

учитель физики

Регион: 

Челябинская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

9 класс

Предмет(ы): 

Физика

Цель урока: 

Познакомить учащихся с составом атомного ядра, с существованием в природе энергии покоя. Научить рассчитывать дефект массы атомного ядра и энергию связи атомных ядер.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

25

Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Физика" 9 класс Кабардин О.Ф.

Используемое оборудование: 

ПК, интерактивный проектор Sony VPL-SW535C.

Используемые ЦОР: 

http://class-fizika.narod.ru/

https://ru.wikipedia.org

http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32

Краткое описание: 

Предмет: ФИЗИКА

Класс:9

Планируемые результаты

Личностные​

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Метапредметные

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

Предметные

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

3) усвоение основных идей атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УДД

Результативность этапа

 

Организационный момент





1. Создание благоприятной рабочей обстановки.

2. Мобилизует учащихся на работу, включает их в деловой ритм.

П - Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые словами учителя.

К - Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Р - Реакция на учителя, внимание. Самоконтроль своих действий.

П - Выделять существенную информацию.

Осуществлять актуализацию знаний о правилах поведения на уроках. Выполнять действия в материализованной форме.

К - Проверка готовности.

Р - Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь контролировать процесс своих действий.

Психологическая готовность.

 

Постановка темы и целей урока





1. Учитель цитирует Ричарда Феймана.

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3. Организует беседу, выявляющую представления детей о ядерных силах.

4. Подводит итог беседы. 

П - Объясняют высказывания. Выдвигают предположения по теме урока. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе.

К - Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Р - Контролируют правильность ответов обучающихся.

П - Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать еѐ. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

К - Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Р - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Отвечают верно.

Ричард Фейман

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E9%ED%EC%E0%ED,_%D0%E8%F7%E0%F0%E4_%D4%E8%EB%EB%E8%EF%F1#

Изучение нового материала

а) заряд атомного ядра

1. Предоставляет возможность ученику дать историческую справку о Дмитрии Ивановиче Менделееве.

2. Предлагает рассмотреть
периодическую систему химических элементов и выявить зависимость заряда ядра от порядкового номера в таблице.

3. Использует интерактивный рисунок "Собери ядро", предлагая ученикам выполнить задание.

4. После просмотра видеоролика - анимации "Строение атома и ядра" предлагает оценить отношение сил кулоновского отталкивания между двумя протонами к силам гравитационного притяжения между ними. Организует обсуждение результата задачи.

П - Слушают историческую справку. Рассматривают таблицу. Выполняют учебно-познавательные действия при работе с интерактивным рисунком. Осуществляют просмотр видеоролика. Решают проблемную задачу. Обрабатывают результаты.

К - Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Р - Осуществляют взаимоконтроль ответов.

П - Анализировать информацию, выделять главное, существенное. Осознанно строить речевое высказывание (в устной форме). Выявляют зависимость заряда ядра от порядкового номера в таблице. При работе с интерактивным рисунком выявляют различие  состава ядра атома и его изотопов. Делают выводы по предложенной задаче.

К - Слушать собеседника. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь в коммуникации строить понятные для партнѐра высказывания. Понимать на слух текст.

Р - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. 

Отвечают верно. Задания выполняют правильно.

Менделеев Д.И.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%E4%E5%EB%E5%E5%E2,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7

 

Интерактивный рисунок "Собери ядро"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/803f6352-56c5-4b12-8781-34805596cbe9/9_258.swf

 

Видеоролик - анимация "Строение атома и ядра"

http://yandex.ru/video/search?filmId=jq4NLeZKUXI&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4...

б) дефект массы атомного ядра

1. Предлагает просмотр видеоролика - анимации "Дефект массы атомного ядра". Организует обсуждение.

2. Поясняет формулу для вычисления  дефекта массы ядра.

П - Обсуждают видеоролик. Видят знаково-символичную информацию.

К - Обучающиеся выслушивают мнения друг друга.

