Главная / География / Конспект урока на тему "Озера" (6 класс)

Конспект урока на тему "Озера" (6 класс)

План урока

Озера

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся знания о том, что такое озеро, водохранилища, какие типы озерных котловин существуют, взаимосвязи внешнего вида озера с его происхождением. Продолжить формирование умений определять географическое положение объектов и описывать их по типовому плану.

  2. Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения убедить учащихся в том, что необходимо бережно относиться к объектам природы. Способствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, гордости за свой край.

  3. Развивающая: развить познавательный интерес у учащихся при помощи презентации, беседы, дополнительного материала (таблиц, раздаточного материала). Продолжить развитие логического мышления, умения анализировать и быть последовательными.


Форма обучения: урок

Тип урока: комбинированный

Вид урока: с демонстрацией презентации

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карта полушарий,физическая карта России.

Ход работы


  1. Организация класса.

(Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку).

  1. Проверка домашнего задания.

«Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами повторим предыдущий. Как называлась тема прошлого урока? ( Отвечают)

Четыре минуты на повторение домашнего задания. Время пошло.

Сейчас мы с вами решим кроссворд на тему «Реки»

Я задаю вопрос, желающий ответить поднимает руку, выходит к доске и записывает ответ.


1.Превышение истока реки над устьем. (Падение)

2.Крупный искусственный водоем, созданный на реке. (Водохранилище)

3.Время, когда реки покрыты льдом. (Ледостав)

4.Отношение падения к длине реки или падение реки на километр длины реки. (Уклон)

5.Внезапный подъем воды в реке. (Паводок)

6.Начало реки. (Исток)

7.Вода падающая с высокого уступа на реке. (Водопад)

8.Место впадения реки в другую реку, море или озеро.(Устье)

9.Низкий уровень воды в реке. (Межень)



https://html1-f.scribdassets.com/960d500tj4sumzd/images/1-bd2d568454.jpg

«Молодцы ребята! А сейчас я назову вам понятие, а вы как можно больше должны дать правильных ответов, ассоциаций. Итак, использование рек и охрана рек.

Молодцы!

  1. Изучение нового материала.

А сейчас, посмотрите пожалуйста на доску, перед вами эпиграф к нашему уроку, слова М.В. Ломоносова - первого русского учёного-естествоиспытателя, астронома, географа, геолога, поэта:

«Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет…»

Как вы думаете, почему именно это изречение является эпиграфом урока?

(география – наука исследователей, изучая, мы занимаемся исследованиями)

-Объект, о котором мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения для создания прекрасной музыки и картин. Это детище уникального творца – природы.

«Как женщина усталая, оно,

Раскинулось внизу и смотрит в небо,

Туманится и даль поит туманом,

И отняло у неба весь закат…»

(А. Блок)

Итак, определите тему нашего урока. (Озёра)

Что нам предстоит узнать на уроке? Каковы наши задачи? Откройте пожалуйста учебник на с.95 и посмотрите пожалуйста названия подзаголовков.

  • Что такое озеро?

  • Озерные котловины.

  • Вода в озере.

  • Водохранилища.

Именно об этом у нас сегодня и пойдет речь.

Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число, ЛОС № …. и тему урока «Озера»

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Сегодня я предлагаю подумать над значением слова “озеро”. Чтобы вам легче было сориентироваться в новом понятии, предлагаю посмотреть на подсказки, которые лежат на ваших столах.

Карточка № 1.

  1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром, слоем торфа.

  2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

  3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Выберите ответ, который вы считаете правильный.

Правильное определение под цифрой 2,записываем тетрадь.

Наука, изучающая озера называется лимнология. А мы с вами на время урока

станем юными лимнологами, т.е. учеными, изучающими озера.

А их на Земле очень много больших и маленьких. Такого количества и

разнообразия озер, как в России, нет ни в одной другой стране – их более 1 млн.

Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление, а углубление – это

котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но с помощью учебника и таблиц вопрос разрешим.

На столах лежат листы, где указаны тип озерной котловины. Открываем учебники на стр. 96- 97 (Т.П.Герасимова) и находим описание происхождения той котловины, что написано на листах. С помощью текста учебника и схемы-таблицы дайте описание названных котловин. На подготовку 3 минуты. Работаем в парах. Одновременно находим на физических картах России и мира те озера, что уже внесены в таблицу. ( Параллельно идет демонстрация слайдов с видами и схемами озер, физической картой мира).

Теперь мы знаем, как появляются озерные котловины. Еще раз все вместе перечислим типы озерных котловин:

1.Тектонические

2. Остаточные

3.Вулканические

4. Карстовые

(провальные)

5. Ледниковые

6. Запрудные

7. Озера-старицы


Озеро- это не только котловина, но углубление, заполненное водой. А откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (осадками атмосферными, водами втекающих рек).

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы. На столах у каждой группы лежат листы с контурами озер разного типа. На других листах - названия групп. Попробуйте анализировать, к какой группе можно отнести каждое из них? Зарисуем свои выводы в схему.

В одни озера река втекает и вытекает, а в другие - только втекает, а глухие озера вообще не связаны с реками. Как вы думаете, может ли это как- то влиять на соленость воды озер?

Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы.

Посмотрите на изображение озера Балхаш. Как вы думаете, почему оно двухцветное?

Обратите внимание на условные знаки. Полусоленое озеро, в одну половину река втекает, в другую нет.

Когда мы нашли на карте соленые и пресные водоемы, попробуем ответить еще на один вопрос. Где чаще всего встречаются соленые и минеральные озера относительно экватора, тропиков и полюсов? Эти озера чаще всего расположены близ тропиков.

Как долго живут озера? По разному. Обычный срок жизни крупных озер – десятки тысяч лет. Небольшие существуют недолго, такие, как озеро-старица. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза “ планеты, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.

Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

А сейчас откройте учебник на с.97 учебника. Прочитайте раздел под номером 4- водохранилища. На работу 4 минуты. А после, ответьте на вопросы представленные на слайде.

  • Что такое водохранилища?

  • От чего зависит уровень воды в водохранилищах?

  • Приведите примеры водохранилищ в России и примеры маленьких водохранилищ.

  1. Закрепление знаний.

А сейчас мы попробуем составить описание географического положения озера (Байкал или Каспийского) по плану.

План описания:

  1. Название озера.

  2. На каком материке, и в какой его части находится.

  3. Между какими меридианами находится.

  4. Между какими параллелями находится.

  5. Горное или равнинное.

  6. Сточное или бессточное.

  7. Солёное или пресное.

  8. Какие реки вытекают из озера (втекают в него).

  1. Домашнее задание.

Параграф 24- учить. Доделать описание географического положения озера.

Определить озёра по их географическим координатам.

Какие озёра имеют следующие координаты:

  1. 3° ю. ш., 33 в. д. 5. 53° с. ш., 105 в. д.

  2. 16° ю. ш., 68 з. д. 6.. 48° с. ш., 88 з. д.

  3. 28° ю. ш., 137 в.д. 7. 7° ю. ш., 30 в. д.

  4. 61° с.ш., 32 в.д. 8. 40° с. ш., 52 в. д.





Методы и методические приемы


1-2 мин.

Вводное слово учителя










Слайд 2

Запись на доске и в тетрадях





Рассказ учителя

4-5 мин.











Работа с презентацией


Слайд 3







Мозговой штурм

2-3 мин.









Работа с презентацией













Слайд 4



Постановка проблемного вопроса

Самостоятельная работа учащихся с учебником

1 мин.




Запись на доске и в тетрадях



Рассказ учителя






Самостоятельная работа учащихся с карточками






Запись определения в тетрадь




Рассказ учителя

5-6 мин.













Работа учащихся с учебником и приложением 1


4-5 мин.

















Беседа с учащимися

1-2 мин.







Рассказ учителя

3-4 мин.





Рассказ учителя

2-3 мин.






Беседа с учащимися

1-2 мин.




Рассказ учителя

Работа с презентацией












Самостоятельная работа учащихся с учебником

3-4 мин.













Самостоятельная работа учащихся

4-5 мин.







Запись на доске и в дневниках


Конспект урока на тему "Озера" (6 класс)
  • География
Описание:

В данном конспекте, описываются подробно этапы урока и виды деятельности в данное время.Тип урока- комбинированный, частая смена деятельности учащихся активизирует познавательную деятельность.Решение кроссворда, выполнение заданий по карточкам, самостоятельная работа с учебником, использование приема развития критического мышления, благоприятно сказывается на успеваемости учащихся и понимании данной темы.

Используемый учебник

Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.


Автор Анохина Марина Николаевна
Дата добавления 01.12.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 911
Номер материала MA-062860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы