Главная / ОБЖ / Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме "Ядерное оружие"

Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме "Ядерное оружие"

Анянов Александр Анатольевич,

преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

с. Рождественска Карагайского муниципального района Пермского края


Урок ОБЖ в 10 классе


Тема урока: Ядерное оружие.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Стратегическая цель урока: Развитие умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Задачи урока:

  • рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия;

  • рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия;

  • дать характеристику поражающим факторам;

  • обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;

  • воспитывать ответственность у учащихся за свою жизнь и здоровье, здоровье окружающих.

Проблема: С понятием цепная реакция деления ядер учащиеся знакомятся на уроках физики в 9 классе. О ядерных взрывах в японских городах Хиросима и Нагасаки говорят на уроках истории. На уроках географии изучают АЭС.

Проблемный вопрос:

Открытие цепной реакции деления атомных ядер: что оно дало людям и планете?

Варианты:

  1. Ядерное оружие.

  2. Ядерные бомбы.

  3. АЭС.

  4. Атомные ледоколы.

Оптимальный вариант:

Управляемая реакция деления ядер используется в ядерных реакторах АЭС, а мы знаем, что АЭС экологически наиболее «чистые», для их работы требуется сравнительно немного атомного топлива. Их нужно правильно эксплуатировать.

Неуправляемая цепная реакция с большим коэффициентом размножения нейтронов осуществляется в атомной бомбе. Атомные бомбы были применены в конце второй мировой войны против Японии. В 1945 году были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Это акты массового уничтожения людей. При взрыве бомбы температура достигает десятков миллионов кельвин, резко повышается давление и образуется мощная взрывная волна, одновременно возникает мощное излучение. Продукты цепной реакции при взрыве бомбы сильно радиоактивны и опасны для живых организмов

Тезис:

«С надеждой и опасением всматриваемся мы в нашего союзника и защитника». (В.И. Вернадский)

Оборудование: медиапроектор, экран.

Дидактический материал: кроссворд, таблица, тест, листовка-памятка, карточка с дополнительным материалом, карточка с докладами.

Создана презентация к уроку

Этап урока

Учитель

Развитие личностных качеств

учащихся

Развитие компетентностей

I этап:

Организационный (1I)

Организация начала урока.

Пунктуальность,

собранность


II этап:

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

(101 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

























III этап:

Изучение нового материала

(25I)

Тема сегодняшнего урока «Ядерное оружие и его поражающие факторы» (Слайд 5)

Задачи урока:лайд 6)

  • Познакомиться с поражающими факторами ядерного взрыва.

  • Рассмотреть их характеристики и способы защиты.

Для этого рассмотрим четыре основных вопроса: (Слайд 7)

  1. Исторические данные.

  2. Ядерное оружие.

  3. Характеристика ядерного взрыва.

  4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

  • Исторические данные

В 1896 году французским физиков Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре использования ядерной энергии. В 1938 году было открыто деление ядер урана.



Проблемный вопрос:

Открытие цепной реакции деления атомных ядер: что оно дало людям и планете? (Слайд 8)

(Ученики предлагают варианты ответов)

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский подчеркивал:

«С надеждой и опасением всматриваемся мы в нашего союзника и защитника». (Слайд 9) Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

И его опасения подтвердились – вначале появились не ледоколы, не атомные электростанции, не космические корабли, а оружие чудовищной разрушительной силы. Его создали в 1945 году бежавшие перед началом второй мировой войны из фашистской Германии в США и поддержанные правительством этой страны физики под руководством американского ученого Роберта Оппенгеймера.

Многие ошибаются, думая, что первый ядерный взрыв был произведён в Хиросиме. На самом деле испытание было произведено в США. 16 июля 1945 года. (Слайд 10)

(На фоне слайда учащийся рассказывает о первом ядерном взрыве произведённом в США)

Что же из себя представляет ядерное оружие?

  • Ядерное оружие.

Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия.

