Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии на тему: "Годовой цикл млекопитающих".

Конспект урока по биологии на тему: "Годовой цикл млекопитающих".

Скачать материал

              Тема урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.

 

Цель урока: Изучить особенности развития и размножения млекопитающих.

Оборудование: мультимедийная презентация «Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл», таблицы, муляжи.

Тип урока: Комбинированный урок.

                                                Ход урока:

1.Организационный момент учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.

2.Проверка домашнего задания по теме: «Внутреннее строение млекопитающих».

- Учащимся необходимо узнать внутренние органы млекопитающих на рисунках и на муляжах.

- Ответить на краткие вопросы по опорно-двигательной и нервной системам в презентации.

Вопросы к презентации.

1.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой (диафрагмой);

2.Зубы находятся в углублениях, которые называются…(альвеолы);

3.Позвоночник состоит из 5 отделов.

4.Покрывает зуб снаружи (эмаль)

5.У млекопитающих наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария.

6.Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)

7.Центр координации движения (мозжечок)

8. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение.

9.У млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение, кора полушарий имеет многочисленные (извилины) и борозды.

10.Короткие мягкие волоски (подшерсток)

- Расположить последовательно в виде схемы на доске органы пищеварительной и  дыхательной систем.

- Рассказать, используя муляж строение сердца млекопитающих и охарактеризовать кровеносную систему.

-Покажите на скелете млекопитающего его отделы.

-Покажите отделы позвоночника млекопитающего.

-Что относится к поясам конечностей?

- Пользуясь рисунками, скажите, сколько всего отделов головного мозга выделяют у млекопитающих и какие отделы лучше всего развиты?

- Выявить и исправить ошибки в Рассказе кота Мурлыки.

    Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Это от того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.

    А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.

 

В рассказе были допущены следующие ошибки:

1.      Тип Хордовые, класс Млекопитающие.

2.      Название класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а выкармливают молоком детёнышей.

3.      Кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.

4.      В жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в клубочек и прикрывают нос хвостом в холодную и прохладную погоду.

5.      Остевые волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет подшерсток.

6.      После обеда животные не активны. Они любят просто полежать и вздремнуть.

7.      Не у всех млекопитающих цветное зрение. Кошачьи в основном видят в чёрно-белом изображении.

8.      Слух не зависит от размера ушей. У кошек слух отличный.

 

3. Изучение новой темы.

 Как у птиц, у земноводных, у пресмыкающихся, жизнь млекопитающих меняется по сезонам года. Это связано с сезонными изменениями условий обитания и важнейшими жизненными этапами животных: размножением, воспитанием потомства, зимовкой. Ребята, Вы знаете, что всего выделяют 4 сезона года, и в каждый сезон года поведение животных отличается. Какое сейчас наступает время года? Как вы думаете, к чему сейчас животные будут готовиться? 2СЛАЙД

Сейчас в весенний период происходит подготовка к размножению, которая сопровождается образованием семейных пар, табунов, гаремов. Прежде чем образуется пара самка и самец должны выбрать друг друга. Для этого устраиваются турнирные бои между самцами, которые выражаются у одних только позами угрозы и выпадами  в сторону конкурента (например,   )   , а у других – настоящими побоищами (олени). Или, например гориллы бьют себя по груди и издают звуки, но друг с другом в драку не вступают. 3 СЛАЙД

После того как образовалась семейная пара животные приступают к размножению.

Млекопитающие являются плацентарными животными. Как вы думаете, что это значит? (Оболочкой, которой окружён зародыш, называется плацента.) Ответ найти на стр. 253.Кровеносные сосуды развивающегося зародыша очень близко соприкасаются с кровеносными сосудами матери. Через них происходит удаление углекислого газа и вредных веществ из развивающегося зародыша и поступление к нему питательных веществ и кислорода от матери.

Сначала зародыш одноклеточный, потом многоклеточный, однослойный, двухслойный, трёхслойный. В дальнейшем похож на рыб, имеется длинный хвост и жаберные щели, затем похож на рептилий, а затем на млекопитающих и покрыт шерстью (см. рис. 200).

