Цели урока:
1.
Образовательная: сформировать
у детей представление о жизни животных в зимнем лесу как важнейшем явлении
природы.
2.
Развивающая: развивать
логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас
учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;
3.
Воспитательная:
воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе,
учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Поставленные задачи старалась реализовать через
деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить
всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с
эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, задач
урока, для этого использовала занимательный материал, способ группировки,
проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к
тому, что они должны знать и уметь по данной теме.
Формирование
универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствовали на
всех этапах урока.
Личностные:
·
формирование внутренней позиции школьника
на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·
формирование учебно-познавательного
интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·
развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
·
способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
·
принимать и сохранять учебную задачу;
·
в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
·
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
·
самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как по ходу его реализации так и в конце действия;
·
формирование положительной адекватной дифференцированной
самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика».
Познавательные:
· осознавать познавательную задачу, читать,
слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в
различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные
связи.
Коммуникативные:
·
допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
·
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
·
адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА УРОК.
- Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте
глаза, положите головы на парты. Тихо повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
-Я радуюсь этому, (пауза).
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно, (пауза).
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
- Ребята, давайте познакомимся с планом нашего урока.
ПЛАН УРОКА:
(СЛАЙД)
1. Вспомним то, что знаем.
2. Проведём пресс-конференцию.
3. Узнаем новое.
4. Отдохнём.
5. Поработаем самостоятельно.
6. Подведём итоги.
7. Узнаем домашнее задание.
- Ребята, посмотрите, каким насыщенным
будет наш урок. А чтобы всё успеть, какими мы должны быть? (Работать дружно,
быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела,
не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания учителя,
внимательно слушать ответы одноклассников.
Давайте вспомним правила совместной
работы. Ведь сегодня мы будем работать в группах. (Памятка).
Выполняя эти правила,
вы достигнете хорошего результата.
-Познакомимся с
экспертами групп, которые будут руководить работой всей группы.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
- Ребята! Сейчас вы посмотрите
слайд-фильм и попробуйте сами определить, о чём пойдёт речь на уроке.
Идёт показ слайдов.
- О чём же пойдёт речь на уроке? Кто
догадался?
(-Сегодня мы будем говорить о зиме).
Открываю тему урока: «ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА
ЗИМА. КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».
- Докажите, что о зиме.
(Увидели признаки зимы: снег, иней, лёд,
мороз, замерзание водоёмов, замерзание почвы…
- Давайте познакомимся с задачами урока.
Сегодня мы узнаем...
ЗАДАЧИ УРОКА:
(Слайд)
- Новое о снежинках.
-Как зимуют дикие животные.
-В конце урока должны ответить на контрольные вопросы:
- Что такое снежинки?
- Как зимуют дикие животные?
3. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад)
- Из чего состоит снег? ( из снежинок)
- Снежинки – одно из самых прекрасных созданий природы. В
снегопад миллионы снежинок падают на землю и среди них нет двух одинаковых.
Давайте посмотрим на снежинки поближе и полюбуемся ими.
(Слайд-фильм)
Как прекрасны снежинки. Нам пришлось немало потрудиться,
чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. С неба звёзды
падают. Лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много
звёздочек тонких, как стекло, звёздочки холодные, а земле тепло.
- А теперь, давайте обратимся к научному тексту, который лежит у вас
на парте. Вы будете самостоятельно в гуппах читать текст и искать ответы на
вопросы.
(Слайд)
1.
Где рождаются
снежинки?
2.
От чего зависит
размер снежинок?
3.
Что такое снежинки?
4.
Сколько лучей у
каждой снежинки?
Проверяем. Читаем вопрос. И отвечаем на него.
Предполагаемые ответы детей.
1.
Рождаются
снежинки на большой высоте, где холодно.
2.
Размеры
снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.
3.
Снежинки –
это замёрзший водяной пар.
4.
Шесть лучей.
Оцените работу группы в листе самооценки.
- Ребята, что происходит со снегом, снежинкой, если их взять в руки?
- Почему?
(Они растают, т.к. основное вещество снежинок – это вода.)
- Ребята, почему снег иногда скрипит под ногами?
(Скрип снега – это звук ломающихся под ногами хрупких снежинок.)
4.ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
- Как в природе нет двух
одинаковых снежинок, так и каждый из вас неповторим, уникален. Сейчас каждый из
вас превратится в снежинку и устроим снегопад в классе.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
- Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее
приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных.
- Проведём пресс-конференцию «Как звери
готовятся к зиме»»
5. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖИЗНЬ ДИКИХ
ЖИВОТНЫХ»
У нас сегодня в гостях журналисты, которые подготовили
свои вопросы. И знатоки животных, которые изучали как дикие звери готовятся к
зиме.
Ребята, слушайте и запоминайте зимние изменения в
жизни животных. Так как вы затем будете работая в группах, находить
эти изменения.
- Посмотрите на доску. Вы видите отдельные элементы
животного, о котором пойдёт речь. Догадались, о каком животном пойдёт речь? (О
белке).
Первая группа. Знатоки зверей. Изучали как
белка готовится к зиме.
- Где белка живёт зимой? Мартынов
Главнов. - Гнездо у белки в дупле прямо на
веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище застилает сухими веточками,
листьями и шерстью. Белка мерзлячка, своё гнездо она делает очень тёплым.
Поэтому зимой там бывает комнатная температура.
- Чем белка питается зимой? Мартынов
Сапига. - На зиму белка заготавливает до 600
грамм сухих грибов. А ещё прячет в кладовые орехи, сухие ягоды. В холодные дни
белка совсем не выходит из гнезда и почти всё время спит, плотно закрыв вход
сухой травой. Даже кормиться она не выходит.
- Сколько раз в году белка меняет свой наряд?
Мартынов.
Павлова. - Два раза в год белка линяет. Летом
белка была рыжая, зимой серебристо-серая. Благодаря рыжей окраске она летом
менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой среди потемневшего
снега она мало заметна в серой шубке.
- Знаете ли вы ещё какого-нибудь зверя, который окраску
меняет?
(Заяц)
Вторая группа. Знатоки зверей. Изучали
жизнь зайца зимой.
- Как заяц спасается от морозов?
Рыжкова.
Чурова. - Весь день заяц проводит в укромных
местах – под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы.
Спит не закрывая глаз. У зайцев задние лапы сильнее передних. Когда он бежит,
то выбрасывает их вперёд. Бегает по рыхлому снегу на своих опущенных лапах
легко, как на лыжах. Ложится заяц в нору со скока, поэтому поблизости не бывает
следов.
- Чем заяц питается зимой? Рыжкова
Конькова. - Заяц запасов на зиму не делает. Он ест
веточки осины, берёзы, клёна. С веток более толстых обгрызает кору.
-Зайцы бывают у нас двух видов - беляки и русаки. В лесу
живёт один вид зайца – беляк. Он назван так потому, что зимой меняет окраску и
становится белым, а весной грязновато-красно-коричневого цвета. А русак- житель
открытых пространств. Зимой он не белеет, а остаётся серым.
- Сейчас вы посмотрите видеофрагмент и ответьте на
вопрос: «Что нового узнали о зайце?»
Слайд. Видеофрагмент.
- Что нового узнали о зайце?
- К кому же мы сейчас отправимся? Посмотрите на слайд.
Вы видите отдельные элементы животного, о котором пойдёт речь. О каком
животном пойдёт речь? (О лисе).
Третья группа. Знатоки зверей. Изучали
жизнь лисы зимой.
- Почему лису прозвали Патрикеевна?
Попова
Беспалова. - Примерно 600 лет назад жил князь
Патрикей, который был очень хитрым. А поскольку лиса считается хитрым зверем,
то и получила отчество «Патрикеевна».
- Чем лиса питается зимой? Попова.
Уркина. Лиса запасов на зиму не делает. Главная
пища лисы – мелкие грызуны: мыши. Такую охоту лисы называют «мышкованием». Вот
лиса бежит, потом остановилась. Опять побежала, вдруг подпрыгнула несколько
раз, ударила всеми четырьмя лапами о землю, поднялась на задние лапы, упала на
снег, а передней лапой придавила мышь. Мышиный писк слышит за 10 метров – такой
отличный у лисы слух. В день лиса может съедать до двухсот мышей. Конечно лисе
больше нравятся зайцы. Но догнать зайца она не может. Чаще всего лисе удаётся
поймать лишь маленького зайчика.
- Где лиса скрывается в непогоду? Попова
Утриванова. - Лиса прячется в норе, которую
устраивает на склоне оврагов и холмов.
- Ребята, меняет ли лиса окраску шерсти к зиме?
- Нет, лиса не меняет окраску шерсти
зимой.
- Но лисы бывают разные есть чёрно-бурые, а на севере
живёт белая лисица – песец.
- Интересно, о ком мы теперь узнаем? (Слайд).
- Кто узнал это животное?
(О медведе).
Четвёртая группа. Знатоки зверей. Изучали
жизнь медведя зимой.
- Как медведь проводит зиму? Барсукова.
