Главная / Биология / Конспект урока "Основы генетики. I и II законы Менделя"

Конспект урока "Основы генетики. I и II законы Менделя"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «ПЕРВОМАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






«Утверждаю»

Зам. Директора по УР

Бирюкова С. Ю. _______





Методическая разработка



Дисциплина: Биология



Специальность: 151901 Технология машиностроения






Разработала:

Родионова А. В.________





Рассмотрено на заседании МК

Протокол №______

От ______________

Председатель МК

Агапкина И. И. ______





2012

Содержание

  1. Пояснительная записка________________________________________3

  2. Цель и задачи урока___________________________________________4

  3. Структура урока______________________________________________6

  4. Ход урока ___________________________________________________7

  5. Литература_________________________________________________10

  6. Приложение 1_______________________________________________11

  7. Приложение 2_______________________________________________19

  8. Приложение 3_______________________________________________20

  9. Приложение 4_______________________________________________22

  10. Приложение 5_______________________________________________24



































Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого был разработан модульный урок «Основы генетики. I и II законы Менделя».

        Проведенный урок входит в главу «Основы генетики и селекции» и является первым по счету. В данной главе студенты изучают основные понятия, законы и методы генетики и селекции.

Основные требования к знаниям и умениям:

         В результате изучения данной темы студенты должны расширить и укрепить свои знания и умения.

Учащиеся должны знать:

  1. основные понятия генетики и генетическую символику;

  2. основные методы изучения генетики;

  3. биографию Г. Менделя;

  4. формуликовку I и II законов Г. Менделя.

Учащиеся должны уметь:

  1. применять знания генетических терминологии и символики при дальнейшем изучении;

  2. решать генетические задачи, связанные содержанием с I и II законами Г. Менделя;

  3. самостоятельно работать с учебной литературой;

  4. самостоятельно составлять конспекты.

       


















Цель урока:

В результате овладения содержанием модуля расширить и укрепить у студентов систему знаний об основных понятиях генетики и генетической символики, методах ее изучения и основных ее законов. (законы Г. Менделя)


Задачи:


Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки, с основными генетическими понятиями и терминами и биографией

Г. Менделя.

  1. Cистематизировать знания о первом и втором законах Менделя.

  2. Научить школьников использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем.

  3. Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой как наукой.


Развивающие:

  1. Продолжить формирование навыков решения генетических задач.

  2. Усовершенствовать общеучебные умения при работе с учебником.

  3. Продолжить развитие познавательной сферы учащихся и их мыслительных навыков (синтеза, анализа и других).

  4. Способствовать дальнейшему формированию личностных качеств учащихся (внимания и наблюдательности).

  5. Способствовать развитию навыков работы в группе и самостоятельно.


Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения.

  2. Способствовать дальнейшему формированию бережного отношения к своему здоровью.
















Тип урока: модульный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной установки и презентации.




Оборудование:

  • Мультимедийная установка (проектор, экран);

  • Компьютер;

  • Карточки с учебными элементами (модулями);

  • Таблица самоконтроля;

  • Константинов В.М., Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – М.: «Академия», 2007 г.



Методы:

  1. Словесные

  • Объяснение

  • Беседа

  1. Наглядные

  • Демонстрация презентации

  1. Практические

  • Работа с учебником

  • Работа с модулем






















Глава: «Основы генетики и селекции».

Урок №1 «Основы генетики. I и II законы Менделя».





Структура урока


  1. Организационный момент. (5 мин.)

  2. Проверка исходных знаний и умений. (25 мин.)

  3. Изучение нового материала. (40 мин)

  4. Закрепление изученного материала. (15 мин)

  5. Итоги урока и домашнее задание. (5 мин)































Ход урока:

  1. Организационный моменты:

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! (студенты приветствуют преподавателя стоя) Сегодня урок пройдет не совсем в обычной форме: он будет состоять из отдельных учебных элементов или модулей (Приложение 1.), при этом (выполняя задания модуля) вы сможете получить определенное количество баллов, которые вы вносите в таблицу самоконтроля. (Приложение 2.)

