Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира "Пришла зима" 3 класс.

Конспект урока окружающего мира "Пришла зима" 3 класс.


Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать у детей представление о жизни животных в зимнем лесу как важнейшем явлении природы.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, задач урока, для этого использовала занимательный материал, способ группировки, проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствовали на всех этапах урока.

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Метапредметные

Регулятивные:


  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

  • формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


Познавательные:



  • осознавать познавательную задачу, читать, слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные связи.


Коммуникативные:



  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА УРОК.


- Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Тихо повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

-Я радуюсь этому, (пауза).

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно, (пауза).

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!


- Ребята, давайте познакомимся с планом нашего урока.


ПЛАН УРОКА:

(СЛАЙД)

  1. Вспомним то, что знаем.

  2. Проведём пресс-конференцию.

  3. Узнаем новое.

  4. Отдохнём.

  5. Поработаем самостоятельно.

  6. Подведём итоги.

  7. Узнаем домашнее задание.


- Ребята, посмотрите, каким насыщенным будет наш урок. А чтобы всё успеть, какими мы должны быть? (Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания учителя, внимательно слушать ответы одноклассников.

Давайте вспомним правила совместной работы. Ведь сегодня мы будем работать в группах. (Памятка).

Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.

-Познакомимся с экспертами групп, которые будут руководить работой всей группы.




2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.


- Ребята! Сейчас вы посмотрите слайд-фильм и попробуйте сами определить, о чём пойдёт речь на уроке.


Идёт показ слайдов.


- О чём же пойдёт речь на уроке? Кто догадался?

(-Сегодня мы будем говорить о зиме).


Открываю тему урока: «ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА. КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».


- Докажите, что о зиме.

(Увидели признаки зимы: снег, иней, лёд, мороз, замерзание водоёмов, замерзание почвы…



- Давайте познакомимся с задачами урока. Сегодня мы узнаем...


ЗАДАЧИ УРОКА:

(Слайд)

- Новое о снежинках.

-Как зимуют дикие животные.


-В конце урока должны ответить на контрольные вопросы:

- Что такое снежинки?

- Как зимуют дикие животные?


3. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


- Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад)


- Из чего состоит снег? ( из снежинок)


- Снежинки – одно из самых прекрасных созданий природы. В снегопад миллионы снежинок падают на землю и среди них нет двух одинаковых. Давайте посмотрим на снежинки поближе и полюбуемся ими.

(Слайд-фильм)


Как прекрасны снежинки. Нам пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. С неба звёзды падают. Лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много звёздочек тонких, как стекло, звёздочки холодные, а земле тепло.


- А теперь, давайте обратимся к научному тексту, который лежит у вас на парте. Вы будете самостоятельно в гуппах читать текст и искать ответы на вопросы.


(Слайд)

  1. Где рождаются снежинки?

  2. От чего зависит размер снежинок?

  3. Что такое снежинки?

  4. Сколько лучей у каждой снежинки?


Проверяем. Читаем вопрос. И отвечаем на него.

Предполагаемые ответы детей.

  1. Рождаются снежинки на большой высоте, где холодно.

  2. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

  3. Снежинки – это замёрзший водяной пар.

  4. Шесть лучей.


Оцените работу группы в листе самооценки.


- Ребята, что происходит со снегом, снежинкой, если их взять в руки?

- Почему?

(Они растают, т.к. основное вещество снежинок – это вода.)

- Ребята, почему снег иногда скрипит под ногами?

(Скрип снега – это звук ломающихся под ногами хрупких снежинок.)



4.ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА


- Как в природе нет двух одинаковых снежинок, так и каждый из вас неповторим, уникален. Сейчас каждый из вас превратится в снежинку и устроим снегопад в классе.


Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.








- Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных.


- Проведём пресс-конференцию «Как звери готовятся к зиме»»


  1. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

У нас сегодня в гостях журналисты, которые подготовили свои вопросы. И знатоки животных, которые изучали как дикие звери готовятся к зиме.

Ребята, слушайте и запоминайте зимние изменения в жизни животных. Так как вы затем будете работая в группах, находить эти изменения.


- Посмотрите на доску. Вы видите отдельные элементы животного, о котором пойдёт речь. Догадались, о каком животном пойдёт речь? (О белке).


Первая группа. Знатоки зверей. Изучали как белка готовится к зиме.

- Где белка живёт зимой? Мартынов


Главнов. - Гнездо у белки в дупле прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище застилает сухими веточками, листьями и шерстью. Белка мерзлячка, своё гнездо она делает очень тёплым. Поэтому зимой там бывает комнатная температура.


