Инфоурок Музыка КонспектыКонспект урока музыки в 7 классе на тему "Симфония №7 "Ленинградская"

Конспект урока музыки в 7 классе на тему "Симфония №7 "Ленинградская"

Скачать материал

Конспект урока по музыке 7 класс

Составила: учитель музыки Н.А.Токарева

Тема:«Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»

 

Цель:  Познакомить учащихся с историей создания  симфонии № 7  Д.Д.Шостаковича.

Задачи:

Образовательные:

Ø  Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени

Ø  Вспомнить  историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;

Ø  Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.

Развивающие:

Ø  Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.

Ø  Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;

Ø  Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.

Воспитательные:

Ø  Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;

Ø  Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока:  портрет композитора,  схема анализа музыкального произведения, презентация, таблица «Синсвейн» .

Техническое обеспечение урока:  ПК, экран и проектор.

Музыкальный материал:

Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича.

Мультикейс «О той весне»

Методы:

Ø  Словесные;

Ø  Наглядные;

Ø  метод эмоциональной драматургии;

Ø  интонационный анализ художественных произведений.

Виды деятельности учащихся:

Ø  слушание музыки;

Ø  участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;

Ø  вокально-хоровая работа;

Ø  составление синквейна;

Ø  рефлексия.

 

Ход урока:

1. Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(2 мин)

У: Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний урок, я хотела бы начать с эпиграфа, записанного на доске («Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»   (Д.Шостакович).

Постановка проблемного вопроса

- Посмотрите на иллюстрации. Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?

(Творчеству Д.Д. Шостаковича, военным песням, Симфонии №7)

Основная часть:

Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим  дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.

Видеоролик  ( фрагменты ВОВ)

Учитель: Ребята,  вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1-15)

Ученица читает стих

22 июня

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

 

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

 

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

А между ними страшный ад.

 

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть… (Д. Попов)

      Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали,  где смерть, как тень, тащилась по пятам…» оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович.

Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича)

3). Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Композитор жил в те дни  в здании  консерватории на казарменном положении.   Вместе со всеми он копал противотанковые рвы,  а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал, укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 16-17)

Учитель: Настоящими героями этой войны были дети, которые в эти страшные годы не прекращали учёбу. (слайд 17-22)

        В душе композитора, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей  «Седьмой симфонии». (слайд 23)

Работа с учебником  с.132

(дети читают статью о создании Симфонии №7)

      Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. (слайд 24 « Моему родному городу Ленинграду посвящается», - было написано  Шостаковичем  на партитуре 7-ой Симфонии).

       В августе  1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители.  Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.

 (слайд 25-28)

Работа с учебником  с.132

(дети читают статью о первом исполнении Симфонии №7)

Слушание

Учитель:  Слушаем   Седьмую Симфонию  (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.

4) Первичная проверка понимания

1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент?

2. Сколько вы услышали музыкальных  образов в этом произведении?

3.  Какие чувства передаются в музыке?

4. Как изменяется тема?

5. Какой главный инструмент?

6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Анализ музыкального произведения

Учитель: Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…»  Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

5). Первичное закрепление.

·         Повторное слушание

·         Составление Синквейна

 

Учитель: В память о блокаде Ленинграда написано много строк, песен и воздвигнуто огромное количество памятников и мемориалов. (слайд 29-36)

Давайте и мы почтим память погибших ВОВ.

(минута молчания)

Чтение стихотворения учащейся                    

Верим в Победу

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту чёрную войну!

 

Только хочет он или не хочет,

А своё получит от войны:

Скоро даже дни, не только ночи,

Станут, станут для него черны!

 (В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)

 

6). Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той весне».

Дыхательная гимнастика

Распевание

Исполнение песни “О той весне” - Мультикейс.

7). Рефлексия (2 мин)

Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения:

Для меня было открытием то, что ……

Особенно мне понравилось…….

Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Просмотр видео-презентации «Симфония № 7 Д.Д. Шостакович»

 

 

Чтение стихотворения о войне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока музыки в 7 классе на тему "Симфония №7 "Ленинградская""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по музыке 7 классСоставила: учитель музыки Н.А.ТокареваТема:«Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»Цель:Познакомить учащихся с историей созданиясимфонии № 7Д.Д.Шостаковича.Задачи:Образовательные:ØСформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времениØВспомнитьисторию Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;ØЗакрепить понятие: симфония, музыкальный образ.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 912 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.06.2020 328
    • DOCX 541.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Валентина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Валентина Андреевна
    Николаева Валентина Андреевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78365
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 196 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 373 человека

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 139 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 909 человек

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 424 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе