Тема
урока: Годовой жизненный цикл млекопитающих.
Цель урока: Изучить
особенности развития и размножения млекопитающих.
Оборудование: мультимедийная
презентация «Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный
цикл», таблицы, муляжи.
Тип урока:
Комбинированный урок.
Ход
урока:
1.Организационный момент учитель приветствует
уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает
фронтальная форма работы.
2.Проверка
домашнего задания по теме: «Внутреннее строение
млекопитающих».
- Учащимся
необходимо узнать внутренние органы млекопитающих на рисунках и на муляжах.
- Ответить на краткие вопросы по
опорно-двигательной и нервной системам в презентации.
Вопросы к презентации.
1.У
всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой
(диафрагмой);
2.Зубы
находятся в углублениях, которые называются…(альвеолы);
3.Позвоночник
состоит из 5 отделов.
4.Покрывает
зуб снаружи (эмаль)
5.У
млекопитающих наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария.
6.Поверхность
полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)
7.Центр
координации движения (мозжечок)
8.
Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение.
9.У
млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария
гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение,
кора полушарий имеет многочисленные (извилины) и борозды.
10.Короткие мягкие
волоски (подшерсток)
- Расположить последовательно
в виде схемы на доске органы пищеварительной и дыхательной систем.
- Рассказать,
используя муляж строение сердца млекопитающих и охарактеризовать кровеносную
систему.
-Покажите на
скелете млекопитающего его отделы.
-Покажите отделы
позвоночника млекопитающего.
-Что относится к
поясам конечностей?
- Пользуясь рисунками,
скажите, сколько всего отделов головного мозга выделяют у млекопитающих и какие
отделы лучше всего развиты?
- Выявить и
исправить ошибки в Рассказе кота Мурлыки.
Я –
обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить
молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в
холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и
тёплый. Это от того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю
поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А ещё мы с
бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не
всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.
В
рассказе были допущены следующие ошибки:
1. Тип
Хордовые, класс Млекопитающие.
2. Название
класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а
выкармливают молоком детёнышей.
3. Кот Мурлыка
любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.
4. В жаркие
дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в клубочек и прикрывают нос
хвостом в холодную и прохладную погоду.
5. Остевые
волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет подшерсток.
6. После
обеда животные не активны. Они любят просто полежать и вздремнуть.
7. Не у всех
млекопитающих цветное зрение. Кошачьи в основном видят в чёрно-белом
изображении.
8. Слух не
зависит от размера ушей. У кошек слух отличный.
3. Изучение новой
темы.
Как
у птиц, у земноводных, у пресмыкающихся, жизнь млекопитающих меняется по
сезонам года. Это связано с сезонными изменениями условий обитания и важнейшими
жизненными этапами животных: размножением, воспитанием потомства, зимовкой.
Ребята, Вы знаете, что всего выделяют 4 сезона года, и в каждый сезон года
поведение животных отличается. Какое сейчас наступает время года? Как вы
думаете, к чему сейчас животные будут готовиться? 2СЛАЙД
Сейчас в весенний
период происходит подготовка к размножению, которая сопровождается образованием
семейных пар, табунов, гаремов. Прежде чем образуется пара самка и самец должны
выбрать друг друга. Для этого устраиваются турнирные бои между самцами, которые
выражаются у одних только позами угрозы и выпадами в сторону конкурента (например,
) , а у других – настоящими побоищами (олени). Или, например гориллы бьют
себя по груди и издают звуки, но друг с другом в драку не вступают. 3 СЛАЙД
После того как образовалась семейная пара
животные приступают к размножению.
Млекопитающие являются плацентарными
животными. Как вы думаете, что это значит? (Оболочкой, которой окружён зародыш,
называется плацента.) Ответ найти на стр. 253.Кровеносные сосуды
развивающегося зародыша очень близко соприкасаются с кровеносными сосудами
матери. Через них происходит удаление углекислого газа и вредных веществ из
развивающегося зародыша и поступление к нему питательных веществ и кислорода от
матери.
Сначала зародыш одноклеточный, потом
многоклеточный, однослойный, двухслойный, трёхслойный. В дальнейшем похож на
рыб, имеется длинный хвост и жаберные щели, затем похож на рептилий, а затем на
млекопитающих и покрыт шерстью (см. рис. 200).
Рождаются детёныши разные. Посмотрите на
изображённых детёнышей. Объясните, почему у домовой мыши, серой полёвки,
кролика детёныш рождается слепым, без шерсти, беспомощным, а телёнок рождается
зрячий, с шерстью через 30 мин может следовать за стадом. Для этого
воспользуйтесь текстом на стр. 254(Потому что у них разный срок
беременности, так как для формирования большего плода нужно больше времени.).
