Конспект урока музыки во 2 классе.
Тема : «Русский народный инструмент балалайка »
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом-балалайкой.
Задачи:
·
Приучать детей внимательно
слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о
характере музыки;
·
Приобщать детей к народной
музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи,
·
Воспитывать
уважение к народным традициям и культуре русского народа.
·
Воспитывать интерес,
эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
·
Формировать доброе отношение
друг к другу.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что на уроках
музыках вы всегда поете музыкальное приветствие. Я приготовила для вас новое .
Мы не только попоем , но и подвигаемся. Выбрать и разучить любое музыкальное
приветствие ( показ без сопровождения ). Пение с мелодией. Молодцы,
замечательно.
Сегодня у нас на уроке вы узнаете много нового
и интересного . Я хочу , чтобы вы сегодня были активные, смело поднимали руку
и не стеснялись отвечать, показали все свои знания. А чтобы узнать о чем пойдет
речь, предлагаю вам отгадать загадку.
Деревянная доска
А на ней три волоска.
Волосок- тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент.
(балалайка)
-Так что это за инструмент?
- правильно, балалайка. Русский народный инструмент. А
почему он так называется – русский народный? Русский потому что родился в
России, а народный потому что сделали его народные мастера умельцы.
Посмотрите, корпус у балалайки треугольный, а
если повернуть ее обратной стороной, ничего она вам не напоминает? Может
быть какой- нибудь овощ или даже ягоду, из которого в старые давние времена
делали первые балалайки?
Правильно, оказывается это всем известная
большая ягода – тыква. Ее высушивали, она становилась твердой, натягивали струны,
и получался музыкальный инструмент.
Есть три основные группы музыкальных
инструментов : духовые, ударные и струнные. Балалайка относится к группе
струнных, а точнее струнно- щипковых. Почему эта группа так называется? Потому
что у балалайки есть струны, но чтобы они зазвучали их необходимо щипать.
Посмотрите на таблицу, какие инструменты еще
можно назвать струнно- щипковыми?( дети называют инструменты)
Обратите внимание в корпусе балалайки, под
струнами есть отверстие как вы думаете, для чего оно? Прежде чем вы ответите на тот вопрос, давайте проведем
маленький эксперимент. Возьмем баночку с крупой и пустую, если поднести ее к
губам и использовать как микрофон, в какой звук будет громче? (дети пробуют )
Когда мы направляли звук в пустую баночку он был громче и протяжнее, в ней как
будто было эхо.
Посмотрите, внутри корпуса пусто . Отверстие
называется резонаторное, с помощью него усиливается звук, становится звонче,
громче и протяжнее.
Давайте послушаем как звучит балалайка.
Обратите внимание какой у нее звук? В каком характере прозвучит мелодия? Что
вам захотелось сейчас сделать под эту мелодию? (слушаем «Уральскую
плясовую») - А захотелось ли вам тоже поиграть на каком- нибудь
музыкальном инструменте?
Сегодня мы поиграем на самодельных музыкальных
инструментах, которые вы сами можете сделать. (достаем из коробки пластиковые бутылочки
из под газированного напитка «Гайзер»,наполненные наполовину разными видами
круп).
Это конечно не струнные и не духовые инструменты,
а скорее шумовые, потому как не издают музыкальных звуков, а только шум.
Давайте попробуем поиграть на них (показ) .
-Здорово получилось.
-А теперь поиграем под «Уральскую плясовую». (звучит
фонограмма)
-Вот видите как здорово, получился целый шумовой оркестр.
Талантлив наш русский народ и инструменты
музыкальные создает и песни сочиняет. Давайте разучим русскую народную песенку
–потешку.
Русскую народную песню «Кую ножки»( МОЖНО СПЕТЬ СЛОВА ПОД
ФОНОГРАММУ ПЛЯСОВОЙ)
Ребятам нужно сесть поудобнее, развалившись на стуле.
Кую, кую ножки, (поочередно опускаем стопы ног вниз и поднимаем
вверх)
Поедем по дорожке.
Дорожка кривая, (раскачиваемся на стуле вправо и влево)
Кобылка хромая.
Грязь
по колено, (двумя руками как бы отряхиваем с ног грязь)
Дров
– ни полена!
Утром
рано поедем до пана. (делаем «полочку» указ. пальчик к щеке)
Топ-
топ, топ-топ! (топаем по полу)
Приехали!
Оооооп! (откидываемся на стуле назад, поднимая руки вверх)
- Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Какой формы корпус балалайки? Из чего делали первые
балалайки? К какой группе музыкальных инструментов она относится? Сколько у нее
струн? Молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.