Конспект
урока по музыке 7 класс
Составила: учитель
музыки Н.А.Токарева
Тема:«Симфония
№7 Д.Д.Шостаковича»
Цель: Познакомить
учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.
Задачи:
Образовательные:
Ø Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке
соответствующей духу времени
Ø Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада
Ленинграда;
Ø Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.
Развивающие:
Ø Развивать эмоционально-образное мышление в процессе
восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с
литературой, историей.
Ø Развивать умение учащихся
анализировать, сопоставлять;
Ø Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти,
мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.
Воспитательные:
Ø Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;
Ø Воспитание
нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа
в годы войны.
Тип урока: Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: портрет
композитора, схема анализа музыкального произведения, презентация, таблица
«Синсвейн» .
Техническое обеспечение урока: ПК,
экран и проектор.
Музыкальный материал:
Симфония № 7 (тема нашествия)
Д.Д.Шостаковича.
Мультикейс «О той весне»
Методы:
Ø
Словесные;
Ø
Наглядные;
Ø
метод
эмоциональной драматургии;
Ø
интонационный
анализ художественных произведений.
Виды деятельности учащихся:
Ø
слушание
музыки;
Ø
участие
в размышлениях о музыке, анализ по схеме;
Ø
вокально-хоровая
работа;
Ø
составление
синквейна;
Ø
рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный этап
2)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(2 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний
урок, я хотела бы начать с эпиграфа, записанного на доске («Нашей победе над
фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я
посвящаю свою седьмую симфонию» (Д.Шостакович).
Постановка проблемного вопроса
- Посмотрите на иллюстрации. Как вы
считаете, чему будет посвящён наш урок?
(Творчеству Д.Д. Шостаковича, военным
песням, Симфонии №7)
Основная часть:
Учитель: Есть на свете
очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит
сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим дедам,
и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.
Видеоролик ( фрагменты ВОВ)
Учитель: Ребята, вы все
знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая
таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война
перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного
времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом
блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1-15)
Ученица читает стих
22 июня
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть… (Д. Попов)
Так, в осажденном Ленинграде... «во
мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам…» оставался
и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор -
Д.Д. Шостакович.
Сообщение ученика (краткая биография
Д.Д.Шостаковича)
3).
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Композитор жил в
те дни в здании консерватории на казарменном положении. Вместе со всеми он
копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая
город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал,
укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 16-17)
Учитель: Настоящими героями
этой войны были дети, которые в эти страшные годы не прекращали учёбу. (слайд
17-22)
В душе композитора, кипевшей
великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было
отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным
воодушевлением принялся композитор за создание своей «Седьмой симфонии». (слайд
23)
Работа с учебником с.132
(дети читают статью о создании Симфонии
№7)
Симфонию свою Шостакович писал
урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через
два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя
некоторое время – играл большую её часть друзьям. (слайд 24 « Моему родному городу Ленинграду
посвящается», - было написано Шостаковичем на партитуре 7-ой
Симфонии).
В августе 1942 года самолетом
«Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в
Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все
музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и
оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через
громкоговорители. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они
проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только
жил, но и слушал выдающееся произведение.
(слайд 25-28)
Работа с учебником с.132
(дети читают статью о первом исполнении
Симфонии №7)
Слушание
Учитель: Слушаем Седьмую Симфонию (тема нашествия )
Д.Д.Шостаковича.
4) Первичная
проверка понимания
1. Понравился ли вам этот музыкальный
фрагмент?
2. Сколько вы услышали музыкальных
образов в этом произведении?
3. Какие чувства передаются в
музыке?
4. Как изменяется тема?
5. Какой главный инструмент?
6. Что бы вам захотелось сделать,
прослушав эту музыку?
Анализ музыкального произведения
Учитель: Первая часть
начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет,
наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович
говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его
героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все
это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими
темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые
унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную
песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием
мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом
появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и
пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» -
потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется
безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не
изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых
инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая
сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное
чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок
все живое на своем пути.
5).
Первичное закрепление.
·
Повторное
слушание
·
Составление
Синквейна
Учитель: В память о блокаде
Ленинграда написано много строк, песен и воздвигнуто огромное количество памятников
и мемориалов. (слайд 29-36)
Давайте и мы почтим память погибших ВОВ.
(минута молчания)
Чтение стихотворения учащейся
Верим в Победу
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)
6). Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, я
предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той весне».
Дыхательная гимнастика
Распевание
Исполнение песни “О той весне” -
Мультикейс.
7). Рефлексия (2 мин)
Учитель: Заполните анкету,
закончив следующие предложения:
Для меня было открытием то, что ……
Особенно мне понравилось…….
Учитель: Урок окончен,
спасибо за работу.
Приложение
Просмотр видео-презентации «Симфония № 7 Д.Д.
Шостакович»
Чтение стихотворения о войне
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.