Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания"

Конспект урока по биологии на тему "Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания"

Название урока: Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Тип урока: урок-открытие

Формы работы: групповая, индивидуальная

Цель: Познакомить учащихся с различными концепциями происхождения жизни.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся научный, критический подход к философским проблемам. Учить избавляться от догматизма в суждениях.

  • Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссию, сравнение, самостоятельное изложение научных гипотез.

  • Прививать терпимость к людям инакомыслящим, уважать их мнение.

Оборудование: слайд-презентация


Задачи

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

  • Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о гипотезах зарождения жизни, инициативное сотрудничество в сборе информации;

  • Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

  • Познавательные: умение определить понятие «жизнь», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения гипотез о возникновении жизни, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

  • Методы обучения: Поисковый, проблемный. Демонстрации, наглядный


Педагогические технологии:

  • Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

  • Проблемного диалога.

  • Технология исследовательского обучения

  • Технология коллективного способа обучения

Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); рисунки учебника.



Ход урока

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


Дорогие ребята, уважаемые гости я рад приветствовать вас на уроке-открытии.



Личностные УУД

развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Целепологание и определение темы урока

Что зашифровано под знаком вопроса? (Слайд 1)


Жизнь

Комуникативные УУД

высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий

Познавательные УУД

умение определить понятие «жизнь», построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;









































Повторение изученного

Проблема жизни - ее возникновения, сущности, существования в материальном и духовном аспектах, ее развитие и предназначение является одной из актуальных проблем науки вообще и биологической науки в частности.

Что же такое жизнь?

Многочисленные определения жизни можно свести к двум концепциям:

1.Согласно первому, жизнь определяется субстратом, носителем ее свойств.

2. Согласно второму, жизнь определяется как совокупность специфических физико-химических процессов.

Познакомимся с наиболее известными определениями жизни этих двух концепций.

(Определение Ф.Энгельса и М. Волькенштейна), (Слайд 2, 3)



И все же не одно определение не является полным, так как не дает ответа на вопрос, чем живое отличается от неживого?

Единственный способ описать жизнь - это перечислить основные свойства живого.

Вопрос: Перечислите свойства живого. (Слайд 4)

Вопрос: Каждое ли из этих свойств, присуще только живому? Ответ аргументируйте.







Вопрос: Выделите из перечисленных свойств существенные для определения жизни.







Точно также как нет однозначного ответа на вопрос, что такое жизнь? Нет и однозначного ответа на вопрос, как жизнь возникла на нашей планете?

С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни. Все их многообразие сводиться к двум взаимоисключающим точкам зрения - биогенезу и абиогенезу. (Слайд 5)

Гипотезы, касающиеся возникновения жизни, разнообразны. Среди главных следует упомянуть следующие гипотезы: креационизм, самозарождение, панспермия, стационарного состояния, химическая.

К сегодняшнему уроку я просил вас разделиться на группы, каждая из которых, познакомившись с сутью одной из гипотез, донесет ее до остальных. Хотелось бы сказать, что подготовленные ребятами сообщения не ставили своей целью дать однозначный ответ или навязать вам одну из точек зрения на вопрос о происхождении жизни. Наоборот, мы попытались сопоставить различные подходы к этой проблеме, в надежде, что услышанный на уроке материал побудит вас к собственным размышлениям на эту тему, даст пищу для самостоятельных исследований в дальнейшем.

По ходу выступлений вы самостоятельно можете заполнить лист 3










Анализ информации слайда. ЖИЗНЬ

Ответ на этот вопрос вызывает затруднение не только у вас. Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно, но все-таки такие попытки были предприняты неоднократно.









Вывод: таким образом, по Энгельсу, материальным носителем жизни является белок, способ ее существования - самообновление, а механизм самообновления – обмен веществ.

По Волькенштейну, носителем жизни являются белок и нуклеиновые кислоты, сущность жизни как самовоспроизводящейся системы связана, со способностью постоянно обмениваться веществом и энергией с окружающей средой.

Ответ: Нет, можно привести пример из неживой природы. Рост: сосулька, размножение - компьютерный вирус, движение - заводная игрушка.

Ответ: Основные (существенные) свойства это те, без которых не может существовать предмет. Для живых организмов это особый химический состав и обмен веществ, так как они обеспечивают все остальные свойства.




















































Комуникативные УУД

высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий



Познавательные УУД умение определить понятие «жизнь», построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;



Регулятивные УУД

действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные УУД

умение определить понятие «жизнь», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения гипотез о возникновении жизни, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;

Работа по информационным листам



Обсуждение гипотиз











Вывод




Итак, полистаем страницы истории, и послушаем, какие доводы в пользу своей точки зрения приводили сторонники каждой из гипотез.


1. Креоционизм

2. Гипотеза самозарождения жизни.

3. Гипотеза стационарного состояния.

4.Гипотеза панспермии.

5.Химическая гипотеза:

(Слайд 15)

(Слайд 16)

(Слайд 17). В


Комуникативные УУД

высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о гипотезах зарождения жизни, инициативное сотрудничество в сборе информации;



Познавательные УУД

умение определить понятие «жизнь», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения гипотез о возникновении жизни, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;








Итог урока











Рефлексия






Вывод

Ведь вопрос веры в гипотзу о возникновении жизни на нашей планете



, а кому-то нужно время, что бы глубоко вникнуть в суть проблемы.

возникновения жизни.