  1. Проверка исходных знаний и умений:

Преподаватель: Итак, создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы:

Каким родится наш ребенок?

Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос?

Кто родится – мальчик или девочка? Ответы на эти вопросы дает такая наука как генетика. Запишите дату и тему занятия. Зачитайте, пожалуйста, основную цель нашего занятия в УЭ-0.

Студент зачитывает интегрирующую цель занятия.(УЭ-0)

Преподаватель: В 9 классе вы начали изучать основы генетики. А сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов в области наследственности. Итак, домашним заданием было повторить основные понятия генетики. Для того, чтобы проверить исходный уровень знаний предлагаю вам выполнить тест УЭ-1.

Студенты читают УЭ-1 и выполняют тест.

Далее проверяют тест совместно с преподавателем, подсчитывают количество баллов и выписывают основные понятия себе в тетрадь.

Преподаватель: Молодцы! А для того, чтобы закрепить знания об основных понятиях, я предлагаю вам составить синквейн.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), вдохнавленная японскими стихотворениями. (Синквейн – пятистрочное стихотворение)

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Генетика

Интересная, увлекательная

Наблюдать, изучать, экспериментировать

Способствует развитию современных знаний

Наука

Студенты самостоятельно составляют синквейн 3-х понятий. Далее их вариант обсуждают в группе.

Преподаватель: переходим к изучению УЭ-3. Прочитайте внимательно задание. Вам необходимо записать генетическую символику себе в тетрадь, использую при этом материал учебника на странице 60-61.

Студенты самостоятельно записывают в тетрадь генетическую символику. Далее проверяют правильность своих записей.

Преподаватель: Как и любая наука, генетика имеет свои основные методы изучения и основоположника. Переходим к изучению УЭ-4. Ваша задача вписать пропущенные данные в тексты, слушаю при этом сообщения, которые подготовили ребята. (Приложение 3,4)

Студент самостоятельно вписывают пропущенные данные в тексты, слушаю при этом сообщения. Самостоятельная проверка.

Преподаватель: Молодцы! Итак, ребята, основоположником генетики стал Г. Мендель, который сформулировал основные закона генетики. Переходим к изучению УЭ-5.

Студенты внимательно читают задание УЭ-5. Затем читают материал учебника на станице 60,62-62. Далее совместно с преподавателем составляют схему скрещивания и дают формулировку I и II законов Менделя.

Преподаватель: Первый закон Менделя («Закон единообразия гибридов первого поколения») гласит: при скрещивании гомозиготных организмов из чистых линий отличающихся друг от друга одним альтернативным признаком наблюдается единообразие гибридов первого поколения.

Р: ♂ АА Х ♀ аа

Желт. Зел.

G: А а

F1: Аа

желтые

Второй закон Менделя («Закон расщепления»)гласит: при скрещивании гетерозиготных организмов отличающихся друг от друга одним альтернативным признаком во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу- 3:1,а по генотипу 1:2:1

Р: ♂ Аа Х ♀ Аа

Желт. Желт.

G: А, а А, а

F2: 1 АА; 2 Аа; 1 аа

Желт., желт., зел.

Студенты делают записи в тетрадь.

Преподаватель: Ребята, представьте, что вы попали в проектную группу ученых-генетиков и вам предстоит работа над проектом, в котором необходимо решить задачи представленные в УЭ-6. Они разной уровни сложности. Вы должны записать дано, решение – схему скрещивания и дать ответ на поставленные вопросы. Приступаем.

Студенты самостоятельно решают задачи и самостоятельно их проверяют. (ответы берут у преподавателя). (Приложение 5.)

Преподаватель: Итак, ребята, заканчиваем решать, проверяем и переходим к УЭ-7. Подсчитайте общее количество баллов, выставите себе оценку и выберите себе домашнее задание. Таблицу самоконтроля сдаем мне. Спасибо всем за внимание. Занятие окончено.













































Литература

  1. Дымшиц Г.М. и др. Биология. Общая биология : практикум для учащихся 10-11 классов. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение», 2008, 143с.

  2. Константинов В.М., Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – М.: «Академия», 2007, стр. 59-63

  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В., “Поурочные разработки по общей биологии”, 9 класс, М., “ВАКО”, 2006 г.

  4. Ресурсы сети Интернет

  5. Явдоменко Ю.И. “Основные понятия генетики.9 класс” и другие авторы (извините, фамилия не сохранилась) Издательство “Первое сентября”.











































Приложение 1

Глава: «Основы генетики и селекции».

Урок №1 «Основы генетики. I и II законы Менделя».

учебного

элемента



Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

(1-2 мин)

Интегрирующая цель: В результате овладения содержанием модуля ты расширишь и укрепишь свои знания об основных понятиях генетики и генетической символики, методах ее изучения и основных ее законов. (законы Г. Менделя)

Внимательно прочитай цель урока.

УЭ-1

(10 мин. на тест + 15 мин.)

Цель: определить исходный уровень знаний об основных понятиях генетики.

I.Запиши в тетради дату и название общей темы: «Основы генетики и селекции», название темы урока: «Основы генетики. I и II законы Менделя».

II.Выполни тест.

Тест 1. «Основные понятия генетики».

Рядом с цифрой понятия найдите и напишите цифру правильного определения.

Понятия:

  1. Генетика

  2. Наследственность

  3. Изменчивомсть

  4. Ген

  5. Аллель (аллельные гены)

  6. Неаллельные гены

  7. Генотип

  8. Фенотип

  9. Доминантный признак

  10. Рецессивный признак

  11. Гибрид

  12. Гомозигота (Гомозиготный организм)

  13. Гетерозигота (Гетерозиготный организм)

Определения:

1. Общее свойство живого, которое одинаково проявляется у всех организмов, обусловливает хранение и репродукцию наследственной информации, обеспечивающей преемственность между поколениями.

2. Состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий).

3. Гены, расположенные в одних и тех же местах гомологичных хромосом и определяющие развитие одного и того же признака.

4. Признак, не проявляющийся в первом поколении от гомозиготных родителей.

5. Гены, расположенные в одних и тех же местах гомологичных хромосом, но определяющие развитие разных признаков.

6. Название организма, если в гомологичных хромосомах аллельные гены кодируют одинаковое состояние того или иного признака.

7. Название организма, если в гомологичных хромосомах аллельные гены кодируют одинаковое состояние признака и по нему идет расщепление.

8. Совокупность генов и их проявление в среде обитание.

9. Способность организма претерпевать изменения, вызываемые мутациями или внешней средой обитания.

10. Совокупность внешних признаков организма.

11. Участок ДНК (или хромосомы), определяющих развитие отдельного признака.

12. Наука о наследственности и изменчивости организмов.

13. Потомки от скрещивания.



Критерии оценки:

За каждый правильный ответ

1 балл.

III.Обсуди эти вопросы в классе.













Выполни тест.

Работай самостоятельно в тетради.

Проверка теста идет совместно с преподавателем.

За каждый правильный ответ

1 балл.

































































Подсчитай количество баллов.



Запишите данные определения себе в тетрадь.

УЭ-2

(10 мин)

Цель: закрепить знания об основных понятиях генетики.

I.Обсуди в паре и составить синквейн:

1. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), вдохнавленная японскими стихотворениями. (Синквейн – пятистрочное стихотворение)

2. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

3. Составьте синквейн 3 определений: ген, фенотип, гетерозигота.

II.Обсуди эти вопросы в классе.





Работай в паре.



Критерии оценки:

За каждый правильный синквейн

1 балл.































Работай в классе

УЭ-3

(10 мин.)

Цель: получить знания о генетической символике.

I.Запишите генетическую символику в тетрадь:

А;В;С;…-

а;в;с…-

АА; аа…-

Аа…-

F1

F2

Р –

G –

-

-

Х –

II.Обсуди эти вопросы в классе.





Индивидуальная работа с учебником. Пользуйся текстом учебника

«Общая биология» Костантинов В.М.,Глава 2 §2.1. стр. 60-61

За каждый правильный символ

1 балл.