Рождаются детёныши разные. Посмотрите на изображённых детёнышей. Объясните, почему у домовой мыши, серой полёвки, кролика детёныш рождается слепым, без шерсти, беспомощным, а телёнок рождается зрячий, с шерстью через 30 мин может следовать за стадом. Для этого воспользуйтесь текстом на стр. 254(Потому что у них разный срок беременности, так как для формирования большего плода нужно больше времени.). Почему мыши, полёвки, белки, волки, лисы, зайцы могут позволить себе родить детёнышей беспомощными, а зебра, кит, корова, лошадь нет (Потому что их детёныши рождаются в норах с тёплыми гнёздами, а у зебры, кита, лошади детёныш рождается на открытом пространстве и он должен сразу следовать за матерью).

Вот рождается потомство, к этому времени животные меняют места обитания, перемещаются в заросли кустарников, овраги. Устраивают логова, норы, гнёзда. Теперь со стороны родителей требуется забота для того, чтобы они стали взрослыми. Как вы думаете, что входит в заботу о потомстве? (Выкармливание детёнышей молоком, защита от врагов, согревают своим теплом. Учат находить пищу, охотиться.). Когда детёныши подрастут, семьи перемещаются в наиболее богатые кормом места.

К началу осени животные начинают готовиться к зиме. Как вы думаете, в чём заключается подготовка к зиме у животных? (Линяют, интенсивно питаются - «жиреют», запасают корм, белки заготавливают орехи, жёлуди, шишки, сушат грибы; лесные мыши запасают 3-4 кг корма; полёвка запасает 10кг семян, корней, побегов; мигрируют к югу, например, киты, летучие мыши.

И вот наступает зима. Её все животные проводят по-разному. Приведите примеры как животные могут проводить зиму? (1.Активно проводят зиму – это кабаны, волки, мыши, олени, лисы. 3. Впадают в спячку непрерывную сезонную с понижением температуры тела, уменьшением числа дыхательных движений и сердечных сокращений (суслики, сурки, ежи, летучие мыши) или в сезонный сон, при котором температура тела и частота дыхательных движений меняются мало (медведи, барсуки, енотовидные собаки).

4. Закрепление.

 Закончите фразы:

1) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует ...

2) Зародыш получает питательные вещества из ... матери.

3) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....

4) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются

5)К моменту появления детёнышей животные меняют места …

6)Интенсивное питание животных летом приводит к …

7)Для перенесения неблагоприятных условий львы объединяются в …, копытные в …, волки в …

 

Третий лишний.

- Медведь, ёж, олень. (спячка)

- мышь, белка, зебра. (по величине рождённого детёныша)

- олень, горилла, львы (разные виды брачного поведения)

 

Загадки.

Зимой белый, летом серый. (Отражена подготовка зайца к зиме. Линька зайца).

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? (Сурок).

 

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

 

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

* * *

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

 

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

 

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка)

 

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

4. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

«3» - Выучить § 53

«4» - Прочитать § 53, составить кроссворд. 10 слов.

«5» - Написать мини-сообщения «Подготовка к размножению,  забота о потомстве и зимовка у одного из  представителей класса млекопитающих».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Технологическая карта урока.

 

Тема урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.

 

                    Годовой жизненный цикл млекопитающих.

 

 

 

 

 

Плацента – это

 

 

Стадии развития зародыша:1.                                       2.           

3.                                                 4.                                       5.

 

Длительность развития зародыша в матке.

 

Домовая мышь –

Серая полёвка –

Белка –

Корова -

 

Тема урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.

 

                    Годовой жизненный цикл млекопитающих.

 

Плацента – это

 

 

Стадии развития зародыша:1.                                       2.           

3.                                                 4.                                       5.

 

Длительность развития зародыша в матке.

 

Домовая мышь –

Серая полёвка –

Белка –

Корова -

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии на тему: "Годовой цикл млекопитающих"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Изучить особенности развития и размножения млекопитающих.Тип урока: Комбинированный урок.1.Организационный момент учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.2.Проверка домашнего задания по теме: «Внутреннее строение млекопитающих».- Расположить последовательно в виде схемы на доске органы пищеварительной идыхательной систем.- Рассказать, используя муляж строение сердца млекопитающих и охарактеризовать кровеносную систему.-Покажите на скелете млекопитающего его отделы.-Покажите отделы позвоночника млекопитающего.-Что относится к поясам конечностей?- Пользуясь рисунками, скажите, сколько всего отделов головного мозга выделяют у млекопитающих и какие отделы лучше всего развиты? - Выявить и исправить ошибки в Рассказе кота Мурлыки.Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Это от того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 494 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.02.2020 421
    • DOCX 26.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Елена Николаевна
    Сергеева Елена Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84756
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе