Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему: "Годовой цикл млекопитающих".

Конспект урока по биологии на тему: "Годовой цикл млекопитающих".

Тема урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.

Цель урока: Изучить особенности развития и размножения млекопитающих.

Оборудование: мультимедийная презентация «Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл», таблицы, муляжи.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока:

1.Организационный момент учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.

2.Проверка домашнего задания по теме: «Внутреннее строение млекопитающих».

- Учащимся необходимо узнать внутренние органы млекопитающих на рисунках и на муляжах.

- Ответить на краткие вопросы по опорно-двигательной и нервной системам в презентации.

Вопросы к презентации.

1.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой (диафрагмой);

2.Зубы находятся в углублениях, которые называются…(альвеолы);

3.Позвоночник состоит из 5 отделов.

4.Покрывает зуб снаружи (эмаль)

5.У млекопитающих наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария.

6.Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)

7.Центр координации движения (мозжечок)

8. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение.

9.У млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение, кора полушарий имеет многочисленные (извилины) и борозды.

10.Короткие мягкие волоски (подшерсток)

- Расположить последовательно в виде схемы на доске органы пищеварительной и дыхательной систем.

- Рассказать, используя муляж строение сердца млекопитающих и охарактеризовать кровеносную систему.

-Покажите на скелете млекопитающего его отделы.

-Покажите отделы позвоночника млекопитающего.

-Что относится к поясам конечностей?

- Пользуясь рисунками, скажите, сколько всего отделов головного мозга выделяют у млекопитающих и какие отделы лучше всего развиты?

- Выявить и исправить ошибки в Рассказе кота Мурлыки.

Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Это от того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.

А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.


В рассказе были допущены следующие ошибки:

  1. Тип Хордовые, класс Млекопитающие.

  2. Название класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а выкармливают молоком детёнышей.

  3. Кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.

  4. В жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в клубочек и прикрывают нос хвостом в холодную и прохладную погоду.

  5. Остевые волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет подшерсток.

  6. После обеда животные не активны. Они любят просто полежать и вздремнуть.

  7. Не у всех млекопитающих цветное зрение. Кошачьи в основном видят в чёрно-белом изображении.

  8. Слух не зависит от размера ушей. У кошек слух отличный.


3. Изучение новой темы.

Как у птиц, у земноводных, у пресмыкающихся, жизнь млекопитающих меняется по сезонам года. Это связано с сезонными изменениями условий обитания и важнейшими жизненными этапами животных: размножением, воспитанием потомства, зимовкой. Ребята, Вы знаете, что всего выделяют 4 сезона года, и в каждый сезон года поведение животных отличается. Какое сейчас наступает время года? Как вы думаете, к чему сейчас животные будут готовиться? 2СЛАЙД

Сейчас в весенний период происходит подготовка к размножению, которая сопровождается образованием семейных пар, табунов, гаремов. Прежде чем образуется пара самка и самец должны выбрать друг друга. Для этого устраиваются турнирные бои между самцами, которые выражаются у одних только позами угрозы и выпадами в сторону конкурента (например, ) , а у других – настоящими побоищами (олени). Или, например гориллы бьют себя по груди и издают звуки, но друг с другом в драку не вступают. 3 СЛАЙД

После того как образовалась семейная пара животные приступают к размножению.

Млекопитающие являются плацентарными животными. Как вы думаете, что это значит? (Оболочкой, которой окружён зародыш, называется плацента.) Ответ найти на стр. 253.Кровеносные сосуды развивающегося зародыша очень близко соприкасаются с кровеносными сосудами матери. Через них происходит удаление углекислого газа и вредных веществ из развивающегося зародыша и поступление к нему питательных веществ и кислорода от матери.

Сначала зародыш одноклеточный, потом многоклеточный, однослойный, двухслойный, трёхслойный. В дальнейшем похож на рыб, имеется длинный хвост и жаберные щели, затем похож на рептилий, а затем на млекопитающих и покрыт шерстью (см. рис. 200).

