Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока окружающего мира "Пришла зима" 3 класс.

Конспект урока окружающего мира "Пришла зима" 3 класс.

Скачать материал

 

Цели урока:

1.     Образовательная: сформировать у детей представление о жизни животных в зимнем лесу как важнейшем явлении природы.

2.     Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;

3.     Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, задач урока, для этого использовала занимательный материал, способ группировки, проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствовали на всех этапах урока.

Личностные:

·        формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·        формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Метапредметные

Регулятивные:

 

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

·        формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

 

Познавательные:

 

·       осознавать познавательную задачу, читать, слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные связи.

 

Коммуникативные:

 

·                         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

·                         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·                         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА УРОК.

 

- Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Тихо повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

-Я радуюсь этому, (пауза).

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно, (пауза).

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

 

- Ребята, давайте познакомимся с планом нашего урока.

 

ПЛАН УРОКА:

(СЛАЙД)

1.     Вспомним то, что знаем.

2.     Проведём пресс-конференцию.

3.     Узнаем новое.

4.     Отдохнём.

5.     Поработаем самостоятельно.

6.     Подведём итоги.

7.     Узнаем домашнее задание.

 

- Ребята, посмотрите, каким насыщенным будет наш урок.  А чтобы всё успеть, какими мы должны быть? (Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания учителя,  внимательно  слушать  ответы  одноклассников.

 Давайте  вспомним  правила  совместной  работы. Ведь  сегодня  мы  будем  работать  в  группах. (Памятка).

Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.

-Познакомимся с экспертами групп, которые будут руководить работой всей группы.

 

 

 

2.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

 

- Ребята! Сейчас вы посмотрите слайд-фильм и попробуйте сами определить, о чём пойдёт речь на уроке.

 

Идёт показ слайдов.

 

- О чём  же пойдёт речь на уроке? Кто догадался?

(-Сегодня мы будем говорить о зиме).

 

Открываю тему урока: «ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА. КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».

 

- Докажите, что о зиме.

(Увидели признаки зимы: снег, иней, лёд, мороз, замерзание водоёмов, замерзание почвы…

 

 

- Давайте познакомимся с задачами урока. Сегодня мы узнаем...

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

(Слайд)

- Новое о снежинках.

-Как зимуют дикие животные.

 

-В конце урока должны ответить на контрольные вопросы:

- Что такое снежинки?

- Как зимуют дикие животные?

 

3. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

- Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад)

 

- Из чего состоит снег? ( из снежинок)

 

- Снежинки – одно из самых прекрасных созданий природы. В снегопад миллионы снежинок падают на землю и среди них нет двух одинаковых. Давайте посмотрим на снежинки поближе и полюбуемся ими.

(Слайд-фильм)

 

Как прекрасны снежинки. Нам пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. С неба звёзды падают. Лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много звёздочек тонких, как стекло, звёздочки холодные, а земле тепло.

 

- А теперь, давайте обратимся к научному тексту, который лежит у вас  на парте. Вы будете самостоятельно в гуппах читать текст и искать ответы на вопросы.

 

(Слайд)

1.     Где рождаются снежинки?

2.     От чего зависит размер снежинок?

3.     Что такое снежинки?

4.     Сколько лучей у каждой снежинки?

 

Проверяем. Читаем вопрос. И отвечаем на него.

Предполагаемые ответы детей.

1.     Рождаются снежинки на большой высоте, где холодно.

2.     Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

3.     Снежинки – это замёрзший водяной пар.

4.     Шесть лучей.

 

Оцените работу группы в листе самооценки.

 

- Ребята, что происходит со снегом, снежинкой, если их взять в руки?

- Почему?

(Они растают, т.к. основное вещество снежинок – это вода.)

- Ребята, почему снег иногда скрипит под ногами?

(Скрип снега – это звук ломающихся под ногами хрупких снежинок.)

 

 

4.ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

 

- Как в природе нет двух одинаковых снежинок, так и каждый из вас неповторим, уникален. Сейчас каждый из вас превратится в снежинку и устроим снегопад в классе.

 

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

 

 

 

 

 

 

 

- Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных.

 

- Проведём пресс-конференцию «Как звери готовятся к зиме»»

 

5.     ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

У нас сегодня в гостях журналисты, которые подготовили свои вопросы. И знатоки животных, которые изучали как дикие звери готовятся к зиме.

Ребята,  слушайте  и  запоминайте  зимние  изменения  в  жизни  животных. Так  как  вы  затем  будете  работая  в  группах,  находить эти  изменения.

 

- Посмотрите на доску. Вы видите отдельные элементы животного, о котором пойдёт речь. Догадались, о каком животном пойдёт речь? (О белке).

 

Первая группа. Знатоки зверей. Изучали как белка готовится к зиме.

- Где белка живёт зимой?   Мартынов

 

Главнов. - Гнездо у белки в дупле прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище застилает сухими веточками, листьями и шерстью. Белка мерзлячка, своё гнездо она делает очень тёплым. Поэтому зимой там бывает комнатная температура.

 

- Чем белка питается зимой?  Мартынов

 

Сапига. - На зиму белка заготавливает до 600 грамм сухих грибов. А ещё прячет в кладовые орехи, сухие ягоды. В холодные дни белка совсем не выходит из гнезда и почти всё время спит, плотно закрыв вход сухой травой. Даже кормиться она не выходит.

- Сколько раз в году белка меняет свой наряд?   Мартынов.

 

Павлова. - Два раза в год белка линяет. Летом белка была рыжая, зимой серебристо-серая. Благодаря рыжей окраске она летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой среди потемневшего снега она мало заметна в серой шубке.

 

- Знаете ли вы ещё какого-нибудь зверя, который окраску меняет?

 (Заяц)

 

Вторая группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь зайца зимой.

 

- Как заяц спасается от морозов?    Рыжкова.

 

Чурова. - Весь день заяц проводит в укромных местах – под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит не закрывая глаз. У зайцев задние лапы сильнее передних. Когда он бежит, то выбрасывает их вперёд. Бегает по рыхлому снегу на своих опущенных лапах легко, как на лыжах. Ложится заяц в нору со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

 

- Чем заяц питается зимой?  Рыжкова

 

Конькова. - Заяц запасов на зиму не делает. Он ест веточки осины, берёзы, клёна. С веток более толстых обгрызает кору.

 

-Зайцы бывают у нас двух видов - беляки и русаки. В лесу  живёт один вид зайца – беляк. Он назван так потому, что зимой меняет окраску и становится белым, а весной грязновато-красно-коричневого цвета. А русак- житель открытых пространств. Зимой он не белеет, а остаётся серым.

- Сейчас  вы  посмотрите  видеофрагмент  и  ответьте  на  вопрос: «Что  нового  узнали  о  зайце?»

 

Слайд.  Видеофрагмент.

 

- Что нового узнали о зайце?

 

- К кому же мы сейчас отправимся? Посмотрите на слайд. Вы видите отдельные элементы животного, о котором пойдёт речь. О каком животном пойдёт речь?  (О лисе).

 

 

Третья группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь лисы зимой.

 

- Почему лису прозвали Патрикеевна?  Попова

 

Беспалова. - Примерно 600 лет назад жил князь Патрикей, который был очень хитрым. А поскольку лиса считается хитрым зверем, то и получила отчество «Патрикеевна».

 

- Чем лиса питается зимой?  Попова.

 

Уркина.  Лиса запасов на зиму не делает. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши. Такую охоту лисы называют «мышкованием». Вот лиса бежит, потом остановилась. Опять побежала, вдруг подпрыгнула несколько раз, ударила всеми четырьмя лапами о землю, поднялась на задние лапы, упала на снег, а передней лапой придавила мышь. Мышиный писк слышит за 10 метров – такой отличный у лисы слух. В день лиса может съедать до двухсот мышей. Конечно лисе больше нравятся зайцы. Но догнать зайца она не может. Чаще всего лисе удаётся поймать лишь маленького зайчика.

 

- Где лиса скрывается в непогоду?  Попова

 

Утриванова. - Лиса прячется в норе, которую устраивает на склоне оврагов и холмов.

 

- Ребята, меняет  ли лиса окраску шерсти к зиме?

 

- Нет, лиса не меняет окраску шерсти зимой.

 

- Но лисы бывают разные есть чёрно-бурые, а на севере живёт белая лисица – песец.

 

 

- Интересно, о ком мы теперь узнаем? (Слайд).

- Кто  узнал  это  животное?

 

(О медведе).

 

 

Четвёртая группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь медведя зимой.

 

- Как медведь проводит зиму? Барсукова.

 

Скоробогатова. - Зимой медведь спит: с конца ноября до середины марта. Летом и осенью жира нагуляет и отдыхает в тёплой берлоге, которую устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутом с корнями пнём. Зимний сон медведя не очень крепкий. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и злым. В это время бывает очень опасным. Его называют медведь – шатун. В феврале у медведицы появляются медвежата – два маленьких беспомощных существа. Они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека.

 

- Отношение человека к этому животному не всегда разумное. В Дании и Англии медведей уже нет. В нашей Ульяновской области это очень редкий вид, может исчезнуть совсем. 1-2 медведя иногда встречаются в Сурском заказнике.

 

 

- Почему медвежата появляются зимой? Барсукова.

 

Бахарева. - Потому что только зимой у медведей есть дом. Их мама ничего не ест, молока у неё мало, поэтому и медвежата рождаются маленькими, и им достаточно молока.

 

- А правда ли, что медведь лапу сосёт?  Барсукова.

 

Зиминкова. - Нет медведь её просто лижет. Зимой с лап слезает старая кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мёрзнет. Медведь облизывает лапы горячим языком, да при этом ещё и причмокивает губами.

 

 

- Посмотрите на последние элементы животного.  О ком пойдёт речь?

(О волке).

 

 

- Сейчас я буду сорокой, а вы все вместе – одним громадным волком. На все вопросы вы будете отвечать хором «От голода».