Скоробогатова. - Зимой медведь спит: с конца
ноября до середины марта. Летом и осенью жира нагуляет и отдыхает в тёплой
берлоге, которую устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутом с
корнями пнём. Зимний сон медведя не очень крепкий. Если медведя разбудить, то
он выходит из берлоги голодным и злым. В это время бывает очень опасным. Его
называют медведь – шатун. В феврале у медведицы появляются медвежата – два
маленьких беспомощных существа. Они такие маленькие, что могут уместиться на
ладони взрослого человека.
- Отношение человека к этому животному
не всегда разумное. В Дании и Англии медведей уже нет. В нашей Ульяновской
области это очень редкий вид, может исчезнуть совсем. 1-2 медведя иногда
встречаются в Сурском заказнике.
- Почему медвежата появляются зимой?
Барсукова.
Бахарева. - Потому что только зимой у медведей
есть дом. Их мама ничего не ест, молока у неё мало, поэтому и медвежата
рождаются маленькими, и им достаточно молока.
- А правда ли, что медведь лапу сосёт? Барсукова.
Зиминкова. - Нет медведь её просто лижет. Зимой с лап
слезает старая кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мёрзнет. Медведь
облизывает лапы горячим языком, да при этом ещё и причмокивает губами.
- Посмотрите на последние элементы животного. О ком
пойдёт речь?
(О волке).
- Сейчас я буду сорокой, а вы все вместе – одним
громадным волком. На все вопросы вы будете отвечать хором «От голода».
ФИЗМИНУТКА «СОРОКА И ВОЛК»
Сорока. – Эй, волк, чего хмурый такой?
Волк – От голода.
Сорока – А рёбра отчего выпирают?
Волк – От голода.
Сорока – А воешь от чего?
Волк – От голода.
Сорока – Поговоришь с тобой. Заладил одно, как сорока: от
голода, от голода! Чего ты нынче такой неразговорчивый.
Волк – От голода.
Пятая группа. Знатоки зверей. Изучали
жизнь волка зимой.
- Почему волк всё время голодный? Ростова.
Перинская. - Волку зимой очень трудно добывать
пищу. На зиму волк запасы не делает. Волк может не есть больше десяти дней.
Есть выражение «Волка ноги кормят». Волк в поисках пищи пробегает очень большие
расстояния.
- Для чего волки объединяются в стаи?
Ростова
Мотчаная. - Вместе можно охотиться на более крупную
добычу – кабана, лося. Обычно впереди стаи идёт вожак, остальные идут цепочкой
– след в след. Поэтому только опытный охотник может определить: здесь прошёл не
один волк, а стая.
- Итак, наша пресс-конференция закончилась. Оцените
работу вашей группы в пресс – конференции в листе самооценки.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Детям раздаются конверты.
Задание: Из признаков, выбрать зимние изменения в жизни
животных. И представить материал в виде схемы.
В результате работы на доске появляется схема.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ В ГРУППЕ.
- Нужно ли помогать животным зимой?
(Да. Обязательно)
- Трудно прокормиться зверям во время снегопадов,
метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от холода и
голода. Поэтому зверей зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно
развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать
капусту, морковь. Животные любят соль.
7. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
- Сегодня на уроке вы узнали много интересного. Я
предлагаю выполнить тест. Тест лежит у каждого на парте.
- С какой целью проводим тест? (проконтролируем себя,
проверим чему научились)
В тесте вам предстоит выбрать правильный ответ
из предложенных и обвести его.
- Проверим результаты.
Самопроверка, с использование слайда.
-У кого не так...
Подсчёт результатов. А теперь разбираем ошибки.
- Оцените свою работу в листе самооценки.
- Поставьте, кто всё выполнил правильно
- Поставьте, кто допустил 1 – 2 ошибки
- Поставьте, кто допустил более ошибок
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА УРОК В ЦЕЛОМ В ЛИСТЕ
САМООЦЕНКИ.
- Какие кружки преобладают, если красные, то
поставьте красный, если зелёные, то зелёный...
Если, такие и такие, то «плюс» и «минус».
Значит, были ошибки, но ты их исправил.
- Я проанализирую листки самооценки и поставлю в
них оценки за урок каждому, которые сообщу на следующем уроке.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Ответим на контрольный вопрос.
- Какое явление природы рассматривали на уроке?
(Снежинки)
- Что такое снежинки?
(Это замерзший водяной пар)
- Как зимуют дикие животные?
(Используют запасы, ищут корм, спят)
9. РЕФЛЕКСИЯ.
- Давайте оценим наш урок. Каким он был для каждого из
вас?
- Что особенно понравилось на уроке.
- Что интересного узнали?
- Что было трудно?
- Сегодняшний урок я хотела бы
закончить такими словами:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Подготовить сообщение о любимом
животном. О том как готовится к зиме.
2. Прочитать о жизни животных зимой
и принести книги в класс.
3. Составить кроссворд о жизни
животных зимой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.