Главная / Химия / Конспект урока обобщения и повторения по теме"Алканы" (10 класс)

Конспект урока обобщения и повторения по теме"Алканы" (10 класс)

Химическая игра по теме: Предельные углеводороды.

Цель урока: Формирование познавательной активности обучающихся через интерактивные методы обучения.

Обучающие задачи:

  1. Выявить уровень знаний обучающихся по темам: Природные источники углеводородов, Алканы.

  2. Осуществить контроль знаний и умений по изученным темам в занимательной форме.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у обучающихся умение работать коллективно.

  2. Научить брать ответственность на себя.

Развивающие задачи:

  1. Выражать правильно свои мысли.

  2. Аргументировать ответы, делать выводы, анализировать.


Оборудование: 1. карточки с заданиями, с тестами, с кроссвордами;

2. презентация, проектор, компьютер.

Вид учебной деятельности: исследовательский, поисковый.


Ход урока.

  1. Орг. момент. (2 мин)

  2. Содержание урока.

      1. Вступительное слово учителя (1 мин) 1 слайд


    1. Деление класса на команды (6 команд по 4-5 человек). Если заранее разделить класс, то займет не много времени (4 мин) 2 слайд



    1. Объяснение хода игры, оценивание заданий и выставление оценок.

(2 мин) 3слайд


    1. Блиц – турнир. 4,5,6 слайд.

Команды обсуждают и кратко записывают ответы на вопросы на отдельном листочке(12 мин), затем обсуждаем и осуществляем проверку и самопроверку. (6мин)

Вопросы:

А) Чем обусловлена изомерия в молекулах алканов? Что такое изомеры?

Б) Какой механизм у реакции галогенирования алканов?

Какое условие необходимо для начала реакции?

В)Какие реакции носят название реакции «Коновалова»?

Какие продукты по ней получают?

Г) Какой продукт получают при неполном дегидрировании метана при 1500С? Где этот продукт применяют?

Д) На каком катализаторе проводят реакцию изомеризации алканов?

Где в промышленности используется эта реакция?

Е) Каким пламенем горят алканы? Почему?

Окисляются ли алканы раствором перманганата калия?


    1. Секретная схема. 7 слайд. Приложение 5

Команды обсуждают и записывают уравнения реакций на отдельном листочке

(15 мин), затем обсуждаем и осуществляем проверку и самопроверку, уравнения записаны на обратной стороне переносной доски. (3 мин)

Задания.


+Н2О +Br2 +Na Ni +H2O

Ahello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_3b8a6ff7.gifl4C3 A B C D F



+КОН Ni O2, избыток

Chello_html_m8de550a.gifhello_html_m8de550a.gifhello_html_m8de550a.gifhello_html_m2df47aa7.gif2H5COOK A B C


О2

Кат.

F (этаналь)


6. Органический синтез.

Приложение 5.

Команды обсуждают и записывают уравнения реакций на отдельном листочке (8 мин), затем обсуждаем и осуществляем проверку и самопроверку, уравнения записаны интерактивной доске. (2 мин)

Задание.

Напишите 4 реакции получения бутана, если исходное вещество содержит:

4 атома углерода

2 атома углерода

5 атомов углерода

3 атома углерода


7. Кроссворд. Команды обсуждают и записывают ответы на вопросы на отдельном листочке с кроссвордом (10 мин), затем обсуждаем и осуществляем проверку и самопроверку. (2мин)

Приложение1,2.


8. Вихрь заданий. Команды обсуждают и записывают ответы на вопросы на отдельном листочке с кроссвордом ( 8 мин). Приложение3,4.

  1. Обсуждение и анализ общих результатов игры. Выставление оценок.(3 мин)

  2. Объяснение домашнего задания.(2 мин)


















Приложение 1.

Кроссворд №1








6


































1







































2



































3




















7
















4































































5






































































1. Название вещества с формулой С6 Н6





2. Вещества одного ряда, отличаются друг от друга на группу СН2



3. Отщепление водорода (название реакции)





4. Процесс выравнивания электронных орбиталей по форме и энергии


5. Процесс получения органических веществ в промышленности или в лаборатории.


6. Реакции, в которых изменяется только строение исходного вещества


7. Четвёртый представитель гомологического ряда алканов.











Ответы на кроссворд№1








6



















И















1

Б

Е

Н

З

О

Л

















О
















2

Г

О

М

О

Л

О

Г















Е













3

Д

Е

Г

И

д

Р

И

Р

О

В

А

Н

И

Е






7





И











4

Г

И

Б

Р

И

Д

И

З

А

Ц

И

Я










У





А














Т





Ц














А



5

С

И

Н

Т

Е

З










Н





Я




















































Кроссворд №2 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 



1










 

 













 

 



2










 

 













 

 

3












 

 


7











 

4













 

 













 

 













 

5













 

 













 

 













 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.


















1. Название углеводородного радикала -СН(СН3 )2



















2. Взаимодействие карбида алюминия с водой




















3. Вещество используемое в медицине формулой СНСl3

















4. Взаимодействие веществ с кислородом





















5. Тривиальное название карбоновой кислоты, которую используют для консервирования.
















6. Первоначальное название гомологического ряда алканов

















7. Расщепление углеводородов под действием высокой температуры или катализатора

















Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 



1

И

З

О

П

Р

О

П

И

Л

 

 







А






 

 



2

Г

И

Д

Р

О

Л

И

З


 

 







А






 

 

3

Х

Л

О

Р

О

Ф

О

Р

М



 

 


7





И






 

4

О

К

И

С

Л

Е

Н

И

Е




 

 


Р





Ы






 

 


Е











 

5

У

К

С

У

С

Н

А

Я





 

 


И











 

 


Н











 

 


Г











 




































Приложение 3.

Упражнения.

1. Составить уравнения реакций:

а) нитрование 3,5-диметилгептана; 2 балла

б) хлорирование бутана; 1балл

в) горение октана. 1балл


2. Получить с помощью реакции Вюрца из галогеналкана 2,5-диметилгексан. 2балла

3. Составить и назвать все изомеры состава С5Н12. В каждом определить число вторичных и третичных атомов углерода. 3балла


Упражнения.


1. Составить уравнения реакций:

а) нитрование 3,5-диметилгептана; 2 балла

б) хлорирование бутана; 1балл

в) горение октана. 1балл


2. Получить с помощью реакции Вюрца из галогеналкана 2,5-диметилгексан. 2балла

3. Составить и назвать все изомеры состава С5Н12. В каждом определить число вторичных и третичных атомов углерода. 3балла


Упражнения.


1. Составить уравнения реакций:

а) нитрование 3,5-диметилгептана; 2 балла

б) хлорирование бутана; 1балл

в) горение октана. 1балл


2. Получить с помощью реакции Вюрца из галогеналкана 2,5-диметилгексан. 2балла

3. Составить и назвать все изомеры состава С5Н12. В каждом определить число вторичных и третичных атомов углерода. 3балла

Упражнения.


1. Составить уравнения реакций:

а) нитрование 3,5-диметилгептана; 2 балла

б) хлорирование бутана; 1балл

в) горение октана. 1балл


2. Получить с помощью реакции Вюрца из галогеналкана 2,5-диметилгексан. 2балла

3. Составить и назвать все изомеры состава С5Н12. В каждом определить число вторичных и третичных атомов углерода. 3балла



Приложение 4.


Тест №1.

1. Какие реакции характерны для предельных углеводородов: 0,5балл

1)обмена; 2)присоединения; 3)замещения; 4)полимеризации.


2. Верны ли следующие суждения о свойствах алканов? 0,5балл

А. Для алканов нехарактерна реакция присоединения;

Б. Галогенирование алканов протекает по цепному радикальному механизму.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


3. При крекинге метана не образуется: 0,5балл

1) водород 2) этан 3) ацетилен 4) сажа


4. Для метана характерна реакция с 0,5балл

1) водородом 2) хлороводородом 3) хлором 4) медью


5. Бромную воду не обесцвечивает 0,5балл

1) бутадиен-1,2 2) пропин 3) 2-метилпропан 4) 2-метилпропен


6. Какое из веществ при хлорировании даст только одно монохлорпроизводное? 0,5балл

1)Этан 2) Пропан 3) Метилциклогексан 4) Метилбензол


Тест №2


1.Превращение бутана в бутен относится к реакции: 0,5балл

1)полимеризации; 2)дегидрирование; 3)дегидратации; 4)изомеризации.


2. Неверно одно из следующих утверждений: «Получение этилена из этана является реакцией…0,5балл

1)дегидрирования 2)каталитической 3)обратимой 4) экзотермической».


3. Этан вступает в реакции 0,5балл

1) разложения и замещения 2) гидрирования и гидролиза

3) дегидратации и замещения 4) горения и гидрирования

4. С водородом в присутствии катализатора не реагирует 0,5балл

1)бензол 2) бутен 3) толуол 4)бутан


5. Пропан не вступает в реакцию с 0,5балл

1) хлором 2) кислородом 3) азотной кислотой 4) водой


6. Основным продуктом взаимодействия пропана с бромом является: 0,5балл

1) 1-бромпропан 2) 1,2- дибромпропан 3)2-бромпропан 4)1,1-дибромпропан


Тест № 3


1. 2,3-Диметилпентан вступает в реакцию 0,5балл

1) поликонденсации 2) присоединения

3) замещения 4) полимеризации


2. Укажите неверное утверждение: "Реакция хлорирования метана –

это реакция …1) замещения 2)цепная свободно-радикальная; 3)каталитическая; 4)гомогенная. 0,5балл


3. Какое вещество Х будет промежуточным в схеме превращения

этан à Х à бутан? 0,5балл

1) пропан 2) бромэтан 3) этилен 4) бутадиен


4. При осторожном бромировании 2-метилпропана преимущественно образуется 0,5балл

1) 2-бром-2-метилпропан 2) 1-бром-2-метилпропан

3) 2-бромбутан 4) 1-бромбутан


5. Какой из углеводородов нельзя получить реакцией дегидрирования 0,5балл

1)2,3-диметилбутан 2)бутен-2 3)бензол 4) 2-метилбутадиен-1,3


6.Метан можно получить в реакции: 0,5балл

1) карбида алюминия с водой

2) гидрирования ацетилена

3) дегидратации метанола

4) гидратации карбида кальция


Тест № 4


1. Из какого галогеналкана можно с помощью реакции Вюрца получить

4,5-диметилоктан: 0,5балл

1) 2-бромпентан 2) 1-бромбутан 3) 2-бромбутан 4)1-хлор-1-метилбутан


2. Из 2-бромбутана по реакции Вюрца получится 0,5балл

1) октан 2) 2-метилбутан 3) бутен 4) 3,4 -диметилгексан.


3. Бутан нельзя получить в одну стадию из 1балл

1) хлорэтана 2) бутена 3) бутановой кислоты 4) пентаноата калия.


4. Для метана характерны: (3 варианта ответа - 1балл)

1) реакция гидрирования

2) наличие π- связи в молекулах

3) sp3-гибридизация орбиталей атома углерода в молекуле

4) тетраэдрическая форма молекулы

5) реакции с галогеноводородами

6) горение на воздухе



Приложение 5.


Конкурсы

Количество заданий

Максимальное количество баллов

Блиц - турнир

6 заданий

12 баллов

Секретная схема

2 схемы по

5 реакций

20 баллов

Орг. синтез

4 реакции

12 баллов

Кроссворд

2 кроссворда по 7 слов

14 баллов

Вихрь задач

3 задания+1тест

12 баллов


Конспект урока обобщения и повторения по теме"Алканы" (10 класс)
  • Химия
Описание:

Цель урока: Формирование познавательной активности обучающихся через интерактивные методы обучения.
Обучающие задачи:
1. Выявить уровень знаний обучающихся по темам: Природные источники углеводородов, Алканы.
2. Осуществить контроль знаний и умений по изученным темам в занимательной форме

Автор Шараева Ольга Викторовна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1104
Номер материала 58540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