- Чем белка питается зимой? Мартынов


Сапига. - На зиму белка заготавливает до 600 грамм сухих грибов. А ещё прячет в кладовые орехи, сухие ягоды. В холодные дни белка совсем не выходит из гнезда и почти всё время спит, плотно закрыв вход сухой травой. Даже кормиться она не выходит.

- Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Мартынов.


Павлова. - Два раза в год белка линяет. Летом белка была рыжая, зимой серебристо-серая. Благодаря рыжей окраске она летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой среди потемневшего снега она мало заметна в серой шубке.


- Знаете ли вы ещё какого-нибудь зверя, который окраску меняет?

(Заяц)


Вторая группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь зайца зимой.


- Как заяц спасается от морозов? Рыжкова.


Чурова. - Весь день заяц проводит в укромных местах – под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит не закрывая глаз. У зайцев задние лапы сильнее передних. Когда он бежит, то выбрасывает их вперёд. Бегает по рыхлому снегу на своих опущенных лапах легко, как на лыжах. Ложится заяц в нору со скока, поэтому поблизости не бывает следов.


- Чем заяц питается зимой? Рыжкова


Конькова. - Заяц запасов на зиму не делает. Он ест веточки осины, берёзы, клёна. С веток более толстых обгрызает кору.


-Зайцы бывают у нас двух видов - беляки и русаки. В лесу живёт один вид зайца – беляк. Он назван так потому, что зимой меняет окраску и становится белым, а весной грязновато-красно-коричневого цвета. А русак- житель открытых пространств. Зимой он не белеет, а остаётся серым.

- Сейчас вы посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Что нового узнали о зайце?»


Слайд. Видеофрагмент.


- Что нового узнали о зайце?


- К кому же мы сейчас отправимся? Посмотрите на слайд. Вы видите отдельные элементы животного, о котором пойдёт речь. О каком животном пойдёт речь? (О лисе).



Третья группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь лисы зимой.


- Почему лису прозвали Патрикеевна? Попова


Беспалова. - Примерно 600 лет назад жил князь Патрикей, который был очень хитрым. А поскольку лиса считается хитрым зверем, то и получила отчество «Патрикеевна».


- Чем лиса питается зимой? Попова.


Уркина. Лиса запасов на зиму не делает. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши. Такую охоту лисы называют «мышкованием». Вот лиса бежит, потом остановилась. Опять побежала, вдруг подпрыгнула несколько раз, ударила всеми четырьмя лапами о землю, поднялась на задние лапы, упала на снег, а передней лапой придавила мышь. Мышиный писк слышит за 10 метров – такой отличный у лисы слух. В день лиса может съедать до двухсот мышей. Конечно лисе больше нравятся зайцы. Но догнать зайца она не может. Чаще всего лисе удаётся поймать лишь маленького зайчика.


- Где лиса скрывается в непогоду? Попова


Утриванова. - Лиса прячется в норе, которую устраивает на склоне оврагов и холмов.


- Ребята, меняет ли лиса окраску шерсти к зиме?


- Нет, лиса не меняет окраску шерсти зимой.


- Но лисы бывают разные есть чёрно-бурые, а на севере живёт белая лисица – песец.



- Интересно, о ком мы теперь узнаем? (Слайд).

- Кто узнал это животное?


(О медведе).



Четвёртая группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь медведя зимой.


- Как медведь проводит зиму? Барсукова.


Скоробогатова. - Зимой медведь спит: с конца ноября до середины марта. Летом и осенью жира нагуляет и отдыхает в тёплой берлоге, которую устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутом с корнями пнём. Зимний сон медведя не очень крепкий. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и злым. В это время бывает очень опасным. Его называют медведь – шатун. В феврале у медведицы появляются медвежата – два маленьких беспомощных существа. Они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека.


- Отношение человека к этому животному не всегда разумное. В Дании и Англии медведей уже нет. В нашей Ульяновской области это очень редкий вид, может исчезнуть совсем. 1-2 медведя иногда встречаются в Сурском заказнике.



- Почему медвежата появляются зимой? Барсукова.


Бахарева. - Потому что только зимой у медведей есть дом. Их мама ничего не ест, молока у неё мало, поэтому и медвежата рождаются маленькими, и им достаточно молока.


- А правда ли, что медведь лапу сосёт? Барсукова.


Зиминкова. - Нет медведь её просто лижет. Зимой с лап слезает старая кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мёрзнет. Медведь облизывает лапы горячим языком, да при этом ещё и причмокивает губами.



- Посмотрите на последние элементы животного. О ком пойдёт речь?

(О волке).



- Сейчас я буду сорокой, а вы все вместе – одним громадным волком. На все вопросы вы будете отвечать хором «От голода».


ФИЗМИНУТКА «СОРОКА И ВОЛК»


Сорока. – Эй, волк, чего хмурый такой?

Волк – От голода.

Сорока – А рёбра отчего выпирают?

Волк – От голода.

Сорока – А воешь от чего?

Волк – От голода.

Сорока – Поговоришь с тобой. Заладил одно, как сорока: от голода, от голода! Чего ты нынче такой неразговорчивый.

Волк – От голода.



Пятая группа. Знатоки зверей. Изучали жизнь волка зимой.



- Почему волк всё время голодный? Ростова.


Перинская. - Волку зимой очень трудно добывать пищу. На зиму волк запасы не делает. Волк может не есть больше десяти дней. Есть выражение «Волка ноги кормят». Волк в поисках пищи пробегает очень большие расстояния.


- Для чего волки объединяются в стаи? Ростова


Мотчаная. - Вместе можно охотиться на более крупную добычу – кабана, лося. Обычно впереди стаи идёт вожак, остальные идут цепочкой – след в след. Поэтому только опытный охотник может определить: здесь прошёл не один волк, а стая.


- Итак, наша пресс-конференция закончилась. Оцените работу вашей группы в пресс – конференции в листе самооценки.



6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.


РАБОТА В ГРУППАХ.


Детям раздаются конверты.


Задание: Из признаков, выбрать зимние изменения в жизни животных. И представить материал в виде схемы.


В результате работы на доске появляется схема.


hello_html_231f66e5.gif

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ В ГРУППЕ.





- Нужно ли помогать животным зимой?

(Да. Обязательно)


- Трудно прокормиться зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от холода и голода. Поэтому зверей зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Животные любят соль.





7. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.


- Сегодня на уроке вы узнали много интересного. Я предлагаю выполнить тест. Тест лежит у каждого на парте.

- С какой целью проводим тест? (проконтролируем себя, проверим чему научились)

В тесте вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных и обвести его.




- Проверим результаты.

Самопроверка, с использование слайда.

кого не так...


Подсчёт результатов. А теперь разбираем ошибки.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

hello_html_m4fc87d0a.gif

- Поставьте, кто всё выполнил правильно



hello_html_m40a807c0.gif

- Поставьте, кто допустил 1 – 2 ошибки



hello_html_m2bf26a2c.gif

- Поставьте, кто допустил более ошибок


ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА УРОК В ЦЕЛОМ В ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ.

- Какие кружки преобладают, если красные, то поставьте красный, если зелёные, то зелёный...

Если, такие и такие, то «плюс» и «минус». Значит, были ошибки, но ты их исправил.

- Я проанализирую листки самооценки и поставлю в них оценки за урок каждому, которые сообщу на следующем уроке.


8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


-Ответим на контрольный вопрос.

- Какое явление природы рассматривали на уроке?

(Снежинки)

- Что такое снежинки?

(Это замерзший водяной пар)

- Как зимуют дикие животные?

(Используют запасы, ищут корм, спят)



9. РЕФЛЕКСИЯ.


- Давайте оценим наш урок. Каким он был для каждого из вас?


интересный

неинтересный

лёгкий

трудный

полезный

бесполезный





- Что особенно понравилось на уроке.

- Что интересного узнали?

- Что было трудно?


- Сегодняшний урок я хотела бы закончить такими словами:

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

 

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.




10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


    1. Подготовить сообщение о любимом животном. О том как готовится к зиме.

    2. Прочитать о жизни животных зимой и принести книги в класс.

    3. Составить кроссворд о жизни животных зимой.

12


Конспект урока окружающего мира "Пришла зима" 3 класс.
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока были поставлены с учетом программных требований, исходя из содержания учебного материала. При постановке планирования урока были учтены уровень подготовленности класса, материально – техническая база класса и свои возможности. Учащиеся на данном этапе обучения имеют достаточный багаж знаний, умений и навыков для достижения поставленных целей.

Цели урока была реализована через совместное «открытие» знаний, так как в начале урока перед детьми была поставлена проблема.

Время на уроке было распределено достаточно целесообразно, все задуманное выполнено. Этапы урока были логически последовательны и взаимосвязаны, сложность заданий возрастала постепенно.

Содержание и структура каждого этапа урока были направлены на организацию самостоятельной и групповой деятельности учащихся
Автор Солдатенкова Елена Михайловна
Дата добавления 05.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 496
Номер материала MA-061987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