Работай в классе.

УЭ-4

(15-20 мин)

Цель: изучить биографию Г. Менделя и познакомиться с основными методами изучения генетики.

I.Запишите в тетрадь тексты, вставляя пропущенные данные:

Текст № 1.

Существуют метода генетики:

  1. -


Наиболее старый метод генетики человека – генеалогический анализ, или метод анализа родословных.Цель генеалогического анализа – дать заключение о наследственной обусловленности признака. Анализ родословных используется для выявления доминантных, полудоминантных и рецессивных признаков, картирования хромосом.

При сравнении однояйцевых и разнояйцевых близнецов, воспитанных в одной и той же среде, можно сделать заключение о роли генов в развитии признаков.

Основан на изучении хромосомного набора человека. В норме кариотип человека включает - 22 пары аутосом и две половые хромосомы.

Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры.

Текст № 2.

Основоположником или «отцом» генетики является , который сформулировал основные законы наследственности.

родился в . В 1843 году он поступил в , где принял духовный сан. Мендель проводил опыты с (растение),так как:

  1. имеется много сортов, четко различающихся по ряду признаков;

  2. растения легко выращивать;

  3. растение самоопыляющееся.

  4. оно дает вполне плодовитых гибридов.

Результаты работы Мендель сформулировал в своей монографии “ ”, вышедшей в 1865 году.

Официальной датой рождения генетики принято считать весну года.

II. Проверка задания.













Работай индивидуально.

Впиши правильный ответ.























Самостоятельная проверка. За каждый правильный ответ 1 балл.

УЭ-5

(10 мин)









(10 мин)

Цель:изучить I и II законы Менделя.

I. Прочитайте текст учебника на странице 60, 62-63и ответьте письменно на вопросы:

  1. В чем заключался первый опыт Менделя? К какому он пришел выводу?

  2. В чем заключается второй опыт Менделя? К какому он пришел выводу?



II.Обсуди эти вопросы в классе. Объяснение преподавателя.

За активное обсуждение 2 балл.



Индивидуальная работа с учебником «Общая биология» Костантинов В.М.,Глава 2 §2.1. стр. 60,62-63

Работай в классе. Записать схему скрещивания и формулировку I и II законов Менделя

УЭ-6

(15 мин)

Цель:закрепить приобретенные знания.

I. Представьте, что вы попали в проектную группу ученых-генетиков и вам предстоит работа над проектом, в котором необходимо решить следующие задачи:

1 уровень сложности: У человека карие глаза – доминантный признак,а голубые глаза – рецессивный признак. Вступили в брак кареглазый мужчина (гомозиготный по данному признаку) и голубоглазая женщина. Какой цвет глаз будут иметь дети в данной семье.

2 уровень сложности: У человека наличие веснушек доминирует над их отсутствием. Будут ли дети обязательно иметь веснушки, если родители гетерозиготны по данному признаку?

3 уровень сложности: В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а уши ее мужа несколько оттопыренные (мужчина гетерозиготен по данному признаку)? Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей, — доминантный, а ген, ответственный за степень прижатости ушей, — рецессивный.

II. Проверка задания.



Работай индивидуально.

Решите задачи.































Самостоятельная проверка. За правильно решенную задачу 1 уровня- 1 балл,2 уровня- 2 балла,3 уровня- 3 балла.

УЭ-7

(3-5 мин)

Цель: подведение итогов урока, выбор домашнего задания.

I.Прочитай цель урока.

II. Достиг ли ты цели урока? В какой степени?

III.Оцени свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”. .

IV.Выбери домашнее задание в зависимости от того, как успешно ты работал на уроке.

  • Если все задания выполнил на “5”, то освобождаешься от выполнения домашнего задания;

  • Если задания выполнил на “4”, то необходимо ещё раз прочитать материал учебника;

  • Если выполнил задания на “3” и ниже, то необходимо ещё раз проработать весь модуль урока.






Работай индивидуально, в группах.

Подсчитайте общее количество баллов

Индивидуально.





















































Приложение 2

Таблица самоконтроля

Ф.И.О. студента

Учебный элемент (модуль)

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

Количество баллов студента







Максимальное количество баллов за модуль

13б

11б

15б

Если вы набрали от 48-50 баллов – вы получаете оценку «5»;

Если вы набрали от 37-47 баллов – вы получаете оценку «4»;

Если вы набрали от 25-36 баллов – вы получаете оценку «3».


Таблица самоконтроля

Ф.И.О. студента

Учебный элемент (модуль)

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

Количество баллов студента







Максимальное количество баллов за модуль

13б

11б

15б

Если вы набрали от 48-50 баллов – вы получаете оценку «5»;

Если вы набрали от 37-47 баллов – вы получаете оценку «4»;

Если вы набрали от 25-36 баллов – вы получаете оценку «3».


Таблица самоконтроля

Ф.И.О. студента

Учебный элемент (модуль)

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

Количество баллов студента







Максимальное количество баллов за модуль

13б

11б

15б

Если вы набрали от 48-50 баллов – вы получаете оценку «5»;

Если вы набрали от 37-47 баллов – вы получаете оценку «4»;

Если вы набрали от 25-36 баллов – вы получаете оценку «3»

Приложение 3

Сообщение

«Биография Г. Менделя»

Основоположником или «отцом» генетики во всем мире принято считать Г. Менделя, который сформулировал основные законы наследственности.

Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. В 1843 году он поступил в монастырь августинцев в Брюнне, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провел два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 году вернулся в монастырь. Такой выбор предметов оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 года.

Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для эксперимента - гороха огородного( Pisum sativum). Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:

  1. имеется много сортов, четко различающихся по ряду признаков;

  2. растения легко выращивать;

  3. репродуктивные органы полностью прикрыты лепестками, так что растении обычно самоопыляется; поэтому его сорта размножаются в чистоте, то есть их признаки из поколения в поколение остаются неизменными.

  4. возможно искусственное скрещивание сортов, и оно дает вполне плодовитых гибридов.

Их 34 сортов гороха Мендель отобрал 22 сорта, обладающие четко выраженными различиями по ряду признаков, и использовал их в своих опытах со скрещиванием. Менделя интересовали семь главных признаков: высота стебля, форма семян, окраска семян, форма и окраска плодов, расположение и окраска цветков.

И до Менделя многие ученые проводили подобные эксперименты на растениях, но ни один из них не получил таких точных и подробных данных; кроме того, они не смогли объяснить свои результаты с точки зрения механизма наследственности. Моменты, обеспечившие Менделю успех, следует признать необходимыми условиями проведения всякого научного исследования и принять их в качестве образца. Условия эти можно сформулировать следующим образом:

  1. проведение предварительных исследований для ознакомления с экспериментальным объектом;

  2. тщательное планирование всех экспериментов, с тем чтобы всякий раз внимание было сосредоточено на одной переменной, что упрощает наблюдения;

  3. строжайшее соблюдение всех методик, с тем чтобы исключить возможность введения переменных, искажающих результаты;

  4. точная регистрация всех экспериментов и запись всех полученных результатов;

  5. получение достаточного количества данных, чтобы их можно было считать статистически достоверными.

Следует отметить, что в выборе экспериментального объекта Менделю кое в чем просто повезло: в наследовании отобранных им признаков не было ряда более сложных особенностей, открытых позднее, таких как неполное доминирование, зависимость более чем от одной пары генов, сцепление генов.

Результаты работы Мендель сформулировал в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. Четко сформулированные законы, предложенные Менделем легли в основу классической генетики. Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены.













Приложение 4

Сообщение

«Основные методы генетики»

Существуют три основных метода генетики:

Генеалогический метод.

Близнецовый метод.

Цитогенетический метод.