Почему мыши, полёвки, белки, волки, лисы, зайцы могут позволить себе родить
детёнышей беспомощными, а зебра, кит, корова, лошадь нет (Потому что их
детёныши рождаются в норах с тёплыми гнёздами, а у зебры, кита, лошади детёныш
рождается на открытом пространстве и он должен сразу следовать за матерью).
Вот рождается потомство, к этому времени
животные меняют места обитания, перемещаются в заросли кустарников, овраги.
Устраивают логова, норы, гнёзда. Теперь со стороны родителей требуется забота
для того, чтобы они стали взрослыми. Как вы думаете, что входит в заботу о
потомстве? (Выкармливание детёнышей молоком, защита от врагов, согревают своим
теплом. Учат находить пищу, охотиться.). Когда детёныши подрастут, семьи
перемещаются в наиболее богатые кормом места.
К началу осени животные начинают
готовиться к зиме. Как вы думаете, в чём заключается подготовка к зиме у
животных? (Линяют, интенсивно питаются - «жиреют», запасают корм, белки
заготавливают орехи, жёлуди, шишки, сушат грибы; лесные мыши запасают 3-4 кг
корма; полёвка запасает 10кг семян, корней, побегов; мигрируют к югу, например,
киты, летучие мыши.
И вот наступает зима. Её все животные
проводят по-разному. Приведите примеры как животные могут проводить зиму? (1.Активно
проводят зиму – это кабаны, волки, мыши, олени, лисы. 3. Впадают в спячку
непрерывную сезонную с понижением температуры тела, уменьшением числа
дыхательных движений и сердечных сокращений (суслики, сурки, ежи, летучие мыши)
или в сезонный сон, при котором температура тела и частота дыхательных движений
меняются мало (медведи, барсуки, енотовидные собаки).
4. Закрепление.
Закончите фразы:
1) Оболочка зародыша вместе со стенками
матки образует ...
2) Зародыш получает питательные вещества из ... матери.
3) О сходстве млекопитающих с предками
говорит строение ....
4) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются …
5)К моменту появления детёнышей животные меняют места …
6)Интенсивное питание животных летом приводит к …
7)Для перенесения неблагоприятных условий львы объединяются в …,
копытные в …, волки в …
Третий лишний.
- Медведь, ёж, олень. (спячка)
- мышь, белка, зебра. (по величине рождённого детёныша)
- олень, горилла, львы (разные виды брачного поведения)
Загадки.
Зимой белый, летом серый. (Отражена
подготовка зайца к зиме. Линька зайца).
Зверёк
бурый, неуклюжий,
Он не любит
зимней стужи.
До весны в
норе глубокой
Посреди
степи широкой
Сладко спит
себе зверёк.
Как зовут
его? (Сурок).
Кто зимой
холодной
Ходит злой,
голодный? (Волк)
Зимой спит,
Летом ульи
ворошит. (Медведь)
Он в
берлоге спит зимой
Под
большущею сосной.
А когда
придёт весна,
Просыпается
от сна. (Медведь)
* * *
Я устраиваюсь
ловко:
У меня с
собой кладовка.
Где
кладовка? За щекой!
Вот я
хитренький какой! (Хомяк)
И по
соснам, и по елям
Быстро
бегает она,
Видит,
шишки где поспели,
Где грибная
целина. (Белка)
Зверька
узнаем мы с тобой
По двум
таким приметам:
Он в шубке
серенькой зимой,
А в рыжей
шубке — летом. (Белка)
Кто осенью
холодной
Ходит
хмурый и голодный? (Волк)
4. Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание:
«3» - Выучить § 53
«4» -
Прочитать § 53, составить кроссворд. 10 слов.
«5»
- Написать мини-сообщения «Подготовка к размножению, забота о потомстве и
зимовка у одного из представителей класса млекопитающих».
Технологическая карта урока.
Тема урока:
Годовой жизненный цикл млекопитающих.
Годовой жизненный цикл млекопитающих.
Плацента – это
Стадии развития
зародыша:1. 2.
3.
4. 5.
Длительность
развития зародыша в матке.
Домовая мышь –
Серая полёвка –
Белка –
Корова -
Тема урока:
Годовой жизненный цикл млекопитающих.
Годовой жизненный цикл млекопитающих.
Плацента – это
Стадии развития
зародыша:1. 2.
3.
4. 5.
Длительность
развития зародыша в матке.
Домовая мышь –
Серая полёвка –
Белка –
Корова -
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.