Рождаются детёныши разные. Посмотрите на изображённых детёнышей. Объясните, почему у домовой мыши, серой полёвки, кролика детёныш рождается слепым, без шерсти, беспомощным, а телёнок рождается зрячий, с шерстью через 30 мин может следовать за стадом. Для этого воспользуйтесь текстом на стр. 254(Потому что у них разный срок беременности, так как для формирования большего плода нужно больше времени.). Почему мыши, полёвки, белки, волки, лисы, зайцы могут позволить себе родить детёнышей беспомощными, а зебра, кит, корова, лошадь нет (Потому что их детёныши рождаются в норах с тёплыми гнёздами, а у зебры, кита, лошади детёныш рождается на открытом пространстве и он должен сразу следовать за матерью).

Вот рождается потомство, к этому времени животные меняют места обитания, перемещаются в заросли кустарников, овраги. Устраивают логова, норы, гнёзда. Теперь со стороны родителей требуется забота для того, чтобы они стали взрослыми. Как вы думаете, что входит в заботу о потомстве? (Выкармливание детёнышей молоком, защита от врагов, согревают своим теплом. Учат находить пищу, охотиться.). Когда детёныши подрастут, семьи перемещаются в наиболее богатые кормом места.

К началу осени животные начинают готовиться к зиме. Как вы думаете, в чём заключается подготовка к зиме у животных? (Линяют, интенсивно питаются - «жиреют», запасают корм, белки заготавливают орехи, жёлуди, шишки, сушат грибы; лесные мыши запасают 3-4 кг корма; полёвка запасает 10кг семян, корней, побегов; мигрируют к югу, например, киты, летучие мыши.

И вот наступает зима. Её все животные проводят по-разному. Приведите примеры как животные могут проводить зиму? (1.Активно проводят зиму – это кабаны, волки, мыши, олени, лисы. 3. Впадают в спячку непрерывную сезонную с понижением температуры тела, уменьшением числа дыхательных движений и сердечных сокращений (суслики, сурки, ежи, летучие мыши) или в сезонный сон, при котором температура тела и частота дыхательных движений меняются мало (медведи, барсуки, енотовидные собаки).

4. Закрепление.

Закончите фразы:

1) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует ...

2) Зародыш получает питательные вещества из ... матери.

3) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....

4) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются

5)К моменту появления детёнышей животные меняют места …

6)Интенсивное питание животных летом приводит к …

7)Для перенесения неблагоприятных условий львы объединяются в …, копытные в …, волки в …


Третий лишний.

- Медведь, ёж, олень. (спячка)

- мышь, белка, зебра. (по величине рождённого детёныша)

- олень, горилла, львы (разные виды брачного поведения)


Загадки.

Зимой белый, летом серый. (Отражена подготовка зайца к зиме. Линька зайца).

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? (Сурок).



Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)



Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

* * *

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)



И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)



Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка)



Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

4. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

«3» - Выучить § 53

«4» - Прочитать § 53, составить кроссворд. 10 слов.

«5» - Написать мини-сообщения «Подготовка к размножению, забота о потомстве и зимовка у одного из представителей класса млекопитающих».






































Технологическая карта урока.


Тема урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.


Годовой жизненный цикл млекопитающих.






Плацента – это



Стадии развития зародыша:1. 2.

3. 4. 5.


Длительность развития зародыша в матке.


Домовая мышь –

Серая полёвка –

Белка –

Корова -


Тема урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.


Годовой жизненный цикл млекопитающих.


Плацента – это



Стадии развития зародыша:1. 2.

3. 4. 5.


Длительность развития зародыша в матке.


Домовая мышь –

Серая полёвка –

Белка –

Корова -



Конспект урока по биологии на тему: "Годовой цикл млекопитающих".
  • Биология
Описание:

Цель урока: Изучить особенности развития и размножения млекопитающих.

Тип урока: Комбинированный урок.

1.Организационный момент учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.

2.Проверка домашнего задания по теме: «Внутреннее строение млекопитающих».

- Расположить последовательно в виде схемы на доске органы пищеварительной идыхательной систем.

- Рассказать, используя муляж строение сердца млекопитающих и охарактеризовать кровеносную систему.

-Покажите на скелете млекопитающего его отделы.

-Покажите отделы позвоночника млекопитающего.

-Что относится к поясам конечностей?

- Пользуясь рисунками, скажите, сколько всего отделов головного мозга выделяют у млекопитающих и какие отделы лучше всего развиты?

- Выявить и исправить ошибки в Рассказе кота Мурлыки.

Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Это от того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.

А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.

Автор Одовиченко Ольга Ивановна
Дата добавления 22.09.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1102
Номер материала MA-060836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