А сейчас попробуем порассуждать вместе. (слайд 18, 19, 20,21, 22)



Возможно, у кого-то, после сегодняшнего урока, появилось больше вопросов, чем ответов. Я думаю, что это станет поводом для вашей самостоятельной работы в дальнейшем, по вопросу




Конспект урока по биологии на тему "Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания"
  • Биология
Описание:

Название урока: Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Тип урока: урок-открытие

Формы работы: групповая, индивидуальная

Цель: Познакомить учащихся с различными концепциями происхождения жизни.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся научный, критический подход к философским проблемам. Учить избавляться от догматизма в суждениях.
  • Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссию, сравнение, самостоятельное изложение научных гипотез.
  • Прививать терпимость к людям инакомыслящим, уважать их мнение.

Оборудование: слайд-презентация

Задачи

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

  • Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о гипотезах зарождения жизни, инициативное сотрудничество в сборе информации;
  • Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
  • Познавательные: умение определить понятие «жизнь», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения гипотез о возникновении жизни, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

  • Методы обучения: Поисковый, проблемный. Демонстрации, наглядный

Педагогические технологии:

  • Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
  • Проблемного диалога.
  • Технология исследовательского обучения
  • Технология коллективного способа обучения

Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); рисунки учебника.

Ход урока

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Дорогие ребята, уважаемые гости я рад приветствовать вас на уроке-открытии.

Личностные УУД

развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Целепологание и определение темы урока

Что зашифровано под знаком вопроса? (Слайд 1)

Жизнь

Комуникативные УУД

высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий

Познавательные УУД

  • умение определить понятие «жизнь», построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;

Повторение изученного

Проблема жизни - ее возникновения, сущности, существования в материальном и духовном аспектах, ее развитие и предназначение является одной из актуальных проблем науки вообще и биологической науки в частности.

Что же такое жизнь?

Многочисленные определения жизни можно свести к двум концепциям:

1.Согласно первому, жизнь определяется субстратом, носителем ее свойств.

2. Согласно второму, жизнь определяется как совокупность специфических физико-химических процессов.

Познакомимся с наиболее известными определениями жизни этих двух концепций.

(Определение Ф.Энгельса и М. Волькенштейна), (Слайд 2, 3)

И все же не одно определение не является полным, так как не дает ответа на вопрос, чем живое отличается от неживого?

Единственный способ описать жизнь - это перечислить основные свойства живого.

Вопрос: Перечислите свойства живого. (Слайд 4)

Вопрос: Каждое ли из этих свойств, присуще только живому? Ответ аргументируйте.

Вопрос: Выделите из перечисленных свойств существенные для определения жизни.

Точно также как нет однозначного ответа на вопрос, что такое жизнь? Нет и однозначного ответа на вопрос, как жизнь возникла на нашей планете?

С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни. Все их многообразие сводиться к двум взаимоисключающим точкам зрения - биогенезу и абиогенезу. (Слайд 5)

Гипотезы, касающиеся возникновения жизни, разнообразны. Среди главных следует упомянуть следующие гипотезы: креационизм, самозарождение, панспермия, стационарного состояния, химическая.

К сегодняшнему уроку я просил вас разделиться на группы, каждая из которых, познакомившись с сутью одной из гипотез, донесет ее до остальных. Хотелось бы сказать, что подготовленные ребятами сообщения не ставили своей целью дать однозначный ответ или навязать вам одну из точек зрения на вопрос о происхождении жизни. Наоборот, мы попытались сопоставить различные подходы к этой проблеме, в надежде, что услышанный на уроке материал побудит вас к собственным размышлениям на эту тему, даст пищу для самостоятельных исследований в дальнейшем.

По ходу выступлений вы самостоятельно можете заполнить лист 3

Анализ информации слайда. ЖИЗНЬ

Ответ на этот вопрос вызывает затруднение не только у вас. Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно, но все-таки такие попытки были предприняты неоднократно.

Вывод: таким образом, по Энгельсу, материальным носителем жизни является белок, способ ее существования - самообновление, а механизм самообновления – обмен веществ.

По Волькенштейну, носителем жизни являются белок и нуклеиновые кислоты, сущность жизни как самовоспроизводящейся системы связана, со способностью постоянно обмениваться веществом и энергией с окружающей средой.

Ответ: Нет, можно привести пример из неживой природы. Рост: сосулька, размножение - компьютерный вирус, движение - заводная игрушка.

Ответ: Основные (существенные) свойства это те, без которых не может существовать предмет. Для живых организмов это особый химический состав и обмен веществ, так как они обеспечивают все остальные свойства.

Комуникативные УУД

высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий

Познавательные УУД умение определить понятие «жизнь», построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;

Регулятивные УУД

действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные УУД

умение определить понятие «жизнь», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения гипотез о возникновении жизни, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;

Работа по информационным листам

Обсуждение гипотиз

Вывод

Итак, полистаем страницы истории, и послушаем, какие доводы в пользу своей точки зрения приводили сторонники каждой из гипотез.

1. Креоционизм

2. Гипотеза самозарождения жизни.

3. Гипотеза стационарного состояния.

4.Гипотеза панспермии.

5.Химическая гипотеза:

(Слайд 15)

(Слайд 16)

(Слайд 17). В

Комуникативные УУД

  • высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, взаимодействовать в группе при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о гипотезах зарождения жизни, инициативное сотрудничество в сборе информации;

Познавательные УУД

  • умение определить понятие «жизнь», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения гипотез о возникновении жизни, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятием «жизнь» и гипотезами о возникновении жизни;

Итог урока

Рефлексия

Вывод

Ведь вопрос веры в гипотзу о возникновении жизни на нашей планете

, а кому-то нужно время, что бы глубоко вникнуть в суть проблемы.

возникновения жизни.

А сейчас попробуем порассуждать вместе. (слайд 18, 19, 20,21, 22)

Возможно, у кого-то, после сегодняшнего урока, появилось больше вопросов, чем ответов. Я думаю, что это станет поводом для вашей самостоятельной работы в дальнейшем, по вопросу

Автор Куликов Евгений Владимирович
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1356
Номер материала 58431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