Главная / Биология / Конспект урока на тему : "Профилактика вирусных заболеваний"

Конспект урока на тему : "Профилактика вирусных заболеваний"

Конспект урока по биологии в 10 классе

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Скажи мне и я забуду. 

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД», видеофильм «Вирусное заражение», дидактический материал, демонстрационный материал.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Ход урока.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.
II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.
На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.
III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

Исследовательская модель: «Обучение исследованию».


  1. Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»


  2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы. «Вирус — это существо или вещество?»


  3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.



Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.


  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.


  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.


  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.


  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.



Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.


  1. Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.


  2. В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.


  3. Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию.Попав в клетку, вирус начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу «взрослыми».
     


  4. Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное вещество — геном (ДНК или РНК).


4.Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5.Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.
 

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

2.Презентация « Вирусы».
Вопрос учащимся: Какие дополнительные сведения о вирусах вы узнали из этой презентации?

3.Динамическая пауза. Физкультминутка – упражнение «Буратино» и элементы дыхательной гимнастики.

По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы - «это плохие новости в упаковке из белка».

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.



Вирусные заболевания.


Название болезни


Возбудитель


Поражаемые области тела


Способ распространения


Тип вакцинации


Грипп


Микровирус одного из трёх типов А, В, С
 


Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.


Капельная инфекция.


Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.


Оспа


Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).


Дыхательные пути, затем кожа.


Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).


Живой ослабленный
 

вирус.
 


Корь


Ксовирус

(РНК – содержащий вирус).


Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.


Капельная инфекция


Живой вирус.


Коревая краснуха


Вирус краснухи


Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.


Капельная инфекция


Живой вирус


ОРВИ


Самые разные вирусы.


Дыхательные пути, обычно только верхние.


Капельная инфекция.


Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.


Полиомиелит


Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).


Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.


Капельная инфекция.


Живой вирус.


Жёлтая 

лихорадка


Вирус, переносимый членистоногими


Кровеносные сосуды и печень.


Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.


Живой вирус
 


Свинка


Ксовирус( РНК – содержащий)


Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.


Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.


Живой вирус.


5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом? 

Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

6.Презентация «СПИД».

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

7.Видеофильм. 

Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк: 


  1. понятие (одно слово)


  2. прилагательные (два слова)


  3. глаголы (три слова)


  4. предложение (из четырех слов)


  5. существительное (одно слово)


Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске):

1.СПИД

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

5. Боль.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Практическая польза

Интерес

Работа класса

Фамилия, имя__________________________

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Изучить материал параграфа 2.11- для всех учащихся класса; подготовить сообщения «История открытия вирусов», «Вирусы и онкология»; постараться решить проблему: «Как вирусу, у которого генетический материал — РНК, удается совершить подлог информации в ДНК клетки и организовать производство вирусов?» (для этого необходимо использование не только материала сегодняшнего урока, но и применение знаний о строении нуклеиновых кислот и процессе биосинтеза белка в клетке) – индивидуальные задания.

Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический) 

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия: знание и информация.

Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы отведено 11 часов (программа среднего (полного) общего образования по биологии X-XI классы, авторы:И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, 2010г). Проведённый урок является заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

Проверка знаний проводится в форме терминологического мини-экзамена,который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности. На следующем этапе уроке использована исследовательская модель: «Обучение исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней: 1.Столкновение с проблемой.
Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности.
2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы (начальный этап ее решения). Этот прием предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.
3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
4. Построение объяснения.Ученики формулируют объяснение. В ходе обсуждения класс вырабатывает такое объяснение, которое полностью соответствует исходной ситуации.
5. Анализ хода исследования.Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. В данной модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, что служит не только усвоению знаний как обобщений, но освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения. Кроме того, формируются умения анализировать, сравнивать, делать выводы, коммуникативные навыки и навыки культуры межличностных отношений: корректности, коммуникабельности. Данная модель хорошо подходит для использования в данном классе в силу возрастных и индивидуальных особенностей.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания,наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью,созданиедружелюбной психологической атмосферы.Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку у учащихся формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими науками, как химия (состав вирусной частицы), медицина (вирусные заболевания), валеология (вопросы здоровьесбережения), физика (рефлексия в виде графика), русский язык (написание синквейна), философия (китайская пословица) идр.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический) 

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы отведено 11 часов (программа среднего (полного) общего образования по биологии X-XI классы, авторы: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, 2010г). Проведённый урок является заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Форма, структура и содержание данного урока, а также его отдельные этапы полностью соответствуют проблеме, над которой работает гимназия на сегодняшний день: «Повышение качества образования через внедрение в деятельность гимназии компетентностно-ориентированного подхода», а также теме моей научно-методической работы «Компетентностный подход к формированию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках биологии и во внеурочное время». На первом организационном этапе урока помимо общедидактической цели урока: изучение строения и жизнедеятельности вирусов и их роли в возникновении различных заболеваний, в том числе СПИДа, целеполагание было сформулировано на языке учеников. 

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы.Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующем этапе уроке использована исследовательская модель: «Обучение исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней: 1.Столкновение с проблемой. Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности.
2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы (начальный этап ее решения). Этот прием предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.
3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
4. Построение объяснения. Ученики формулируют объяснение. 5. Анализ хода исследования .Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. В данной модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, коммуникативные навыки. Данная модель является типообразующей на данном уроке и хорошо подходит для использования в данном классе в силу возрастных и индивидуальных особенностей. Её использование способствует формированию у учащихся учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков. 

Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку у учащихся формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими науками, как химия (состав вирусной частицы), медицина (вирусные заболевания), валеология (вопросы здоровьесбережения), физика (рефлексия в виде графика), русский язык (написание синквейна), философия (китайская пословица) и др.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Недостатки урока и их причины (гигиенические условия).

Конспект урока на тему : "Профилактика вирусных заболеваний"
  • Биология
Описание:

Цели урока

Образовательные:

- изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов,

- выяснить роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;

- узнать о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.

Развивающие:

- продолжить формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены;

- уметь проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы.

Воспитательные:

- убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Автор Согумбаева Асем Джасулановна
Дата добавления 26.11.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1150
Номер материала MA-062671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