Методы генетики. Давайте вспомним, какие методы используются в генетике при изучении растений и животных? (выступление учащихся 5-7 минут)

Генеалогический метод. Наиболее фундаментальный и самый старый метод генетики человека – генеалогический анализ, или метод анализа родословных.Цель генеалогического анализа – дать заключение о наследственной обусловленности признака. Анализ родословных используется для выявления доминантных, полудоминантных и рецессивных признаков, кар¬тирования хромосом (т. е. для установления принадлежности гена, кодирующего данный признак, к определенной группе сцепления, сцепленности с Х- или Y-хромосомами), для изучения мутационного процесса (особенно в случаях, когда необходимо отличить вновь возникшие мутации от тех, которые носят семейный характер, т. е. возникли в предыдущих поколениях). По аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия (увеличенное количество пальцев), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие. Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота наследуются по аутосомно-рецессивному типу.Целый ряд признаков наследуется сцеплено с полом: Х-сцепленное наследование - гемофилия, дальтонизм;У-сцепленное - гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины), перепонки между пальцами.


Близнецовый метод. Близнецами называют одновременно родившихся детей.Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми). Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) частей. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства (конкордантностью) по многим признакам. Дизиготные близнецы развиваются из одновременно оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток.Поэтому они наследственно различны и могут быть как одного, так и разного пола. Разумеется, однояйцовые близнецы генетически идентичны (если исключить случаи соматической мутации). Двуяйцовые близнецы генетически сходны не более чем обычные братья и сестры.Близнецовый метод позволяет делать обоснованные заключения о роли наследственности и среды в определении тех или иных признаков человека, сравнивая степень сходства и различия по ряду признаков у близнецов разного типа. Разработан метод сопоставления однояйцевых близнецов, воспитанных вместе и однояйцевых близнецов, которые воспитывались раздельно.

При сравнении однояйцевых и разнояйцевых близнецов, воспитанных в одной и той же среде, можно сделать заключение о роли генов в развитии признаков. Условия послеутробного развития для каждого из близнецов могут оказаться разными. Например, монозиготные близнецы были разлучены через несколько дней после рождения и воспитывались в разных условиях. Сравнение их через 20 лет по многим внешним признакам (рост, объем головы, число бороздок на отпечатках пальцев и т. д.) выявило лишь незначительные различия. В то же время, среда оказывает воздействие на ряд нормальных и патологических признаков. Установлена внимание высокая степень сходства однояйцевых близнецов по таким тяжелым заболеваниям, как шизофрения, эпилепсия, сахарный диабет.

Частота рождения однояйцовых близнецов почти не зависит от возраста матери: двуяйцовые близнецы чаще рождаются у пожилых матерей.

Склонность к рождению двуяйцовых близнецов проявляется, естественно, только у женщин; для женщин из семей с частыми случаями рождения близнецов вероятность родить двуяйцовых близнецов выше. Мужчины из таких семей могут передать это свойство своим дочерям, хотя в потомстве самих этих мужчин повышенной частоты рождения близнецов не наблюдалось.


Цитогенетический метод. Основан на изучении хромосомного набора человека. В норме кариотип человека включает 46 хромосом - 22 пары аутосом и две половые хромосомы.

10% болезней человека определяются патологическими генами либо генами, обусловливающими предрасположенность к наследственным болезням.

Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры. Наследственные болезни могут быть вызваны нарушениями в отдельных генах, хромосомах или хромосомных наборах.

Помимо того, один из 150 новорожденных несет структурную или числовую мутацию хромосом. Эти мутации в абсолютном большинстве возникают в половых клетках родителей, одна из 10 гамет человека является носителем структурных мутаций.













Приложение 5


Учебный элемент – 6.

Ответы.

Задача 1 уровня сложности: все дети в данной семье будут иметь карий цвет глаз, так как проявляется I закон Менделя (Закон единообразия гибридов 1-го поколения). – показать схему скрещивания.

Задача 2 уровня сложности: не обязательно дети в данной семье будут иметь веснушки, так как проявляется II закон Менделя (Закон расщепления). Вероятность появления ребенка без веснушек состовляет 25 %.(1/4 часть) – показать схему скрещивания.

Задача 3 уровня сложности: с равной вероятностью в данной семье могут появится дети и с оттопыренными, и с прижатыми ушами (50%:50%).– показать схему скрещивания.


Учебный элемент – 6.

Ответы.

Задача 1 уровня сложности: все дети в данной семье будут иметь карий цвет глаз, так как проявляется I закон Менделя (Закон единообразия гибридов 1-го поколения). – показать схему скрещивания.

Задача 2 уровня сложности: не обязательно дети в данной семье будут иметь веснушки, так как проявляется II закон Менделя (Закон расщепления). Вероятность появления ребенка без веснушек состовляет 25 %.(1/4 часть) – показать схему скрещивания.

Задача 3 уровня сложности: с равной вероятностью в данной семье могут появится дети и с оттопыренными, и с прижатыми ушами (50%:50%).– показать схему скрещивания.


Учебный элемент – 6.

Ответы.

Задача 1 уровня сложности: все дети в данной семье будут иметь карий цвет глаз, так как проявляется I закон Менделя (Закон единообразия гибридов 1-го поколения). – показать схему скрещивания.

Задача 2 уровня сложности: не обязательно дети в данной семье будут иметь веснушки, так как проявляется II закон Менделя (Закон расщепления). Вероятность появления ребенка без веснушек состовляет 25 %.(1/4 часть) – показать схему скрещивания.

Задача 3 уровня сложности: с равной вероятностью в данной семье могут появится дети и с оттопыренными, и с прижатыми ушами (50%:50%).– показать схему скрещивания.


Учебный элемент – 6.

Ответы.

Задача 1 уровня сложности: все дети в данной семье будут иметь карий цвет глаз, так как проявляется I закон Менделя (Закон единообразия гибридов 1-го поколения). – показать схему скрещивания.

Задача 2 уровня сложности: не обязательно дети в данной семье будут иметь веснушки, так как проявляется II закон Менделя (Закон расщепления). Вероятность появления ребенка без веснушек состовляет 25 %.(1/4 часть) – показать схему скрещивания.

Задача 3 уровня сложности: с равной вероятностью в данной семье могут появится дети и с оттопыренными, и с прижатыми ушами (50%:50%).– показать схему скрещивания.




Конспект урока "Основы генетики. I и II законы Менделя"
  • Биология
Описание:

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого был разработан модульный урок «Основы генетики. I и II законы Менделя».

Проведенный урок входит в главу «Основы генетики и селекции» и является первым по счету. В данной главе студенты изучают основные понятия, законы и методы генетики и селекции.

Основные требования к знаниям и умениям:

В результате изучения данной темы студенты должны расширить и укрепить свои знания и умения.

Учащиеся должны знать:

1. основные понятия генетики и генетическую символику;

2. основные методы изучения генетики;

3. биографию Г. Менделя;

4. формуликовку I и II законов Г. Менделя.

Учащиеся должны уметь:

1. применять знания генетических терминологии и символики при дальнейшем изучении;

2. решать генетические задачи, связанные содержанием с I и II законами Г. Менделя;

3. самостоятельно работать с учебной литературой;

4. самостоятельно составлять конспекты.

Цель урока:

В результате овладения содержанием модуля расширить и укрепить у студентов систему знаний об основных понятиях генетики и генетической символики, методах ее изучения и основных ее законов. (законы Г. Менделя)

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки, с основными генетическими понятиями и терминами и биографией

Г. Менделя.

2. Cистематизировать знания о первом и втором законах Менделя.

3. Научить школьников использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем.

4. Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой как наукой.

Развивающие:

1. Продолжить формирование навыков решения генетических задач.

2. Усовершенствовать общеучебные умения при работе с учебником.

3. Продолжить развитие познавательной сферы учащихся и их мыслительных навыков (синтеза, анализа и других).

4. Способствовать дальнейшему формированию личностных качеств учащихся (внимания и наблюдательности).

5. Способствовать развитию навыков работы в группе и самостоятельно.

Воспитательные:

1. Продолжить формирование научного мировоззрения.

2. Способствовать дальнейшему формированию бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: модульный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной установки и презентации.

Автор Родионова Анна Владимировна
Дата добавления 28.11.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 857
Номер материала MA-062749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