Поражающими факторами ядерного взрыва являются: (Слайд 11)

  • ударная волна

  • световое излучение

  • проникающая радиация

  • радиоактивное заражение

  • электромагнитный импульс (ЭМИ)

Предлагаю вам, работая в 2 группах, заполнить кратко таблицу «Поражающие факторы ядерного оружия и их особенности». Каждая группа заполняет таблицу для двух факторов, а затем проверим. Для ЭМИ таблицу заполните дома. Материал вы найдете в учебнике на стр. 34-38, а также в раздаточном материале.

Фактор ЯВ

Определение

Особенности

Защита

Ударная

волна




Световое

излучение




Проникающая

радиация




Радиоактивное

заражение




ЭМИ

(Заполнить дома)

*ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

(раздается для заполнения таблицы на карточках)

1. Ударная волна – основной поражающий фактор. Большинство разрушений и повреждений зданий и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.

Ударная волна представляет собой область резкого сжатия воздушной среды, распространяющейся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью (более 331 м/с). Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Под воздействием ударной волны люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузию); поражения средней тяжести, требующие госпитализации (потеря сознания, повреждение органов слуха, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей); тяжелые травмы (сильные контузии всего организма, переломы костей, поражение внутренних органов); крайне тяжелые поражения, часто со смертельным исходом.

2.Световое излучение – это поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Оно образуется раскаленными продуктами ядерного взрыва и раскаленным воздухом, распространяется практически мгновенно и длится, в зависимости от мощности ядерного взрыва, до 20 секунд.

Сила светового излучения такова, что оно способно вызывать ожоги, поражение глаз (временную слепоту), возгорание горючих материалов и объектов.

3. Проникающая радиация – это поток испускаемых при ядерном взрыве гамма – лучей и нейтронов.

Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) состоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.

4. Радиоактивное заражение местности происходит за счет радиоактивных веществ, выпадающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного заражения местности может сохраняться продолжительное время – дни, недели и даже месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва, и вместе с осколками деления они вызывают радиоактивное заражение за пределами района взрыва. Масштабы и степень заражения местности зависит от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Этот процесс длится в течение 10–20 часов после взрыва.

Итак, вы себе пометили в таблице основные поражающие факторы ядерного взрыва:

  • ударная волна

  • световое излучение

  • проникающая радиация

  • радиоактивное заражение

  • ЭМИ

Второе ядерное испытание было уже произведено на людях в конце второй мировой войны. (Слайд 12)

(На фоне видеофрагмента учащийся рассказывает о взрыве в Хиросиме, второй учащийся рассказывает о взрыве в Нагасаки)

  • Характеристика ядерного взрыва.

Вопрос из курса физики: Что лежит в основе ядерного взрыва? (межпредметная связь, ответы учащихся, что они знают из курса физики)

Ответ: «В основе ядерного взрыва лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер - изотопов водорода».

В результате ядерного взрыва выделяется огромное количество энергии, значительно превышающее энергию взрыва обычного боеприпаса. Понятие “Ядерное оружие” включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели и средства управления. Средствами доставки могут выступать ракеты, авиация, артиллерия. Кроме того, ядерное оружие изготавливается в виде фугасов.

Ядерные взрывы осуществляются в воздухе на различной высоте на поверхности земли (воды) и под землей (водой). Поэтому их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, где произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва.

  • Работая в группах, предлагаю вам составить памятку для населения, содержащую основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

(Учащиеся по группам составляют памятки)

*П А М Я Т К А (раздается ребятам)

ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.

ПОМНИТЕ: от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия, а открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие. В два раза ослабляют интенсивность гамма – лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон – 10 см, грунт – 14 см, древесина – 30 см.

ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взрыва, особенно первые сутки, пересидеть в убежищах, противорадиационных укрытиях или в подвалах.

Визуальный и аудиальный каналы восприятия



Системность мышления











Эффективность внимания





Способность размышлять, речь













Расширение кругозора





























Коммуникативные качества, самостоятельность мышления, краткость речи















































































Умение слушать, кругозор, аудиальный и визуальный каналы восприятия

Актуализация знаний





















Коммуникативные качества



Решение проблем (демонстрация понимания задач деятельности, последовательности действий)





Работа с информацией

(осознание, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет)







Решение проблем

(демонстрация понимания проблемы, описание желаемой и реальной ситуации)

Коммуникация (соблюдение нормы речи в высказывании, приводит аргументы)































Работа с информацией (применение способа получения информации из нескольких источников, владение способами систематизации информации)

Коммуникация (взаимодействие с членами группы и получение совместного результата, соблюдение норм изложения текста)

































































































Работа с информацией (критическое отношение к полученной информации)

Коммуникация (определение средств письменной коммуникации)

IV этап:

Первичное закрепление знаний

(6I)

Для закрепления я предлагаю поработать с тестом и кроссвордом по пройденной теме: «Ядерное оружие и его поражающие факторы», (можно предложить тест и кроссворд в бумажном варианте и на компьютерах). (Слайд 13)

Самостоятельность мышления

Работа с информацией

(интерпретация полученной информации в контексте своей деятельности)

V этап:

Итог урока,

рефлексия (1I )

Сегодня на уроке мы изучили ядерное оружие. Почему ядерное оружие – одно из самых разрушительных средств ведения войны? (ответы детей)

(Слайд 14)

Какие чувства вы испытали на сегодняшнем уроке? (желающие делятся своими чувствами с другими, если молчат, может начать учитель)

Умение анализировать, делать выводы, речь



Рефлексивность мышления, эмоционально-чувственная сфера

Работа с информацией (делает выводы)

Коммуникация (соблюдение норм речи в высказывания)




VI этап:

Домашнее задание

(1I)

Домашнее задание:

  1. Выучить записи в тетради. Заполнить таблицу (ЭМИ)

  2. Ознакомить семью с памяткой «Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва».

  3. Написать обращение к руководителям стран о ядерном разоружении. (Слайд 15)





Творчество




Решение проблем

(планирование своей деятельности, постановка достижимых и измеримых целей)



Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме "Ядерное оружие"
  • ОБЖ
Описание:

Тема урока: Ядерное оружие.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Стратегическая цель урока: Развитие умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Задачи урока:

рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам; обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве; воспитывать ответственность у учащихся за свою жизнь и здоровье, здоровье окружающих.

Проблема: С понятием цепная реакция деления ядер учащиеся знакомятся на уроках физики в 9 классе. О ядерных взрывах в японских городах Хиросима и Нагасаки говорят на уроках истории. На уроках географии изучают АЭС.

Проблемный вопрос:

Открытие цепной реакции деления атомных ядер: что оно дало людям и планете?

Варианты:

1. Ядерное оружие.

2. Ядерные бомбы.

3. АЭС.

4. Атомные ледоколы.

Оптимальный вариант:

Управляемая реакция деления ядер используется в ядерных реакторах АЭС, а мы знаем, что АЭС экологически наиболее «чистые», для их работы требуется сравнительно немного атомного топлива. Их нужно правильно эксплуатировать.

Неуправляемая цепная реакция с большим коэффициентом размножения нейтронов осуществляется в атомной бомбе. Атомные бомбы были применены в конце второй мировой войны против Японии. В 1945 году были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Это акты массового уничтожения людей. При взрыве бомбы температура достигает десятков миллионов кельвин, резко повышается давление и образуется мощная взрывная волна, одновременно возникает мощное излучение. Продукты цепной реакции при взрыве бомбы сильно радиоактивны и опасны для живых организмов

Тезис:

«С надеждой и опасением всматриваемся мы в нашего союзника и защитника». (В.И. Вернадский)

Оборудование: медиапроектор, экран.

Дидактический материал: кроссворд, таблица, тест, листовка-памятка, карточка с дополнительным материалом, карточка с докладами.

Создана презентация к уроку. Представлена таблица:

Этап урока

Учитель

Развитие личностных качеств учащихся

Развитие компетентностей

Автор Анянов Александр Анатольевич
Дата добавления 08.06.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел Конспекты
Просмотров 2153
Номер материала 59894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