Р - Высказываются о возникших трудностях.

П - Делать выводы. Понимать знаково-символичную информацию.

К - Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Р - Принимать и сохранять учебную задачу. Осознать возникающие трудности.

Отвечают верно. Понимают каждую физическую величину, входящую в формулу.

Видеоролик - анимация "Понятие дефекта масс"

http://www.youtube.com/watch?v=c4uj0QYyyBg

 

Формула для вычисления дефекта массы ядра

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bbc581-b29e-476b-81cd-00c14c310b96/9_266.swf

в) энергия покоя

1. Учитель предлагает ученикам самостоятельно изучить пункт параграфа "Энергия покоя".

2. Учитель знакомит с единицами энергии в атомной физике.

П - Читают материал учебника.

К - Обсуждают материал.

Р - Осуществляют взаимоконтроль ответов.

П - Извлечь нужную информацию, самостоятельно найти ее в материале параграфа.

К - Слушать и отвечать на вопросы других.

Р - Принимать и сохранять учебную задачу.

Извлекают нужную информацию..

Единицы энергии в атомной физике

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f821f6ab-9441-4dd3-ba2f-319a85f081ee/9_256.swf

г) энергия связи атомных ядер

1. Дает пояснение по теме "Энергия связи атомных ядер".

2. Приглашает ученика решить задачу.

П - Слушают учителя. Решают количественную задачу

К - Обсуждают допущенные ошибки в ходе решения задачи.

Р - Корректируют решение задачи.

П - Систематизировать теоретические знания.

К - Проявлять толерантность в общении, осуществлять продуктивное общение.

Р - Осуществлять взаимоконтроль.  Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников. 

Решают задачу правильно.

Интерактивная задача "Сколько энергии в ядре"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/442c541f-97a6-4308-86ff-989399ae19bb/9_264.swf

Закрепление изученного материала

1.Предлагает решить количественные задачи по вариантам и осуществить взаимопроверку, предоставив правильное решение на доске.

П - Решают количественную задачу.

К - Взаимодействуют друг с другом.

Р - Оценивают результат решения задачи. 

П - Применить теоретические знания при решении задач.

К - Осуществлять совместную деятельность в парах.

Р - Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку. 

Решают задачу правильно.

 

Подведение итогов и постановка домашнего задания

1. Для подведения итогов предлагает творческое задание, объясняет порядок написания синквейна (атом).

2. Оценить свою работу и работу одноклассников, класса в целом.

3. Комментирует домашнее задание. Благодарит за урок.

П - Сочиняют синквейн.

К - С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Слушают друг друга. В случае необходимости задают вопросы. Высказываются по полученным в ходе творческой работы стихотворениям одноклассников, опираясь на полученные знания.

Р - Оценивают свою работу.

П - Анализировать мыслительные операции, обобщить материал, сделать вывод. В процессе работы со стихотворением учатся правильно раскрывать  смысл физических понятий, используя полученные знания. Выделять существенную информацию.

К - Строить речевое высказывание в устной форме.

Р - Анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Осмысление результатов своей работы.

Порядок написания синквейна

http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32



Конспект урока по физике на тему "Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра" (9 класс)
  • Физика
Описание:
Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

9 класс

Предмет(ы):

Физика

Цель урока:

Познакомить учащихся с составом атомного ядра, с существованием в природе энергии покоя. Научить рассчитывать дефект массы атомного ядра и энергию связи атомных ядер.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

25

Используемые учебники и учебные пособия:

УМК "Физика" 9 класс Кабардин О.Ф.

Используемое оборудование:

ПК, интерактивный проектор Sony VPL-SW535C.

Используемые ЦОР:

http://class-fizika.narod.ru/

https://ru.wikipedia.org

http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32

Краткое описание:

<p>Предмет: ФИЗИКА</p> <p>Класс:9</p>
Автор Альфанова Валентина Дмитриевна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1100
Номер материала 58301
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