 

ФИЗМИНУТКА «СОРОКА И ВОЛК»

 

Сорока. – Эй, волк, чего хмурый такой?

Волк – От голода.

Сорока – А рёбра отчего выпирают?

Волк – От голода.

Сорока – А воешь от чего?

Волк – От голода.

Сорока – Поговоришь с тобой. Заладил одно, как сорока: от голода, от голода! Чего ты нынче такой неразговорчивый.

Волк – От голода.

 

 

Пятая группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь волка зимой.

 

 

- Почему волк всё время голодный? Ростова.

 

Перинская. - Волку зимой очень трудно добывать пищу. На зиму волк запасы не делает. Волк может не есть больше десяти дней. Есть выражение «Волка ноги кормят». Волк в поисках пищи пробегает очень большие расстояния.

 

- Для чего волки объединяются в стаи? Ростова

 

Мотчаная. - Вместе можно охотиться на более крупную добычу – кабана, лося. Обычно впереди стаи идёт вожак, остальные идут цепочкой – след в след. Поэтому только опытный охотник может определить: здесь прошёл не один волк, а стая.

 

-  Итак,  наша пресс-конференция закончилась. Оцените работу вашей группы в пресс – конференции в листе самооценки.

 

 

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО.

 

РАБОТА  В ГРУППАХ.

 

Детям раздаются конверты.

 

Задание: Из признаков, выбрать зимние изменения  в жизни животных.  И  представить  материал  в  виде  схемы.

 

В результате работы на доске появляется схема.

 

ОЦЕНИТЕ   РАБОТУ  В  ГРУППЕ.

 

 

 

 

- Нужно ли помогать животным зимой?

(Да. Обязательно)

 

- Трудно прокормиться зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от холода и голода. Поэтому зверей зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Животные любят соль.

 

 

 

 

7. ПРОВЕРКА  ЗНАНИЙ.

 

- Сегодня на уроке вы узнали много интересного. Я предлагаю выполнить тест. Тест лежит у каждого на парте.

- С  какой  целью  проводим  тест?  (проконтролируем себя, проверим чему научились)

В  тесте  вам  предстоит  выбрать  правильный  ответ  из   предложенных  и  обвести  его.

 

 

 

- Проверим результаты.

Самопроверка, с использование слайда.

-У  кого  не  так...

 

Подсчёт  результатов.  А  теперь  разбираем  ошибки.

- Оцените  свою  работу  в  листе  самооценки.

 


- Поставьте,          кто всё выполнил правильно

 

 

 


- Поставьте,            кто допустил 1 – 2  ошибки

                                    

 

 

 


- Поставьте,              кто допустил более ошибок

 

ОЦЕНИТЕ  СВОЮ  РАБОТУ   ЗА УРОК  В  ЦЕЛОМ В ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ.

- Какие  кружки  преобладают,  если  красные,  то  поставьте  красный,  если  зелёные,  то  зелёный...

Если,  такие  и  такие,  то  «плюс»  и  «минус».  Значит,  были  ошибки,  но  ты  их  исправил.

- Я  проанализирую  листки  самооценки  и  поставлю  в  них  оценки  за  урок  каждому,  которые  сообщу  на  следующем  уроке.

 

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

-Ответим на контрольный вопрос.

- Какое явление природы рассматривали на уроке?

(Снежинки)

- Что такое снежинки?

(Это замерзший водяной пар)

- Как зимуют дикие животные?

(Используют запасы, ищут корм, спят)

 

 

9. РЕФЛЕКСИЯ.

 

- Давайте оценим наш урок. Каким он был для каждого из вас?

 

интересный

неинтересный

 

лёгкий

трудный

 

полезный

бесполезный

 
 

 

 

 


- Что особенно понравилось на уроке.

- Что интересного узнали?

- Что было трудно?

 

- Сегодняшний урок я хотела бы закончить такими словами:

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

 

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

 

 

 

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 

1.     Подготовить сообщение о любимом животном. О том как готовится к зиме.

2.     Прочитать о жизни животных зимой и принести книги в класс.

3.     Составить кроссворд о жизни животных зимой.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира "Пришла зима" 3 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока были поставлены с учетом программных требований, исходя из содержания учебного материала. При постановке планирования урока были учтены уровень подготовленности класса, материально – техническая база класса и свои возможности. Учащиеся на данном этапе обучения имеют достаточный багаж знаний, умений и навыков для достижения поставленных целей. Цели урока была реализована через совместное «открытие» знаний, так как в начале урока перед детьми была поставлена проблема.Время на уроке было распределено достаточно целесообразно, все задуманное выполнено. Этапы урока были логически последовательны и взаимосвязаны, сложность заданий возрастала постепенно. Содержание и структура каждого этапа урока были направлены на организацию самостоятельной и групповой деятельности учащихся

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 595 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.09.2020 272
    • DOCX 91 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Батанова Ольга Германовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Батанова Ольга Германовна
    Батанова Ольга Германовна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 119633
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 37 регионов

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 542 человека из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 55 регионов

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе