Ход работы
I. Организация класса.
(Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности
класса к уроку).
II. Проверка домашнего задания.
«Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с
вами повторим предыдущий. Как называлась тема прошлого урока? ( Отвечают)
Четыре минуты
на повторение домашнего задания. Время пошло.
Сейчас мы с
вами решим кроссворд на тему «Реки»
Я задаю вопрос,
желающий ответить поднимает руку, выходит к доске и записывает ответ.
1.Превышение истока
реки над устьем. (Падение)
2.Крупный искусственный
водоем, созданный на реке. (Водохранилище)
3.Время, когда реки
покрыты льдом. (Ледостав)
4.Отношение падения
к длине реки или падение реки на километр длины реки. (Уклон)
5.Внезапный подъем
воды в реке. (Паводок)
6.Начало реки.
(Исток)
7.Вода падающая с
высокого уступа на реке. (Водопад)
8.Место впадения
реки в другую реку, море или озеро.(Устье)
9.Низкий уровень
воды в реке. (Межень)
«Молодцы ребята! А сейчас я назову
вам понятие, а вы как можно больше должны дать правильных ответов,
ассоциаций. Итак, использование рек и охрана рек.
Молодцы!
III.
Изучение
нового материала.
А сейчас, посмотрите
пожалуйста на доску, перед вами эпиграф к нашему уроку, слова М.В. Ломоносова - первого
русского учёного-естествоиспытателя, астронома, географа, геолога, поэта:
«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и
прекрасно,
Чего ещё не видел свет…»
Как вы думаете, почему
именно это изречение является эпиграфом урока?
(география – наука
исследователей, изучая, мы занимаемся исследованиями)
-Объект, о котором мы будем
говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным,
историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения для создания
прекрасной музыки и картин. Это детище уникального творца – природы.
«Как женщина усталая, оно,
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат…»
(А.
Блок)
Итак, определите тему
нашего урока. (Озёра)
Что нам предстоит узнать на
уроке? Каковы наши задачи? Откройте пожалуйста учебник на с.95 и посмотрите
пожалуйста названия подзаголовков.
o Что такое озеро?
o Озерные котловины.
o Вода в озере.
o Водохранилища.
Именно об этом у нас
сегодня и пойдет речь.
Откройте тетради, подпишите
сегодняшнее число, ЛОС № …. и тему урока «Озера»
Мы живем в мире слов. Каждое слово
что-нибудь обозначает. Сегодня я предлагаю подумать над значением слова “озеро”.
Чтобы вам легче было сориентироваться в новом понятии, предлагаю посмотреть
на подсказки, которые лежат на ваших столах.
Карточка № 1.
1. Избыточно увлажненные
участки суши с особой растительностью, животным миром, слоем торфа.
2. Природное углубление,
заполненное водой и не имеющее связи с морем.
3. Постоянный водный поток,
текущий в выработанном им углублении.
Выберите ответ,
который вы считаете правильный.
Правильное определение под
цифрой 2,записываем тетрадь.
Наука,
изучающая озера называется лимнология. А мы с вами на время урока
станем юными
лимнологами, т.е. учеными, изучающими озера.
А их на Земле
очень много больших и маленьких. Такого количества и
разнообразия озер, как в России,
нет ни в одной другой стране – их более 1 млн.
Мы уже
выяснили, что озеро – природное углубление, а углубление – это
котловина, образованная на земной
поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какие природные
процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос
сложный, но с помощью учебника и таблиц вопрос разрешим.
На столах лежат листы, где
указаны тип озерной котловины. Открываем учебники на стр. 96- 97
(Т.П.Герасимова) и находим описание происхождения той котловины, что написано
на листах. С помощью текста учебника и схемы-таблицы дайте описание
названных котловин. На подготовку 3 минуты. Работаем в парах. Одновременно
находим на физических картах России и мира те озера, что уже внесены в
таблицу. ( Параллельно идет демонстрация слайдов с видами и схемами озер,
физической картой мира).
Теперь мы знаем, как появляются
озерные котловины. Еще раз все вместе перечислим типы озерных котловин:
1.Тектонические
|
2. Остаточные
|
3.Вулканические
|
4. Карстовые
(провальные)
|
5. Ледниковые
|
6. Запрудные
|
7. Озера-старицы
|
Озеро- это не только котловина, но
углубление, заполненное водой. А откуда берется вода в этих углублениях? Чем
же питаются озера? (осадками атмосферными, водами втекающих рек).
Все озера по приходу и
расходу воды можно разделить на 3 группы. На столах у каждой группы лежат
листы с контурами озер разного типа. На других листах - названия групп.
Попробуйте анализировать, к какой группе можно отнести каждое из них? Зарисуем
свои выводы в схему.
В одни озера река втекает и
вытекает, а в другие - только втекает, а глухие озера вообще не связаны с
реками. Как вы думаете, может ли это как- то влиять на соленость воды озер?
Озера отличаются не только
по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить
на 3 группы.
Посмотрите на изображение
озера Балхаш. Как вы думаете, почему оно двухцветное?
Обратите внимание на условные
знаки. Полусоленое озеро, в одну половину река втекает, в другую нет.
Когда мы нашли на карте
соленые и пресные водоемы, попробуем ответить еще на один вопрос. Где чаще
всего встречаются соленые и минеральные озера относительно экватора, тропиков
и полюсов? Эти озера чаще всего расположены близ тропиков.
Как долго живут озера?
По разному. Обычный срок жизни крупных озер – десятки тысяч лет. Небольшие
существуют недолго, такие, как озеро-старица. Озера с древних времен
используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера
загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами
с полей. “Голубые глаза “ планеты, просят помощи у людей, роняя чистые
слезинки.
Даже к самому крошечному
озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару,
чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.
А сейчас откройте учебник на с.97
учебника. Прочитайте раздел под номером 4- водохранилища. На работу 4 минуты.
А после, ответьте на вопросы представленные на слайде.
·
Что
такое водохранилища?
·
От чего
зависит уровень воды в водохранилищах?
·
Приведите
примеры водохранилищ в России и примеры маленьких водохранилищ.
IV.
Закрепление
знаний.
А сейчас мы попробуем составить описание географического положения озера
(Байкал или Каспийского) по плану.
План описания:
- Название озера.
- На каком материке, и в какой его части
находится.
- Между какими меридианами находится.
- Между какими параллелями находится.
- Горное или равнинное.
- Сточное или бессточное.
- Солёное или пресное.
- Какие реки вытекают из озера (втекают в
него).
V.
Домашнее задание.
Параграф 24- учить. Доделать
описание географического положения озера.
Определить озёра по их
географическим координатам.
Какие озёра имеют следующие
координаты:
1.
3° ю. ш., 33 в. д. 5.
53° с. ш., 105 в. д.
2.
16° ю. ш., 68 з. д. 6..
48° с. ш., 88 з. д.
3.
28° ю. ш., 137 в.д. 7.
7° ю. ш., 30 в. д.
4.
61° с.ш., 32 в.д. 8.
40° с. ш., 52 в. д.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.